Методологический анархизм. П. Фейрабенд методологический анархизм Проверила д и. н., профессор Мажитова Ж. С
Скачать 47.5 Kb.
|
НАО «Медицинский Университет Астана» Кафедра истории и философии РЕФЕРАТ Тема: П. Фейрабенд: методологический анархизм Проверила: д.и.н., профессор Мажитова Ж.С. Выполнила: магистрант 1 года 11 группы Темирова М.М. Нур-султан, 2019 План Введение Основная часть Заключение Список использованной литературы Введение Поль Фейерабенд (1924-1994) – американский философ и методолог науки, создавший оригинальную концепцию динамики науки, согласно которой наука развивается через построение несоизмеримых, использующих разные методы и понятия, теорий. Пауль (впоследствии Пол) Фейерабенд родился в Вене в 1924 г. Получил докторскую степень в Венском университете. Свою преподавательскую карьеру П. Фейерабенд начал доцентом Венского института наук и искусств. В 1951 г. читал лекции в Бристольском и других английских университетах. С 1958 г. работал в США, в частности в Миннесотском центре философии науки в г. Миннеаполисе, профессором философии Калифорнийского университета (1967 г.) в г. Беркли и в других североамериканских университетах. П. Фейерабенд вел также лекционные курсы в университетах Западной Европы, в том числе в Западном Берлине. За последние годы круг его интересов вновь переместился в область искусства и эстетики. Теоретическая и методологическая эволюция Фейерабенда также прослеживается с начала 50-х годов.На первых порах он придерживался взглядов, близких к «аналитической философии» как разновидности неопозитивизма, затем стал последователем К. Поппера, но вскоре занял позицию критического отношения к попперианству. Основные сочинения: «Попытка реалистической интерпретации опыта» (1958), «Проблема существования теоретических сущностей» (1960), «Объяснение, редукция и эмпиризм» (1962) и «Как бытьхорошим эмпириком?» (1963) . В 60-х годах он уже высказался и в пользу тезиса о так называемой «несоизмеримости» разных теорий. П. Фейерабенд умер в 1997 г. Каковы основные идеи американского философа? Начнем издалека и вспомним К. Поппера. Еще К. Поппер высказал мысль, что с научной теорией соотносится не сам по себе факт, а некоторая гипотеза невысокой степени общности, служащая обобщением этого факта. И. Лакатос развил эту мысль и показал, что в случае столкновения теории с фактом мы в действительности имеем дело с столкновением двух теорий: объяснительной теории, которая приходит в противоречие с фактом, и интерпретационной теории, которая обосновывает существование факта и придает ему теоретическую значимость. Основная часть П. Фейерабенд считает, что критика некоторой научной теории с помощью фактов всегда опирается на другую научную теорию, и всякое развитие принятой теории возможно только благодаря существованию другой теории, которая несовместима с первой и критикует ее. Поэтому ученые, если они стремятся к научному прогрессу, должны руководствоваться принципом пролиферации. В чем заключается данный принцип? Ученые должны изобретать теории, несовместимые с принятыми теориями, даже если последние хорошо обоснованы и кажутся неуязвимыми. Изобретая альтернативные теории, мы порождаем их соперничество и взаимную критику, и эта критика является движущей силой научного развития. К принципу пролиферации П. Фейерабенд присоединил и принцип прочности, который сводится к тому, что можно и нужно разрабатывать теорию, не обращая внимание на трудности, которые она встречает. Ошибка Т. Куна, по его мнению, состоит лишь в том, что две одновременно сосуществующие в науке тенденции – стремление к устойчивости и стремление к пролиферации – он счел разными этапами в развитии науки и разделил их во времени. В реальной науке эти две тенденции действуют одновременно, и источником развития науки как раз и является противоборство двух противоположных стремлений: стремление сохранить существующее и стремление ввести новое. Американский философ принимает также важный принцип изменения значения. Представители логического эмпиризма считали, что, когда научные термины переходят из старой теории в новую теорию, они сохраняют свои значения в новой теории. Фейерабенд противопоставляет этому утверждению контекстуальную теорию значения, согласно которой значение терминов теории определяется всем ее контекстом, в частности, ее основными постулатами. Если же значения терминов зависят от основоположений теории, то при переходе термина из одной теории в другую, значение данного термина, очевидно, должно измениться, поскольку основоположения и весь контекст в целом у разных теорий будут различными. Каждая теория создает свой собственный язык для описания наблюдаемых ситуаций, поэтому единого языка, общего для разных теорий, не существует Из сказанного выше вытекает весьма важный тезис о несоизмеримости альтернативных теорий. Иначе говоря, у нас нет никакого способа сравнить их, чтобы оценить их достоинства и недостатки. Каждый ученый, утверждает П. Фейерабенд, а вообще говоря, каждый человек, может изобретать свою собственную концепцию и разрабатывать ее, сколь абсурдной она ни казалась. Автор фантазии создает свой собственный мир и все, что не входит в этот мир, не имеет для нег никакого смысла. Таким образом, существует множество равноправных типов знания, нет универсального метода познания, все традиции имеют равные права, а наука не должна отличаться в своих правах от религии, мифов, магии. Итак, обобщим основные идеи выдающегося американского философа и методолога науки П. Фейерабенда. Основные принципы его концепции сводятся к следующим принципам: принцип пролиферации (множественности) теорий, принцип прочности теорий, принцип изменения значения терминов теорий, принцип несоизмеримости альтернативных теорий. Соединение этих принципов привело к созданию оригинальной концепции методологического анархизма: каждый волен (должен) изобретать свою собственную концепцию; ее невозможно сравнить с другими концепциями, так как нет никакой основы для такого сравнения. Все допустимо и оправдано. Такая позиция получила название эпистемологического анархизма. Таким образом, в чем заключается значение современных концепций развития науки? Во-первых, объектом исследования становится не структура научного знания (как у логических позитивистов), а динамика, развитие научного знания. Во-вторых, наука рассматривается как социальная деятельность, в контексте бытия общества наряду с другими формами духовного освоения мира. В-третьих, реабилитируется метафизика (философия). Освободив метафизику от обвинения в бессмысленности, признав законность философских проблем, К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд способствовали возрождению интереса к философии среди философов науки – интереса, который почти угас за время логического позитивизма. Заключение В целом Фейерабенд, ярко представил ряд проблем, хотя и в гипертрофированном виде, и способствовал активизации работы постпозитивистской мысли в различных направлениях. Это видный представитель постпозитивизма. Критика Фейерабенда расшатывает привычные представления во многом в том же направлении, что и критика Куна. Но если Кун затем строит позитивную модель развития науки то Фейерабенд не ставил себе целью создание новой концепции. Позиция Фейерабенда напоминает позицию древнегреческих софистов. Последние указали на проблемы, которые затем решались Сократом, Платоном и Аристотелем. Мне представляется, что проблемы, высвеченные Фейерабендом, во многом были решены концепцией Куна, суть которой составляет система названных четырех взаимосвязанных понятий. В этом смысле куновскую концепцию (критическая часть которой, во многом совпадающая с критикой Фейерабенда, легла в основание постмодернизма) можно отнести к «постпостмодернизму», т.е. к позитивным концепциям, учитывающим проблемы, поставленные постмодернистами. Список использованной литературы Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. М., 1978. Фейерабенд П. Проблемы эмпиризма. Философские заметки. М., 1981. https://studopedia.ru/11_89195_metodologicheskiy-anarhizm-pfeyerabenda.html https://students-library.com/library/read/28532-metodologiceskij-anarhizm-p-fejerabenda |