грпд. П. сорокин о социокультурной динамике
Скачать 17.83 Kb.
|
П. СОРОКИН О СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕ В своем труде «Социальная и культурная динамика» Сорокин создаёт свою циклическую концепцию истории человеческого общества и культуры. Под культурой П.А. Сорокин понимает совокупность материальных и духовных достижений, созданных или изменённых людьми в процессе их совместной деятельности. К ним относятся наука, техника, изменённая природная среда, философия, религия, искусство и т.д. В ходе своего развития человечество создаёт различные культурные системы -- познавательные (наука, религия, философия), этические (мораль), эстетические (искусство), право, техника. Эти элементы культуры имеют тенденцию интеграции в более крупные образования. П.А. Сорокин выделяет следующие формы интеграции: · Пространственное или механическое соседство -- конгломерат элементов культуры на определённом участке физического пространства; · Косвенная ассоциация на основе внешнего фактора, например, валенки, лыжи, печки как следствие фактора климата; · Каузальная, или функциональная интеграция -- когда каждый элемент культуры функционально влияет на остальные элементы, и в то же время сам подвержен их влиянию и не может существовать без них; · Логико-смысловая интеграция (высшая форма интеграции) -- когда различные элементы культуры образуют гармоничное целое. Существует общий принцип или основание, связывающий воедино все компоненты культуры, придавая смысл и значение каждому элементу. На основе логико-смысловой интеграции различных культурных систем возникает социокультурная суперсистема. «Общий принцип» в ней -- это «картина мира», на основе которой формируется историческая и социальная жизнь обществ. Это господствующая система истин, создающая свою философию, своё мировоззрение, свою религию, свою литературу, эстетику, искусство, свою экономику и политику. Социокультурная суперсистема одновременно охватывает много обществ. Возникнув, она получает свою логику развития, эволюционирует по своим внутренним законам. Эти изменения составляют суть социокультурной динамики. В своём историческом изменении социокультурная система циклически проходит три фазы: · идеациональную, · идеалистическую (интеграционную), · чувственную. Главный критерий выделения той или иной фазы -- определённый способ осмысления реальности. Изменение социокультурной суперсистемы носит циклический характер -- за идеациональной фазой следует идеалистическая (интеграционная), за ней чувственная, за чувственной -- снова идеалистическая, потом снова идеациональная и т.д. В Европе, по оценке П.А. Сорокина, последовательность смены фаз (или основных принципов) была следующей: чувственная истина крито-микенской цивилизации уступила место греческой идеациональной истине VIII -- VI веков до нашей эры, а она в свою очередь -- идеалистической истине V века до нашей эры. Придя ей на смену, чувственная истина вновь безраздельно господствует в период с III века до нашей эры по IV век нашей эры. Затем последовали века доминирования истины христианства с VI века по XII век. В XIII веке идеалистическая истина вновь становится преобладающей, но ненадолго. Ей на смену пришла третья фаза чувственной истины, утвердившая своё влияние с XVI века и по настоящее время. Циклические изменения фаз Сорокин обнаруживает и в культурах Египта, Вавилона, Индии, Китая. Свои выводы о динамике фаз социокультурных суперсистем П.А. Сорокин подкреплял огромными массивами исторических данных о динамике философских и научных доктрин, изобретений, о характере произведений искусства и т.д. в разные исторические эпохи. П.А. Сорокин считал эпоху, в которую жил он сам, периодом окончания трёхвековой чувственной фазы, её кризиса, дезинтеграции, и перехода к идеалистической (интеграционной) фазе, когда материальные ценности окажутся потесненными признанием сверхчувственных начал реальности. В этом П.А. Сорокин в какой-то степени перекликается с А.Тойнби, провозглашавшим наступление эпохи иррационализма. Отражением перехода к идеалистической (интегралистской) фазе являются процессы глобализации, вовлечения всего человечества в общее социокультурное строительство. До этого динамика фаз в Европе и Северной Америке не оказывала влияния на другие регионы. Лишь в наше время очередная волна смены системы мировоззрения в Европе и Северной Америке захлёстывает весь остальной мир, вовлекая в этот процесс и незападные народы. В целом, по мнению П.А. Сорокина, современная эпоха имеет следующие основные черты: · перемещение творческого лидерства человечества из Европы и Европейского Запада, где оно было сосредоточено в течение последних пяти столетий, в более обширный район Тихого океана и Атлантики, особенно в Америку, Азию и Африку; · дезинтеграция преобладающего чувственного типа человека, культуры, общества и системы ценностей; · возникновение и постепенный рост первых компонентов нового -- интегрального -- социокультурного порядка, его системы ценностей и типа личности. |