Главная страница
Навигация по странице:

  • УСТАВ, ПОЛУУСТАВ, СКОРОПИСЬ

  • палеография. Палеография палеография от греч


    Скачать 29.89 Kb.
    НазваниеПалеография палеография от греч
    Анкорпалеография
    Дата15.09.2022
    Размер29.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапалеография.docx
    ТипЗакон
    #678511

    Палеография

    ПАЛЕОГРАФИЯ (от греч. palaios - древний и grapo - пишу) - специальная историческая дисциплина, изучающая историю письма, выявляющая и исследующая закономерности развития его графических форм. Палеография подразделяется в зависимости от алфавитов и языка на греческую, латинскую, славяно-русскую, армянскую, грузинскую, арабабскую и др. Общей палеографии не существует. В последние годы некоторые ученые (франц. - Ж. Маллон, австр. - Л. Сантифаллер, бельг. - Ф. Мазе, чехосл. - П. Спунар и др.) ставят вопрос о необходимости создания общей палеографии, выявляющей и изучающей законы развития, общие для любого письма. Термин «палеография» был впервые употреблен в 18 веке Б. Монфоконом, с именем которого связано и выделение палеографии из дипломатики в качестве самостоятельной дисциплины. С середины 20 века в палеографии отчетливо проявилась тенденция включать в круг исследования письмо всех видов памятников независимо от их материала, таким образом объектом изучения палеографии стало не только письмо на восковых табличках, пергаменте, бумаге, но и письмо надписей на твердом материале, на папирусе (до середины 20 века надписями и папирусами занимались главным образом эпиграфика и папирология) и на бересте. С 50-х годов 20 века предметом палеографии постепенно становится и письмо нового и новейшего времени, ранее почти не изучавшееся. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков (например, иероглифов), пропорции их составных элементов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). Палеография, кроме того, решает такие задачи, как чтение рукописного текста, определение времени и места его написания, иногда установление имени писавшего. В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплета рукописей (в странах Западной Европы комплексом вопросов, связанных с изготовлением рукописной книги (формат, переплет, размещение текста и т. п.) и ее дальнейшей судьбой, занимается возникшая во 2-й половине 20 века специальная дисциплина - кодикология).

    В палеографии разработаны специфические методы исследования (техника анализа графических данных, методика датировки рукописей по совокупности палеографический примет и др.). В палеографии используются также методы других наук и специфических дисциплин: филологии (уточнение датировки и топологии рукописи по данным языка), текстологии и дипломатики (уточнение тех же данных по содержанию, стилю, истории текста, по формулярам грамот и документов), искусствоведения (то же - по художественным данным миниатюр, орнамента), химии (анализ чернил и других красящих веществ), физики (применение цветоотделительных фотографии для выявления угасших текстов, использование радиоактивных изотопов для датировки органических мататериалов и т. п.) и др.

    Материалы и орудия письма

    Изучение материалов и орудий письма как междисциплинарная историко-культурная проблема. Использование данных естественных наук и техники.

    Древнейшие материалы, орудия и приемы письма. Материалы для письма на Руси. "Черты и резы". Вощаные дощечки (церы). Пергамен. Палимпсесты; приемы восстановления первоначального текста. Береста. Ткани. Памятники эпиграфики, их материальная основа. Чернила. Краски. Листовое и твореное золото. Орудия и принадлежности для письма. Скриптории. Технология письма в Древней Руси. Изображения книгописцев в древнерусских миниатюрах.

    Бумага. Происхождение бумаги. Бомбицина. Технология изготовления бумаги. Развитие производства бумаги и ее распространения в регионах мира. Появление бумаги на Руси. Бумажные мельницы в Московском государстве. Значение изучения технологии производства бумаги для установления времени и места создания письменного источника. Филигранология – изучение водяных знаков на бумаге для установления времени и места ее изготовления. Водяные знаки (филиграни) на бумаге иностранного и русского производства. Верже и понтюзо. Контрамарка. Виды и эволюция филиграней. Справочники и альбомы филиграней. Методы и техника идентификации филиграней. Штемпели и тиснения на бумаге, их палеографическое значение.

    Ксилография. Изобретение И. Гутенберга. Металлический шрифт и способы набора и воспроизведения текста. Бумага как основной материал для письма и печати. Изменение технологии производства бумаги для печатных изданий; водяные знаки на бумаге печатных изданий. Бумага высших сортов. Веленевая бумага. Почтовая бумага. Гербовая бумага. Бланки. Особенности технологии производства и разнообразие сортов бумаги в XIX - XX вв., их основные характеристики (исходный материал для производства бумаги, плотность, цвет, химический состав, технология производства). Методы и приемы анализа бумаги.

    Нетрадиционные материалы для письма и печати (картон, кожа, ткань, металл, фольга и др.).

    Орудия письма и оформления, связанные с культурой бумаги. Эволюция чернил и красок в связи с употреблением бумаги и последующим технологическим прогрессом. Появление карандаша. Развитие орудий письма (калам, писало, гусиное перо, металлическое перо, "вечные" и шариковые ручки, фломастеры и т.д.). Средства для коррекции создаваемых письменных текстов. Орудия, средства и принадлежности для ручной иллюстрации и оформления текстов (циркули, линейки, лекала, трафареты и др.).

    Типографский шрифт как орудие письма, его эволюция. Классификации типографских шрифтов. Наборные и цельногравированные тексты. Буквопечатающие, копировальные, сканирующие аппараты (пишущие машинки, телеграфные аппараты, принтеры, копировально-множительная техника, сканеры и др.). Типографские краски, красящие ленты для печати, картриджи и т.п. Методы и средства установления техногенных орудий письма. Изучение шрифтов и их параметров. Гарнитура шрифтов, кегль, стиль. Особенности шрифтов пишущих машинок; компьютерные шрифты. Техногенная культура оформления и украшения текстов.

    Историко-культурное и специальное палеографическое изучение материалов и орудий письма в гуманитарном познании и в исторических науках.

    Графика письменности

    Рукописные знаки, почерки и шрифты как палеографический признак. Эволюция типов кириллического письма. Начерк, почерк. Типы письма: устав, полуустав, скоропись, их классификации по времени бытования, школам письма и др. Курсивное письмо. Образцы письма (азбуки, прописи). Начерки и почерки как палеографический признак. Вязь. Типографские, машинописные, принтерные шрифты как палеографический признак. Образцы шрифтов. Категории шрифтов, различающиеся способом формирования символов и их назначением. Стандарты шрифтов. Справочная литература о почерках и шрифтах.

    Устав. Древний (ранний) устав XI-XII вв. как тип письма пергаменных рукописей. Характерные черты древнерусского уставного письма (интервалы между буквами, форма и толщина начертаний букв, их расположение в строке, применение титл, применение выносных букв, употребление йотованных букв). Расположение текста. Начертания букв в древнем уставе; различия в начертании букв в рукописях XI и XII в. Неалфавитные знаки в уставе XI-XII вв. Торжественный и деловой устав. Древнерусские памятники, написанные уставом XI-XII вв.

    Поздний устав XIII-XIV вв. Причины изменения типа письма. Графические особенности позднего устава. Расположение текста. Памятники, написанные уставом XIII-XIV вв.

    Графика берестяных грамот, ее особенности. Характерные начертания букв, их отличия от устава на пергамене.

    Употребление уставного письма в последующее время.

    Приемы и методы чтения и палеографического анализа уставного письма.

    Полуустав. Причины смены устава полууставным письмом. Время бытования полуустава. Старший и младший полуустав. Расхождение начерков в рукописях русских земель и Великого княжества Литовского. Южнославянский полуустав, его связи с русским полууставом. Южнославянское рукописное влияние и его культурное значение.

    Старший (ранний) полуустав. Особенности полууставного письма, его отличия от устава. Атрибутирующие признаки: начертания букв, лигатуры, титла, сокращения, выносные буквы. Изменения в расположении текста. Памятники, написанные старшим полууставом.

    Младший (поздний) полуустав. Атрибутирующие признаки: начертания букв, варианты начертания одной и той же буквы одним писцом, лигатуры. Сокращения. Выносные буквы. Надстрочные знаки. Полуустав книжной и деловой письменности. Школы писцов и формирование московского полуустава. Беглый полуустав. Полуустав, переходящий в скоропись. Памятники, написанные младшим полууставом.

    Полуустав как основа шрифта первопечатных кириллических книг.

    Виды полуустава XVII в., их последующее бытование. Книжный полуустав XVII – начала XX вв. Уставное и полууставное письмо в практике Русской Православной церкви. Продолжение письменных традиций в старообрядческих рукописях.

    Приемы и методы чтения и палеографического анализа полууставного письма.

    Скоропись. Причины появления скорописи, этапы ее развития. Взаимосвязь между развитием скорописи, количеством и разновидностями составляемых документов. Деловая и книжная скоропись. Школы скорописи; особенности скорописи различных приказов; территориальные особенности. Начало индивидуализации почерков.

    Скоропись конца XIV-XV вв. Атрибутирующие признаки: начертания строчных и выносных букв, варианты начертания букв, лигатуры. Сокращения и выносные буквы. Особенности применения "ъ" и "ь".

    Скоропись XVI в. Изменения в технике письма. Атрибутирующие признаки: лигатуры, выносные буквы и взметы, начертание строчных и выносных букв, лигатур строчных, строчных с надстрочными букв.

    Скоропись XVII в. Ускорение письма. Скоропись первой трети, середины, второй половины XVII в. Атрибутирующие признаки: многообразие вариантов строчных, надстрочных букв, лигатур. Росчерки в написании букв.

    Письмовники XVII в. и их влияние на культуру письма.

    Скоропись XVIII в. Факторы изменения графики письма: регламентация деятельности государственного аппарата, изменение системы делопроизводства в первой четверти XVIII в., становление личностного начала. Влияние европейской культуры письма. Введение гражданского шрифта. Различия в скорописи писцов центральных и местных учреждений. Индивидуальные особенности письма. Этапы развития скорописи XVIII в.: скоропись петровского времени, скоропись 2-й четверти XVIII в., скоропись 2-й половины XVIII в. Атрибутирующие признаки: упрощение написания букв и уменьшение вариантов их начертаний; сокращение употребления архаичных и появление новых букв; уменьшение количества выносных букв; деление текста на слова; появление строчной (заглавной) буквы, красной строки (абзаца). Знаки препинания. Переход к новой системе записи цифр.

    Приемы и методы чтения и палеографического анализа скорописи.

    Каллиграфическое письмо XIX – начала XX вв. Переход от скорописи XVIII в. к каллиграфической графике и почеркам XIX в. как проблема культуры. Влияние реформирования государственного аппарата, становления русского литературного языка, общественных процессов, индивидуализации жизни на формирование и особенности каллиграфического письма. Канцелярские и индивидуальные почерки. Обучение письму; прописи. "Росчерк". Противоположные тенденции в развитии письма - унификация техники письма и индивидуализация почерка.

    Письмо конца XIX – XX вв. Воздействие массовой грамотности, возрастающих потоков информации, ускорения темпов личной и общественной жизни, распространения механических средств создания письменных текстов на переход к упрощенному письму. Изменение программ обучения письму.

    Проблемы изучения индивидуальных почерков. Графология и психографология, переход от графологии к почерковедению. Принципы почерковедческого анализа (школа письма, половые и возрастные особенности письма, связь почерка с особенностями личности).

    Приемы и методы чтения и палеографического анализа почерков. Значение наблюдений за лексикой, орфографией, знаками препинания, применением прописных букв, расположением текста для датировки и атрибуции рукописей.

    Вязь. Вязь как декоративное письмо. Происхождение вязи. Время и этапы ее бытования. Рукописная и старопечатная вязь. Основные приемы вязи: лигатуры, подчинение букв, соподчинение букв. Соотношения ширины и высоты букв. Приемы декорирования вязи. Московская, новгородская, псковская школы вязи. Формирование единой школы вязи. Поморская вязь. Употребление вязи. Вязь как палеографический признак.

    Тайнопись. Причины появления "тайного письма", сферы его употребления. Тайнопись как явление культуры. Системы тайнописи, время их бытования. Система "чуждых письмен"; система измененных знаков; система замен; простая и мудрая литорея, разновидности последней; счетная система или цифровая тайнопись; система обратного письма. Акростих. Использование тайнописи в Посольском приказе и Коллегии иностранных дел. Дипломатические шифры. Тайнопись в источниках личного происхождения.

    Кодовые системы сигнальной связи, оптического и электрического телеграфа, радиосвязи.

    Чтение и передача тайных и кодовых систем письменными текстами. Тайнопись как палеографический признак. Криптография, ее место в системе исследования письменных источников и гуманитарного знания.

    Стенография. Причины появления стенографии, области ее применения. Системы стенографии. Учебные пособия по стенографии. Дешифрованные стенографические тексты.

    Типографские, машинописные, компьютерные шрифты. Возникновение и развитие типографских шрифтов в России в связи с развитием культуры книги. Понятия, связанные с анализом шрифтов (тип, гарнитура, кегль и т.д.). Происхождение и виды машинописных шрифтов. Компьютерные шрифты. Справочники и пособия для атрибуции шрифтов. Использование цвета в книгопечатании как палеографический признак.

    Изменение понятия "рукопись" с внедрением технических средств (пишущей машинки, компьютера). Проблемы подлинности и авторства в условиях существования технотронной документации. Пометы на полях, маргиналии, подчеркивания в тексте как палеографические особенности. Тексты в текстовых редакторах электронной техники; на экране монитора; при выводе на печать.

    Графика смешанного характера. Бланки, анкеты, журналы установленных форм, тетради, книги и т.п.

    Феномен письма и писания в информационном обществе. Распространение безбумажных технологий письма и их последствия.

    Формат И переплет

    Формат, переплет, способы скрепления письменных памятников как палеографический признак.

    Формат рукописей (изданий), способы его измерения и обозначения. Размеры пергаменных рукописей. Размеры полного листа бумаги. Единицы измерения листов бумаги как палеографический признак. Русские и западноевропейские единицы размеров бумажного листа. Определение деления листа. Особенности расположения филиграней при фальцевании листа. Стандартизация размеров бумажных листов.

    Тетрадь, ее происхождение. Скрепление тетрадей. Разлиновка листов. Пагинация как палеографический признак.

    Рукописная книга. Альбом. Типографская книга. Их форматы, пагинация, особенности фальцевания и скрепления. Стандартизация форматов изданий.

    Переплет. Способы изготовления переплета. Доски, поволока, оклад. Материалы для переплета. Застежки. Угольники, средники, жуковины. Обрез книг. Переплет и художественный стиль эпохи. Переплет как палеографический признак. Книжный переплет XII–XV, XV–XVII, XVIII–XX вв. Особенности переплета делопроизводственных документов XVI – ХХ вв.

    Столбцы (ротули, свитки), время их бытования. Особенности столбцового делопроизводства в России. Внешние характеристики столбца: склейка или сстав, скрепа, справа, пометы.

    Способы скрепления деловых бумаг в XVIII–XX вв. Связки (фасцикулы) XVIII–XIX вв. Формирование комплексов делопроизводственных документов в XX в.: дела, пакеты, досье, папки, скоросшиватели, конверты. Особенности скрепления письменных источников личного происхождения.

    Понятие формата в компьютерных текстовых редакторах.

    Художественное оформление письменных источников

    Орнамент и миниатюра как палеографический признак. Украшение письменных текстов и художественная культура эпохи. Проблема художественного стиля в палеографии: связи, соответствия и несоответствия между назначением письменного памятника, его декором, школой письма и типом почерка, материалами и орудиями письма.

    Восприятие книжной (рукописной и печатной) культурой элементов монументального, станкового искусства и живописи. Распространение декора книжной культуры на другие письменные источники (законодательные, актовые и др.). Происхождение орнамента. Византийские, западноевропейские, национальные традиции в русском декоре.

    Классификация художественных стилей письменных источников. Типы классификаций Ф.И. Буслаева, В.Н. Щепкина, Л.В. Черепнина и их критика.

    Украшенные, иллюминированные, иллюстрированные письменные источники.

    Орнамент, его виды и разновидности. Заставки. Инициалы. Концовки. Полевые и маргинальные украшения. Мотив, рапорт. Рамки. Виньетки. Стиль и стилизация. Отражение стиля в элементах декора.

    Византийский стиль орнамента. Влияние византийской традиции на древнерусские письменные памятники. Атрибутирующие признаки: виды рамки, геометрические и растительные мотивы, цветовая гамма. Инициалы. Отражение мотивов древнерусского художественного творчества в орнаменте. Техника эмали в византийском стиле. Проблемы классификации и терминологии стиля орнамента. Орнаментированные памятники.

    Чудовищный (тератологический) стиль. Происхождение и время бытования. Народные мотивы и региональные особенности тератологического стиля. Атрибутирующие признаки: формы рамки, антропологические и тератологические мотивы, цветовая гамма. Различные техники тератологии. Особенности инициалов. Орнаментированные памятники.

    Балканский стиль орнамента, особенности его появления, бытования и распространения. Атрибутирующие признаки: формы и фон рамки; геометрическое сочетание мотивов; мотивы жгута, плетенки, растительные; цветовая гамма. Инициалы. Особенности балканского стиля в первых печатных кириллических изданиях XV – XVI вв. Проблемы классификации и терминологии балканского стиля орнамента. Орнаментированные памятники.

    Неовизантийский стиль орнамента. Цветной или травный ("фряжский") стиль. Атрибутирующие признаки: характер рамки; мотивы стилизованных растений и геометрических фигур; цветовая гамма. Инициалы. Проблемы классификации и терминологии неовизантийского стиля орнамента. Орнаментированные памятники.

    Старопечатный стиль, время его появления и распространения. Эпоха Возрождения и старопечатный орнамент. Атрибутирующие признаки: характер рамки заставок и инициалов, растительные мотивы, цветовая гамма. Концовки и полевые украшения. Рамки-заставки на титульных листах. Использование гравированных рамок для оформления титульных листов памятников книжности. "Ломбарды" и вязь в старопечатном орнаменте. Влияние рукописного орнамента на гравированный; отражение старопечатного орнамента в рукописном. Памятники старопечатного стиля. Восприятие старопечатным орнаментом элементов других стилей.

    Барокко: итальянское барокко, московское барокко. Развитие эмблематики барокко в художественно-изобразительной культуре. Символика барочных текстов. Атрибутирующие признаки: характер рамки, растительные и геометрические мотивы, цветовая гамма. Инициалы. Концовки. Орнаментированные памятники.

    Поморский стиль, его распространение и бытование. Атрибутирующие признаки: характер рамки, растительные мотивы, цветовая гамма. Инициалы. Концовки. Полевые украшения (цветки). Орнаментированные памятники.

    Рококо и время его распространения. Атрибутирующие признаки: естественный характер рамки, геометрические мотивы, цветовая гамма. Инициалы. Рококо в актах середины и второй половины XVIII в. Орнаментированные памятники.

    Стиль Людовика XVI. Атрибутирующие признаки: характер рамки, растительные мотивы, цветовая гамма. Новое влияние культуры Возрождения на мотивы орнамента. Орнаментированные памятники.

    Ампир. Сущность содержания и причины появления. Атрибутирующие признаки: характер рамки, мотивы монументального искусства, цветовая гамма. Героико-патриотическая символика. Орнаментированные памятники.

    Классицизм начала XIX в. в оформлении памятников письменности.

    Распад крупных стилистических общностей и формирование направлений и течений в изобразительно-оформительском искусстве; особенности палеографического анализа орнамента рукописей и изданий XIX – XX вв. Стилизация в изобразительно-оформительском искусстве и книгоиздании.

    Миниатюра. Миниатюра как палеографический признак. Миниатюра как часть текста, миниатюра как иллюстрация. Эволюция понятия "миниатюра". Техника и приемы письма миниатюры. Влияние иконописи на развитие миниатюры. Эволюция миниатюры: от византийских элементов до восприятия западноевропейской культуры письма. Термины, характерные для русской культуры: рукопись лицевая, "сряженная", "обряженная".

    Атрибутирующие признаки миниатюры: палатное письмо, пейзаж, гористость, изображение человеческой фигуры. Перспектива. Краски.

    Миниатюра XI–XII вв. Происхождение древнерусской книжной миниатюры, ее связь с изобразительным искусством Византии и Древней Руси. Техника письма миниатюры на пергамене. Грунтовка. Краски, цветовая гамма. "Фронтиспис". Миниатюра и рисунки в письменных памятниках XI–XII вв.

    Миниатюра XIII – XV вв., ее связи с монументальной и станковой живописью. Школа А. Рублева в искусстве книжной миниатюры. Техника письма миниатюры на бумаге. Содержание книжной миниатюры XIII – XV вв. Рисунок. Лицевые рукописи XIII – XV вв.

    Миниатюра XVI–XVII вв. Царская школа и Лицевой летописный свод. Школа С. Ушакова и ее значение в развитии книжной миниатюры. "Парсунное письмо". Рисунок. Краски и оттенки. Содержание миниатюры. Бытовая миниатюра. Лицевые рукописи XVI–XVII вв. Роль Посольского приказа и Оружейной палаты в работах по оформлению письменных текстов.

    Миниатюра в рукописных памятниках XVIII – XX вв. Авторские рисунки в рукописях. Маргинальные рисунки в печатных изданиях.

    Лубок. Лубок рукописный и печатный. Содержание лубочных картинок. Бытование лубка в культуре. Проблемы атрибуции и датировки лубка.

    Гравюра. Гравюра как палеографический признак. Гравюра как самостоятельное произведение искусства и издательской культуры, как часть текста, как иллюстрация. Виды гравюры; техника гравюры. Ксилография. Эстамп. Эволюция гравюры. География восточноевропейской гравюры. Гравюра в рукописной и печатной книге. Авторство гравюры как палеографический признак.

    Гравюра XV – XVII вв. Гравированные заставки, рамки, инициалы, концовки, гербы как элементы украшения рукописных и печатных книг. Фронтисписы в старопечатных книгах. Европейская и русская гравюра. Атрибутирующие признаки гравюры XV – XVII вв. Особенности гравюры барокко. Содержание гравюры. Гравюра как иллюстрация письменного текста.

    Гравированные листы как элемент письменной культуры и культуры интерьера.

    Гравюра XVIII в. Стиль, вид, техника гравюры как палеографический признак. Содержание гравюры. Гравюра в науке и школьном обучении.

    Гравюра XIX – XX в. Стиль, вид, техника гравюры как палеографический признак. Содержание гравюры. Гравюра в изданиях произведений художественной литературы, плакатах, открытках, знаках почтовой оплаты, рекламных текстах и т.д.

    Технологии оформления рукописных и печатных текстов XIX – XX вв. Литография. Дагерротип и фотография. Фототипические издания. Коллаж. Технологии воспроизведения изображений в письменных источниках. Электронный дизайн письменного текста. Палеографическая атрибуция изображений.

    Чтение и передача текстов

    Приемы чтения текстов. Методы палеографии в прочтении текстов и передаче их звучания средствами современного фонетического аппарата. Принципы и правила чтения текстов. Приемы прочтения дефектных текстов.

    Передача текстов. Транслитерация как способ передачи слов и текстов одной алфавитной системы средствами другой. Соотношения между кириллической азбукой на различных этапах ее бытования и современной кириллической азбукой. Проблема введения в современную азбуку недостающих алфавитных и диакритических знаков, а в передаваемые письменные тексты – современных букв и знаков препинания. Международные стандарты транслитерации.

    Транскрипция и правила транскрипции текстов. Различия между транскрипцией для филологических и для историко-познавательных целей. Принципы и правила филологической транскрипции.

    Транскрипция для историко-познавательных целей. Ее принципы и правила в нормативных документах и методических руководствах для передачи и издания памятников письменности.

    Транскрипция памятников письменности до начала XVI в.: передача букв древнерусского алфавита, вышедших из употребления; передача цифр; передача надстрочных знаков и знаков препинания; транскрипция слов, написанных под титлом, сокращений, выносных букв. Разбивка текста на слова, предложения, абзацы. Указание конца строки и страницы в транскрипции текста. Расстановка знаков препинания.

    Транскрипция рукописей начала XVI – середины XVIII в.: правила соблюдения фонетических и морфологических особенностей текста, правила передачи отсутствующих в современном алфавите букв, особенности применения "ъ" и "ь". Передача цифр. Транскрипция слов, написанных под титлом, сокращений. Применение прописных и строчных букв. Пунктуация. Возможности сохранения букв, вышедших из употребления, при передаче текстов исторических источников. Сохранение некоторых букв для текстов украинского и белорусского происхождения. Указание конца строки и страницы в транскрипции текста.

    Транскрипция рукописей второй половины XVIII – начала ХХ вв. Применение правил современной орфографии и пунктуации при соблюдении особенностей языка документа. Передача текстов ХХ в. Особенности передачи текстов телеграмм, стенограмм, тайнописи, шифров и т.п.

    Передача разночтений в списках, изводах, редакциях письменных текстов.

    Морфологические, орфографические, пунктуационные особенности текста как палеографический признак.

    Междисциплинарные связи палеографии, текстологии, археографии.

    Палеографический анализ. Палеографическое описание письменных исторических источников

    Палеографический анализ, его цели, задачи, содержание, этапы. Па ле ог ра фи че ские дан ные и определение времени происхождения письменного исторического источника. Возможности палеографического анализа в оп ре де ле нии ме с та воз ник но ве ни я источника. Па ле ог ра фи че ские дан ные и ус та нов ле ние авторства письменных текстов. Ус та нов ле ние по длин но сти па мят ни ка.

    По длин ник, ко пия; спи сок; автограф.

    Применение в палеографическом анализе данных ис точ ни ко ве де ния, текстологии, лин г ви сти ки, сфра ги сти ки, ге раль ди ки, дип ло ма ти ки, хронологии, метрологии, истории искусства и других наук и дисциплин.

    Ме с то па ле ог ра фи че ских дан ных в исследовании пись мен но го ис точ ни ка. При ме не ние метода па ле ог ра фии при изу че нии пись мен ных па мят ни ков.

    Палеографическое описание. История развития палеографического описания рукописей. Классические опи са ния ру ко пис ных па мят ни ков.

    Принципы и правила палеографического опи са ния в методических руководствах по описанию памятников письменности.

    Принципы и последовательность описания. Терминология описания; условные обозначения. На зва ние па мят ни ка. Вре мя его на пи са ния. Автор (со ста ви тель). Ад ре сат. Со дер жа ние па мят ни ка. Описание содержания. Ма те ри ал, на ко то ром на пи сан па мят ник. Чер ни ла и к ра ски. Раз мер и фор мат. Пе ре плет. Тип письма (по черк). Счет ли с тов (пагинация). Во дя ны е з на ки. Вязь. Ор на мент. Ми ни а тю ра и другие элементы декора. Удо сто ве ри тель ные элементы. При пи ски, пометы. По длин ность па мят ни ка. Место хранения. Сведения о публикации памятника.

    Зна че ние па ле ог ра фии для со став ле ния на уч ных опи са ний ру ко пис ных па мят ни ков.

    Палеографическая компаративистика

    Компаративные подходы в изучении памятников письменности. Сравнительный подход в изучении материала и орудий письма, графики письменных знаков, формата и переплета, художественного оформления письменных текстов. Метод палеографии в изучении взаимодействия культур и сфер культуры.

    Становление разделов палеографии как самостоятельных дисциплин. Эпиграфика. Берестология. Филигранология. Криптография. Шрифтоведение.

    Метод палеографии в междисциплинарных исследованиях. Палеография и историческая антропология. Палеография и графология. Палеография и дипломатика. Палеография и кодикология. Палеография и книговедение. Палеография и искусствоведение. Палеография и историческая психология.

    Методы гуманитарных дисциплин в работе палеографа (филологии, текстологии, языкознания, структурной лингвистики, литературоведения, агиографии, иконографии, семиотики, герменевтики и др.). Палеография и искусство.

    Применение методов естественнонаучного знания в палеографии. История науки, промышленности, технологий и палеография.

    УСТАВ, ПОЛУУСТАВ, СКОРОПИСЬ

    Мы уже говорили, что миниатюры, заставки, орнаменты и инициалы рукописных книг похожи на росписи, украшающие стены древнерусских храмов. А буквы чем-то неуловимым напоминают архитектурные памятники.
    Как только не называют люди храм Покрова на Нерли! И поэмой из камня, и белым лебедем, и звездой-красавицей. Всмотритесь в него. И право, контуры этого дивного строения чем-то похожи на буквы уставного письма. Или буквы похожи на храм...
    А Дмитриевский собор во Владимире, церкви древнего Пскова, Владимира, Суздаля? Квадраты и полукружия уставных букв родственны их архитектурным формам. Так же, как завитки скорописи, разве не близки они всему древнерусскому искусству? Что же касается вязи, то тут уж и аналогии искать не нужно: нарядные строчки вязи - это само искусство.
    Красиво соединяются в уставе прямые и округлые линии. Титла встречаются относительно редко. Главным образом над словами, выражавшими религиозные термины: бог - бгъ, сын - снъ, дух - дхъ. Над каждым волнистая линия титла, означающая сокращение гласной.
    С развитием государственности, с ростом грамотности, с развитием деловой, дипломатической и частной переписки появляется новая графическая форма славянского письма - полуустав. А со временем и скоропись.
    Для написания названия рукописи, для некоторых религиозных текстов употреблялась вязь. Вязью же выполнены надписи на иконах, фресках, колоколах, металлической посуде, на надгробных памятниках.
    Посмотришь на вязь, и кажется, что эти буквы пришли на страницы книг из сказочного мира, населенного диковинными животными и растениями, различными чудовищами,
    В рукописной книге XI - XII столетий инициалы были построены на сочетании основного, геометрически правильного рисунка буквы, ее каркаса, с изображениями реальных животных и растений. В рукописях XIII - XIV веков находим чуть ли не бытовые сцены, например букву М рисовали в виде двух человечков, тянущих сеть с рыбой. Часто встречаются изображения сирина - полуптицы-получеловека. Смотришь на нее, и думается: не во сне ли привиделась она когда-то мастеру, осела на резных наличниках деревянных домов, а потом перелетела на страницы книг?..
    Очень красива древнерусская книга!
    Буквы полуустава и замысловатые заставки продолжали жить и на страницах книг, изданных русским первопечатником Иваном Федоровым.
    Первая в нашей стране не рукописная, а печатная книга, изданная им в 1564 году, напечатана полууставом. Бытовал этот шрифт во всех типографиях России, Украины и Белоруссии до XVIII века.
    Типографские шрифты, созданные в XVI столетии, почти точно повторяли рукописные книги. Такими оставались они до начала XVIII века, когда Петр I ввел новую форму письменных знаков - гражданский шрифт, иногда называемый "гражданкой", - упрощенный кириллический полуустав. Развитие культуры, рост спроса на книги не только религиозные, но и научные, и учебные, расцвет художественной литературы требовали более простой графики букв.
    В результате петровских реформ из азбуки были официально исключены некоторые лишние буквы - юсы, пси, омега; исчезли и титла.
    Замена старой азбуки новой, как и некоторые другие реформы Петра I, встречала сопротивление со стороны реакционных кругов общества. Но было еще сопротивление, продиктованное традицией, привычкой. Потребовались многие годы, чтобы буквы нашего алфавита приобрели современную графическую форму.
    Окончательно был освобожден наш алфавит от лишних письменных знаков после Великого Октября. 17 октября 1918 года Совет Народных Комиссаров издал декрет "О введении новой орфографии". Исчезли фита, ижица, твердый знак в конце слов и ненавистная когда-то всем школьникам буква ять.
    Современные системы письма большинства народов СССР построены на славяно-кирилловской основе. Только литовский, латышский и эстонский алфавиты сохранили латинский шрифт. Грузия и Армения имеют свою форму письменных знаков.
    Письмом, построенным на основе кириллицы, пользуются народы, которые разговаривают на шестидесяти языках.




    написать администратору сайта