ЭССЕ На тему: «Памятник косметическая ложечка в виде плывущей девушки из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина как пример искусства. Эссе Герасимова В.В. гр. BVR07-BPF1701. Памятник косметическая ложечка в виде плывущей девушки из коллекции гмии им. А. С. Пушкина как пример искусства Древнего Египта периода Нового царства
Скачать 0.83 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» ЭССЕ На тему: «Памятник косметическая ложечка в виде плывущей девушки из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина как пример искусства Древнего Египта периода Нового царства» Выполнила студентка Художественно-графического факультета направления «Дизайн» 2 курс Герасимова Вероника Валерьевна Москва 2018 Целью данной работы является детальное исследование произведения искусства Древнего Египта косметической ложечки в виде плывущей девушки из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве (рис.1), в особенности исследование культурно-исторического контекста появления данного памятника, его индивидуальных художественных особенностей и его культурной ценности. Кроме того, будет произведён краткий анализ влияния художественного образа данного памятника на искусство ХХ века на примере конкретных произведений. Появление в коллекции музея Яркий памятник древнеегипетского искусства косметическая ложечка в виде плывущей девушки стала собственностью ГМИИ в 1911 году. Ранее она принадлежала Владимиру Семеновичу Голенищеву, блестящему учёному-востоковеду, собравшему за свою жизнь обширнейшую коллекцию египетских древностей. В 1909 году Голенищев был вынужден выставить её на продажу из-за финансовых трудностей, и 10 мая 1909 г. был принят закон о приобретении его коллекции в государственную собственность. Именно в эти годы по инициативе профессора И.В. Цветаева строится Музей изящных искусств в Москве. Для него заказаны слепки с наиболее известных статуй и рельефов, начиная с эпохи Древнего Египта и кончая Высоким Возрождением. Архитектор музея Р.И. Клейн, вдохновленный гипостильным залом в Луксоре, проектирует Древнеегипетский зал музея с расписным потолком и папирусообразными колоннами (рис. 2). 4 апреля 1911 г. двести двадцать четыре ящика с египетскими памятниками прибывают в Москву, и московский Музей изящных искусств становится обладателем превосходной коллекции из восьми тысяч экспонатов, дающей представление обо всех периодах развития египетского искусства, начиная с Додинастического и кончая памятниками коптского Египта. Художественные особенности памятника Материалами для ложечки в виде плывущей девушки послужили слоновая кость и эбеновое дерево. Деревянный сосуд для косметической смеси, выкрашенный в розовый цвет, имеет форму цветка лотоса и снабжен крышечкой, отодвигающейся в сторону. Ручка из слоновой кости выполнена в форме фигурки плывущей обнаженной девушки. Голова девушки украшена темно-коричневым париком из эбенового дерева. На парик нанесены прямоугольные рубчики для имитации локонов. Вокруг шеи девушки выгравировано ожерелье из лепестков лотоса, по линии талии со стороны спины – орнаментальный поясок. Снизу на бедра нанесены схематичные изображения бога Бэса, покровителя домашнего очага, оберегавшего женщин и детей. Есть предположение, что данные рисунки имитируют татуировки. Лицо девушки смоделировано и расписано очень филигранно. Выделяются большие миндалевидные глаза с чёрной обводкой по краю, плавные линии бровей и аккуратный носик. Исторический контекст Согласно оценкам учёных, ложечка относится к периоду Нового царства (1550–1185 до н. э). В это время после изнурительной борьбы и долгожданной победы над завоевателями гиксосами Египет вновь объединяется под властью сильных и умелых правителей. Искусство этого периода очень разнообразно, варьируется от жёсткого консерватизма до выдающегося новаторства, от угнетающей помпезности до изысканной утонченности. Ранее носившее преимущественно поминальный характер искусство Египта теперь поворачивается лицом к человеку, становится более жизненным. Появляется изящество, эмоциональность, внимательность к красоте деталей. Михаил Алпатов во «Всеобщей истории искусств» так высказывается об этом периоде: «Искусство Нового царства поражает своей занимательностью, высоким мастерством, доходящим порою до виртуозности». Именно в этот период особенно сильно развивается область прикладного искусства. Вот что пишет об этом Алпатов: «Своей элегантной внешностью египтяне славились среди народов древнего Востока. Истоки этой культуры тела следует искать в пережитках древних суеверий; но теперь татуировка превращалась в косметику, амулеты — в безделушки, колдовские чары — в утонченный эстетизм. Безупречный вкус, усидчивый многолетний труд, потраченный на каждую мелочь, тонкость работы — все это придавало дорогим материалам… обработанным египтянами, особое благородство.» До нас дошли различные женские украшения и туалетные принадлежности периода Нового царства. Подобные предметы отмечены особенной эстетической прелестью: сосуды для благоуханий имеют форму полураспустившегося цветка, а коробочки для косметики поддерживаются как бы плывущими обнаженными женщинами. Их стройные, изящно выполненные тела демонстрируют нам превосходное мастерство египетских резчиков. История египетских туалетных ложечек Туалетные, или косметические ложечки в Древнем Египте были весьма популярны в эпоху Нового царства. Они представляют собой фигурные сосуды для хранения косметических красок или благовонных масел. До сих пор учёные дискутируют относительно точного назначения этих предметов: были ли они лишь просто изящными вместилищами для благовоний или косметики либо имели культовый смысл. Если правильно последнее, то в ложечке хранилась смесь, необходимая для совершения религиозных обрядов, например, жертвоприношений. Самые ранние из найденных костяных ложечек относят ещё к додинастическому периоду (IV тыс. до н.э.) Известны ложки самых различных форм и размеров. У одних из них правильная круглая или овальная чашечка, у других - четырехугольная, у третьих-в виде створки раковины. Отдельные экземпляры напоминают курительную трубку. Что же касается черенка, то здесь резчику предоставлялся полный простор - есть и круглые, и плоские в разрезе. В самом начале IV тысячелетия на конце или в средней части ручки делали три-пять круглых врезов, напоминающих винтовую нарезку. Особенной замысловатостью отличались ручки позднедодинастического времени. Вырезали их из кости в виде извивающихся змей и в виде веревки, на которой видны витки. Придавали им форму и человеческой руки, причем показывали на ней даже браслеты. В Раннем царстве ложки часто вырезались так, что дважды изящно изогнутый под прямым углом черенок снизу поддерживал чашечку. В том случае, когда чашечка имела удлиненную форму, она своей вытянутой частью как бы ложилась на ручку. Порой изобретательность художника доходила до того, что он помещал край чашечки в пасть льву или собаке, вырезанным на черенке. Пожалуй, самое интересное - верхнее завершение черенка. На рубеже V и IV тысячелетий появились первые ложки, у которых на конце ручки была вырезана голова рогатого животного: газели, антилопы или каменного козла. В Раннем царстве, т. е. тысячелетие спустя после появления первых ложек с рассмотренными украшениями, черенок тоже делали в виде головы газели, но тогда уже большое внимание уделяли деталям. Известна также ложечка от начала III тысячелетия, у которой черенок увенчан птицей, может быть соколом. На рубеже IV и III тысячелетий, когда резьба по кости достигла уже высокого уровня, появились ложки, которые мы без колебаний можем причислить к изделиям высокого художественного ремесла. На одних из них видны рельефы, на других - сложные скульптурные композиции, состоящие из животных. В период Нового царства форма ложечек и изображения на них чаще всего связаны с миром женщины, нильских зарослей или прекрасного сада. Часто ручки ложечек изображались в виде обнаженных девушек, вероятно, служанок или наложниц. Известно несколько типов ложечек, среди которых распространены миниатюрные фигурки пловчих, держащих в вытянутых руках сосудики различной формы. Влияние на современное искусство Памятники древнеегипетского искусства служат источником вдохновения для многих мастеров последующих столетий. Та чувствительность к телу, которая видна в фигурке пловчей, начинает проявляться в искусстве начала ХХ века. Арт-критик и культуролог Ирина Кулик усматривает общие с ложечкой черты в картине В. Серова «Портрет Иды Рубинштейн» (рис. 3). Здесь мы встречаем тот же типаж женской красоты: особенное очарование угловатых черт тела, стройность и изящество. Характерна и цветовая гамма: соединение тёплого бежевого оттенка кожи и тёмно-коричневой копны волос. Черты лица натурщицы так же схожи с личиком маленькой пловчихи: тот же изящный нос, аккуратно очерченный маленький рот, большие тёмные глаза под изящными линиями бровей. В работах австрийского живописца начала 20 века Эгона Шиле так же усматриваем схожий типаж: та же угловатость черт, которую художник для большей выразительности подчёркивает тонким контрастным контуром (рис. 4,5). Если говорить об изображении женского тела в соединении с неживым предметом, вспоминаются работы выдающейся художницы-скульптора ХХ века Луиз Буржуа. В её скульптурах человеческое тело перестаёт быть просто объектом изображения, оно предстаёт перед зрителем как выражение глубоких душевных переживаний. В таких работах как серия Femme-Maison (женщина-дом, рис. 6,7), границы человеческого тела и неодушевлённого предмета сливаются воедино, придавая произведению особенную остроту художественного выражения. В заключение, говоря о косметической ложечке как о примере древнеегипетского искусства Нового царства важно отметить, что данное произведение демонстрирует верх изящества и виртуозности, достигнутого древнеегипетскими мастерами. Это воплощение египетского представления о красоте, не раз вдохновлявшее последующие поколения художников. Косметическая ложечка выставлена в постоянной экспозиции в зале №1 отдела Древнего Востока в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Приложение Рис.1 Косметическая ложечка в виде плывущей девушки, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Новое царство, 18–19 династии, 1550–1185 до н. э. Рис. 2 Гипостильный зал, ГМИИ им. А. С. Пушкина Рис. 3 В. Серов «Портрет Иды Рубинштейн», 1910 г. Рис. 4, 5 Рис. 3 Эгон Шиле, «Сидящая обнаженная», 1910 г, японская бумага, акварель, уголь, черный карандаш. Рис. 4 Стоящая девушка, закутанная в плед, 1907–1910 гг. Рис. 5 Louise Bourgeois «Femme-Maison», 1983 г. Рис. 6 Louise Bourgeois «Femme-Maison», 1994 г. Список литературы и электронных источников: 1. Эрнст Гомбрих «История искусства», 16-е издание - Москва, «Издательство ACT», 1998. 2. X. В. Янсон и Энтони Ф. Ят «Основы истории искусств», первое издание на русском языке - СанктПетербург, АОЗТ ИКАР, 1996. 3. Кинк X.А. «Художественное ремесло древнейшего Египта и сопредельных стран» - Москва, «Наука», 1976. 4. Алпатов, М. В. «Всеобщая история искусств. Том І. Искусство древнего мира и средних веков.» — Москва; Ленинград, Государственное издательство «Искусство», 1948. 5. http://www.arts-museum.ru/ - электронный каталог ГМИИ им. А. С. Пушкина. 6. https://www.youtube.com – видеохостинг, лекция Ирины Кулик (арт-критик, культуролог) в ГМИИ от 31 мая 2015г: «Искусство Древнего Египта: косметическая ложечка в виде плывущей девушки». 7. http://www.arterritory.com/ - интернет-портал об искусстве и культуре на латышском, русском и английском языках, в сфере его внимания современное искусство Балтии, Скандинавии и России, а также важнейшие мировые арт-тенденции. 8. http://maat.org.ru/ - официальный сайт ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ». 9. https://echo.msk.ru – официальный сайт радио «Эхо Москвы», программа «Хранители», интервью с Ольгой Лечицкой, заведующей отделом Древнего Востока ГМИИ им. А. С. Пушкина. 10. http://egyptopedia.info/ - мультимедийная энциклопедия «Египтопедия», посвященная культурному и духовному наследию Древнего Египта. |