практическое занятие. Пантомимика осанка, особенности походки, жестикуляция. Общая скованность, или, напротив, свобода движений, характерные индивидуальные позы
Скачать 23.52 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Психодиагностика Группа Го21П171в Студент А.А. Горелько МОСКВА 2022 ПРАКТИЧЕСКИЕ (СИТУАЦИОННЫЕ) ЗАДАЧИ ПО ДИСЦИПЛИНЕПСИХОДИАГНОСТИКА Проблемно-аналитические задания ЗАДАНИЕ № 1 Составьте поведенческий портрет героя фильма, используя следующую общую схему: Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека: стиль одежды, прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике быть «таким как все» или выделяться, привлекать к себе внимание, равнодушен к своему виду или придает ему особое значение. Какие элементы это подтверждают, в каких ситуациях. Пантомимика: осанка, особенности походки, жестикуляция. Общая скованность, или, напротив, свобода движений, характерные индивидуальные позы. Мимические: общее выражение лица, сдержанность или выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной Речевое поведение: молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи. Поведение по отношению к другим людям, положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя, позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности), наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в одинаковых ситуациях (каких). Поведенческие проявления к самому себе: к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам. Поведение в психологически значимых ситуациях: при выполнении задания, в ситуации конфликта. Поведение в основной деятельности. Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт. Поведенческий портрет Северуса Снегга Поведенческий портрет Северуса амбивалентен. Герой в равной степени пытается выделиться из толпы, быть не таким как все, находиться в оппозиции к окружающим, но в тоже время старается быть незаметным, сливаясь не с обществом, а со своим видом деятельности (преподаватель зелий, ученый). Его покои неслучайно находятся в подземельях – самом уединенном месте школы. Это был худой человек с нездорового цвета кожей, крючковатым носом и сальными, до плеч, волосами». Также неоднократно подчёркивается сходство Снегга в длинной чёрной мантии с огромной летучей мышью. К внешнему виду равнодушен, никогда не пытался понравиться окружающим. Осанка прямая, уверенная походка. Позы выбирает максимально закрытые: руки, скрещенные на груди, стоит к собеседнику полубоком, пытается отгородиться учительским столом. Характерная индивидуальная поза: резко запахивает мантию, резкий поворот, так чтобы мантия развивалась (черная летучая мышь). Лицо сдержанное, никогда не показывает своих эмоций и чувств, идеальный уровень контроля, как мыслей, так и невербальных сигналов. Глаза у него [Снегга] были чёрные, как у Хагрида, только в них не было того тепла, которым светились глаза великана. Глаза Снегга были холодными и пустыми и почему-то напоминали тёмные туннели. Скованная мимика в момент опасности, как средство выражения презрения и скуки к собеседнику. Молчалив, лаконичен, крайне сдержан. При разговоре часто использует паузы, голос низкий, вкрадчивый, подавляет собеседника. Для Северуса важна дистанция при общении. Никогда не участвует в шумных разговорах. Предпочитает короткие диалоги или монологи. Высокая культура речи, что проявляется в изощренности оскорблений. При эмоциональном возбуждении повышает голос. В выборе имени и фамилии прослеживается игра слов — имя родственно английскому слову «severe» (суровый, жестокий) а фамилия имеет параллели со «snake» (змея) и «snap» (резкое, отрывистое движение; злобная реплика; внезапное похолодание). Общение деловое, стиль общения авторитарный, но с ориентацией на собеседника (Вы считаете, Вы уверены, Вы слишком много на себя берете). Явно присутствует стремление к доминированию, но агрессия в основном пассивная: Вы дважды выступили без разрешения, мисс Грейнджер. Вы не можете сдерживать себя? Или Вы гордитесь тем, что Вы невыносимая всезнайка?. Не скрывает своего презрения и пренебрежения к окружающим, но никогда не говорит об истинных мотивах: Помолчите, мисс Грейнджер, — оборвал её Снегг. — Я не спрашивал, что вы прошли. Мне лишь хотелось указать на безалаберность профессора Люпина. Северус по-прежнему остается одним из самых сложных персонажей фильма: Вопрос: Вы считаете, Снегга можно назвать героем? Роулинг: Да, я так считаю. Хотя он герой со множеством недостатков. Возможно, даже антигерой. Его никак не назовёшь приятным человеком, он остался злым, жестоким, он любит запугивать, сам страдает от чувства горечи и постоянной опасности. И всё же он любит и демонстрирует преданность этой любви. И, в конечном счете, платит жизнью за эту любовь. По-настоящему героический поступок! Северус стыдится эмоциональности как таковой и любых проявлений чувств, что во многом является последствием детской психологической травмы и постоянного психологического и физического насилия со стороны отца-тирана. В детстве был замкнутым ребенком, меланхоличным, часто подвергался насмешкам со стороны сверстников. Самые тяжелые удары – удары по его самолюбию. Когда Лили на пятом курсе увидела, как Джеймс и Сириус совершают выходку над Снеггом, она заступилась за него, однако Северус обозвал Лили «грязнокровкой». После этого она окончательно порвала общение с ним, а через некоторое время начала встречаться с Джеймсом Поттером. Снегг приблизительно в это же время примкнул к Пожирателям Смерти. Северус считает себя недостойным любви, дружбы, счастья: — Хорошо. Ладно. Но только — ни слова никому, Дамблдор! Это должно остаться между нами. Поклянитесь! Я не вынесу… тем более сын Поттера… Дайте мне слово! — Дать слово, Северус, что я никому никогда не расскажу о самом лучшем, что в вас есть? — Дамблдор вздохнул, глядя в злое, измученное лицо Снегга. — Ну, если вы настаиваете…» В психологически значимых ситуациях показывает абсолютную хладнокровность и сдержанность, полный контроль над вербальными и невербальными проявлениями, бесстрашие. Именно эти качества позволяли ему на протяжении многих лет быть двойным агентом. Однако в редких случаях, когда речь касается дорогих ему людей, наблюдаются резкие всплески эмоций: – Тогда убей меня, — задыхаясь, произнес Гарри, вовсе не ощущая страха, а только ярость и презрение. — Убей меня, как ты убил его, ты, трус… – НЕ СМЕЙ НАЗЫВАТЬ МЕНЯ ТРУСОМ! — завопил Снегг, и его лицо вдруг стало безумным, нечеловеческим, словно он испытывал такие же страдания, как скулящий, воющий пес, запертый позади них в горящем доме. Профессор Снегг — искусный и опытный волшебник, это признаёт даже сам величайший тёмный маг Лорд Волан-де-Морт. Снегг виртуозно владеет окклюменцией и легиллименцией, что соотносится с остальным его поведенческим портретом. Умелый дуэлянт. Обладает отличной реакцией, способен молниеносно отражать заклинания. Мастер зельеварения и невербальных заклинаний. Отлично владеет тёмной магией. По словам Сириуса Блэка: "Снегг, ещё когда учился, интересовался чёрной магией и здорово в ней поднаторел … На первом курсе он знал больше заклинаний, чем добрая половина семикурсников. Является самым сильным Пожирателем Смерти после Волан-де-Морта. Один из немногих магов, способных к непосредственной левитации. Безгранично любит свой предмет (зелья): «Вы здесь для того, чтобы изучить науку приготовления волшебных зелий и снадобий. Очень точную и тонкую науку. Глупое махание волшебной палочкой к этой науке не имеет никакого отношения, и потому многие из вас с трудом поверят, что мой предмет является важной составляющей магической науки. Я не думаю, что вы в состоянии оценить красоту медленно кипящего котла, источающего тончайшие запахи, или мягкую силу жидкостей, которые пробираются по венам человека, околдовывая его разум, порабощая его чувства». Может, вы ещё не заметили, но жизнь вообще несправедлива. — После стольких лет? — Всегда, — ответил Снегг. Я постараюсь научить вас, как околдовать разум и обмануть чувства. Я расскажу вам, как разлить по бутылкам известность, как заваривать славу и даже как закупорить смерть. Я Принц-Полукровка.Всегда обращается на «Вы» и по фамилии. ЗАДАНИЕ № 3 Ситуация 1 Определите посредством какой методики был поставлен следующий психологический диагноз: «страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению потребности испытуемого в принятии, в общении с другими людьми». Ответ:_Данный_диагноз_был_поставлен_посредством_диагностики_мотивов_аффилиации_(А.Мехрабиан).Ситуация_2'>Ответ: Данный диагноз был поставлен посредством диагностики мотивов аффилиации (А.Мехрабиан). Ситуация 2 Определите посредством какой методики был поставлен следующий психологический диагноз: «Переоценка себя, личностная незрелость, неумение правильно оценивать результат своей деятельности, сравнивать себя с другими. Нереалистическое, некритическое отношение испытуемого к собственным возможностям». Ответ: Данный диагноз был поставлен посредством исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. Ситуация 3 Определите посредством какой методики был поставлен следующий психологический диагноз (его часть): «По Фактору «С» у испытуемого выявлена «Слабость Я», то есть для испытуемой характерна эмоциональная неустойчивость, она находится под влиянием чувств, переменчива, легко расстраивается, при расстройствах теряет равновесие духа, переменчива в отношениях и неустойчива в интересах, беспокойна, уклоняется от общественности, имеет тенденцию уступать, отказывается от работы, не вступает в споры в проблематичных ситуациях, проявляет невротические симптомы, ипохондрию, высоко утомляема». Ответ: Данный диагноз был поставлен посредством 16-факторного опросника Р.Б. Кеттелла. |