Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Социальная структура общества. Права и обязанности граждан. Модели взаимоотношения власти и общества

  • спартиаты

  • илоты

  • 3.Общественно-политические институты и их функции

  • Афины и Спарта. сравнение. Параметры сравнения Афины Спарта


    Скачать 23.13 Kb.
    НазваниеПараметры сравнения Афины Спарта
    АнкорАфины и Спарта
    Дата26.06.2020
    Размер23.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласравнение.docx
    ТипДокументы
    #132806


    Параметры сравнения

    Афины

    Спарта

    1.Базовые принципы функционирования политической системы

    Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. В Афинах основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан, образующий в совокупности античную общину. Гражданский коллектив не составлял всего населения полиса. Главным и решающим органом власти в Афинах было Народное собрание. На Народное собрание собирались все граждане независимо от их имущественного положения, проживавшие в городе Афинах, Пирее, в Аттике на других территориях, входивших в состав Афинского государства (например, жители островов). Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни. Еще одним органом власти был Совет 500, который был столь же влиятельным и авторитетным органом, как и Народное собрание. Важнейшими задачами Совета были организация работы народных собраний и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. Наряду с Советом 500 в системе афинской демократии существовал еще и Совет Ареопага. Ареопаг в 5-4 вв. до н.э. стал одной из судебных инстанций – разбирал дела об умышленных убийствах, поджогах, нарушениях, религиозных предписаний. Ареопаг должен был также наблюдать за состоянием нравов и охраной отеческих устоев. Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур, специальных должностных лиц. Высшими магистратами в Афинах были коллегии архонтов и стратегов. Одним из важнейших органов афинской демократии был Суд присяжных – гелиея. В целом же афинская демократия в 5-4 вв. до н.э. была хорошо развитой, продуманной, тщательно разработанной системой, которая успешно действовала в сложных исторических условиях ,решала самые различные проблемы социально-экономической ,политической, культурной жизни.

    Полноправными гражданами Спарты были не только спартиаты – господствующее привилегированное меньшинство населения ,члены “общины равных’’. Конечно ,это “равенство” было более или менее формальным – известное расслоение имело место и между спартиатами, хотя в 7-6 вв. оно сказывалось еще мало. Фактически власть находилась в руках нескольких знатных родов. В среде спартиатов продолжало существовать старое родовое деление на три дорийские филы, но, кроме того, существовали и подразделения, основанные на территориальном принципе. Фактически спартиаты не были равными и в отношении политических прав и влияния на государственное управление. Все полноправные, достигшие совершеннолетия спартиаты участвовали в народном собрании – апелле. Формально апелла считалась верховным органом власти, но фактически она большой роли в общественной жизни не играла. Народное собрание созывалось царями. Рядовые спартиаты не выступали с какими-либо предложениями или речами и лишь криками выражали свое отношение к предложениям, вносимым царями или советом старейшин – герусией. Община спартиатов возглавлялась двумя царями, принадлежавшими к двум правящим в Спарте династиям – Эврипонтидов и Агиадов. Функции спартанских царей были весьма ограничены. Между царями и геронтами заключался договор – «Ликургова ретра» (закон о разделении властей). Цари сохраняли свое значение только на войне. Еще один орган управления – пяти избираемых народным собранием эфоров . Эфоры располагали большим влиянием и властью.Коллегия пяти эфоров возникла как орган верховного контроля за деятельностью царей и геруссии и вскоре превратилась в дополнительный верховный орган власти спартанской олигархии.

    2.Социальная структура общества. Права и обязанности граждан. Модели взаимоотношения власти и общества

    Афинская демократия основывалась на выраженном неравенстве населения. Полисный строй предполагал существенные различия в пра­вах между отдельными классами жителей. Полной правоспособностью обладали афинские граждане. По закону, гражданином считался афинянин, рожденный от состоявших в законном браке родителей, каждый из которых, в свою очередь, был афинским гражданином. По наступ­лении совершеннолетия — в 18 лет — юношу записывали во фрат­рию и в филу. С 18 до 20 лет юноши обя­заны были пройти военную службу, и только после этого получали право присутствовать в нар. собрании. Женщины не имели самостоятельного гражданского статуса и рассматривались юридически только в со­ставе родовой семьи. При Афинский полис стал замкнутым, гражданство в нем — врожденной привилегией. Права гражданства проявлялись, главным образом, в политиче­ской сфере — т.е. участием в деятельности органов власти, управ­ления и суда. Гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи из общественных фон­дов, гарантированное право «доступа на рынок». Однако значи­тельными были и гражданские обязанности: помимо воинской службы афиняне платили налоги, выполняли натуральные рабо­ты, из которых одной из самых обременительных была навкрария— постройка кораблей за свой счет или своими силами. Категории населения: Низшая имущественная категория — фэты. Вхождение афинянина в число граждан обставлялось особой правовой процедурой — епитимиейЗа совершенные против поли­са преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться пожизненной атимии— лишению прав граж­данства с изгнанием или без такового. Атимия ­следовала за: проявление в бою трусости, лжесви­детельство, растрату общественных средств, за попытку подкупа магистратов. лишение права доступа на рынок, в святилище, разумеется, участия в органах власти. Второй категорией свободного, но неполноправного населения были метойки (метэки). Это были натурализовавшиеся выходцы из других полисов Эллады. Платили налоги, прав самоуправления и участия в государствен­ной деятельности они не имели. Они не могли вступать в полноценный, с точки зрения закона, брак даже с афинянами. Их не записы­вали в филы и фратрии, они не принимали участия в полисных праздниках, религиозных церемониях и спортивных состязаниях (олимпиадах). Очень редко они призывались свидетелями в суд. Категория иностранцы, т.е. жившие в полисе постоянно, но к демам не приписанные. Они име­ли все права в коммерческом обороте, пользовались защитой вла­стей и права, но не несли никаких гражданских обязанностей (кро­ме уплаты торговых сборов и налогов) и тем более не имели поли­тических прав. Значительная часть населения была на положении рабов. Рабов использовали, как правило, в до­машнем хозяйстве или как специалистов (в земледельческом или ремесленном производстве их почти не было); раб в Афинах был достаточно дорог — рыночная цена доходила до размеров годовой платы ремесленника. Хозяин не имел права распоряжаться жизнью раба, перепродажа в чужие руки также не была совершенно свобод­ной. Раба можно было наказывать, однако ни в коем случае не зло­употребляя этим; в ограниченной степени раб сохранял право даже на защиту личной чести.

    В Спарте была создана стабильная система землевладения, которая основывалась на строгом соответствии между числом наделов и числом полноправных граждан. Спартиаты заботились о сохранении солидарности в своей среде и стремились предотвратить имущественное расслоение. Спартиатам запрещалось заниматься торговлей, были изъяты из обращения деньги из цветных металлов. В результате, спартанский демос превратился в замкнутое сословие воинов. Первую категорию населения составляли спартиаты. Только они пользовались политическими правами. Всю свою жизнь проводили по строго установленным правилам, придерживались строгой дисциплины. Воспитание являлось делом государства. С 8 до 20 лет юноши проходили обязательную выучку в отрыве от семьи под руководством особых должностных лиц. Особое внимание уделялось физической подготовке, выработке качеств стойкого бойца, повиновению властям и старшим. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. В 30 лет спартиаты приобретали политические права и могли жениться. Несмотря на стремление к самоконсервации, спартанская община с конца 5 века до нашей эры расслаивается на: 1. Спартиатов, которые сохранили свои земельные наделы. 2. Спартиатов, которые вместе с землей потеряли право участвовать в общественной и государственной жизни. К середине 3 века до нашей эры полноправных граждан, то есть спартиатов было около 700 человек. Вторую категорию населения составляли периэки. Их насчитывалось около 30 тысяч человек. Это были свободные люди, которые не имели политических прав, но в других отношениях были правоспособными. Они могли приобретать собственность, совершать сделки. Периэки занимались ремеслом и торговлей, несли воинскую повинность, и над ними был установлен надзор государства. Третью, самую большую, категорию населения составляли илоты, то есть рабы. Но в их положении было много своеобразного, что отличало их от рабов античного общества. Илоты были собственностью государства и передавались вместе с земельным наделом спартиатам. Илоты жили семьями, имели орудия труда и платили господину 50% урожая. Они участвовали в военных походах в качестве слуг, рабочей силы и «живого щита» при отражении первых ударов противника. Господство над илотами спартиане поддерживали методом жестокого террора, периодически совершая «криптии», то есть массовые казни.


    3.Общественно-политические институты и их функции

    1) Высшим органом государства считалось народное собрание (экклесия) - собрание всех граждан полиса. Народное собрание собиралось 4 раза в месяц (в Афинах было 10 гражданских месяцев), т.е. 40 раз в году. Решало вопросы избрания должностных лиц. Участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира.

    2) Совет пятисот (булэ) - В Совет пятисот избиралось по 50 представителей от каждой филы, и этот орган имел право пробулевсиса - предварительного рассмотрения решений, поступающих на рассмотрение народного собрания. Окончательное решение в любом случае оставалось за народным собранием. Совет пятисот собирался чаще, чем народное собрание, и мог осуществлять более оперативное управление государственными делами. Члены Совета пятисот приносили клятву, в которой обязывались защищать установления афинской демократии.

    3) Исполнительную власть в Афинах осуществляли выборные должностные лица (обычно для их обозначения используют латинское название - магистраты). Они избирались на год либо голосованием в народном собрании, либо посредством жеребьевки. 

    4) Высшими магистратами в Афинах были стратеги (военачальники, генералы). Каждый год избиралась коллегия из десяти стратегов. Они возглавляли вооруженные силы Афин и имели наибольшее политическое влияние. Архонты, которые были высшими должностными лицами ранее, в архаический период, сохранились как магистратура, но политическое значение утратили.

    5) Зато очень большое значение имел суд присяжных (гелиэя). Афинский суд был состязательным: судьи выслушивали аргументы истца (государственных прокуроров в Афинах не было) и ответчика и принимали тайным голосованием решение об осуждении или оправдании обвиняемого, а затем определяли меру наказания, если таковая не была указана в законе.

    6) Типично афинским институтом был остракизм, который получил название от острака - глиняных черепков, использовавшихся для голосования. Раз в год на народное собрание выносился вопрос о том, есть ли в государстве человек, который угрожает демократическому строю и может захватить тираническую власть.

    1)Народное собрание – апелла – верховный орган власти. В его работе участвовали спартиаты в возрасте от 30 лет и старше. Решало вопросы избрания должностных лиц. Участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира.

    2)Глава государства – два царя. Выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами.

    3)Коллегия эфоров – орган спартанской олигархии руководивший всеми сторонами спартанского общества. Ежегодно избиралось 5 эфоров. Созывала герусию и апеллу, решала вопросы внутренней и внешней политики.

    4)Совет старейшин – герусия. Состояла из 28 геронтов, избранных пожизненно из спартиатов, достигших 60-летнего возраста.

    5) Одним из влиятельных политических учреждений Спарты был институт царской власти.  Во время военных походов за пределами Спарты власть царя как главнокомандующего была и вовсе неограниченной. Цари были членами геруссии и, как таковые, принимали реальное участие в решении всех государственных дел. 


    написать администратору сайта