диссертация. диссертация задание 6. Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкальнопросветительской деятельности Содержание
Скачать 26.38 Kb.
|
Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности Содержание Введение Глава 1.Теоретические основы подготовки будущего учителя к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе 1. 1.Внеурочная музыкально-просветительская работа как одна из сторон профессиональной деятельности учителя музыки общеобразовательной школы 1. 2.Анализ состояния подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к внеурочной музыкально-просветительской работе в школе 1. 3.Межпредметные связи как основа комплексного подхода в подготовке учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к внеурочной музыкально-просветительской деятельности 2. 1.Содержание и этапы опытно-экспериментальной работы 2. 2.Педагогические условия совершенствования подготовки студентов к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе Актуальность исследования. В современных условиях развития общества, обусловленных социально-экономическими изменениями, особо значимой становится задача формирования у школьников истинных человеческих ценностей и идеалов. В законе «Об образовании» подчеркивается, что целью образования является разностороннее и гармоничное развитие человека, и на этой основе наращивание нравственного и интеллектуального потенциала общества. Достижение этой цели невозможно без приобщения молодежи к высокохудожественным образцам музыкального искусства. В данном контексте деятельность учителей музыки общеобразовательных школ приобретает особое значение. В сложившейся ситуации почти негативного отношения большей части молодежи к классическим музыкальным произведениям, активного распространения через средства массовой информации развлекательной и, зачастую, примитивной поп-музыки основным источником для полноценного духовного развития молодого поколения становится внеурочная музыкально-просветительская деятельность школьного учителя музыки. Современная социокультурная ситуация, критически оцениваемая специалистами, требует качественно новых подходов к содержанию отечественного образования. В «Концепции модернизации Российского образования» на период до 2010 года подчеркивается, что одним из ее главных направлений является подготовка учителей широкого культурологического профиля. Специалист должен быть способен осуществлять свою деятельность на основе непрерывности и преемственности образования, интеграции художественных предметов, вариативности и индивидуализации просветительского процесса. В связи с этим возникает необходимость в переосмыслении профессиональных и социальных функций учителя музыки. Содержание деятельности педагога-музыканта, основанное на глубокой базе музыкальной, психолого-педагогической и методической подготовки, должно быть прочно связано с задачами музыкального просвещения. В приобщении школьников к высокохудожественным образцам музыкального искусства велика роль внеурочной деятельности учителя и учеников. Профессиональная подготовка учителя музыки за свою почти полувековую историю всегда являлась отражением социальных запросов общества. Содержание современного музыкально-педагогического образования направлено на формирование у будущих учителей глубоких социальных, нравственных, педагогических взглядов и убеждений. В настоящее время подготовка специалистов требует качественных изменений в аспекте формирования у студентов установки на будущую деятельность, заостряя ее социальный аспект, усиливая просветительское значение профессии. Как известно, специфика профессии требует от учителя музыки некоторой универсальности, что диктуется необходимостью одновременно быть и исполнителем, и иллюстратором, умело руководить хором, знать особенности развития детского голоса, быть эрудитом в области музыкознания, наконец, иметь достаточную психолого-педагогическую подготовку и умение организовать воспитание своих учеников в единстве урочной и внеурочной деятельности. При этом учитель должен ясно видеть перед собой главную цель своего труда — воспитание у учащихся потребности в высокохудожественной, по-настоящему ценной музыке, а значит, и потребности в нравственно-личностном совершенствовании. В связи с этим среди многообразных видов деятельности, которые являются основой профессии учителя музыки, особую значимость приобретает просветительское направление, предусматривающее не только применение разнообразных приемов решения просветительских задач на уроке музыки, но и организацию и проведение внеурочных форм работы музыкально-просветительского характера (музыкальные вечера, викторины, конкурсы, концерты, музыкально-театральные представления и др.). Это становится тем более актуальным в свете задач реформирования структуры и содержания образования, включающих повышение воспитательного потенциала образовательного процесса и обеспечение условий эффективной реализации воспитания в образовательном учреждении. Совершенно очевидно, что осуществление внеурочной музыкально-просветительской работы в школе требует от педагога четкого представления о многообразии ее форм, наличия необходимых знаний и умений для ее успешного осуществления на практике, а также определенного рода способностей к подобной деятельности. В этой связи возникают вопросы: способен ли современный выпускник вуза справиться с реализацией поставленных задачдостаточно ли ориентирована существующая система музыкально-педагогического образования на подготовку будущих учителей к музыкально-просветительской деятельности? Анализ практики современной школы свидетельствует о том, что ответы на эти вопросы, отнюдь, не всегда положительны. Это еще раз указывает на сложность внеурочной музыкально-просветительской работы и необходимость организации специальной подготовки к данному виду деятельности. Отдавая должное многим из имеющихся направлений оптимизации музыкально-педагогического образования, нельзя не признать, что внеурочной музыкально-просветительской деятельности учителя музыки не уделяется внимания, адекватного ее значимости в системе музыкального воспитания. Изучению общетеоретических основ профессиональной подготовки будущих учителей посвящены труды О. А. Абдуллиной, Е. П. Белозерцева, Ф. Н. Гоноболина, В. П. Ковалева, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. В их работах обосновываются цель, задачи, содержание и структура высшего педагогического образования, характеризуется система педагогической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности. Просветительские тенденции в деятельности педагога-музыканта имеют давние традиции, связанные с именами Б. В. Асафьева, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского и др. Эти традиции нашли отражение в научной и практической деятельности О. А. Апраксиной, Э. Б. Абдуллина, Ю. Б. Алиева, Н. А. Ветлугиной, H.JI. Гродзенской, Д. Б. Кабалевского. Среди современных исследований внеурочной музыкально-просветительской работы учителя музыки можно назвать работы И. У. Аушевой, В. Г. Лысенко, JI.JI. Мельниковой, Е. Н. Михейченковой, Э. Н. Скуратовой, Г. А. Халиковой и др. Исследователи в области педагогики музыкального образования Л. Г. Арчажникова, Л. А. Рапацкая, Р. А. Тельчарова, Н. А. Терентьева, Н. М. Черноиваненко и др. называют музыкально-просветительскую деятельность одним из важнейших профессиональных качеств учителя музыки. Кроме того, в рамках нашего исследования несомненный интерес представляют научные труды И. А. Медведевой, И. Н. Немыкиной, Г. Г. Тенюковой (профессиональная деятельность учителя музыки), С. Н. Арчажниковой, Л. В. Дмитрюковой, А. В. Дубининой, С. В. Илларионова (межпредметные связи в преподавании музыки). Анализ современных музыкально-педагогических исследований свидетельствует об устойчивом интересе к проблеме подготовки учителя музыки, авторы единогласно признают музыкальное образование одним из мощных факторов гуманизации общества. Однако проблема подготовки учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности еще во многом не разрешена. В частности, нет работ, посвященных подготовке учителя музыки к внеурочной просветительской деятельности с позиций комплексного подхода, не нашли отражения особенности подготовки к разнообразным видам и формам внеурочной музыкальной работы, а также вопросы применения межпредметных связей в процессе подготовки будущих учителей музыки к просветительской работе. Анализ методической и специальной литературы, а также проведенный нами опрос учителей-практиков подтвердил актуальность проблемы и необходимость специальной подготовки будущих учителей к музыкально-просветительской деятельности. Учителя музыки единогласно подтвердили важность внеурочной работы в современной школе. Ответы учителей позволили судить о различных видах и формах внеурочных занятий, которые должен уметь осуществлять учитель-музыкант — от традиционных классных часов и t, школьных праздников до организации творческой деятельность детей в школьных центрах художественно-эстетического воспитания. 93% опрошенных учителей подчеркнули, что успех в такой деятельности во многом определяется наличием специальной подготовки студентов к внеурочным видам работы. Анализ состояния профессиональной подготовки будущих учителей музыки показал, что студенты музыкально-педагогического факультета имеют довольно поверхностные представления о специфике музыкально-просветительской деятельности учителя музыки, испытывают различные трудности в ее практическом воплощении. Так, лишь 9% опрошенных студентов выделяют внеурочную работу среди основных видов деятельность учителя музыки, а анализ мероприятий, проведенных студентами во время педагогической практики показал однообразие форм и методов внеурочной работы у большинства студентов. В свою очередь, анализ деятельности преподавателей различных кафедр педагогических вузов говорит об отсутствии системы в подготовке студентов к данному виду деятельности и недостаточному вниманию к специфике такой подготовки. Таким образом, возникают противоречия: с одной стороны, социально и научно обоснована необходимость в учительских кадрах, способных на высоком уровне осуществлять внеурочную музыкально-просветительскую деятельность в общеобразовательной школе, с другой стороны, в системе подготовки будущих учителей эта проблема не является объектом специального рассмотренияпроцесс обучения на музыкально-педагогическом факультете осуществляется в совместной работе нескольких кафедр, вместе с тем отсутствует центр, осуществляющий координацию между различными кафедрами в подготовке будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности. Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования: каковы педагогические условия совершенствования качества подготовки учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе? N. Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования. Необходимость теоретического и практического разрешения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности». Объект исследования — система профессиональной подготовки будущих учителей музыки на музыкально-педагогическом факультете. Предмет исследования — педагогические условия подготовки будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в школе. Гипотеза исследования: успешная подготовка будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе может быть осуществлена, если будет реализована совокупность педагогических условий, включающая в себя: — последовательное и целенаправленное привлечение студентов к кон-цертно-исполнительской деятельности на всех этапах обучения в вузе с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей; — координацию межпредметных связей исполнительских, музыкально-теоретических дисциплин и методики музыкального воспитания посредством спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы»; — усиление роли научно-исследовательской работы студентов путем интеграции знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также углубления содержательной тематики, направленной на внеурочную музыкально-просветительскую деятельность учителя музыки в общеобразовательной школе; — научно обоснованное включение в учебный план музыкально-педагогического факультета вуза спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы». С учетом цели, а также в соответствии с предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть сущность и содержание внеурочной музыкально-просветительской работы учителя музыки как одной из сторон его профессиональной деятельности. 2. Выявить особенности подготовки студентов к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в процессе обучения на музыкально-педагогическом факультете вуза. 3. Рассмотреть специфику реализации межпредметных связей в подготовке учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности. 4. Определить показатели и уровни готовности будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в школе. 5. Теоретически выявить и экспериментально обосновать педагогические условия эффективности подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к различным формам внеурочной музыкально-просветительской работы в общеобразовательной школе. 6. Разработать и апробировать авторский спецкурс «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы». Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и предметов окружающего мирасистемный подход к исследованию процессов обучения и воспитанияиспользование идей гуманизации и индивидуализации образованияположения теории поэтапного формирования умственных действий (https://referat.bookap.info, 15). Теоретической основой исследования стали: диалектически обоснованные принципы целостности и системности (И.В. Блауберг, В. Н. Садовский, Ю. П. Сокольников, Б.Г. Юдин) — принципы индивидуального подхода к обучению и воспитанию (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, М.Е. Кузнецов) — положения теорий формирования личности учителя (О.А. Абдуллина, Ю. К. Бабанский, Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, А.И. Щербаков), поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — идеи контекстного обучения (А.А. Вербицкий, Н.В. Кузьмина) — исследования по методологии и методике музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, JI.A. Рапацкая, Г. М. Цыпин). Для решения поставленных задач, обобщения результатов исследования использовались следующие методы: — теоретическое изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; — анализ современного состояния практической работы по изучаемой проблеме; — методы эмпирического исследования (наблюдение, анализ педагогических ситуаций, беседа, опрос, анкетирование и др.); — опытно-экспериментальная работа со студентами, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы; — метод статистической обработки данных эксперимента. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа. Первый этап (1998 — 2001 гг.) — теоретическое изучение проблемы, анализ философской, психолого-педагогической литературы, определение теоретико-методологических основ исследования с целью выявления состояния исследуемой проблемы в педагогической науке и практикеопределение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследованияпроведение констатирующего эксперимента для определения степени готовности студентов к внеурочной музыкально-просветительской работе в общеобразовательной школе. Второй этап (2001 — 2003 гг.) — моделирование и проведение формирующего эксперимента, целью которого стала реализация педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности на основе комплексного подхода к учебному процессу. Третий этап (2003 г.) — систематизация и обобщение результатов исследования, текстовое оформление диссертационного материала. Экспериментальной базой исследования стал музыкально-педагогический факультет Чувашского государственного педагогического университета им. И .Я. Яковлева. В исследовании приняли участие 50 преподавателей вузов гг. Абакана, Волгограда, Екатеринбурга, Чебоксар, 15 учителей музыки Чувашии, 120 студентов музыкально-педагогического факультета (в т.ч. 25 студентов экспериментальной и 25 студентов контрольной групп). Научная новизна исследования заключается в следующем: определены показатели и уровни профессиональной готовности будущих учителей музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в школе; — выявлены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа вносит реальный вклад в создание системы подготовки будущего учителя к I внеурочной музыкально-просветительской деятельности, раскрываются сущ-j ность и принципы организации внеурочной музыкально-просветительской раI боты учителя музыки в школе. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный автором спецкурс «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы» позволяет улучшить качество подготовки будущих учителей музыки к профессиональной деятельности. Комплекс предлагаемых педагогических условий, теоретические и практические материалы исследования могут быть использованы в среднем звене подготовки учителей музыки, а также методистами и учителями-практиками. Материалы диссертации могут послужить источником для дальнейших исследований в области методики профессиональной подготовки учителя музыки. Достоверность и объективность результатов исследования базируются на методологической аргументированности исходных теоретических положенийнаучные положения, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, основываются на разнообразии методов исследования, адекватных целям и задачам, большом фактическом материале, полученном в ходе практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена репрезентативностью и качественным анализом полученных данных. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы на базе музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И .Я. Яковлева. Материалы исследования обсуждены на II Международной научно-практической конференции «Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта» (г. Казань, ноябрь 2002 г.), ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и докторантов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, на заседаниях ученого совета музыкально-педагогического факультета, кафедр фортепиано и хорового дирижирования, методологических семинарах кафедры ПНО, теоретических семинарах кафедры ТиММ. Результаты исследования нашли отражение в одиннадцати научных публикациях. На защиту выносятся следующие положения: 1. Показатели готовности будущих учителей к музыкально-просветительской деятельности: — наличие устойчивого положительного эмоционально-ценностного отношения к внеурочной музыкально-просветительской деятельности учителя; — владение системой специальных знаний в области теории и истории музыки в контексте мирового искусства, умение применять их во внеурочной музыкально-просветительской деятельности- •. — сформированность и свободное владение системой методических умений, необходимых для планирования и организации внеурочной музыкально-просветительской деятельности, наличие организаторских способностей; — владение арсеналом профессиональных умений, связанных с практическим осуществлением внеурочной музыкально-просветительской деятельности (музыкально-исполнительское мастерство, артистизм, образная, содержательная речь, коммуникативные умения и навыки, эмоциональная убедительность и Т.Д.). 2. Высокий уровень готовности студентов музыкально-педагогического факультета к внеурочной музыкально-просветительской деятельности достигается реализацией следующих основных педагогических условий: — последовательного и целенаправленного привлечения студентов к кон-цертно-исполнительской деятельности на всех этапах обучения в вузе с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей; — координации межпредметных связей исполнительских, музыкально-теоретических дисциплин и методики музыкального воспитания посредством спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы»; — усиления роли научно-исследовательской работы студентов путем интеграции знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также углубления содержательной тематики, направленной на внеурочную музыкально-просветительскую деятельность учителя музыки в общеобразовательной школе; — научно обоснованного включения в учебный план музыкально-педагогического факультета вуза спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы». Структура диссертации обусловлена логикой и задачами исследованияона состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, имеющих отношение к технологии исследования. Выводы по второй главе. Педагогический эксперимент, предпринятый с целью проверки выдвинутой гипотезы на базе музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева с 2000 по 2003 гг., показал следующие результаты. На констатирующем этапе эксперимента был изучен и обобщен педагогический опыт современной системы высшего музыкально-педагогического образования, а также передовой опыт учителей музыки общеобразовательных школ, что позволило говорить об актуальности проблемы совершенствования подготовки будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности. Разработанная методика определения уровней готовности будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности в общеобразовательной школе выявила низкий уровень знаний и умений студентов по всем показателям. На этой основе был выделен комплекс педагогических условий, способствующих улучшению качества подготовки будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы происходило внедрение в учебный процесс музыкально-педагогического факультета педагогических условий через обширную концертно-исполнительскую практику студентов, проведение различных форм музыкально-просветительской работы в школе, осуществление межпредметных связей дисциплин предметной подготовки, изучение спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы», проведение исследовательских работ в рамках НИРС и научных конференций. Таким образом, важность целенаправленной работы по совершенствованию подготовки студентов к просветительской работе в школе нашла практическое подтверждение, а опытно-экспериментальное исследование показало, что совокупность выявленных нами условий способствует эффективности профессиональной подготовки учителей музыки и может быть применена в педагогических образовательных учреждениях высшего и среднего звена. ЗАКЛЮЧЕНИЕ . В условиях переосмысления общечеловеческих ценностей значительные перемены происходят и в содержании отечественного образования. Реформирование этой важной социальной структуры связано прежде всего с изменением характера профессиональной подготовки будущих учителей. Учитель XXI века, в том числе учитель музыки, должен быть способен к адаптации в быстро изменяющейся общественно-культурной обстановке, вместе с тем должен помочь учащимся осознать непреложность вечных ценностей музыкального искусства. Современной школе требуются специалисты, способные, наряду с профессиональной деятельностью на уроке музыки, решать задачи музыкального просвещения школьников в различных формах внеурочных занятий. В целях совершенствования подготовки учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности нами было проведено исследование, полностью подтвердившее правомерность выдвинутой гипотезы и позволившее сделать следующие выводы: 1. Анализ научно-методической литературы и существующей практики обучения студентов музыкально-педагогических факультетов различных вузов позволил установить, что проблема подготовки будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности является актуальной, требует теоретического обоснования и поиска путей практического решения. Обобщив изученный материал, мы определили внеурочную музыкально-просветительскую деятельность как социально обусловленную деятельность учителя, направленную на формирование эстетической культуры школьников, подразумевающей положительное эмоциональное отношение к искусству, потребности в общении с искусством, развитии художественно-творческих способностей, эстетического вкуса, и, в силу разнообразия возможностей внеурочных занятий, позволяющую более полно использовать потенциал различных видов искусства для формирования гармонично развитой личности. Внеурочная музыкально-просветительская деятельность дополняет процесс обучения на уроках музыки и осуществляется на единых дидактических музыкального воспитания, а также в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями школьников. 2. Подготовка к внеурочной музыкально-просветительской деятельности — одна из важнейших сторон подготовки современного учителя музыки. Являясь основой профессиональной деятельности педагога-музыканта, внеурочная просветительская работа должна находить соответствующее отражение в процессе обучения на музыкально-педагогическом факультете вуза. Анализ нормативных документов, опыта работы музыкально-педагогических факультетов ряда педагогических вузов России показал, что в силу специфики учебно-воспитательного процесса музыкально-педагогический факультет обладает большим потенциалом для подготовки студентов к внеурочной музыкально-просветительской деятельности. Задачи, связанные с подготовкой будущих учителей к музыкально-просветительской работе могут быть успешно реализованы в процессе изучения всех дисциплин, предусмотренных учебными планами, а также при участии студентов во внеаудиторной творческой деятельности. Несмотря на это, совершенствование подготовки будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности не будет осуществлено в полной мере без устранения некоторых существенных недостатков системы музыкально-педагогического образования, в частности, отсутствия специальной дисциплины, ориентирующей студентов на комплексное освоение специфики музыкально-просветительской работы. 3. Учитывая комплексный характер внеурочной деятельности учителя в области музыкального просвещения, подготовка к такой работе позитивно реализуется через осуществление межпредметных связей исполнительских, музыкально-теоретических дисциплин и методики музыкального воспитания в учебном процессе вуза. 4. Основными показателями готовности будущих учителей к внеурочной музыкально-просветительской деятельности являются: — наличие устойчивого положительного эмоционально-ценностного отношения к внеурочной музыкально-просветительской деятельности учителя; — владение системой специальных знаний в области теории и истории музыки в контексте мирового искусства, умение применять их во внеурочной музыкально-просветительской деятельности; — сформированность и свободное владение системой методических умений, необходимых для планирования и организации внеурочной музыкально-просветительской деятельности, наличие организаторских способностей; — владение арсеналом профессиональных умений, связанных с практическим осуществлением внеурочной музыкально-просветительской деятельности (музыкально-исполнительское мастерство, артистизм, образная, содержательная речь, коммуникативные умения и навыки, эмоциональная убедительность и Т.д.). 5. Изучение научно-методической литературы, опыта работы педагогических вузов, а также проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволила выявить, теоретически и экспериментально обосновать необходимость создания определенных педагогических условий, а именно: последовательное и целенаправленное привлечение студентов к кон-цертно-исполнительской деятельности на всех этапах обучения в вузе, с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей; — координация межпредметных связей исполнительских, музыкально-теоретических дисциплин и методики музыкального воспитания посредством спецкурса «Внеурочная музыкально-просветительская деятельность учителя музыки общеобразовательной школы»; — усиление роли научно-исследовательской работы студентов путем интеграции знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а также углубления содержательной тематики, направленной на внеурочную музыкально-просветительскую деятельность учителя музыки в общеобразовательной школенаучно обоснованное включение в учебный план музыкально-педагогического факультета вуза спецкурса по подготовке студентов к внеурочной музыкально-просветительской деятельности. Актуальность проведенного исследования оставляет большие возможности для дальнейших научных поисков. Данное исследование на исчерпывает всей проблемы совершенствования системы подготовки студентов музыкально-педагогического факультета к просветительской деятельности в школе. Перспектива дальнейших исследований предполагает поиск новых форм и методов музыкального просвещения, более совершенных технологий приобщения учащихся к подлинным ценностям музыкального искусства. |