Главная страница
Навигация по странице:

  • КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

  • СПЕЦИФИКА ПОДХОДА

  • Историческая психология

  • Сходство с концепцией Эриксона

  • Биографический метод

  • Комплексная модель жизненного цикла

  • Ананьев. Подготовили Бирюкова Ольга, Бушмарина Валерия, Заводскова Валерия, Кольнер Анат, Кучерова Елизавета, Московских Маргарита, Филевская Вероника


    Скачать 69.6 Kb.
    НазваниеПодготовили Бирюкова Ольга, Бушмарина Валерия, Заводскова Валерия, Кольнер Анат, Кучерова Елизавета, Московских Маргарита, Филевская Вероника
    Дата09.03.2020
    Размер69.6 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаАнаньев.pptx
    ТипДокументы
    #111365

    Теория личности Б.Г.Ананьева

    Подготовили: Бирюкова Ольга, Бушмарина Валерия, Заводскова Валерия, Кольнер Анат, Кучерова Елизавета, Московских Маргарита, Филевская Вероника.


    Специфика ананьевского подхода к личности заключается в двух кардинальных позициях. Он рассматривает проблему личности с позиций комплексного подхода к человеку, в контексте человекознания, саму личность он определяет во времени жизненного пути.

    КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

    Ананьев с коллективом своих сотрудников приступил к реализации трехуровневой задачи — методологического определения человекознания, теоретической проработки принципов, по которым могут строиться разные связи разных качеств внутри комплекса наук о человеке, в частности в психологии, наконец, к экспериментальным исследованиям.

    Задуманное Ананьевым комплексное исследование по своему масштабу требовало привлечения гораздо большего числа ученых и более длительного периода времени. Но эти исследования продолжались более десятилетия.

    К сожалению, даже весь его коллектив, включавший талантливых ученых, не смог продолжить его исследование из-за его смерти в 1972 году на том уровне, который был задан Б. Г. Ананьевым.

    СПЕЦИФИКА ПОДХОДА

    Специфика ананьевского подхода к личности заключается в двух кардинальных позициях:

    1) Он рассматривает проблему личности с позиций комплексного подхода к человеку, в контексте человекознания;

    2) Саму личность он определяет во времени жизненного пути.

    Эти две кардинальные позиции сразу дали ему методологическую возможность преодоления ограниченности и зацикленности большинства психологов на проблемах структуры личности. Исключалось понимание личности как функциональной системы, функционирующей в особом времени и пространстве

    Нетрудно заметить, что критическое переосмысление различных трактовок структуры личности, выделение их существенных характеристик и их новое сочетание фактически выводит Ананьева за пределы структурного и подводит к системному пониманию личности.

    Б.Г. Ананьев впервые переходит от определения личности через ее структуру к ее рассмотрению как системы, в свою очередь вписанную в систему общества.

    Важно отметить, что Б. Г. Ананьев, не отрицая роли структурного подхода к личности, считал, что нельзя изначально идти от структуры к каким-либо другим контактам или способам взаимодействия, а наоборот: необходимо методологически определять ее, идя от макроконтекста — проблем человека и человекознания и социального контекста — системы общества. Ананьев назвал личность системой, вписанной в систему общества.

    Ананьев развивает генетическую теорию личности, обозначая ее как генетическую персоналистику или социоперсоналистику. Личностное время для Ананьева не ограничивается прохождением определенных возрастных стадий, при этом он не отрицал роли последних.

    Возрастная периодизация дополняется периодизацией (сменой) способов воспитания, видов деятельности, изменениями в зрелом возрасте ролевых, статусных позиций, карьерой и т. д. Но эти периодизации не просто суммируются. Крайне важным моментом в концепции Ананьева являются указания на своеобразное взаимодействие возрастной эволюции человека и его жизненного пути.

    Ананьев рассматривает время жизни личности как совпадающее с определенной конкретно-исторической эпохой, выделяя качество личности как современника своей эпохи, то есть связь с современными ей условиями.

    На этой основе он дает первое основание периодизации жизненного цикла; его фазы, согласно Ананьеву, датируются:

    — историческими событиями;

    — сменой способов воспитания;

    — изменениями в образе жизни и системе отношений личности;

    — изменениями ценностей, жизненных программ

    — целей и смысла жизни, которыми владеет личность.

    Б. Г. Ананьев отмечает внутреннюю противоречивость развития личности — неравномерность, гетерохронность смены ее состояний, которая влияет на ее онтогенетическую эволюцию

    Историческая психология -

    своеобразная теоретизация психосоциального подхода, при котором учитываются не только абстрактные механизмы изменений личности, но и ее развитие как реальной личности, живущей в реальном конкретном историческом времени и пространстве.

    *принцип квантования жизненного пути в единицах событий

    Сходство с концепцией Эриксона

    «…определить основные моменты становления, стабилизации и финиша личности можно лишь путем сопоставления сдвигов по многим параметрам развития человека: гражданскому состоянию, экономическому положению, семейному статусу, совмещению, консолидации или разобщению социальных функций (ролей, характера ценностей и их переоценки в определенных исторических обстоятельствах), смене среды развития и коммуникации, конфликтным ситуациям и решению жизненных проблем, осуществленности или неосуществленности жизненного плана, успеху или неуспеху, триумфу или поражению в борьбе». (с) Ананьев

    Биографический метод

    Этим методом удается выявить характер основных событий, конфликтов, продуктов и ценностей, развертывающихся на протяжении жизни человека в данных общественно-исторических условиях.

    Комплексная модель жизненного цикла

    — онтогенетическая периодизация;

    — генетический подход к эволюции общественного индивида;

    — праксиогенез, то есть историю развития деятельности.

    Праксиогенез Ананьев характеризует как сменяющую друг друга совокупность отношений к деятельности. Ананьев рассматривает не тождество личности и деятельности, а отношение личности к последней, имея в виду под деятельностью не психические, а ее объективированные формы.

    Под стартом Ананьев имеет в виду начало самостоятельной профессиональной жизни:

    · во-первых, в выделении времени (а не способа) включения личности в трудовую деятельность он фактически присоединяется к бюлеровскому событийному подходу;

    · во-вторых, сравнивая анализ Ананьевым периода перехода к профессиональной деятельности с концепцией Э. Эриксона, следует отметить большую детальность и реалистичность последней в раскрытии личностной сущности этого периода.

    третья модель (или периодизация) жизненного цикла связана со сменой форм и уровней развития субъекта познания, субъекта общения и субъекта деятельности.

    Можно сказать, что выделение этой триады субъектов Б. Г. Ананьевым было важно не столько для характеристики жизненного цикла человека, сколько для создания системного представления о психологии в противоположность варианту ее построения на основе одной категории — категории деятельности.

    Понятия «субъект общения» открыло перспективу изучения коммуникативной характеристики сознания и личности.

    Понятие жизненного пути предполагает взаимодействие и взаимовлияние личности и хода ее жизни

    Он выделил двоякого рода противоречия: первое — в самой сущности личности, в ее характере, и второе — в темпах и способе ее развития. Ананьев определил характер как возможность разрешать противоречия между желанием и волей, потребностями и поступками личности, в результате чего достигаются и обеспечиваются ее единство и целостность.

    Внутренняя противоречивость развития личности определяется, согласно Ананьеву, неравномерностью (гетерохронностью) смены ее состояний.

    Одни в своем развитии опережают другие, тем самым воссоздавая сложную, образующую противоречия между составляющими картину развития.

    Именно индивидуальность — в определенном отношении замкнутая система составляющих — личности, индивида и субъекта. В индивидуальности, по мнению Ананьева, «как бы замыкается внутренний контур регулирования всех свойств человека как индивида, личности с ее множеством противоречивых ролей и субъекта различных деятельностей»

    В свою очередь, сознание человека в силу его свойств как открытой и закрытой систем одновременно становится субъективным отражением деятельности и внутренним миром человека.

    До Ананьева психологи ограничивались дежурным определением личности как образованной совокупностью общественных отношений.

    Введенное им понятие жизненного цикла человека дало возможность подойти к исследованию личности во всем многообразии направлений и фаз ее развития.


    написать администратору сайта