великие педагоги. Великие педагоги. Педагогические взгляды демокрита
Скачать 1.18 Mb.
|
Д ЕМОКРИТ Родился в Абдере,на севере Греции,ок.470 г.- ок.380 г. до н.э Считается основателем атомизма Цель жизни Демокрит видел в блаженстве,но блаженство определял как внутреннее спокойствие души ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЕМОКРИТА Демокрит был выдающимся древнегреческим философом-материалистом, создателем атомистической теории.Демокрит разрабатывал все отрасли тогдашнего знания: известны его труды по философии, математике, физике, биологии, медицине, психологии, искусству,.. «Первый энциклопедический ум среди греков» - так назвал его К. Маркс. Мысли Демокрита о воспитании имеют важное значение в истории педагогических идей. На основе своей атомистической теории Демокрит выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Он считал, что мир материален, состоит из атомов, отличающихся друг от друга по форме, порядку и положению. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов. Душа также состоит из атомов и есть их временное соединение. Демокрит отвергал бессмертие души, чем подрывал устои обычных религиозных представлений: греческие боги лишались сверхъестественных свойств и силы. Считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, которое было для него то же, что обучение, упражнение. Вот фрагменты из сочинений философа на эту тему: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться». Огромное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых,словесному воздействию, воспитанию «убеждением и доводами», приучению к труду, без которого дети не могут «обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике... ни способности стыдиться». Идеолог рабовладельческой демократии, он нравственным считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни. В дошедших до нас фрагментах трудов Демокрита отражено требование начинать воспитание детей с малых лет. Материалистическая теория познания Демокрита, согласно которой началом знания являются ощущения, а истина постигается разумом,который свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов умственного воспитания. Демокрит высказался за развитие ума выразительными словами: «Многие многознайки не имеют ума». П ЛАТОН Родился в Афинах в 428 или в 427г до н.э,а умер в 348 или 347г до н.э В возрасте 20-ти лет стал учеником Сократа Был продан в рабство,но выкупен Основал академию в Афинах ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПЛАТОНА Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил в трактатах “Государство и “Законы”. Эти взгляды составляют органическую часть социальных воззрений. В учении о делении граждан на разряди Платон руководствовался своей классификацией частей души. В противоположность Демокриту, считавшему мир единым и материальным, Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир вещей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека — душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная.Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.. Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.Большое место в воспитании он отводил песням и танцам. В Государстве Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр.С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в Эфебии получают специальную военно-физическую подготовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов. Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства. Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте. Дети рабов к образованию не допускаются. Необходимо отметить, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания. А РИСТОТЕЛЬ Родился в Стагире(Греческая колония),в семье придворного врача Основал в Афинах философскую школу и школу-лицей В 343 г. до н.э по приглашению македонского царя Филиппа II становится учителем молодого наследника престола – Александра Македонского ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ АРИСТОТЕЛЯ Аристотель признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие. Исходя из своей теории развития Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала. Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Опираюсь на принятое . в народе деление времени соответственно, лунному календарю «по седмицам», он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация. Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. “Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок”,— говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье. Следуя своему принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках — частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители. Характерно, что, развивая свою педагогическую теорию, Аристотель как представитель рабовладельческой аристократии заботился в первую очередь о воспитании свободнорожденных граждан, о процветании рабовладельческого государства. Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки. С ОКРАТ Первый психотерапевт Разработал методы майевтики(изучение скрытого в человеке знания с помощью искусных вопросов Родился в Афинах в 469г до н.э В мае 399 г. до н.э выпил кубок с ядом,парализующее дыхание Главным критерием в философии Сократа была нравственность СУТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ СОКРАТА Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Счастье состоит, прежде всего, в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И напротив, сосредоточение на личных интересах, противопоставление их интересам своих ближних ведет к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. «Могучие духом, если получат образование, становятся отличными, полезными деятелями. Оставшись без образования, они бывают очень дурными, вредными людьми». Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты. Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. В таком «повивальном искусстве» он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Беседы Сократа вызывали у слушателей особый эмоциональный и интеллектуальный подъем. «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее... а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими», - так описывал свои впечатления ученик Сократа. Я Н АМОС КОМЕНСКИЙ Выдающийся чешский педагог-гуманист Родился в 1592г в Моравии, умер в 1670г в Амстердаме Выдвинул идею систематического воспитания детей в семье Сформировал «золотое правило наглядности» ВКЛАД В ПЕДАГОГИКУ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки. В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи. Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным. Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных. Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой. Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике». И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, — дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский. И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского — основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились». Ф РЭНСИС БЭКОН Родился в 1561г, а умер в 1626г Происходил из знатной семьи, получил хорошее образование Был лорд-канцлером Англии Обвинен во взяточничестве ,приговорен к штрафу и лишен полномочий Сочетал научную деятельность с общественно-политической О ПЕДАГОГИКЕ ФРЭНСИСА БЭКОНА Фрэнсис Бэкон исходит из идеи доступности единства знания любому ребенку и, стало быть, постулирует осуществимость цели образования. Содержанием образования служит весь мир, "адресатом" образования – все люди. Здесь Бэкон разделяет идеал, сформулированный Телезио, Кампанеллой и с большой силой защищаемый чуть позднее Коменским. Бэконом разработана модель обучения как управления процессами переработки чувственного опыта. Его основа лежит в наблюдении, затем – сравнении, различении и отождествлении, разделении и объединении, связывании расчленении. Бэкон требует разнообразить упражнения, применять знания на практике, комбинируя два главных типа упражнений: 1) облегчение первых шагов, "обучение плаванию на надутом пузыре", и 2) усложнение первых шагов, "обучение танцам в искусственно утяжеленной обуви". Особенно подчеркивал Бэкон значение справочной литературы разного рода в образовании. Для развития памяти он рекомендовал поощрять школьные театральные представления и драматизацию. Присножива заслуга Фрэнсиса Бэкона перед педагогикой. Он был первым, кто внес педагогику в классификацию наук. Образование, призванное распространять научное знание, само должно стать, будучи одним из самых важных социальных явлений, предметом специального научного познания. Наука о воспитании, главной задачей имея руководство самообразованием, как и всякая наука, не может не быть экспериментальной. Бэкон остро критиковал современную ему школу за нехватку исследовательского духа и методов, за интеллектуальный консерватизм. В "Новой Атланте" он разработал идеальный тип университета, в сердцевине обучающей работы которого находятся научные изыскания, исследования и открытия. От Бэкона берет начало т. н. натуралистическая педагогика. В теории педагогики его влияние испытали Декарт, Спиноза, Ратке, Гоббс, Коменский, Локк, Руссо, Кондильяк, Гельвеций, Дидро и все адепты принципа природосообразности воспитания. В области образовательной практики работы Бэкона сказались в сдвиге университетов от консервации схоластизированного знания к научной работе как базе высшего образования и одновременно и тем самым – к ускоренному развитию позитивного знания. ДЖОН ЛОКК Родился в семье адвоката ,изучал медицину Был домашним врачом графа Шефтсбери, возглавлявшего тогда оппозицию Карлу II Принимал активное участие в политической жизни Англии времен революции ОТКРЫТИЯ ДЖОННА ЛОККА В ПЕДАГОГИКЕ Мысли о воспитании Джон Локк сформулировал на основе того, как его воспитал отец. Он был полностью уверен, что воспитание ребенка вырабатывает у него характер, дисциплину и волю. Но самое главное – одновременно с духовным развитием сочетать физическое воспитание. Оно проявляется в развитии здоровья и гигиены, а духовное – в развитие достоинства и нравственности. Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он считал, что ум как «чистая доска», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врождённых идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием. Педагогические идею Джонна Локка: Соблюдение дисциплины, строгий распорядок дня и прием простой пищи. Применение развивающих упражнений и игр. Детей с самого раннего возраста необходимо обучать изящным манерам. Ребенок должен делать все, что не противоречит нравственности. Детей можно наказывать только в случае систематического неповиновения или дерзкого поведения. Ж АН-ЖАК РУССО Французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Также композитор, музыковед и ботаник Его называю предтечей Великой французской революции ВКЛАД В ПЕДАГОГИКУ ЖАН-ЖАКА РУССО Несмотря на противоречивость и ошибочность ряда положений, педагогическое учение Руссо сыграло выдающуюся прогрессивную роль в развитии теории и практики воспитания, внесло существенныйвклад в педагогику. Его произведения полны горячей любви к простым труженикам и проникнуты глубокой верой в их способность создать новое, свободное общество. В них воспевается гуманное отношение к детям, выдвигаются творческие методы их воспитания и обучения. Руссо ненавидел тунеядство и был горячим поборником трудового воспитания. Его педагогические идеи, как и всё социально-политическое учение, пользовались огромной популярностью во Франции в эпоху революции, а затем получили и мировое признание. Они широко были известны в России и вызывали горячую симпатию со стороны ее выдающихся представителей. Н. К. Крупская, высоко ценившая демократическое учение Руссо, отмечала, что во время расцвета капиталистического строя буржуазные идеологи превозносили Руссо, а современная буржуазия относится к нему неприязненно и свысока, третирует его идеи, называя их несбыточными. Советским людям Руссо был дорог своим пламенным демократизмом, оптимистической верой в способность трудящихся создать новое общество, в котором будут процветать истинная свобода, равенство и братство. Р ОБЕРТ ОУЭН Родился в 1771,умер в 1858 В 1800 году приобрел ткацкие фабрики в районе Глазко Успешные эксперименты в области просвещенного патерналистского менеджмента ПЕДАГОГИЧЕСКИЕИДЕИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОБЕРТА ОУЭНА Идея Р. Оуэна о формировании характера человека средой и воспитанием была впервые сформулирована им в произведении “Новый взгляд на общество, или Опыты об образовании человеческого характера (1813—1814). В этом труде философ обобщил свой опыт социальных преобразований, которые он осуществлял в нью-ланаркский период своей деятельности, когда его реформаторские планы и мероприятия по улучшению жизни и труда рабочих еще не задевали основ существующего строя. В течение тридцатилетней жизни в Нью-Ланарке (до конца 1829 г.) Р. Оуэн осуществил там целый ряд филантропических мероприятий: он сократил рабочий день, который в то время продолжался четырнадцать — шестнадцать часов, до десяти и трех четвертей часа, увеличил заработную плату, причем выплачивал ее и в период кризиса, когда фабрику пришлось временно закрыть, построил новые жилища для рабочих, организовал их снабжение всем необходимым по низким ценам. Большое внимание Оуэн уделял культурно-просветительной работе среди взрослого населения и общественному воспитанию подрастающего поколения.В этот период своей деятельности Оуэн видел цель воспитания в формировании у детей с самых ранних лет полезного обществу “разумного характера”. Для этого, считал он, должна быть создана система воспитательно-образовательных заведений, охватывавших все возрастные группы поселка. Так, 1 января 1816 г. в центре Нью-Ланарка был открыт “Новый институт для формирования характера”, который объединил ранее организованные Оуэном учреждения: “школу для маленьких детей (она состояла из яслей для малюток от одного года до трех лет, дошкольного учреждения для детей от трех до пяти лет и площадки для игр) и начальную школу для детей от пяти до десяти лет. По вечерам в “Новом институте проводились занятия с подростками, работающими на фабрике, и устраивались лекции, консультации и культурные развлечения для рабочих и членов их семей. На 1 января 1816 г. в институте числилось семьсот пятьдесят девять человек в возрасте от одного года до двадцати пяти лет. Й ОГАН ГЕНРИХ ПЕСТАЛОЦЦИ Умер Иоганн Песталоцци 17 февраля 1827 года в Бругге. В его родном городе Цюрихе именем педагога названа площадь, и там же ему установлен памятник В ГДР с 1956 по 1990 год вручалась учительская медаль Песталоцци «За верную службу». ВКЛАД В ПЕДАГОГИКУ Именно Иоганн Генрих Песталоцци предложил теорию элементарного обучения, включающую в себя физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание в тесной связи и взаимодействии. Разработал теорию, в которой предлагалось начинать обучение и воспитание с простейших элементов и переходить, постепенно, к более сложному, т. е. впервые предложил идею развивающего обучения. Песталоцци считал, что каждому ребёнку присущи изначально заложенные задатки, которые стремятся к развитию. Руководствуясь принципом природосообразности, он требовал от педагога сообразовываться с возрастными и психологическими возможностями и особенностями детей. Песталоцци одним из первых стремился строить процесс обучения с учётом закономерностей психического развития детей. Учитывая особенности детского восприятия, он предложил постепенно переходить в процессе обучения от элементов к целому, от близкого к далёкому, от простого к сложному, соблюдая при этом непрерывность и последовательность. Великий педагог предложил систему «элементарной гимнастики», основанной на наиболее типичных для ребёнка естественных движениях, выдвинул интересную идею создания «азбуки умений», последующим развитием которой должна стать «индустриальная гимнастика». Эта гимнастика, по его мнению, подготовит детей к трудовой деятельности, в том числе и на производстве. Песталоцци разработал методику первоначального обучения детей родному языку, счёту и измерению, упростив её так, что любая крестьянка могла ею воспользоваться со своими детьми. Предложенные им разнообразные дидактические материалы получили впоследствии широкое распространение. Другим важным положением Песталоцци является идея о развивающем обучении, т.е. таком построении процесса учения, которое ведёт не только к накоплению сведений, но и развитию способностей детей, готовит их к будущей самостоятельной деятельности. Ему принадлежит теория о том, что игра и учение должны взаимно дополнять друг друга, а учителя обязаны использовать игры в воспитательной деятельности. ( Я работаю много лет воспитателем в группе продлённого дня начального звена обучения, и могу с уверенностью говорить, в этом возрастном периоде — учение – должна дополнять игра!) Иоганн Генрих Песталоцци оценил роль подвижных игр в развитии физических задатков ребёнка, а также разработал «Азбуку умений» с включением физических упражнений в простейшие виды труда. Именно Песталоцци оценил личный пример воспитателя и роль наблюдений, а также знание педагогом окружающей среды в процессе воспитания. Неоспорима роль швейцарского педагога в признанности наглядности высшим принципом обучения. Мы педагоги и родители, должны знать, что наглядность – важнейшая основа обучения. Ребёнок от природы обладает деятельными силами, т.е. задатками от Бога, которые требуют развития. Иными словами педагог в работе с детьми должен руководствоваться принципом природосообразности, он должен искренне любить детей, искать личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку. В 1774 году он открыл «Учреждение для бедных», в котором собрал сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их ткать. Таким образом, Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом. Однако дело, начатое Иоганном Генрихом Песталоцци, быстро погибло. Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным напряжением своих физических сил, но, гуманист, Песталоцци не мог и не хотел пойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям разностороннюю трудовую подготовку. В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци занимается литературной деятельностью. Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Ф РИДРИХ ФРЕБЕЛЬ Фридрих Фребель предложил и ввел пальчиковые игры, так популярные сейчас. Было это в 1844 году Кроме того, именно Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий. ПЕДАГОГИКА ФРЕБЕЛЯ Фребель является основателем первых детских садов, задача которых, в отличие от детских приютов, заключалась в обучении и воспитании детей. Основная цель детских садов Фребеля состояла в содействии развитию природных способностей ребенка: дети растут как цветы (отсюда термин «детский сад») и задача воспитателей в том, чтобы заботиться о них и способствовать их наиболее полному раскрытию. В системе Фребеля главный акцент делается на активности самого ребенка, на необходимости побуждения и организации его собственной деятельности. Поэтому в воспитании детей дошкольного возраста подчеркивается огромное воспитательное и образовательное значение игры. Обучение детей в детских садах Фребеля построено на системе игр с конкретным дидактическим материалом. Фребель разработал свой дидактический материал (так наз. «дары Фребеля»), куда входили предметы, различающиеся по цвету, форме, величине и по способу действия с ними: вязаные шарики всех цветов; кубы и цилиндры; мячи разных цветов и размеров; куб, разделенный на 8 кубиков; палочки для выкладывания; бумажные полоски для плетения и аппликаций и т.д. Большое место в системе Фребеля занимает художественная деятельность детей: рисование, лепка, аппликация, музыка и стихи. Важным принципом системы Фребеля является сочетание действия или чувственного впечатления со словом. Связь со словом делает действия ребенка и его чувственный опыт осмысленным и осознанным. В процессе игр с дарами Фребеля воспитатель демонстрировал ребенку предмет, подчеркивая его физические характеристики и возможные способы действия с ним и сопровождал свой показ специальным текстом (как правило, стишком или песенкой). Система Фребеля предполагает активное участие взрослого в деятельности ребенка: передача «даров», демонстрация способов действия с ними, стишки и песенки — все это исходит от воспитателя. Но руководство взрослого основано на уважении к ребенку и на учете его интересов. Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и нашла своих многочисленных последователей. Широкое распространение она получила и в России, где в начале века существовали специальные фребелевские курсы, на которых воспитатели осваивали систему. Организовывались также фребелевские общества, объединяющие педагогов и представителей прогрессивной интеллигенции, которые стремились путем организации платных и бесплатных дошкольных учреждений содействовать улучшению семейного и внесемейного воспитания детей. Однако в процессе своего массового использования игры с дарами Фребеля были извращены и превратились в формальные упражнения, в которых основную активность брал на себя взрослый, а ребенок оставался лишь слушателем и наблюдателем. Принцип деятельности и активности самого ребенка оказался нарушенным. В результате эти занятия утратили свой развивающий эффект, а системе Фребеля получила массу критики за формализм, педантизм, дидактизм, излишнюю регламентацию деятельности детей и пр. Вместе с тем основные теоретические и методические принципы системы Фребеля остаются актуальными в настоящее время и используются в современной практике дошкольной педагогики. КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ Педагогическая деятельность Ушинского началась во время учёбы в университете Свою педагогическую доктрину Ушинский изложил в трёх программных статьях — «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании» и «Три элемента школы» — изданных в 1857 — 1858 годах Работая вместе с Н. А. Вышнеградским, Ушинский разработал концепцию женских гимназий, на четверть столетия опередив в этом передовые европейские страны В своей небольшой квартире на окраине Петербурга Ушинский регулярно проводил «Педагогические четверги» — собрания, на которых учителя со всего Петербурга обменивались опытом Итогом изучения Ушинским педагогики стал двухтомник «Человек как предмет воспитания», издание которого было завершено в 1869 году ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ УШИНСКОГО Педагог был уверен: в основе педагогической теории лежат законы психологии, философии, физиологии и анатомии. Он настаивал на том, что педагогика не может основываться на личном опыте, пусть он даже удачный. Теория всегда должна подкрепляться практикой. В другом случае такая теория является бесполезной вещью, так как из нее нельзя сделать выводы. Образование и воспитание должно учитывать исторические особенности и традиции народа. Народность – это лучший метод воспитания, который выражается через уважение и изучение истории и родного языка. Такое воспитание у детей развивает чувство долга перед Отечеством, патриотизм, чувство национальной гордости, уважение к другим народам. Воспитание (как определил его К. Д. Ушинский) – это сознательный процесс, способствующий созданию гармоничной личности. В педагогике важная роль принадлежит воспитанию нравственности: это главная задача воспитания, которая важнее за развитие ума и получение знаний. Воспитание нравственности в человеке развивает гуманность, дисциплинированность, трудолюбие и честность, скромность и чувство собственного достоинства. Ушинский выделил средства такого воспитания — личный пример учителя, обучение, педагогический такт, убеждение, меры взыскания, поощрения и предупреждения. Гуманность как основа воспитания По мнению Ушинского в школе нет места слепому повиновению учеников педагога и физическим наказаниям. Данные пережитки старой школы следует заменить гуманностью в процессе воспитания. Основные идеи Ушинского Константина Дмитриевича изложены в его трудах: «Три элемента школы», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Детский мир», «Родное слово», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ Великолепно владел английским, французским и немецким языками. Читал на итальянском, польском, сербском и чешском. Изучал греческий и церковно-славянский, латынь, украинский и татарский, древнееврейский и турецкий, голландский и болгарский языки Интересный факт про Толстого заключается еще и в том, что граф, к концу жизни, выработал несколько серьезных принципов своего миропонимания. Главные из них сводятся к непротивлению злу насилием, отрицанию частной собственности и полному игнорированию любых авторитетов, будь то церковный, государственный или какой другой. ИДЕИ И ВЗГЛЯДЫ ЛЬВА ТОЛСТОГО Толстой много размышлял о философских вопросах, пытался найти ответы на вечные и риторические вопросы. В молодости он писал немало работ о смысле жизни, о роли материального и духовного начала, о свободе воли, о причинности и случайности. Был верующим и набожным человеком, однако он резко критиковал лживость церкви, то, как религия прикрывала эксплуататоров, жесткость капиталистического режима. По мнению Толстого, религия должна быть чистой от всей государственной грязи. Такой религией он видел христианство. По поводу методики обучения Л.Н. Толстой высказывался очень интересно, многие из его идей достойны воплощения. Великий педагог утверждал, что только тот метод преподавания хорош, которым довольны ученики. Он считал, что универсального метода, подходящего на все случаи жизни не существует. Толстой советовал учителям экспериментировать и находить новые способы передачи знаний, проявлять творчество в своей практической педагогической деятельности. Среди различных методов обучения Толстой особенно выделял живое слово учителя. По мнению знаменитого писателя, рассказ учителя гораздо больше даст ребенку знаний, чем сухие данные в учебнике. Также Толстой много внимания уделял развитию творчества детей. Он рекомендовал задавать детям самостоятельные сочинения на различные темы. Например, тему „Как я провел лето” Лев Николаевич считал наиболее эффективной. Толстой считал, что урок надо вести так, чтобы все ученики успевали. Так же, убедившись на собственном опыте, что наказание усиливает агрессию, он строго запрещал наказывать детей за их проступки. Толстой был яростным противником наказаний в школе, в то время как во всех школах царил „палочный метод”. Толстой утверждал, что для успешного проведения урока, не нужно переутомлять ребенка, необходимо следить, чтобы урок не был слишком труден для детей, и в тоже время урок не должен быть слишком легким, так как не будет стимула продолжать занятия дальше. Все это подробно и интересно описано в знаменитых педагогических статьях Л.Н. Толстого. КО РОБЕРТ ОУЭН |