Главная страница

Реферат педагогика. Педагогическое учение


Скачать 296.22 Kb.
НазваниеПедагогическое учение
Дата09.06.2022
Размер296.22 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаРеферат педагогика.rtf
ТипРеферат
#582401
страница4 из 5
1   2   3   4   5

Родной язык как средство воспитания


Центральное место в педагогической системе Ушинского за­нимает его учение о родном языке как о главнейшем источнике, - факторе и средстве воспитания человека. Язык является созданием самого человека, созданием наро­да, его истории, воплощающим в себе жизнь самого народа, егоисторию, его стремления. «Язык есть самая живая, самая обиль­ная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и буду­щие поколения народа в одно великое, историческое живое це­лое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь» [13, стр. 271-272].

В слове, в языке народа сокрыты все думы и чаяния народа, его характер, его стремления, всё его историческое прошлое, на котором строится настоящее и путь к будущему. В языке передается вся мудрость народа, обогащающая и воспитывающая последующие поколения. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, пословицы, прибаутки и загадки.

Ушинский придерживается принципа, что язык является со­кровищем, накопившимся в процессе трудовой деятельности на­рода на протяжении всей его истории, а потому родному языку он не только придаёт исключительное значение для жизни наро­да и его развития как «величайшему наставнику», но вместе с тем считает его неиссякаемым источником умственного и нрав­ственного воспитания, развития детей в духе народности. Ос­новным положением Ушинского является: «Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех зна­ний: с него начинается всякое понимание, через него приходит и к нему возвращается» [3, стр. 147].

Ушинский учит, что, во-первых, путь всего процесса воспитания и обучения лежит в построении его на родном языке, на родном слове, и, во-вторых, изучение языка и его богатств должно яв­ляться одной из основных целей всякого воспитания и обучения, если это воспитание служит интересам народа.

Большое значение Ушинский придавал родному языку также и в деле изучения явлений природы родной страны и воспитания в детях любви к родной земле. Он считал, что без помощи род­ного слова нельзя не только понять природу, но, что главное, питать в себя ту воспитательную силу, которой обладает приро­да родной страны. Язык, который облекает чуждую детям при­роду, чуждую жизнь, не только не может принести пользу делу воспитания, а, наоборот, задержит развитие ребёнка.

Подчёркивая роль родного языка в общем развитии ребёнка, Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с ха­рактером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные веро­вания, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эсте­тик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философ­ские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ» [3, стр. 148].

Таким образом, Ушинский придавал огромное образователь­ное значение - изучению родного языка. Но не меньшую, если не большую роль отводил Ушинский родному языку и для нрав­ственного воспитания детей. Придавая решающее значение родному языку в деле разви­тия детей, Ушинский, естественно, главное внимание уделял по­строению начального обучения исключительно на родном языке. Он считал родной язык не только главным предметом, но и осно­вой всех предметов обучения в начальной школе. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа.

По мнению Ушинского, родной язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ», и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация. Исходя из того, что родной язык «есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их», К.Д.Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять «предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты».

Построения начальной школы на принципах народности


В духе идеи народности ставил и разрешал Ушинский и во­прос о школе, о её роли и её задачах. Поэтому его учение о шко­ле в известном смысле можно было бы назвать учением о народ­ной школе.

Ушинский, прежде всего, исходил из того положения, что ор­ганизованное и целеустремлённое воспитание имеет решающее значение для формирования личности человека. Так как человек - существо общественное, то его подготовку к жизни лучше и легче всего, возможно, осуществить через общественное воспита­ние. Основным органом этого воспитания должно быть специаль­но устроенное учебно-воспитательное учреждение - школа. «Без помощи народной школы дитя вырастает и успеет состариться и умереть, даже не ставши, может быть, ни человеком, ни полез­ным гражданином... Сколько борьбы предстоит им выдержать, скольким искушениям должны они подвергнуться при первых же шагах своих в мутном водовороте всех молочных обыденных расчётов и всякого рода обманов. Где же наберут они силы, что­бы укрепиться - в этой упорной борьбе, и выдут ли они из неё победителем, если не вынесут сил этих из народной школы» [3, стр. 151-152].

К.Д. Ушинский отмечал, что для организации народного образования и воспитания необходимо обратиться к самому народу. Решая вопрос о школах для народа, необходимо тщательно изучить его жизнь научиться понимать народ, сродниться с ним, сделать его потребности своими, помогать ему прокладывать истори­ческие пути. Необходимость создания народной школы К. Д. Ушин­ский рассматривал как обязательное условие, продикто­ванное развитием жизни страны и народным мнением. Общественное воспитание, углубляющее в человеке на­родность, способствует развитию народного самосозна­ния, оказывает сильное влияние на развитие общества, его экономики и культуры.

Считая необходимым, устранить опеку министерства просвещения над народными школами, педагог, требовавший, чтобы открытие и содержание их было предоставлено самому населению, имел при этом в виду не только органы земского самоуправления, но и город­ского, а также сельские общества, различные демократи­ческие общественные организации и частную инициативу отдельных представителей демократической интеллиген­ции.

Ушинский был уверен, что школа, построенная на основе идеи народности, может способствовать изменению условий жиз­ни народа, а хорошо поставленное народное образование будет влиять на поднятие уровня экономической жизни.

Исходя из такого значении народной школы, Ушинский требовал введения обязательного всеобщего начального обучения, начиная с семилетнего возраста. «Странно, писал он, — что идея обязательного обучения воз­будила такое сильное противодействие со стороны некоторых из наших прогрессивных журналов. Кажется, что им не понрави­лось самое слово: «обязательный и принудительный», и они не разобрали, что под этим словом скрывается одна из либераль­нейших идей. Обязательное учение стесняет не дитя, которое учится, но родителей, которые, в силу этой обязанности, долж­ны дать образование своим детям. Обязанность учения детей есть самое справедливое ограничение отцовского деспотизма и самое справедливое требование общества относительно отдель­ного лица. Кто имеет детей, тот обязан приготовить из них хо­роших, полезных членов обществу, среди которого он живет» [14, стр. 86]. Родители должны быть ответственны перед обществом за воспитание детей, правильно постав­ленное обязательное обучение даст возможность найти «разумные формы общественной жизни».

Создание на­родных школ он считал «самым государственным вопро­сом» и рассматривал народную школу как первую сту­пень дальнейшего развития народного образования. Он был сторонником единой системы общего образования, для него народная школа была школой не тупиковой, а первой ступенью общего образования, существеннейшим звеном во всей системе образования. К народной школе, утверждал К. Д. Ушинский, нельзя подходить с позиций изоляции ее от других звеньев школьной системы, от «полной системы народного образования», постепенно вы­рабатываемой самим обществом.

Обязательному обучению Ушинский придавал большое зна­чение не только с точки зрения узко педагогической, но в нём он прежде всего видел и могучий фактор прогресса народа и страны. Он особо подчёркивал огромное значение народной шко­лы в деле приобщения деревни к культуре. Народная школа, по Ушинскому, призвана дать народу здоровое первоначальное воспитание, открыть ему глаза на действительность. В свете этих соображений Ушинский горячо поддерживал развитие сети зем­ских школ. Отдавая этим школам большие преимущества перед официально-государственной системой образования, Ушинский выражал уверенность, что земская школа поможет народу выйти на широкую дорогу, будет способствовать пробуждению дремлю­щих талантов, хранящихся в нём.

К. Д. Ушинский уделял первостепенное вни­мание необходимости изучения в народной школе родного языка и литературы, родной истории, природы. Он с горечью кон­статировал, что из русских школ выходили в жизнь лю­ди, менее всего знакомые с тем, что должно стать им бли­же всего, - со своей родиной и тем, что имеет к ней не­посредственное отношение. «Только русский, - писал он, - изумляя иностранца своим безукоризненным выго­вором на иностранных языках, в то же время часто гово­рит плохо на своем отечественном и почти всегда пишет с грубыми ошибками», знает подробно историю других стран и народов, но «глубокомысленно задумывается над тем, в котором столетии жил Иоанн Грозный; наверное помнит, что Мадрид при реке Мансанаресе, но весьма ча­сто не знает, при какой реке стоит Самара, а уж что ка­сается до какой-нибудь реки (Черемшана, например), то и говорить нечего, если только ему самому не приходи­лось купаться в ней» [1. стр. 128-129]. И это относится, подчер­кивал педагог, к тем русским, которые учились в России, кончали русские гимназии и университеты, стали русскими учителями и профессорами, готовились к общественной деятельности в родной стране.

Народность подлинная, положенная в основу воспитания, прежде всего выражается в родном языке и словесности. Язык родной является лучшим средством развития, познания и самопознания. Родной язык К. Д. Ушинский делает основой обучения. «За изучением родного слова мы ставим изучение других предметов, непосредственно раскрывающих человека и природу, а именно историю, географию, математику, естественные науки; за этим по­мещаем изучение новейших иностранных языков, а в изу­чении древних видим специальность, необходимую лишь для известной отрасли ученых занятий» [1, стр. 129-130]. Во всей педагогической системе К. Д. Ушинского родному слову отводится особая роль. Изучение родного языка служит средством развития мышления учащихся, через родной язык прежде всего познается вся окружающая жизнь, роль народа в историческом развитии России, родное сло­во связывает ребенка со своим народом и всем его духов­ным богатством.

Идея народности у К. Д. Ушинского, являясь идеей де­мократической, определяла новый, творческий подход к развитию педагогики и воспитания. Вся система народ­ного образования должна прежде всего отражать жизнь своего народа, быть связана с его жизнью и максимально способствовать улучшению жизни народа. Школа должна готовить для жизни творческой и полнокровной, образо­вание и воспитание в школе призваны вводить человека в жизнь родной страны. Для этого необходимо знать жизнь родины в том виде, как она существует, как исторически складывалась и как эту жизнь следует улучшать, исходя из потребностей и интересов своего народа.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта