Главная страница

Реферат педагогика. Педагогическое учение


Скачать 296.22 Kb.
НазваниеПедагогическое учение
Дата09.06.2022
Размер296.22 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаРеферат педагогика.rtf
ТипРеферат
#582401
страница5 из 5
1   2   3   4   5


Женское образование


Составной частью идеи народности в воспитании у К. Д. Ушинского стал вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы просве­щения.

Вопрос о положении женщины был одним из цент­ральных в прогрессивном общественном движении 50-60-х гг. Крепостнические отношения резко отрицательно сказались на ее положении в обществе. Для К. Д. Ушин­ского как демократа-просветителя женское образование стало частью его общей борьбы за просвещение народа.

В первой главе книги мы уже говорили о преобразо­вательной деятельности К. Д. Ушинского в Смольном ин­ституте, но там решался вопрос об образовании девушек-аристократок, которых он хотел вывести на трудовой путь жизни. Для него было ясно, что общее решение вопроса о женском образовании, в том числе женщин трудовых слоев населения, возможно только с изменением положе­ния женщины в самом обществе. Сами общественные ус­ловия жизни ставят женщину в неравное положение с мужчиной: «В самом деле, если можно найти твердый, ос­новной принцип женского общественного воспитания и об­разования, то скорее всего в общественном положении женщины... Это новейшая идея, которую в отличие от прежних... мы назовем народной идеей, потому что она проистекает именно из положения и роли женщины в ис­торическом развитии народа. Идея эта нигде не высказа­на вполне, но начинает уже более или менее прогляды­вать во всех рассуждениях о женском образовании, хотя еще в смеси с прежними воззрениями» [1, стр. 131-132].

К. Д. Ушинский твердо стоял на позициях, что мужчина и женщина - личности равноправные и равно от­ветственные, в интеллектуальном отношении они также равны, что в природе женщины нет причин, почему бы она должна отставать в науке от мужчин. Если смотреть на женщину по-другому, утверждал наш великий педагог, видеть в ней прежде всего человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское образование будут другими. Не сле­дует забывать, что женщина является проводником «ус­пехов науки и цивилизации в нравы и жизнь общества» [1, стр. 132].

К.Д. Ушинский резко возражал против системы женского образования имущих классов, в которой он видел мало своего, народного. Пансионы и институты, а также гувернантки оказывали отрицательное, антинациональное влияние на женскую половину имущих классов. Между образованным классом и народом проложена непроходи­мая бездна, по мнению Ушинского, преимущественно бла­годаря неправильно, антинационально поставленному женскому образованию. «Жена — мать семейства, хозяй­ка дома, плохо выражающаяся по-русски и отлично, с лю­бовью, говорящая по-французски, усвоившая все изяще­ство французских манер и видящая во всех русских на­циональных особенностях нечто грубое и необразован­ное. Понятно, что такая женщина вносила в свою семью, а через нее и в народный быт гораздо больше чуждого элемента, чем двадцать мужчин, получивших свое воспи­тание за границей. То если были даже высоко поставле­ны, волновали и грязнили только поверхность реки. Она отравляла самый источник» [1, стр. 461-462].

Образование женщины должно быть таким же, как и образование мужчины. Оно должно стать в отношении ее образованием общечеловеческим, что очень важно, так как наряду с общественными функциями женщина в зна­чительной мере занята воспитанием детей. К. Д. Ушинский считал дикими мерами, когда в огромном большин­стве европейских государств женщины были лишены воз­можности получения высшего образования, а среднее да­валось им в каком-то упрощенном и извращенном виде. Это он не считал приемлемым и для народного образова­ния в России. Анализируя североамериканскую систему образования как наиболее демократическую для того пе­риода времени, К. Д. Ушинский особенно отметил такие ее положительные черты, как совместное обучение детей обоего пола во всех типах школ и право женщин на полу­чение высшего образования наравне с мужчинами. Этого хотел он и для России.


Заключение


Велико значение К. Д. Ушинского в развитии отечественной школы и педагогики. С его именем связано создание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки. Его классические труды «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и многие другие произведения получили широчайшую известность и вошли в золотой фонд русской и мировой педагогической литературы.

Он внес ценнейший вклад развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов.

Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России.

Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье и практическими предложениями по их улучшению. Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим потребностям преобразования системы просвещения в России, было подчинено решению главнейших социально-педагогических задач эпохи.

Его идеи до сих пор остаются актуальными.


Список литературы


1. Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974 г.

2. Гревцева Г.Я. К.Д. Ушинский о народном воспитании/ Ушинский К.Д. и развитие современной науки и практики: материалы региональной межвузовской конференции. - Чел., 2004 г.

3.Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – Тбил., 1974г.

4. Рычагов А.Х. К.Д. Ушинский о содержании и методах нравственного воспитания школьников/ Великий русский педагог К.Д. Ушинский. Тезисы докладов прочитанных на конференции, посвященной 150-летию со дня рождения К.Д. Ушинского 26 февраля 1974 г. – Минск, 1974 г.

5.Салтанов Е.Н. Трудовое и нравственное воспитание в педагогике К.Д. Ушинского//Педагогика. № 4. 2004 г.

6. Усова А.В. К.Д. Ушинский о воспитании: значение его идей в наши дни/ К.Д. Ушинский и проблемы современного образования: материалы научно-практической конференции. 26 окт. 1999г. - Челябинск, 2000 г.

7. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1998 г.

8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т.8.- М.,1950 г.

9.Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании/ Ушинский К.Д. Ушинский /Сост. П.А. Лебедев.- М., 1998

10.Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М., 1998 г.

11.Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании/ Антология гуманной педагогики. Ушинский. - М., 1998 г.

12.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1/ Под ред. А.И. Пискунова. - М., 1974 г.

13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2/ Под ред. А.И. Пискунова. - М., 1974 г.

14. Ушинский К.Д.: наука и искусство воспитания/Сост. С. Ф. Егоров.- М., 1994 г.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта