Главная страница

Контр. Пейзаж. Пейзаж в русской живописи 19 века


Скачать 178 Kb.
НазваниеПейзаж в русской живописи 19 века
Дата13.04.2018
Размер178 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонтр. Пейзаж.doc
ТипДокументы
#41086
страница2 из 2
1   2
Часть 2. Представители русской живописи.
Пейзаж стал для русской живописи 19 века тем, чем был портрет в 18 веке – жанром, который обогатил как русскую, так и мировую культуру замечательными образами изобразительного искусства. Как Пушкин в литературе, так и мастера – пейзажисты воспевали красоту родной земли, выражая в картинах природы свои чувства и переживания. Талантов неподражаемых и оригинальных, среди пейзажистов было так много, что время расцвета их творчества и было названо «золотым веком» русской живописи. Далее мною представлены некоторые представители русской пейзажной живописи 19 века.
Щедрин Семен Федорович (1745-1804). Родоначальник русской пейзажной живописи, первый профессор нового, пейзажного класса в Академии Художеств, Щедрин выучил несколько поколений художников. Отработанная им композиционная схема пейзажа надолго стала образцовой. Его картины воспроизводились в гравюрах и пользовались большим успехом. Пейзажно-видовые росписи и панно, написанные им и его учениками, украшали и столичные дворцы, и помещичьи усадьбы. Пейзажные произведения Щедрина построены на стилистических канонах классицизма (использование кулис в композиции, трехплановое распределение цвета, заглаженная фактура письма). В их пока еще условной красоте они, тем не менее, значительно отличаются от существовавших до того «живописных видов» городов и достопримечательных мест своей художественно-эмоциональной выразительностью. Она разнообразно достигается глубиной и ширью далей, контрастами между крупными массами первого плана и открывающимися за ними зелено-голубыми просторами, что в целом придаёт его пейзажам впечатляющую воздушность.
Фёдор Матвеев (1758—1826) - российский живописец. Жил в Италии. Писал идеализированные видовые и вымышленные классицистические пейзажи.
Фёдор Алексеев (1753/55-1824) - замечательный живописец, основоположник русской пейзажной живописи, в частности, городского пейзажа. Родился художник в 1753 году (более точная дата его рождения не известна) и был сыном сторожа Академии наук. С 1766 по 1773 годы обучался в Академии Художеств в классе под названием "живопись цветов и плодов", а затем перешел на пейзажное отделение. В 1773 году, получив золотую медаль за программную работу, был отправлен в Венецию, где и провел три года в занятиях живописью для театрального оформления, хотя они были ему не по душе.
Андрей Мартынов (1768—1826) известен, прежде всего, своими графическими циклами, выполненными в литографической технике.
Василий Садовников (1800—1879). Самоучка из крепостных крестьян. Мастер точного в деталях городского пейзажа и изображения интерьеров. Исполнил множество видов Санкт-Петербурга, Москвы, Ревеля, Вильны, Гельсингфорса, Новгорода, Тамбова.
Михаил Лебедев (1811—1837) - пейзажист, ранние работы близки венециановской школе. В картинах присутствует динамизм, не характерный академической школе того времени, его работы оказали несомненное воздействие на последующее развитие плэнерной живописи в России.
Произведения Лебедева встречаются довольно редко. В конце XIX века самое большое их количество было собрано в Третьяковской галерее, в Москве (девять картин и этюдов и семь акварельных и карандашных рисунков). В музее Академии художеств имеются три его картины («Вид на Петровском о-ве в СПб.», «Вид местечка Ариччья, бл. Рима» и «Вид Кастель-Гондольфо бл. Рима»), в Московском публичном музее их две (виды в Альбано, близ Рима).
Григорий Сорока (1823—1864) - ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых. Творчество Григория Сороки - одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической - судьба крепостного художника, в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина.
Алексей Венецианов (1780—1847) - русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
Максим Воробьёв (1787—1855) На протяжении всей своей жизни М.Н. Воробьев писал пейзажи своего любимого города Санкт-Петербурга и его окрестностей. Появление в нём новых зданий, набережных, мостов, оград – всё, что украшало и превращало северную столицу российской империи в прекрасный классический город и его ученики: братья Григорий (1802—1865) и Никанор (1805—1879) Чернецовы Григорий и Никанор Чернецовы закончили Петербургскую Академию художеств в 1827 г, получив за изображение интерьеров Эрмитажа малые золотые медали. Григорий Григорьевич – писал пейзажи, портреты, многофигурные сцены, а Никанор Григорьевич в основном писал пейзажи. Оба брата достигли выдающихся результатов как в живописи, так и в рисунке.
Иван Айвазовский (1817—1900) Выдающийся мастер морского пейзажа. Известен благодаря необыкновенному таланту правдиво передавать жизнь моря, его настроение. Учился в Петербургской Академии художеств. Академик. Много путешествовал по Европе. Автор многих известных картин морских сражений. За свою жизнь написал более 4000 произведений. Айвазовский - замечательный художник маринист, его насыщенные романтизмом знаменитые полотна: «Черное море», «Среди волн», «Неаполитанская ночь», «Ночь», «Голубая волна» , «Море», «Коктебельская бухта», «Лунная ночь», «Купальня в Феодосии» и «Чесменский бой» , «Буря на море ночью», очень популярная картина «Девятый вал», «Радуга», «Штиль» , «Всемирный потоп» др.

Иван Айвазовский создал множество живописных полотен, отражая в них мягкие тона побережья, качающиеся на морских волнах корабли, различные эффекты морской воды и пены, величественные образы бушующего моря в шторм с кораблекрушениями Картины Айвазовского были высоко оценены многими художниками, среди которых И. Е. Репин, Г. И. Семирадский, И. И. Шишкин, известный меценат. М. Третьяков, который покупал его знаменитые полотна.

Лев Лагорио (1826—1905) Один из самых известных русских художников-маринистов. Выпускник петербургской Академии художеств. Первый ученик Айвазовского, представитель киммерийской школы живописи.
Алексей Боголюбов (1824—1896) является замечательным русским живописцем, который в основном посвятил свое творчество морским пейзажам, хотя у него есть работы с изображением городской архитектуры и простой русской действительности.
В жанре пейзажа работали также Пётр Суходольский (1835—1903) русский художник, живописец, рисовальщик, работал в технике сепии. Писал пейзажи, портреты, автор батальных композиций. Учился в Академии художеств. За выпускную картину «Вид деревни Желны Калужской губернии» (1864) Петр Суходольский получил звание классного художника первой степени. Его рожденные многими путешествиями по России пейзажи («Весенний разлив реки Оки», «В деревне», «Дубки», «Болото», «Берег моря») являются примерами русской пейзажной живописи, с чётким рисунком и хорошо подобранной тональностью.
Владимир Орловский (1842—1914). Известный украинский пейзажист Владимир Донатович Орловский родился в Киеве, где в городской гимназии получил первые уроки рисования. Во время учебы в Академии художеств (1861—1868) молодой В. Орловский побывал во многих местах европейской России: в Крыму, Киевской и Таврической губерниях, Москве, Финляндии. По возвращении из-за границы много работает, путешествует по России, привозя из поездок зарисовки, этюды, картины. С 1874 года В. Орловский — академик, а с 1878 — профессор пейзажной живописи и член совета Академии художеств. Много внимания В.Д. Орловский уделял развитию изобразительного искусства в стране. Особое участие — в становлении художественного образования в Киеве.
Ефим Волков (1844—1920) - живописец-пейзажист. Современники называли Ефима Волкова "поэтом русской осени и русских туманов". Об этом художнике я более подробно расскажу чуть позже.

Ивана Шишкина (1832—1898). Известный художник-пейзажист. Учился в МУЖВЗ и Академии художеств. В качестве пенсионера жил в Швейцарии и Германии. Один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Профессор Академии художеств. Увлекался офортом – техникой глубокой печати. Возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при Академии художеств.

Виктор Васнецов (1848—1926). Выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна он был первым художником, который объединил роспись, оформление спектакля, архитектурное и прикладное творчество в одну художественную идею. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник объединяет знание народного эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882).

Фёдор Васильев (1850—1873). В русском искусстве имя Ф.А. Васильева навсегда осталось феноменом редкого таланта, ранней одаренности - удивительной загадки природы. Его жизнь была трагически короткой, однако уже в 18 лет он оказался в среде ведущих художников своего времени.
Льва Каменева (1833/34-1886). русский художник-пейзажист. Живописец тонкого лирического дарования. Любимый ученик и друг А.К. Саврасова. Он не был революционером в области живописи, не отличался экспериментаторством, ему чужда была какая бы то ни было вычурность, склонность к "самовыражению ради самовыражения". Изображал различные моменты сельской русской природы правдиво и часто с настроением.

Эпическим пейзажем приобрёл известность Михаил Клодт (1832—1902). русский художник-пейзажист второй половины XIX века. Первым из русских художников объединил жанровую картину с эпическим пейзажем.
Виктор Борисов-Мусатов (1870—1905) русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
Михаил Врубель (1856—1910). Талант Врубеля был многогранный. Он расписывал храмы, писал огромные многометровые полотна и небольшие станковые картины; он выступал как театральный декоратор, мастер книжной иллюстрации и даже как скульптор.
Борис Кустодиев (1878—1927) Живописец, график и театральный художник, автор многих знаменитых полотен. Сразу хочется вспомнить его толстомясую "Купчиха за чаем", портрет Ф. И. Шаляпина, картины, живописующие крестьянские праздники, а также быт провинциальных мещан и купцов - "Ярмарки", "Деревенские праздники", "Масленицы", "Балаганы", "Купчихи", "Гулянье на Волге", "Девушка на Волге" и др.
Алексей Саврасов (1830—1897). Известный русский художник-пейзажист. Сын купца Третьей гильдии. Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества, где позднее преподавал. Совершал поездку по югу России, путешествовал по Европе. Экспонировался на выставках Товарищества Передвижников, Всемирных выставках в Вене, Париже, Всероссийской выставке в Москве.
Михаил Нестеров (1862—1942). Нестеров посвятил целый цикл картин, посвященных преподобному Сергию Радонежскому, жизни и делами которого восхищался. Пейзаж Нестерова - это пейзаж среднерусский, скорее северный. Тонкие белоствольные березы, пушистые ветки вербы, кисти рябины, горящие на приглушенном фоне, почти незаметные осенние и первые весенние цветы. Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса. Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой... Обычно на картинах Нестерова - весна или осень, реже - зима или лето. И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья.
Архипа Куинджи (1841—1910) - великий русский художник. Он являлся членом общества передвижников. На долю мастера выпали одновременно слава  и забвение, признание и непонимание творческого направления. Художник не был избалован известностью, писали о нем всегда очень мало, и при этом больше освещалась его незаурядная личность и поступки, нежели творчество.

Куинджи вполне можно считать художником самоучкой, ведь он, имея великолепный природный талант, так и не смог поступить в Петербургскую Академию Художеств. В 1868 году он стал вольным слушателем. Огромное влияние на развитие творчества Куинджи оказал великий маринист Айвазовский, который пробудил  в молодом мастере желание отображать окружающую действительность в пестрых и насыщенных красках.  К сожалению, сохранилось мало первых полотен Куинджи, сегодня больше известны работы, созданные им в период творческой зрелости.
Исаака Левитана (1860—1900). Один из ярких представителей русской пейзажной живописи. Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Участник Товарищества передвижников. Основатель так называемого «лирико-эпического пейзажа», отличительной особенностью которого являлась тонкая передача состояния природы, выражение в ней человеческих чувств и переживаний.
Василий Поленов (1844—1927) - русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики (1926). В.Д. Поленов занимает своеобразное место в истории русского искусства последних десятилетий 19-го века. В наследии художника есть произведения самых разных жанров - он писал портреты, пейзажи, обращался к исторической и мифологической живописи, писал жанровые картины. Однако, славу все-таки он завоевал как пейзажист. И если вначале он проявил себя как мастер лирического пейзажа, то впоследствии его живопись приобрела эпические черты.
Константин Коровин (1861—1939) русский художник живописец (один из первых русских импрессионистов), театральный художник, педагог и писатель.
Илья Репин (1844—1930)- русский художник-живописец. С самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов.
Николай Ге (1831—1894) - живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, искусный пейзажист.
Валентин Серов (1865—1911) - один из крупнейших художников-реалистов рубежа 19-20 веков. Выдающийся мастер портрета, великолепный рисовальщик и живописец, он создал замечательные произведения в различных жанрах живописи и графики. Произведения художника полны гуманизма, жизненной правды, они излучают поэзию, они наполнены волшебной гармонии света и цвета, они утверждают красоту и духовное совершенство человека.

Кириак Костанди (1852—1921). В своей работе он следовал реализму, но некоторые его работы можно причислить к импрессионизму. Его работы находятся в музеях Одессы, Киева, Москвы, Петербурга. После его смерти его последователи создали Общество художников «Костанди».
Николай Дубовской (1859—1918). Пейзажист по призванию и хранитель священных традиций передвижничества по убеждению, Н. Н. Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. О его преданности искусству рассказывали анекдоты.

Русский художник Волков Ефим Ефимович (1844-1920).


Волков Ефим Ефимович — живописец-пейзажист. Родился в Петербурге 23 марта 1844, в семье фельдшера. Будущий художник воспитывался в частном пансионате и в петербургской Введенческой гимназии. Некоторое время работал канцелярским чиновником в Министерстве юстиции, а также в Департаменте государственных имуществ и вынужденно вышел в отставку губернским секретарем.

Распростившись со службой в Министерстве юстиции, 22-летний Ефим Волков в  1866 году поступил  в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств, где проучился один год, прошел все четыре класса обучения. В следующем  году Волков на правах вольнослушателя посещал Императорскую Академию художеств. За  картину «Вид в окрестностях Петербурга» в 1870 году Волков получил  звание «не классного художника».  В этом же году Волков  уходит из академии, чтобы вплотную заниматься любимым делом. Все время художник проводит в постоянной работе над совершенствованием своего таланта, создает  многочисленные этюды и рисунки. В 1871 году Волков создает свою первую картину – «Болото осенью», а в 1872 году представляет  ее на выставке Общества поощрения художеств. Этот, на первый взгляд, крайне унылый пейзаж производит на всех столь огромное впечатление, что картину тут же отправляют в Лондон, где она получает именную бронзовую медаль на Всемирной Лондонской выставке.
В 1873 году пейзаж "Болото осенью" получает вторую премию на конкурсе Общества поощрения художеств. Первая премия была присуждена Алексею Саврасову.
Ефим Волков в пейзаже Болото осенью тогда впервые применил эффект едва уловимой дымки, который в дальнейшем часто будет повторяться в его осенних и весенних пейзажах.

В 1875 году художника вновь ждет успех -  ему вновь присуждают вторую премию выставки Общества поощрения художеств за  картину «На базаре», а в 1877 году он  получает уже первую премию выставки Общества поощрения художеств за картину «В лесу. По весне». 

21 марта 1879 года в жизни Ефима Волкова вновь происходит чудесное событие, на общем собрании художников-передвижников его избирают  членом Товарищества и, с тех пор, он стал выставлять свои работы исключительно на выставках Товарищества. В период с 1870-х по 1890-е годы  Волков был весьма известным художником. 1880-е годы были наиболее плодотворными в творческой деятельности художника.

Летом 1879 года Ефим Волков вместе с друзьями-художниками предпринял путешествие в Крым. Среди его друзей были  Иван Шишкин со своей семьей и Андрей Шильдер. Лето прошло весело: они забирались высоко в горные леса, писали этюды в монастыре Козьмы и Дамиана; из Алупки на арбе, как цыгане, перебирались в Гурзуф. Быть может, именно в этой поездке, Волков написал картину « Море ». Эта картина Ефима Ефимовича Волкова относится к жанру реалистической пейзажной живописи. Сегодня она находится в коллекции Липецкого областного краеведческого музея, где ее в центральной экспозиции может увидеть каждый желающий.

Сам художник тяготел к демократическим взглядам, поэтому стремился описывать окружающую природу такой, какая она есть, что, однако, не лишает его картины (а он работал, в основном, в жанре пейзажа) особого мягкого очарования и некоторой загадочности.

На рассматриваемой нами картине изображено море, находящееся в состоянии волнения. Четко выписанные пенящиеся волны набегают на тонкую полоску суши, и, кажется, они вот-вот унесут в необъятные просторы воды маленькую деревянную лодочку, стоящую на берегу. Вода мутная, зеленоватого цвета, что также свидетельствует о внутреннем волнении стихии, подымающей на поверхность морской песок, водоросли и мелких обитателей воды.

Сверху на великолепие морского взволнованного пейзажа смотрит небо, слегка темное, казалось бы насупившееся. Близко гроза и, возможно, шторм, пока же природа только готовится к этому страшному торжеству своей силы и всемогущества.

Картина выполнена крупными мазками, что создает особый зрительский эффект, если смотреть на нее издалека, кажется, что море оживает и совсем близко шумит разбивающимися о берег волнами.

Зрителю представляется, что картина рассказывает и о его судьбе, судьбе маленького человека, также оказавшегося в стихии жизни, которая готова поглотить его как эту маленькую утлую лодочку, стоящую на песчаном берегу. Однако все пока еще находится в состоянии неопределенности, возможно, что через час или два море успокоится, тучи разойдутся, выглянет солнце, и лодка эта так и останется мирно стоять на земле.

Друзья всегда с удовольствием вспоминали эту поездку. Но сердце Ефима Волкова осталось равнодушным к красотам юга. Он не изменил себе: главное место в его пейзажах всегда занимала природа средней полосы России и болотистые окрестности родного Петербурга, которую он изображал  с любовью и особым душевным трепетом.

Восьмая Передвижная выставка 1880 года представила картину Волкова «Осень», отмеченную лучшей среди пейзажной живописи.

Болотистые места окрестностей Петербурга вдохновляли художника на творчество. Перед нами ранняя северная осень, с тяжелым, пасмурным небом, порывистым, холодным ветром, сырая и пронзительная, как боль. На переднем плане небольшая, зарастающая травой, болотистая речушка, которую переходили вброд коровы близлежащей деревни. Брод мелкий, а еще зеленеющая трава изранена копытами животных. Извилистое, мельчающее русло уныло блестит под холодным, стальным небом, местами отражая его пустоту на своей поверхности.

Берега реки, поросшие мелким кустарником, все ближе спускающимся к воде пологим склоном. Левый берег кажется немного выше благодаря поднимающемуся от реки холму, на котором местами видны высокие, старые деревья, несколькими хаотичными штрихами, уходящие в низкое небо. Голубеющая даль не скрывает в себе ни тайн, ни загадок, она так же уныла и однообразна. Уходя вправо, русло реки еще много раз повторит свои изгибы, которые мало чем отличимые между собой.

И хотя некоторые деревья грязновато-красными пятнами пытаются внести в общий пастельный тон немного цвета. Но они никак не делают картину радостнее, скорее наоборот, золотой осени как-то не получается. На картине нет ни одной живой души, но настроение нищеты, унынья и упадка буквально читается в каждом штрихе.

В 1883 году Волковым была создана картина "Октябрь", "свежая по мотиву и тонкая по выраженному в ней чувству природы". Написанная на станции Сиверской под Петербургом, где у Волкова была собственная дача, картина экспонировалась на XI Передвижной выставке.

В. Стасов в обзоре выставки писал: «Между... многочисленными картинами наших пейзажистов... самая замечательная Октябрь... Это одна из лучших, если не самая лучшая, вещь Волкова, так хороши и рельефны тощие деревца, оголенные осенью, так хороши тут перспективы сквозь реденький лесок, столько тут везде воздуха и осеннего спадающего света...».

В этой картине очень тонко передано лирическое содержание, прекрасно объединены в композиции ближние и дальние планы, великолепно выдержана основная колористическая гамма. Передний план картины, занятый молодой березовой рощей, проработан с особой тщательностью. Художник сумел сделать выразительными и хрупкие стволы берез, и бурую землю, усыпанную сухими осенними листьями.

В разработке темы осеннего листопада кисть художника достигает большой силы и выразительности. В изображении листьев художник почти приближается к пленэрной живописи: Волков тонко чувствует поэзию этой увядающей красоты, любовно наводя на опавшую листву лучи уходящего солнца - в их холодном освещении разноцветные листья создают образ сказочного ковра, раскинутого под деревьями. В извилистой ленте реки отражается холодное осеннее небо. Одинокая фигура старушки с котомкой за плечами, бредущей по тропинке вдоль берега речки, усиливает ощущение увядания природы. 

Наряду с образом болота другой излюбленный образ в пейзаже Ефима Волкова – леса. Но, в отличие от И. Шишкина, Ефима Волкова больше привлекают опушки леса, поляны, окруженные деревьями, берега небольших рек, лесные озера и болотистые места.
Он избегает изображений бурного проявления стихии, и поэтому его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворенности природы.
Таков, например, пейзаж "Лунная ночь в лесу", в котором художник мастерской кистью запечатлел теплую летнюю ночь, полную чарующей неги. В картине Волкова "Зимний пейзаж" убедительно передано состояние тишины зимнего леса. По чистому, пушистому снегу медленно крадется волк, высматривая себе добычу и при этом чутко прислушиваясь к звукам лесного царства.
С конца 1870-х по 1890-е годы передвижник Волков был довольно известным художником. Творчеству Ефима Волкова уделяли внимание многие столичные журналы по литературе и искусству, которые часто публиковали репродукции его картин с приложением описания, а нередко и с критическими комментариями; среди них журналы "Всемирная иллюстрация", "Пчела", "Художественные новости", "Художественный хроникер", "Север", "Нива", "Артист" и другие. Репродукции его картин печатаю во многих известных столичных журналах.

В конце 1880-х и в 1890-е годы Волков путешествовал по Волге. Особенно ему полюбились  места возле города Плеса.

В 1895 году Ефим Волков был избран в действительные члены Академии художеств, а в  1899 году «за известность на художественном поприще» ему  присуждено звание академика.
Волков известен также не только как пейзажист, но и как книжный иллюстратор. Он создал ряд иллюстраций к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Отчизна». При своей жизни русский пейзажист и рисовальщик, передвижник Ефим Ефимович Волков был чрезвычайно популярен. Ему принадлежит более пятисот пейзажей, около тысячи этюдов и великое множество рисунков в альбомах. Во многих крупнейших государственных художественных музеях России имеются работы его кисти.
Современники называли Ефима Волкова "поэтом русской осени и русских туманов". Волков писал, в основном, пейзажи северной и средней полосы России: сюжетом своих картин он выбирал не красивые "ландшафты", а скромные уголки природы Русского Севера и в них старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование. Это видно по картинам " Туманное утро", "Лесное озеро". В лучших своих работах Волков одухотворяет пейзаж, придавая ему определенное настроение, созвучное с душевной настроенностью .
Несмотря на финансовые трудности первых лет семейной жизни, Волков был вполне счастлив – у него любимая жена, подрастает прелестная дочурка, его творчество приобретает известность. Но в 1884 году случилось несчастье – умерла его малолетняя, горячо любимая дочь. Этим горем художник был так потрясен, что сам едва выжил. Перенесенное несчастье оставило отпечаток на творчестве Волкова. В его печальных картинах появляются изображения старцев и монахов, удалившихся от мира и укрывшихся в приюте за монастырскими стенами. Его картины отражали все горе, таящееся в его душе. Одной из картин Е. Волкова на тему "приюта" является пейзаж "Скит". В 1889 году журнал Художественные новости писал, что "при взгляде на картину Ефима Волкова "Скит" вспоминаются стихи раскольников, воспевающих пустынь, куда не долетают ни жалобы, ни стоны из здешнего мира, где так величественна и спокойна природа, где страсти не смущают бедное человеческое сердце". Подобные ассоциации вызывает и картина Волкова "У монастыря".

Популярность Волкова росла год от года. Однажды, в 1888 году, на дачу художника приехал адъютант великого князя С.А. Романова и сказал:
« Его императорское высочество великий князь Сергей Александрович Романов прислал меня к вам для переговоров, не согласитесь ли вы поехать с князем в Палестину в качестве художника-иллюстратора на один-два месяца, и сколько за это вы хотите?
– Поеду, – отвечает Волков, – но не за плату, а так. Если что напишу, то князь потом может купить по ценам выставки.»
Адъютант уехал, затем вернулся вновь с ответом, что князь согласен.
Из поездки на Ближний Восток Ефим Волков привез несколько пейзажей, которые экспонировались на XVII Передвижной выставке в 1889 году.
В 1895 году Ефим Волков был избран в действительные члены Академии художеств. И в 1899 году "за известность на художественном поприще" Волкову было присуждено звание академика, при этом он продолжал экспонировать свои картины на Передвижных выставках.
15 января 1902 года в Петербурге в залах Императорской академии художеств открылась выставка двух передвижников, действительных членов Академии художеств – Е.Е. Волкова и В.Е. Маковского. Каждый из них этой выставкой отметил 25-летний юбилей своей художественной деятельности.
Маковский выставил 383 работы. Волков представил 417 полотен, в основном, конечно, пейзажей, и среди них в каталоге выставки значились лишь два этюда. Все эти пейзажи были написаны в период с 1875 по 1901 год.
Очень дорогой иллюстрированный журнал "Художественные сокровища России" в том же 1902 году опубликовал по поводу персональной выставки разгромную статью.
"Можно констатировать факт, свидетельствующий, пожалуй, о некотором подъеме вкуса в русском обществе, что ни тот, ни другой из этих двух столпов передвижничества не имели того успеха, который они могли ожидать еще лет 5-6 тому назад. Эта выставка лишний раз и с полной убедительностью доказывала, что живопись Владимир Маковского очень мало имеет общего с искусством, а то что господин Волков, хотя и действительный член Академии, едва ли может считаться художником".
Вот так: у Маковского "мало общего с искусством", а Волков – вообще, получается, не художник? А ведь Волков, наряду с работами последних лет, представил на выставку множество самых лучших своих вещей – "На болоте", "У монастыря", "Осень" (1886), "Над рекой" (1901).

Заметим также, что Ефим Ефимович, как и все воспитанники Академии художеств, был сильным рисовальщиком. Известны его графические работы: офорты – "Дорога в деревне" (1871) и "Вид окрестностей Петербурга"; рисунки (карандаш) – "Моя дача на Сиверской" (1881), "Набережная на Васильевском острове" (1889), "Пейзаж" (1900), "Деревенский пейзаж", "На Валааме" и "Охотник с собакой"; иллюстрации к стихотворениям М.Ю. Лермонтова (1891).
Его рисунки и гравюры публиковались в известных столичных журналах: "Нива", "Север" и других.
Увы, мода на искусство передвижников прошла окончательно. Время диктовало новые стили: на пятки передвижникам наступал модерн, из Европы российские вкусы теснил импрессионизм, ну и всеобщий восторг публики вызывали конфетно-красивые мирискусники.
После событий 9 января 1905 года – Кровавого воскресенья – вся русская интеллигенция бурлила. Естественно, не могли остаться равнодушными к произошедшим событиям и передвижники.
Как и большинство передвижников, в политике Ефим Волков придерживался демократических взглядов. Художник на все политические перипетии, которые часто приводили его почти в полное отчаяние, реагировал с большим жаром. Когда Волков говорил о политике, он по обыкновению волновался, дрожал и стучал пальцем по какому-нибудь предмету.
Во многом разочарованный как политическими событиями, так и потерей интереса публики к творчеству художников из Товарищества, Волков стал очень хмурым. Он сильно исхудал. И ему ничего не оставалось, как до самой смерти (последовавшей в 1920 году в голодном и холодном Петрограде) писать неказистую, болотистую природу окрестностей своего родного Петербурга, находя в ней очарование, поэзию, прелестную тишину и покой. Впрочем, ничего иного лично для себя художник никогда и не желал.
Особое место в своем творчестве художник уделял простым людям – крестьянам, их среде обитания, природе, которая их окружает. Это представлено в картинах- "Выпас", " Во время сенокоса".
В русской пейзажной живописи Ефим Волков, вслед за И. Шишкиным, был великолепным певцом русского лета. Художники-пейзажисты знают, что лето писать труднее, чем другие времена года, так как зелень деревьев и трав "забивает элементы пейзажа" и потому так сложно разобраться в полутонах, определить контрастные отношения цвета. Не случайно именно лето представлено в живописи меньше, чем изображение весны, осени или зимы.
Ефим Волков с большим мастерством писал и траву, и листву деревьев, и полевые цветы. Примером тому его картины: " Заросший пруд" ," Пейзаж с прудом", "Поле с ромашками", "Речка" и другие. Довольно часто художник в своем творчестве варьировал мотив заросших берегов небольших рек, ручьев. Для работ Волкова характерен свободный, динамичный мазок, разнообразная фактура и, вместе с тем, простота изобразительного мотива.

Произведения художника имеются в собраниях Государственной Третьяковской галереи ("Болото", "Ранний снег", "Осень"), Государственного Русского музея, Иркутского областного художественного музея, Смоленского государственного музея-заповедника ("Туманное утро") и многих музеев России (Воронеж, Омск, Хабаровск и др.).

Умер Ефим Ефимович Волков в 1920 году в Петрограде.


Значение для России и мира.
Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя.
Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.

Крупнейшие русские исследователи русской живописи в целом, и пейзажной в частности, отмечают выдающуюся роль пейзажа в высоком расцвете русской живописи в 19 веке. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи 19 века имеют мировое значение и непреходящую ценность. А. Федоров-Давыдов в своей работе «О нашей пейзажной живописи»(1956) говорил о русских пейзажистах 2-й половины XIX века: «Эти пейзажисты отразили разные стороны современной им русской жизни, ответили на разные злободневные ее интересы. Эти качества классической пейзажной живописи – ее глубокая идейная и эмоциональная содержательность, гармоническое сочетание в ней объективной познавательности с субъективной лиричностью, ее органическая современность, проявляющаяся как в сюжете, так и в его трактовке, пронизывающая весь внутренний образный строй произведений, - эти ее качества являются наследием советской пейзажной живописи.»

Русская пейзажная живопись 19 века развивалась в соответствии с общими тенденциями художественного развития и эволюции других живописных жанров.

В рамках романтического пейзажа сложилось особое, уникальное течение-маринизм. Именно в изображении картин моря наиболее четко проявлялись типичные черты романтизма. Также нельзя не упомянуть, что в общих рамках работы в романтическом жанре пейзажисты вносили свои, сугубо личные мотивы, применяли новые приемы, создавали собственные школы и имели многочисленных поклонников и последователей.

В начале 50-х годов начинает складываться качественно новое направление- реалистический , национальный пейзаж. Необходимо отметить, что данное течение было неразрывно связано с историческими событиями второй половины 19 века, крестьянский вопрос волновал всех и не оставил равнодушным и пейзажистов. В рамках данного направления природа перестала использоваться как выражение собственных чувств. Художники теперь стремились реально отражать окружающую их действительность, без преувеличений и искажений.   Именно в этом направлении работали и создали произведения, имеющие мировое художественное значение, такие пейзажисты, как Шишкин, Саврасов, Поленов, Куинджи и многие другие выдающиеся художники. По количеству талантливых видописцев 19 век заметно выигрывает по сравнению с другими и недаром его принято называть «золотым» веком русской живописи, на него ложится период расцвета русского пейзажа.

Необходимо отметить, что эволюция и достижения данного живописного жанра не остались в стороне от внимания передовой общественности. Развитие пейзажной живописи, ее достижения постоянно обсуждались в русском обществе как профессиональными исследователями-критиками, так и простыми ценителями и любителями данного жанра. И это не случайно, так как в 19 веке русскими художниками-пейзажистами были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы русская художественная культура, не было бы  опыта, на который опирались и создавали не менее великолепные творения следующие поколения пейзажистов.

В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи 19 века имею мировое значение и непреходящую ценность. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.

Замечательные достижения русской пейзажной живописи 19 века, естественно, вызывают интерес к изучению ее истории, в том числе ее истоков и этапов развития.


Список используемой литературы и источников

1.Бенуа А.Н. История русской живописи в 19 веке. М., 1993

2.Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М., 1992

3.Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 – начала 19 века. М., 1953.

4.Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж 18 – начала 20 века. М., 1956

5.Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. М., 1984

6.Памятники мирового искусства. Русское искусство 19 – начала 20 века. М., 1972

7. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. М., 1981

8.Василий Беседин . Клуб интеллектуалов. Забытые имена. Русский художник Волков Ефим Ефимович 1844-1920 https://newsland.com

9. Википедию https://ru.wikipedia.org
1   2


написать администратору сайта