Переодизация курса i формационный подход
Скачать 420.5 Kb.
|
Эволюция государственного строя в сша. основные предпосылки перехода от конфедерации к федерации разработка и принятие конституции сша 1787 года. основные конституционные принципы государственного строя сша. 1. конфедерация- союз государств. Федерация- союзное государство. Федерация- сложное государство, в котором суверенитетом обладают и федерация в целом и ее субъекты. Т.о. все формы соотносятся друг с другом по государственному суверенитету. В федерации существует двойной или разделенный суверенитет. Сша является классической федерацией. Российская федерация- федерация находящаяся на пуи становления. Это объясняется тем, что в россии происходит движение от имперского государсвта к федеративному, а в сша происходило от конфедеративного к федеративному. Предпосылки: I.внешние предпосылки: внешнеполитические: а) сохранение военной угрозы американской конфедерации (каждый штат не мог противостоять военной угрозе), б) низкий престиж на международной арене (франция дала конфедерации займ под залог личного имущества вашинктона), 2. внешнеэкономические: отсутствие единой таможенной и торговой политики с европейскими державами (экономически сильные государства могли в дальнейшем закабалить штаты). нутренние предпосылки. экономические: а) в конфедерации не существовало единого экономического пространства (не было национального рынка. Б) отсутствовала единая система налогов. В) существовал режим внутриштатного покровиттельства (каждый штат покровительствовал своим должникам). Было трудно получить с кредитора из другого штата кредит обратно. военные: а) отсутствие единой политики по отношению к индейцам. Штат джорджия открыл сам военные действия с индейцами и сам же закрыл эту войну. Б) обострене пограничных споров между штатами. Дело доходило даже до драк. социальные: а) разорение экономики страны привело к финансовому кризису. Правительство штатов ввели бумажные деньги, которые сразу же обесценились. Стало невыгодно ни продавать ни покупать. Пшеница осыпалась на корню. В этих условиях ухудшается положение наименее обеспеченных слоев общества: в том числе и ветеранов войны за независимость. Правительству конфедерации было нечем платить ветеранам. Тогда в северной америке обостряется социально-политичесная борьба, которая была мирной и немирной. А) Мирная борьба вылилась в движение радикалов, которые стремились выдвинуть своихъ кандидатов в легислатуры и разделить все имущество штата поровну. (отнять и поделить). Однако выборы стоят больших денег. Мирное движение захлебнунулось. Б) в 1786 году в штате масачусетс вспыхнуло востание под предводительством капитана сша дениела шейса. Воставшие пытались захватить арсенал, но это им не удалось. Но сам факт востания напугал американскую верхушку. В 1786 году в городе аннополис собирается совещание представителей пяти штатов. Ветераны аннополиса окружают здание заседания и направляют ружья и пушки на окна этого дома. Представители ретировались. Однако среди них оказался александр гамильтон, который смог вырвать у них согласие на созыв в 1787 году специального конвента, посвященного пересмотру статей конфедерации (откровенно слабых в конституционно-правовом отношении). В подготовке конвента так же большую роль сыграл джеймс мадисон- уроженец штата виргиния. Он в письмах к ведушим политикам штатов убеждал их в необходимости присутствия на конвенте. Он убедил джоржа вашинктона. Во второй вторник мая(13 мая) 1787 года в филодельфии собрался конвент и на него приехал джорж вашинктон. Поэтому Другие штаты стремились прислать на конвент своих лучших представителей. разработка и принятие конституции. Всего на конвенте было 55 человек, из них 39 человек имели высшее юридическое образование, и являлись адвокатами- такие юристы, которые могут излагать свои мысли четко и ясно, красочно. Среди делегатов конвента, занятого разработкой одного вопроса, особо выделялся джеймс мадисон. Его отличала большая подготовленность к конвенту: за май-сентябрь работы конвента он проштудировал более 200 томов по истории и теории государства и права и т.д. I. на конвент делегаты приехали с двумя проэктами будущей конституции (планами конституции). план патерсона (делегата штата ньюджерси) план патерсона постигла та же участь, что и первую конституцию страны. Статьи конфедерации были отброшены. Конгрес конфедерации предоставил им полномочия по усовршенствованию дейтсвующей конституции, а делегаты отбросили ее положения. 2. план эдварда рандольфа (губернатора штата виргиния). План рандольфа делегаты сочли излишне националистическим. А) Рандольф предусматривал создание в северной америке унитарного союза штатов. А граждане штатов и были нацией, отсюда излишняя националистичность. Б) рандольф считал что всю власть надо предоставить федеральному конгрессу, точнее ее нижней палате. В) нижняя палата выбирает верхнюю Г) конгресс избирает президента Д) конгрес наделялся фактически всеми полномочиями законодательной власти. По причинам явного унитаризма план был отклонен. из плана осталась идея разделения властей. II. основным вопросом конвента стал вопрос о власти. Этот вопрос был разделен на две групы: А) вопрос о разделении власти по вертикали: вопрос о федерации. Т.е. вопрос о разделении компетенции между штатами и федерацией. Было решено создать в конституции строгий перечень полномочий федерации. Все остальное отдавалось штатам. В этом многие ученые усматривают появление в северной америке двойного (разделенного суверенитета). Суверенитет- )с франц.- верховенство власти). Раз суверенитет- власть, то его можно разделить. Б) вопрос о разделении власти по горизонтали на законодательную, исполнительную и судебную власть. Некоторые считают, что это разделение можно изобразить и вертикалью (спросить!) Законодательная власть: А) Делегаты согласились с тем, что носителем законодательной власти будет являтся конгрес с двумя палатами: верхней (сената) и нижней (палата представителей). Палата представителей избиралась прямыми выборами в соответствии с количеством населения каждого штата пропорционально числу населения. Поэтому в палате представителей в большинстве оказывались представители от крупных штатов. Ричард спрайт предложил делегировать в сенат по два сенатора от каждого штата. Элсуо внес поправку к этому предложению: сенаторы выбирались в соответствии с законодательством того или иного штата. Исполнительная власть Было решено, что исполнительная власть вручалась не коллегии, а президенту страны, которого избирали коллегии выборщиков. Число выборщиков должно было соответствовать числу вместе взятых конгресменов и сенаторов, выдвинутых штатом. В порядке выборов сената и выборщиков американцы усматривают суверенные права их штатов. Судебная власть: джеймс медисом и джеймс уилсон предложили по образу конституции штата нью йорк создание ревизионного совета, в который помимо верховного суда должен входить и президент. В этом предложении делегаты усмотрели смешение разделения властей: судебная власть объединяется с исполнительной. Т.е. преобладал геометрический подход (две параллельные прямые не пересекаются). Джеймс медисон: подлинное разделение властей немыслимо без их известного смешения. Примеры: президент страны наделяется правом вето., На самом деле идея разделения властей только внешне напоминает параллельные прямые. Американский вариант системы разделения властей получил название системы сдержек и противовесов (богиня правосудия стоит с мечом и с весами). А) президент: право вето, подписывает законы. Б) конгресс: обладает правом импичмента (суда) В) верховнй суд страны: наделен правом толкования конституции (законодательная власть):»конституция сша это то, что о ней думают судьи». Джеймс уилсон: власти должны действовать раздельно. В сентябре 1787 года только 3 делегата штата ротайленд отказались подписать конституцию. Конституцию подписал и александр гамильтон (хотя он хотел конституционной монархии с аристократией). Джорж вашинктон: весь конвент просидел молча. Хозяин дома бенжамин франклин сказал: я на спинке стула смотрел на солнце, теперь я считаю, что это восход. Проблема ратификации конституции, два лагеря: 1. федералисты главным органом федералистов становится орган «записки федералиста»: александр гамильтон, джеймс медисон, джей. В ходе борьбы за ратификацию джеймс медисон еще более углубляет учение о разделении властей. В его словах становится очевидна та незавидная судьба разделения властей, которая в настоящее время происходит в нашей стране т.е. война властей. Это объясняется тем, что эффективность этого принципа зависит от того, что система сдержек и противовесов в качестве баланса интересов должна сложится в самом обществе. В северной америке в конце 18 века это имело место. Лоренц фридман: конституция- пачка бумаги. Главное в конституции- конституционная система, и прежде всего как само общество относится к конституции. Причины постоянности американской конституции: 1создана проффесиональными юристами 2главное в ней- система принципов. 2. антифедералисты. Историческое развитие сословно-представительной монархии в странах западной Европы. 1. Общая характеристика сословно-представительной монархии, ее соотношение с монархией синериальной и абсолютной. 2. Основные предпосылки формирования сословно-представительной монархии. 3. общее и особенное в развитии западно-европейских сословно-представительных монархий. 1. монархические формы: 1. варварская монархия 2. синериальная монархия 3. сословно-представительная 4. абсолютная 2 основных признака сп монархии: 1. сословная- складывается союз королевской власти и сословий (политический дуализм) власть сословий находит воплощение в появлении гос огана- органа сословного представительства. во франции- генеральные штаты германия- ландтаги англия- парламент испания- кортесы россия- земский собор появление органов представитеьлства- закономерность общая. 2. см- централизованная монархия. Осуществляется переход от синереальной к сословно-представительной монархии. на смену монарху сузерену приходит монарх-суверен: "монарх держит страну от имени бога и от себя лично". Появляется суверенитет (верховенство королевской власти). государственная власть разделена между крупными феодалами и монархом т.е. характерно существование центрального и локального суверенитета. 3. на этапе см происходит возрождение римских публично-правовых понятий. возраждается понятие государства, публичного интереса, общего блага, государственной территории, государственной границы. Формируется понятие столицы государства, происходит смена феодальных знамен государственными флагами. т.е. возрождается и содержатлеьная и формлаьная сторона государственной жизни. появляется атрибутика: герб, флаг, столица. 4. суверенность монарха заклячается в: высшей админстративной, военной и церковной власти. 5. возраждаются юридические понятия римского права. лигисты отождествляют королевскую власть с императорской: за королем закрепляются высшие законодательные функции, король- выше закона. 6. появляются новые представления о природе королевской власти: а) собственно король б) королевское достоинство (понятие короны) Корона ничем не могла быть ограничена, так как воплощала государственный суверенитет, а король вынужден считаться с новыми ограничениями. Королевская власть- магистратура. король стал отождествляться с высшим магистратом. государство представлялось легистам в качестве большой корпоративной общины, а сама королевская власть мыслилась, как служение общему делу. 7. в современной науки пм приобрело несколько названий: а) государство институционное- возникают особые государственные органы- институты или институции, образованных из профессионального чиновничества (бюрократии). институты: государственный (княжеский) совет- исполнительная власть (правительство; государственная казна (особый финансовый орган); верховный суд; профессиональные армии; факт возникновения институтов дает: институты выступают в роли посредников между королем и населением. б) централизованное государство, территориальное государство. окончательно побеждает принцип административно-территориального деления населения (население становится придатком территории). Учитывая все вышесказанное некоторые ученые утверждают , что государства институционное, централизованное. территориальное, бюргерское (основная масса чиновников-професионалов формируется из городского населения) чиновничьим, что только данное государство заслуживает названия госудаства. здесь видна абсолютизация двух подходов: эталлонного (метода классических образцов) и классового. Общими чертами для всех сословно-представительных монархий является: возникновение союза короля и сословий (дуализм политической власти) 2) Возникновение сословно-представительных органов 3. обретение королем публично-правовых прерогатив: высшей административной, судебной, военной, финансовой и духховной власти. 4. возникновение государственных институтов с принципами: регулярности, специализированности, коллегиальности. 5. Публично-правовые властные прероготивы королей и князей формируются асинхронно: сначала происходит концентрация судебных и финансовыхполномочий, а затем- военную и административную власть. При перераспределении финансовых средств происходила замена у дворянства политических привелегий экономическими. 2. предпосылки: социально-экономические: развитие раннебуржуазных отношений, способствующих формированию общенационального рынка, нуждающегося в государственном покровительстсве. на этапе раннего средневековья крестьянские востания перерастают в крестьянские войны. Мелкие и средние феодалы обращают свои надежды на спасение к королю. внутриклассовые противоречия так же способствовали усилению королевского могущества обратное влияние королевской власти на социальные отношения. Социальная триада: лабораторес- сословие трудящихся и горожане беллаторес- дворянское сословие оратэрэс- духовное сословие и королевская власть формирует союз со всеми этими сословиями. 3. особенности органов сословного представительства: парламент возник снизу и имеет четкую структуру генеральные штаты- сверху и не имеет четкой структуры, четкой структуры подведомственности (провинциальные штаты имели судебные полномочия, а генералные не имели). в германии- сосуществование рейхстага и ландтагами. Ландтагам принадлежала реальная власть. арабский халифат. 1. исторические предпосылки возникновения государственности у арабов. 2. общественный и государственный строй арабского халифата. 3. кризис и падение арабского халифата. 1. масса арабов жила племенным строем. племена возглавляли вожди: саеды, шейхи. арабы-кочевники периодическ формировали крупные межплеменные объединения (протогосударства). дальнейшее развитие государствености затруднялось ненавистью арабов к лидерам- царям (маликам) и часто их убивали. однако существовали мелкие локальные государсвтенные образования у арабов: пальмира, набатея, государство химьяритов (на территории современного емена), а так же существовали царские династии, ориентировавшиеся на персидскую (гассаниды) и византийскую(лохмиды) империи. это объясняется тем, что аравийский полуостров оказался в сфере влияния византийской империи, персидской империи, государства аксум (прообраз совр. эфиопии). все три государства соперничали между собой, стремились к переделу сфер влияния, вторгались на территорию аравии. но эти вторжения не имели успеха, всвязи с плохой экологией и воинственными племенами арабов. аксум стремилось укрепить свое положение на юге аравийского полуострова. в начале 6 века (517 год) во главе государства химьяритов встал зунулас, прозванный "еврейским царем", так как он принял иудаизм. с принятием иудаизма что вызвало изгнание хрестиан (единоверцев аксумитов). в ответ аксумиты вторглись в химьян и покорили государство химьяритов. движение на мекку аксумитов было нарушено оспой. в 570 году родился мухамед из рода хашим и племени курейш. его появление на свет связали со спасением мекки. в этот период аравия переживала нелеггкий период своего развития. политикой зунуласа недоволен оказался и хасроф первый- персидский царь, вытеснивший из химьяра аксунитов. на смену аксуна приходит господство персидское. смена господ в химьяре повлекла переориентацию торговых путей, жизненно вазная для верхушки оседлых и кочевых арабов транзитная торговля переместилась на север. эта политика повергла аравию в состояние кризиса: межплеменные стычки, война всех против всех, экономический кризис. род мухамеда был бедным. ведущие позиции принадлежали в мекке клану Омея из рода курейш. будущий пророк рано осиротел и вынужден был пасти стада своего дяди абу-талиба. мухамед видел в мекке богатство и власть, а см оказался внизу социальной пирамиды. разность потенциалов, благородное положение, низкое положение порождало в душе мухамеда стремление компенсировать превратности судьбы. пасет стада- занимается караванной торговлей. разъезды позволили ему познакомиться с ведущими мировыми религиями того времени. в эпоху кризиса мухамед решил последовать за ханифами (пророков), которые стремились эмпирическим путем найдти дорогу к единому богу. мухамед стал уединяться на горе хире. на хире мухамед встретил посланника. "о горе мне- я поэт!" хадиджа провела эксперемент с целью выяснения принадлежности посланника к богу. с того времени начинается цикл его проповедей. отождествление единого бога с родовым богом курейшитов был сделан мухамедом на основе синтеза языческих верований арабов, христианства, иудаизма, заравстризма. последователи мухамеда стали с фанатичной активностью стали нападать на язычников. и тогда в 619 году пророк был вынужден отправить наиболее активных мусульман в изгнание в государство аксум. в том же году одновременно умирает абу-талиб и дядя хадиджи, что привело к гонениям на мухамеда. престиж и авторитет ведут человека к власти. и тогда мухамед бежит в родной город матери в ятреб "мадинат аннаби". в 622 году он бежит в мекку. для погашения межплеменной вражды в ятребе был призван посредником мухамед. мухамед изгнал все племена евреев из медины. однако мусульмане должны были на что то жить. умма (мусульманская община) занимается грабежом микаанских караванов. миканские войска в 3 сражениях проигрывает мухаммеду. незадолго до смерти пророк принимает капитуляцию мекки. все ведущие посты были отданы представителям рода курейшитов. 2. пророк концентрировал в своих руках всю полноту государственной власти: религиозная, светская власть: третейский судья, племенной вождь, походный вождь. однако в 632 году пророк умер. государство у арабов выросло под диктовку религиозного фактора. халифы: 1. абу-бекр (632-634). 2. избрать лубшего из курейшитов был избран Омар алл хатттаб- подлинный организатор государства у арабов (военный деятель). (634-644). он был убит рабом-персом из мести. 3. угодным для уммы. выбирали в мечети путем прикосания руки представители верхушки мусульманской аристократии. выбрали османа ибн овшана. при нем были систематизированны проповеди пророка, и были сведены в коран. он был слабым и безвольным правителем, вместо него правили его родичи- амеяды. засилие амиядов вызвало у мусульман недовольство. в 652 году осман был убит в мечети. все эти три халифа считаются "праведными". 4. избирается его дальний родственник Али, женатый на дочери мухамеда фатиме. брат и зять пророка. отстранненые от власти амеяды идут к муавие (нместнику сирии). муавия при помощи хитрости добился раскола в рядах али- отборные войны али (12000) называют себя хариджитами (отделившимися), говрят о том, что халифом может быть любой праведный мусульманин. в 661 году в куфе Али был убит в мечети одним из хариджитов. внук пророка хасан за деньги отказвается от должности пророка. хусейн же (другой внук) был растерзан на клочки. 5. с 661 года в арабском халифате воцаряестя династия амиядов. первым халифом был Муавия. власть отныне передается по наследтсву. нелегитимное правление продолжалось до 750 года. в эти годы амияды переносят столицу халифата из медины в дамаск. этот период называется (сирийским, дамаским, амиядским. халифат оставался религиозным государством, в котором большую роль играла религия. возникла опозиция со стороны убитого али (алиды). алиды образовали особу группу среди мусульман- шииты. особое распространение шиизм получил среди новообращенных мусульман иранцев-персов, которые вынуждены были терпеть господство арабов. персы избрали в качестве религиозного оружия шиизм. помимо шиитов у амиядов были и врагами хариджиты. хариджиты отстаивали идею выборов наиболее достойного из мусульман в халифы. шиитская пропаганда в иране стала приносить свои плоды. к середине 8 века на севере ирана в провинции харасан вспыхнуло востание. во главе востания встал бывший раб ибн-муслин. воставшие подняли знамя аббасидов (передача власти родственникам пророка). абасиды и пожали плоды шиитской пропаганды. в 750 году амеяды были разбиты. столица халифата была перенесена в багдад (багдадский, иракский, аббасидский период). 750- 1258- багдадский период. аббасиды стали передавать власть по наследству- восторжествовал монаршеский тип государственного устройства. опорной базой аббасидов становиться иран. на смену господства этнических арабов приходит господство персов. арабский халифатэтого периода использует государственные иранские модели. иран отныне база халифата. арабские племена даже в составе имперского государства ведут межплеменную борьбу, что позволяет иранцам захватить власть. при аббасидах халифат представляет собой типичное восточное общество и восточное государтво, в котором ведущая роль принадлежит государтвенной собственности и государственной эксплуатации. ведущая роль гос укладных отношений проявлялась в том, что государство эксплуатирует население при помощи различных налогов и повинностей, исходящих от государства. особо тяжелым был поземельный налог (до2/3 урожая)- харадж. налог на веру- джизия. здесь видно прямое копирование иранских образцов (хирак, гизит). т.е. происходит прямое заимствование арабами готовых образцов у персов. при халифе возникает визирь (помошник халифа). на первых порах халифы концентрируют и религиозную (имамат) власть и светскую (эмират) власть, но с течением времени с усилением персов светская власть переходит в руки везиря. везирям подчинялись диваны (миминистерства). арабский халифат представлял собой рыхлое государственное образование. его территория простиралась от испании на западе до китая на востоке. халиф- глава государсвта. эмиры- наместники провинций (назначались халифом и несли ответсвенность только перед ним). маибы- помошники эмиров. шейх- (глава местно мусульманской общины) управляли городами и поселениями. суд был отделен от администрации. верховным судьей был халиф. в действительности судопроизводство находилось в руках духовенства. высшей судебной властью обладала коллегия наиболее авторитетных богословов, которые от имени халифа назначали судей (кади) и лиц, контролировавших деятельность судов. при решении дел кади пользовались кораном и сунной по-своему толкуя их нормы. предпосылки распада халифата: 1. ограничение власти халифа визирем. 2. возрасла роль профессиональной наемной армии (мамлюки), что приводит кубийствам халифов военноначальниками. 3. усиление сепаратистских тенденций в провинциях. (власть эмиров и пплеменных вождей становится все более независимой от халифа), что приводит к тому, что они сами становятся правителями. восточный арабский халифат был завоеван и упразнен в 13 веке монголами. города и городские республики средневековоевропейской цивилизации. 1. общая характеристика средневековых европейских городов и их соотношение с городами востока. 2. основные этапы развития средневековых европейских городов. 3. общественный строй и организация городского самоуправления в странах западной европы. 4. основные черты городского права. 1. понятие город восходит к понятию огороженного пространства. города возникали в местах: а) (по-тимонину)- там где люди улавливали позитивные импульсы: на возвышенностях (культ горы) 2. в точках пересечения мира небесного, мира земного, мира подземного (асациировался с источником воды). два подхода к средневековым городам: 1. формационный: город- центр ремесла и торговли. на самом же деле реальные города на протяжении столетий соединяли многие функции не только городские, но и сельские. существовало понятие "сельские города". в венеции в 1746 году был принят специальный запрет на разведение свиней в городе и монастырях. таким образом, несмотря на определенную хозяйственную специализацию даже города средневековой цивилизации в течении средневековья не были отделенеы от сельского хозяйтва. поэтому аормационная формационная характеристика несоответствует реальной истории. 2. цивилизационный: город- центр культуры. в 17-18 веках на юге франции горожане превзошли в выращивании винограда крестьян. горожан от крестьян отличало: 1. более высокая культура 2. наличие образования 3. образ жизни. эти характеристики характеризуют города как социо-культурные центры. город- узел средоточия многих общественных функций. для них с этой точки зрения характерны следующие черты: 1. концентрация: а) жизненныо-важных функций: культурные, идеологические, политико-управленческие, экономические, социальные и т.п. б) концентрируется наиболее активное население страны: города привлекали новыми возможностями для активных и предприимчивых людей, а так же новыми возможностями в сфере общения, новые возможности в сфере культуры и образования.2. гетерогенность (т.е. разнородность). представители новых професий. возникают новые потребности- их реализуют все новые и новые професиональные ремесленики. 3. комуникативность: горожане западных городов ведут сверх активный образ жизни: возникают новые формы общения. однако эта комуникативность выражает не только положительные черты городского образа жизни, в ней проявлются и отрицательные черты этой городской жизни- пустоту городской жизни многие стремятся заполнить активной деятельностью. города западной европы изначально отличались от восточных городов: 1. западные города возникали в плюралистическом обществе и выступали одной из движущих сил западного общества. 2. для восточных городов напротив характерен монизм. 3. в западном обществе верховная государсвенная власть хронически была слабой. эта слабость и позволила развится политической автономии городов. 4. на востоке же всевластное государство не допускало никакой автономии в том числе и городской. здесь не могло быть и речи о союзе городов и верховной власти- власть не нуждалась в союзе с городами. эта самотоятельное развитие городв запада привело к развитию: а. политической автономии б. сословия горожан (т.е. особую социально-правовую корпорацию- городское сословие) на востоке они отсутствовали. 5. в городах запада возникает городское самоуправление (муниципальное право восходит к муниципальным учреждениям западно-средневековых городов). 6. на западе возникает особое городское право: свои интересы,права и превелегии горожане стремились юридически оформить. каждый уважающий себя самоуправляющися город запада обладал своим городским юристом. историческое значение городов запада состоит в том,что здесь в городских центрах западной европы хранилась, изучалась, перерабатывалось античное наследие. благодаря сплаву античности и средневековья в городах запада стали формироваться элементы гражданского общества. так же историческое значение состоит в том,что они выступили в качестве активной движущей силы процесса политической интеграции (городам нужно было единое экономическое пространство). 2. 1. 5-6 веков по 10-этап возрождения старых античных центров и возникновения новых городов. в 5-6 веках происходит возрождение старых античных центров и возникновение новых античных городов. на этом этапе старые античные города находились в состоянии упадка (территория сократилась в несколько раз), всвязи с упадком римской империи, великого переселения народов. новые европейские города возникали двумя основными путями: 1. из укрепленных центров: старые римские города, резеденции епископов, монастыри, замки феодалов и королевские замки. из укрепленных центров наибольшей популярностью пользовались резиденции епископов: должностьдэпенсоров (защитников общин) после смерти диаклетиана перешла к епископам, которые стали выполнять функцию защитников общин, что привело к высокому уровню их авторитета. 2. из неукрепленных центров: мосты, острова, поселки ремесленников, пункты пересечения торговых путей. (город Брюге (бельгия)- в переводе- мост.). итак: города первоначально возникают как места убежищ от бесконечных феодальных войн. изначально городское население несло повинности так же как и крестьяне. после увеличесния численности горожан выгоду от возникновения городов стали понимать светские и духовные феодалы. светские феодалы переходят к политике создания новых городов, являющихся феодальной собственностью. . 2. с 10 по 13-14 век- этап расцвета средневековых европейских городов и возникновение городских республик. к 10 столетию борьба горожан за независимость привела к полному самоуправлению городов. города с полным самоуправлением стали называться городами-комуннами, городами-конселатами. другая группа городов добивается неполного самоуправления, которые назывались буржуазными, так как на французком бургер звучит как буржуа третья часть городов средневековых не смогла добиться никакого самоуправления.в основе нового этапа развития средневековых городов находятся как политико-правовые так и экономические предпосылки: развитие торговли и ремесла и т.п- когда города становятся оплотом антифеодальной (антисинериальной) борьбы. и именно в средневековых городах появляется свобода- "воздух города делает человека свободным". но свобода эта носила групповой характер т.е. была сословной, а не личной свободой. на западе были искуственно созданы эти центры свободы,так как некуда было "бежать и таиться". горожане сумели отстоять свои права и закрепить их в превелегии. но города эти оставались составными элементами средневекового общества и поэтому представляли собой единство противоположностей: города отрицают феодализм, с другой стороны города почти во всем уподоблемы своим антогонистам, даже внешне подражая своим бывшим сеньорам ( городские стены и башни, своя монета, герб, знамя, войско, подчиняют своей власти соседних крестьян- выступают в роли коллективного эксплуататора). внешние атрибуты самоупралвяющегося города: 1. городская висилица 2. позорный столб 3. вечевой колокол. 4. совй собственный юрист. в городах происходит объединение и социальное расслоение горожан: купеческие гильдии, ремесленные цехи. объединения возникали для защиты, защиты от конкуренции, обеспечение выживания мастеров. доступ в члены цехов и гильдий бвл затруднен и имели структуру: мастер, подмастерье, шедевр для членства.существовала мелочная регламентация общественной жизни с целью предотвращения конкуренции и выживания всех членов цеха. подмастерья объединялись в свои внутрисословные организации- братства, объединяющих недовольных подмастерьев. во многих городах появляется запрет не собираться более 3 человек (сборища в кабаках). из богатых купцов и ремесленников образуется городской патрициат. возникает диференциация на плебс и патрициат- кварталы бедняков в милане был "квартал лохмотников"). вывод: средневековые города являются городами контраста. организация управления городов: 1. городской глава (в германии- бургомистр, во франции и англии- мер, в италии- падеста.( 2. городские советы- коллегиальные органы (ратуши). 3. с 14 по 18 век- этап упадка городской свободы. 4. основными источниками городского права являлись: 1. городские статуты. те городские статуты, которые пользовались наибольшим престижем перенимались другими городами. стали говорить что есть материнские и дочерние города. магдебургское право (материнское)- применялось в селезии, польше,литве, белоруссии, на украине. таким же авторитетом пользовался статут кельна. в городах возникают зачатки международного права. в италии выходит сборник международных морских обычаев: "konsalate del mare". Становление и развитие государства индустриральной цивилизации во франции. великая французкая буржуазная революция 18 века и образование индустриального государства. государственный строй франции по по декларации прав человека и гражданина 1789 года и по конституции 1791 года. Значение революции: внутренне значение «французкая революция настолько глубоко перепахала социальную почву во франции, что дело возражедния феодлизма здесь оказалось невозможно»- в.и. ленин. Александр первый посчитал так же что востановление феодализма во посленаполеоновской франции невозможно. революция во франции была завершенной и прошла в своем развитии 4 основных этапа. 14 июля 1789 по 10 августа 1792 года. Это время правления стороников конституционной монархии (крупной буржуазии) с 10 августа 1792 по 31 мая 1793 года во франции у власти появляются жерандисты (от департамента жеронд): средняя буржуазия. с 2июня 1793 года по 27 июля 1794 года. с июля 1794 года по 18 брюммера ноябрь 1799 власть находится у крупной буржуазии. Революция во франции была завершена 18 ноября 1799 года. К власти во франции приходит наполеон бонапард: «революция закончилась, она оформилась в соответсвии с теми принципами, которые провозгласила.» Причины по которым авторы учебников ограничиваются тремя этапами: проявление марксистско-ленинского подхода. Якобинцы- как предшественники большевиков. Причины выделения четырех этапов: якобинцы довели французкую революциию до логического конца, но они пошли еще дальше. Они отклонили развитие этой революции от буржуазного русла (диктат комиссаров). Однако революция по сути была буржуазной и потребовался четвертый этап, чтобы возвратить революцию в буржуазное русло. 2. 2. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. В истории человечества извезтны только 2 революции, которые друг с другом сопаставимы по своему размаху и международному влиянию: буржуазная революция во франции и октябрьская революция в росссии. Благодаря этим двум революциям во всем остальном мире доиндустриальное общество стало уступать место индустриальному обществу. предпосылки: все предпосылки подразделяются на 4 уровня: экономические к 18 столетию франция по экономическому потенциалу уступала только английской экономике. Однако в некоторых отраслях (моды, ткани, вино, водка) не имели себе равных. Революция разразилась в богатой стране (франции в то время у франции было столько же денег, сколько во всей другой европе). Поэтому некоторые ученые считают, что революция разорила страну. Процесс разорения имел место задолго до 18 века и коснулось в первую очередь дворянства (мелкого и среднего). К 18 веку основная масса французкого дворянства обеднела и неуклонно разорялась. На этом фоне несколько лучшим было положение высшего дворянства: 4000 семей были приближены ко двору. И вместе с королевскими слугами эти 4000 семей поглощали ¼ государсвтенного бюджета страны и порядка 120 млн они получали от крупных землевладений, еще 120 млн- из крестьянской десятины. Однако даже эти представители процветающего слоя были недовольны своим положением, так как людовик 14 и людовик 15 (абсолютные монархи) узурпировали государственную власть. А 4000 семей оладали только правом приятного время препровождения (представительство) в версале. В версале изчезали крупные состояния (людовик орлеанский был должен 74 млн, братья короля к 25 годам должны были по 10 млн). наряду с потомственным дворянством (дворянством шпаги) во франции появляется новое дворянство (дворянство мантий). Дворянство мантий- административное дворянство, и судейское дворянство за денги и службу разночинцы (горожане из буржуазии) получали титулы. Дворянство мантий во всем и вся следовало примеру старого дворянства, главной целью которого была мечта о власти. т.е. мечтали о восстановлении феодальной раздробленности. Сословие духовенства: А) высшее духовенство представляло собой выходцев из дворянской среды. Высшее духовенство стремилось вести такой же как и у светских дворян образ жизни. Такой образ жизни требовал больших денег. Б) нисшее духовенство: приходские священники. Приходские священники еле сводили концы с концами. И когда они находясь на грани бедности и нищеты, узнавали о роскоши и бесчинию высшего духовенстви, то они делились своим недовольством с прихожанами. Все слои населения в конце 18 века было модно разделять идеи просвящения. Т.е. тем самым верхи сами себе рыли могилу. Французкая буржуазия. Французкая буржуазия была как богатой, так и образованнойй. Во французком обществе рано научились ценить хорошую литературу. Маса литераторов переходит под буржуазные знамена, начиная пропагандировать новые порядки,выгдные буржуазии. Рабочий класс. Этот класс по словам маркса был классом в себе. В течении долгого вреени французкие пролетарии были благодарны своим хозяивам за то , что они дали им работу. Они следовали на поводу у буржуазии и полностью его поддерживали. Крестьянство. «выступало в роли вьючного животного французкого общества»- основную массу налогов и повинностей несли на своих плечах французкие крестьяне. Определенная их часть благодаря труду многих поколений смогла преобрести землю. однако многие крестьяне не имели во франции возможности права собственности. Компания по взиманию налогов во франции напоминала военные действия: войска наступали на деревни, солдаты уносили из крестьянских домов все, что можно было унести ( даже медную ручку с двери). «»ободранное до костей французкое крестьянство» только ждало случая, чтобы расправиться со своими угнетателями. Однако массы не в состоянии к долговременных выступлений без вождей. социальные социологические (идеологические) Французкая революция началась благодаря недальновидной политике верхов. в начале царствования людовика 16 сложился бюджетный диффецит, связанный с поддержкой сша: 2 млрд золотом. Людовик 16 увеличил эту цифру до 4,5 млрд. людовик 16 был ничтожной личностью. Мария-антуанета была связана с самыми скандальными случаями. Такв деле с одним из координалом координал был оправдан парижским парламентом, а осудил королеву. Полиция три дня не рекомендовала королеве появляться в париже. В1786 году была отчеканина серия луидоров с королем в рогах. был утрачен престиж и авторетет королевской власти. король, чувствуя наступление экономического кризиса, направил свой указ о новых налогах в парижский парламент, оторый обладал правом регистрации всех актов. Парижский парламент отказалсярегистрировать указ. Парламент потребовал созыва генеральных штатов (этат женераль). Король согласился на созыв в мае 1789 года созвать генеральные штаты. За 1,5 года, предшествовашие 1789 году во франции сформировалась свобода печати. За 1,5 года ыло опубликовано более 4000 книг, прокламаций, листовок, публикаций, подвергающих критике главные устои старого поряка: католическая церковь, абсолютная монархия. Появилась целая плеяда таланливых публицистов и ученых, которые взяли на вооружение светскую идеологию- идеологию просвящения. Особо выделялись: монтескье, дидро (создание энциклопедии и критик старых порядков), жан-жак руссо (идейный отец революции, который своими трактатами общественногодоговора и др. договра создал идейное оружие французких революционеров). Идеи руссо: идея общественного договора идея народного суверенитета идея эголитаризма. «человек рождается свободным, но повсюду он в оковах.», «свобода, равенство, братство» непосредственно перед революцией особую популярность во франции получила брошюра аббата Сиеса, в которой говорилось: «что такое третье сословие- все. Чем оно является- ничем. Кем оно должно стать- чем-то. Идеи брошюры: идея национального суверенитета. преобразование генеральных штатов в учредительное собрание. Так же знаменитость получила статья жана поля марата «друг народа». В этой статье выдвегались идеи: идея народного суверинитета идея национального собрания. политические в качестве основной политической предпосылки во франции стали выступать созванные 5 мая 1789 года генеральные штаты. В генеральных штатах существовал старый посословный способ голосования: каждому сословию- один голос. Мнением третьего сословия пренебрегают. Тогда главным вопросом работы генеральных штатов становится вопрос о поголовном голосовании. Им не шли на встречу. Тогда 17 мая 1789 года депутаты от 3 сословия объявляют себя национальным собранием. В ответ король приказывает закрыть двери зала малых забав. В ответ национальное собрание перемещается в зал, где придворные играли в мяч и клянутся не расходится до тех пор, пока не будет принята конституция.чтобы их не разогнали, они связываютсвою работу с вопросом выплаты налогов. Эта деятельность получает поддержку парижан.9 июля 1789 года национальное собрание переименовывается в учредительное собрание, присваивает себе учредительную власть. Т.е. обладает правом учредить новый государственый и общественный строй.в ответ людовик 16 вводит в париж верные войска. 14 июля в париже вспыхнуло востание. Камил дэ мулен вышел из кафэ, выхватил пистолет, выстрелил в воздух и сказал: «к оружию, граждане!». Ход революции: штурм бастилии. Был убит коменданкомендант, голову ннасадили на палку и стали с ней ходить по городу. Бастилия была разрушена, на ее месте установили табличку: «здесь танцуют». как только крестьяне узнали о революции в париже стали заниматься поджогами феодальных поместий. Создавать вооруженные банды, захватывавшие города и пытавшиеся диктовать там свои цены.с 4 по 11 августа во франции принимается ряд законодательных актов, который получил название «декрет об отмене феодального режима». Частично были отменены некоторые повинности крестьян, благодаря чему удалось сбить волну крестьянских выступлений. |