Все на качели!. Перевод Ю. Шумакса Аннотация хорового произведения Все на качели!
Скачать 337.75 Kb.
|
Брянский областной колледж Искусств Музыка: Х. Кальюсте Слова: К. Корзена Перевод: Ю. Шумакса Аннотация хорового произведения «Все на качели!» Работу выполнила студентка первого курса отделения «Хоровое дирижирование» Могилевцева Анастасия. Класс преподавателя Березан Ларисы Викторовны Содержание. Введение. Композитор. Краткая история произведения. Смысл поэтического текста. Жанр произведения. Музыкальная форма. Особенности мелодии. Ритмические особенности. Тональный план. Темп и динамика произведения. Вокально-хоровой анализ произведения. Исполнительские трудности. Дирижерские трудности. Введение. Произведение «Все на качели!» было написано эстонским хоровым дирижёром и педагогом Кальюсте Хейно на слова К. Корзена. Перевод на русский язык осуществил Ю. Шумакса. К сожалению, про создателей этого произведения информации было найдено очень мало, поэтому обратимся к тем крупицам, которыми мы располагаем. Композитор Кальюсте Хейно Константинович (18 декабря 1925, Нарва) –эстонский хоровой дирижёр и педагог. Народный артист Эстонской ССР (1975). Основал при таллинском Дворце пионеров детский хор. Кальюсте разработал систему музыкального воспитания с применением относительной сольмизации (Сольмиза́ция — способ распева мелодий с помощью условных слогов, назначенных для каждого звукоряда.), основанной на системе З. Кодая. Автор множества хоровых песен: «Так учил нас Ленин», «Поведай, песня наша», «Так день мелькает» и др. Также в список его творений входит произведение без сопровождения «Все на качели!» Краткая история произведения. Произведение «Все на качели» впервые упоминается в хрониках Саксона Грамматика (1179г.). Саксон писал об эстонских войнах, которые пели по ночам в ожидании битвы. Эта традиционная эстонская песня, по характеру и языку близка к народной. Эстонскую фолк-музыку можно условно разделить на 2 периода. Старинные народные песни называют так же руническими, чьи метрика и стихи свойственны всем балтийско-финским народным традициям. Рунические напевы были широко распространены среди эстонцев до 18 в, когда их стали заменять ритмическими песнями. В эстонских рунических песнях преобладают диатонические лады и речитативный склад. Среди них встречаются песни с двухдольным и трехдольным метром. Они обычно записываются и заучиваются (в особенности те, которые исполняются женщинами). Смысл поэтического текста Эта песня выражает состояние детей, катающихся на качелях, она описывает их восторженность, радость, ликование. Вначале дети зазывают всех пойти покачаться, а потом описывают то, что видят с высоты своего полета. Образ взмывания качелей выражен с помощью комплекса музыкально – выразительных средств: разнообразной мелодии (и напевной, и ритмически заостренной, широкой) и ритма. Произведение простое, весь смысл лежит на поверхности. Здесь создается образ единства и детской дружбы. Жанр произведения. Музыкальная форма. «Все на качели!» - это хоровая миниатюра, исполняется a`cappella. Форма произведения куплетная, со вступлением и кодой. Фактура произведения – гармоническая. Кода и вступление строятся на одном музыкальном материале, с незначительными изменениями в конце. Куплет состоит из запева и припева. Запев – это период из двух предложений с элементами повторного строения. Особенностью припева является изменение фактуры и появление подголоска в партии альтов. Особенности мелодии. Мелодия в произведении очень выразительная и разнообразная: в ней присутствует как поступенное, так и скачкообразное движение. Голосоведение в целом плавное, преобладает поступенное движение с небольшими скачками. Присутствуют секунды между партиями, фермата, сохранение чистоты интонации в пении одной ноты. Так же встречается движения по звукам трезвучия (терцовое). Так, например, скачок на б.6 в партии II сопрано и октаву в партии I сопрано: Например, скачок на ч.4 в партии альтов: С помощью мелодии композитор передает движение качелей. Интервальное соотношение партий изменчиво: голоса то расходятся больше октавы, то сходятся до терции. Подобная фактура сложна относительно динамического баланса голосов. Встречается движение параллельными терциями. Ритмические особенности. Метр не изменен, размер – ¾. Трёхдольный метр придает звучанию легкость, динамичность. Ритм разнообразен. Встречаются такие ритмические фигуры, как пунктир: четверть с точкой (имитация толчка качелей) и восьмая; восьмая с точкой и шестнадцатая, а также ровное движение восьмыми. Острый пунктирный ритм подчеркивает характер произведения. В конце фразы более ровное движение четвертями (что может символизировать остановку качелей). Тональный план. Тональность произведения G-dur. Отклонения отсутствуют, что подчеркивает единый образ радости и ликования произведения. Гармония произведения – простая. Здесь использованы основные функции T S D. Наиболее часто встречаются аккорды: III6, II6. Темп и динамика произведения. Темп песни «Довольно быстро». Все произведение исполняется в одном темпе за исключением фермат. Песня построена на контрасте «f» и «p». Хоровое четырехтактовое вступление исполняется в нюансе «f», предвосхищая характер произведения. Запев на «mf». Динамика изменяется внутри фразы. Припев начинается с «p», далее – «cresc.» к «f», во втором предложении динамика аналогичная. А кода, также как и вступление исполняется в нюансе «f». Звуковедение в произведении смешанное, используются штрихи legato, легкое маркато. Штриховое разнообразие обусловливает использование различных видов звуковой атаки: твердой (вступление кода) и мягкой. Рекомендуется брать дыхание по фразам (4 такта). Вокально-хоровой анализ произведения Произведение написано для детского (женского) хора в достаточно удобной для голосов тесситуре. Диапазон: Сопрано I: от «ре» первой октавы до «ми» второй октавы. Сопрано II: от «ре» первой октавы до ноты «до» второй октавы. Альт: от «си» малой октавы до «соль» первой октавы. Общий диапазон хора: от «си» малой октавы до «ми» второй октавы. Исполнительские трудности. Ритмические (чередование пунктирного ритма и ровного движения четвертями и восьмыми) Дикционные Интонационные (a`cappella, интонирование в быстром темпе, скачки) Комбинированный жест Показ динамики Показ пунктирного ритма |