Главная страница
Навигация по странице:

  • РАЗНОВИДНОСТИ АСКЕЗ

  • Далее уделим более пристальное внимание аскезе речи.

  • Першукевич ТимофейАскеза Тимофей Першукевич. б м. б и., 2020. 86 с.б н.Аскеза от др греч. упражнение


    Скачать 4.1 Mb.
    НазваниеПершукевич ТимофейАскеза Тимофей Першукевич. б м. б и., 2020. 86 с.б н.Аскеза от др греч. упражнение
    Дата26.10.2022
    Размер4.1 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла408332_Askeza.pdf
    ТипДокументы
    #755971
    страница2 из 3
    1   2   3
    ДОФАМИН
    Дофамин — это гормон нейромедиатор, вырабатываемый головным мозгом человека. Синтез данного вещества происхо- дит в гипоталамусе человека.
    Дофамин является одним из химических факторов внутрен- него подкрепления и служит важной частью «системы возна- граждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовлетворения,
    чем влияет на процессы мотивации и обучения.
    Доказано, что от количества Дофамина в мозге зависит вни- мание, сосредоточенность, скоординированность и тяга к ново- му. Так, во время экспериментов на лабораторных мышах было доказано, что Дофамин повышает их активность и «любозна- тельность».
    снижение уровня дофамина приводит к:
    — Унынию.
    — Депрессии.
    — Снижению уровня внимания.
    — Отсутствию мотивации.
    27
    АСКЕЗА

    — К ухудшению способности абстрактно мыслить.
    — Ангедонии (снижению или утрате способности получать удовольствие).
    Можно ли восстановить нормальную выработку Дофамина в организме?
    Оказывается, да и в этом вам может помочь:
    1. Умеренность или отказ от «дешевых» удовольствий.
    У каждого человека с этим индивидуально. Кто то употребляет алкоголь, кто то курит сигареты, некоторые не могут жить без сладкого, другие проводят дни напролет в компьютерных играх или беспрестанно смотрят сериалы. Минимизировав этот фактор или сведя его на нет, в скором времени вы почувствуете, что до- фаминовые рецепторы начали вырабатывать это вещество са- мостоятельно. Однако отказавшись от одного, важно найти это- му занятию достойную альтернативу.
    2. Занятия спортом. Эксперементальные исследования на животных показали, что группа, которая тренировалась име- ла на 10 — 20% больше дофаминовых рецепторов, чем их со- братья, которые вели пассивную жизнь.
    3. Игра на музыкальных инструментах и вообще занятия му- зыкой. Музыка может положительно действовать даже на фор- мирующийся мозг ребенка еще во чреве беременной женщины.
    Некоторые пологают, что это один из сильнейших методов при- вести дофамин в норму.
    4. Употребление пищи богатой витаминами. Они могут по- способствовать образованию нейромедиаторов из простых ами- нокислот.
    28
    ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ

    Кстати, дофамин синтезируется из аминокислоты — тирози- на.
    5. Оздоровительные диеты. Они способствуют очищению ор- ганизма от вредных веществ и как следствие нормализуют его правильную работу.
    6. Пребывание на солнце. Солнечный свет, как известно, ка- тализирует многие биохимические реакции организма, в том числе он положительно сказывается и на выработки дофамина.
    7. Новые интересы. В данном случае новые впечатления и переживания человека, сыграют свою положительную роль.
    8. Фактор общения с другими людьми. Тут имеются в виду положительные контакты с социумом, приятные душевные раз- говоры, которые всегда приводят к положительному отклику внутри нас.
    9. Хороший сон. Ученые доказали, что в среднем продолжи- тельность сна должна составлять 7—8 часов.
    И др.
    РАЗНОВИДНОСТИ АСКЕЗ
    Разновидностей аскез огромное множество в зависимости от традиции, культуры, мировоззрения практикующего. Рассмот- рим основные виды:
    Телесные аскезы:⠀
    — Питание, способствующее духовному росту (саттвичное,
    неубойное, без интоксикаций);⠀
    — Умеренные физические нагрузки;⠀
    — Паломничества;⠀
    29
    АСКЕЗА

    — Контроль целомудрия;⠀
    — Чистота тела и одежды.⠀
    Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в ко- ем случае не навредить телу и пострадать, а через аскезу на- учиться контролировать свои желания и чувства.⠀

    Умственные аскезы:⠀
    — Контроль чувств и эмоций;⠀
    — Чтение Писаний и размышления;⠀
    — Джняна-йога;⠀
    — Самоанализ;⠀
    — Усмирение гордыни;⠀
    — Покаяние (раскаяние);⠀
    — Почтительное отношение к людям;⠀
    — Проявление уважения и благодарность.⠀

    Аскеза речи:⠀
    — Сатья (правдивость);⠀
    — Не критиковать; Не обсуждать;⠀
    — Не злословить;⠀
    — Не говорить плохо о ком-либо за спиной;⠀
    — Не перебивать;⠀
    — Не кричать;⠀
    — Не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное;⠀
    — Избегать споров;⠀
    — Не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «пере- тянуть в свою веру». ⠀

    Аскезу важно исполнять с самоотдачей, принятием и осо- знанностью, ничего не ожидая взамен.⠀
    Есть и другие разновидности аскез к примеру в традиции джайнизма:
    30
    ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ

    Аскеза может подразделяться на:
    1. Внешняя.
    2. Внутренняя.
    Внешняя аскеза очевидна для всех, поскольку в ней преоб- ладает физическая составляющая.
    Внутреннюю аскезу не видит никто, поскольку в ней преоб- ладает ментальная составляющая.
    Каждый из этих двух видов аскезы подразделяется на шесть:
    Внешняя:
    Полный пост (анашана).
    Частичный пост (унодари).
    Ограничение видов пищи (вирути санкшепа).
    Отказ от вкусной пищи (раса паритьяга).
    Терпение телесной боли (кая клеша).
    Контроль над чувствами (пратисаллината).
    Внутренняя:
    Покаяние (праяшчитта).
    Почтительность (виная).
    Служение другим (ваявратья).
    Отречение (от тела и страстей) (вьютсарга).
    Изучение писаний (свадхьяя).
    Медитация (дхьяна).
    Внешняя аскеза:
    Полный пост (анашана):
    31
    АСКЕЗА

    Это означает пост, отказ от пищи и воды на один или несколько дней. Однодневный полный пост называется упаваса.
    Понятие «бхава анашана» связано с полным контролем над чувствами в течение короткого или длительного периода време- ни. Без культивирования этого вида аскезы продвижение по пу- ти духовного прогресса невозможно.
    Частичный пост (унодари):
    Такой вид поста подразумевает приём меньшего количества пищи, чем требуется..
    Бхава унодари означает некоторую степень ограничения на- ших желаний. Сделать это может быть трудно, но однажды на- чав, мы рано или поздно сумеем ограничить нашу страсть к ве- щам, употребляемым в повседневной жизни.
    Ограничение видов пищи (вирути санкшепа):
    Выполняя этот пост, мы накладываем определённые ограни- чения на количество предметов, которые можно съесть за один раз или в течение дня.
    Бхава вирути санкшепа подразумевает ограничение жела- ний в течение дня или какой-то части дня. Этот вид аскезы по- могает поставить под контроль чувства и избежать тем самым блуждания ума.
    Отказ от вкусной пищи (раса паритьяга):
    Здесь мы отказываемся от той пищи, которая нам нравится больше всего. Отказ может быть полным или частичным, кратко- временным или длительным.
    32
    ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ

    Труднее осуществить бхава раса паритьягу, поскольку в этом случае мы ограничиваем наши самые любимые мысли. Однако такая аскеза поможет обуздать страсти даже в случае самых сильных искушений.
    Терпение телесной боли (кая клеша):
    Здесь имеется в виду пребывание в той или иной позе в те- чение длительного времени. Такая аскеза порой причиняет боль, но необходимо научиться игнорировать её.
    Практикуя бхава кая клешу, мы учимся сохранять контроль над страстями даже в моменты сильнейших искушений.
    Контроль над чувствами (пратисаллината):
    В данном случае мы контролируем все наши чувства с це- лью избежать разного рода искушений. Эту аскезу можно вы- полнять в полной изоляции.
    Выполняя бхава саллинату, мы воздерживаемся от лжи, ис- кажений истины и всякого рода проявлений чувственных жела- ний. Эта аскеза помогает поставить под контроль такие страсти,
    как гнев, гордость, лживость и жадность.
    Внутренняя аскеза:
    Покаяние (праяшчитта):
    Выполняя эту аскезу, мы просим прощения за все грехи и проступки, совершённые как умышленно, так и непредумыш- ленно. Исповедь грехов возможна в присутствии монаха или мо- нахини, хотя это и необязательно. Покаяние помогает нам оце- нить собственные действия и, таким образом, скорректировать поведение. Даже в случае небольших грехов мы говорим: «Мич-
    33
    АСКЕЗА
    чхами дуккадам».
    Почтительность (виная):
    Мы должны культивировать скромность и почтительность по отношению к каждому. Эта аскеза ведёт к терпимости и взаи- мопониманию, а также помогает преодолеть гордость и гнев.
    Есть четыре вида винаи:
    1. Джняна виная: почтительность к лицам, превосходящим нас в знании и мудрости.
    2. Даршана виная: почтительность к тем, кто обладает интуи- тивным, практическим пониманием религиозных принципов.
    3. Чаритра виная: почтительность к высоконравственным ли- цам, тщательно следующим религиозным принципам.
    4. Мана виная: почтительность к монахам, помогающих на- шему духовному прогрессу.
    Служение другим (ваявратья или ваяваччха):
    Данная аскеза подразумевает преданное служение религи- озным учителям, аскетам, добродетельным людям, монахам,
    друзьям и т. д. Особое внимание следует уделить служению сла- бым и больным. Хотя эта аскеза и выглядит внешней, она, тем не менее, способствует развитию скромности и преодолению эгоизма и ненависти.
    Отречение от тела и страстей (вьютсарга):
    Эта аскеза требует отказа не только от грехов,
    но и от 16 внутренних страстей.
    Изучение писаний (свадхьяя):
    34
    ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ

    Буквально это означает «изучение писаний», но может иметь и дополнительное значение: «понимание природы «Я».
    Через изучение мы пытаемся найти ответ на вопросы: «Кто я?
    Кем я должен быть?» Свадхьяя даёт нам возможность понять,
    что душа — чистая сущность. Это, в свою очередь, ведёт нас к вопросу: «А что я делаю в этом теле?» Таким образом, изуче- ние писаний ведёт нас к пониманию природы души. Оно под- разделяется на пять уровней:
    Вачана: начальный уровень, когда мы только начинаем чи- тать писания.
    Прачана: уровень, на котором возникают некоторые сомне- ния, которые мы пытаемся разрешить.
    Анупрекша: на этом уровне мы понимаем, в чём истина и размышляем о ней.
    Амная: поняв, в чём состоит истина, мы должны вновь и вновь созерцать её, постоянно концентрироваться на ней. Та- кое повторение называется «амная».
    Дхармопадеша: познав, что такое «Я», мы должны учить это- му других.
    Медитация (дхьяна):
    Слово «дхьяна» означает «концентрация мысли». Такая кон- центрация может происходить из разных источников: например,
    из интенсивных страстей типа гнева и похоти, но может и из по- исков истины и полной отрешённости от всех мирских дел.
    Дхьяна подразделяется на четыре категории:
    1. Арта дхьяна
    35
    АСКЕЗА

    2. Раудра дхьяна
    3. Дхарма дхьяна
    4. Шукла дхьяна
    В арта дхьяне человек размышляет о 1) потере дорогих нам объектов, 2) развитии новых отношений с нежелательными или неприятными лицами, 3) физических болезнях и 4) планах на будущее.
    В раудра дхьяне человек полностью поглощён мыслями о мести за какой-либо вред или ущерб, причинённый другими.
    Это может быть размышлением о насилии, лжи, воровстве и чув- ственном удовольствии.
    Обе эти дхьяны ведут к накоплению дурной кармы, так что их следует избегать.
    Дхарма дхьяна представляет собой размышление о спосо- бах и средствах, направленных на реализацию собственно- го «Я».
    Шукла дхьяна — это медитация на чистоту души.
    Помимо указанных, существуют ещё несколько видов внеш- ней аскезы:
    1. Навкарши: Пища и вода принимаются не ранее, чем через
    48 минут после восхода. До этого момента не следует даже чи- стить зубы.
    2. Порши: приём пищи и воды через 3 часа после восхода.
    3. Садхпорши: приём воды и пищи через 4 с половиной часа после восхода.
    4. Пуримуддх: приём воды и пищи через 6 часов после вос- хода.
    5. Аваддх: приём воды и пищи через 8 часов после восхода.
    36
    ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ

    6. Бияшан: приём пищи дважды в день в одном установлен- ном месте.
    7. Экашан: приём пищи раз в день в одном месте.
    8. Аямбил: приём пищи раз в день в одном месте. При этом пища должна быть безвкусной и приготовленной без приправ.
    9. Упавас: запрещается приём любой пищи в течение суток:
    от восхода до восхода.
    10. Тивихар упавас: то же, что и упавас, но разрешается при-
    ём кипячёной воды.
    11. Чаувихар упавас: запрещается даже пить воду при вы- полнении упаваса.
    12. Тивихар: пища и соки не принимаются после захода солнца, но разрешается приём воды.
    13. Чаувихар: после захода солнца не принимаются ни пи- ща, ни вода.
    14. Ччхатх: упавас в течение двух дней.
    15. Аттхам: упавас в течение трёх дней.
    16. Аттхай: упавас в течение восьми дней.
    17. Масакшаман: месячный упавас.
    Так же как аскетическую практику можно использовать при-
    ём лишь один вид пищи (один какой то продукт) вустановлен- ный для себя период времени (день, неделя, месяц, год) и.т.д.
    Гуны — это одно из главных понятий в Аюрведе, описываю- щeе основные качества Природы.
    Их три:
    Саттва — уравновешивающая, гармонизирующая и одухо- творяющая сила;
    Раджас — страсть, возбуждение, деятельная и побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие;
    37
    АСКЕЗА

    Тамас — бездеятельная, тормозящая и негативная сила, ко- торая тянет вниз к невежеству.
    Исходя из этих гунн аскезы могут подразделятся на:
    Аскезы в благости:
    Если человек совершает аскезы с целью духовного прогрес- са, не привязываясь к их плодам.
    Аскезы в страсти:
    Аскезы, направленные на достижение искусственным путем желаемого результата.
    Аскезы в невежестве:
    • Аскезы, которые совершаются из глупости.
    • Аскезы, сопровождающиеся самоистязанием.
    • Аскезы, которые несут гибель и вред другим.
    Уделим особое более подробное внимание некоторым из вышеперечисленных аскез.
    Итак аскезы в благости:
    1. При взгляде на любого человека нужно мысленно оказы- вать ему почтение, выражать внутреннюю признательность. Та- кая аскеза дает силу терпеть унижение других людей в свой адрес, и силу находить общий язык с кем угодно, то есть дает беззаботную жизнь. Придерживаясь такой аскезы, человек на- чинает больше разбираться в людях, видеть их хорошие и пло- хие качества, но в то же время обращать внимание только
    38
    ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ
    на хорошие качества. Поступая так человек достигает умиро- творения, его ум ничего не беспокоит.
    2. Соблюдение чистоты. Физическая чистота дает человеку спокойствие. Существуют силы, которые способны действовать через кожу, и если человек находится в грязной одежде, ему бу- дет тяжело воспринимать знание, трудно концентрироваться,
    так как тактильная чувствительность очень связана с тонким те- лом разума.
    Поддержание разума в чистоте достигается с помощью но- шения чистой одежды. Когда человек спит в грязной постели,
    ему снятся кошмары, потому, что его разум входит в состояние невежества. Человек, ходя в чистой одежде способен отличить дурное от хорошего. Чистота — это честность, если человек нечистоплотный — он уже немножко обманщик.
    Над каждым городом висит своя карма, и иногда она обру- шивается на людей в виде эпидемии гриппа, или чумы. И если человек просто чистоплотный, эта карма его не задевает.
    3. Простота. Некоторые люди считают простого человека глупым. Но простота — это качество святой личности, и нужно отличать где наивность, а где простота. Простой человек привык быть смиренным по отношению к другим и непритязательным к себе. Простота означает, что эгоизм находится на низшем уровне. Если эгоизм пропитывает разум, человек становится гордым. Если человек эгоист — ему больно слушать то, с чем он не согласен, он всегда старается перебить и навязать свою точку зрения. Есть два типа гордости — это несмирение по отношению к другим, и притязательность по отношению к себе. Простота убирает полностью эти проблемы. Если простой человек видит глупость в человеке, он не придает им значения, так же как мы относимся к сумасшедшим, или к животным — мы видим их глу- пость. Но умный человек не станет доказывать собаке, чтоб она
    39
    АСКЕЗА
    не писала под забором. Есть просто глупые люди, и это не нужно им доказывать, они все равно не в состоянии понять, и будут де- лать по-своему. Простота означает: я вижу глупость, но не при- даю ей значения.
    4. Ненасилие — это аскеза. Когда человек не совершает на- силия — то жизнь над ним тоже не совершает насилия. Мы со- вершаем насилие различным способом — доказываем человеку,
    который не хочет слушать — это насилие словом. Убивать раз- личных насекомых, которые живут на улице и не мешают нам жить — это пример насилия действием.
    5. Целомудрие означает, что человек не вступает в незакон- ные отношения не со своим супругом. Если не придерживаться целомудрия, то мужчина потеряет силу достигать целей в жизни,
    а у женщины не будет умиротворения.
    Получить желаемое можно, лишь отдав что-то взамен. Мы ежедневно платим энергией, временем, добром и заботой за все хорошее, что происходит в нашей жизни. Это происходит по законам Вселенной.
    Заветные желание или потребности приближают к исполне- нию с помощью аскезы.
    Для этого например кто то отказается на определенное время от чего либо для достидения результата. Это может быть определенная еда, курение, какая-то привычка. Либо же наоборот вы можете взять на себя обязательство что-то де- лать на протяжении этого времени — читать ежедневно мо- литвы или мантры, совершать помощь кому-то, устроиться на бесплатную работу, ежедневно подавать милостыню и так далее. В данном случае это будет ограничение собственного времени, своей лени и посвящения своего труда на чье-то благо.
    40
    ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ

    Однако те кто продвинулся в своем развитии научившись от- личать действия в невежестве, страсти и благости должен пони- мать что аскеза лишь ради результата называется аскезой в страсти, в то время как посвящение себя аскетическим практи- кам во имя Высшего и не привязанность к плодам своего труда,
    своей благотворительности и выполняемых аскез является аске- зой в благости.
    Придерживаться аскезы нужно, забыв о своем намерении,
    полностью погрузившись в нее и день за днем культивируя в се- бе состояние любви и внутреннего смирения.
    Далее уделим более пристальное внимание аскезе речи.
    Отказ от лжи. Ложь — это намеренное искажение правды,
    ради собственных эгоистических интересов. В некоторых редких случаях, искажение истины ради исполнения долга не является нарушением аскезы речи (например, если враги Вас пытают что- бы разузнать местоположение Ваших соратников и убить их —
    Вы не обязаны говорить им правду). Каждый раз когда Вам хо- чется солгать — отследите корень этого желания — Вы увидите,
    что лживость растет из стремления казаться лучше. Низкое и ме- лочное желание. Чем больше человек лжет — тем больше он впадает в иллюзии, ведь закон кармы прост: нам возвращается все, что мы отдаем. Если мы намеренно вводим других в за- блуждение — мы сами теряем способность здраво рассуждать и видеть правду (крайняя степень проявления этой проблемы —
    это шизофрения, когда человек теряет связь с реальностью окончательно и живет в своих фантазиях). К тому же, со време- нем, речь лжеца теряет убедительность и окружающие это чув- ствуют. Цените искренность и правдивость.
    Лжец, льстец и шакал вылупились из одного яйца.
    (с) Редьярд Киплинг
    41
    АСКЕЗА

    2.) Отказ от сквернословия. Сквернословие — это использо- вание нецензурных слов в своем лексиконе. Как известно, вы- сказанное слово, как и подуманная мысль — обладают силой творить наш мир. Если бы мы до конца осознавали насколько большая эта сила — мы никогда бы не думали и не говорили то,
    что мы порой думаем и говорим. Ну и, если человеку не хватает силы намерения чтобы хотя бы проследить за своими слова- ми — о каких аскезах и о каком духовном развитии может идти речь.
    Я — представитель цивилизованной планеты, поэтому по- прошу Вас проследить за своим лексиконом.
    (с) Кин-дза-дза
    3.) Отказ от пустословия. Пустословие — это праздная, бес- цельная и бессмысленная речь, ведущая к прожиганию ресур- сов, таких как время и психическая энергия. Любая речь — это потеря энергии, больше всего энергии теряется при устной речи,
    меньше — при письменной. Наша задача — минимизировать по- тери или сделать их максимально полезными для окружающих.
    Вдаваясь же в словоблудие (сюда же относятся разговоры из вежливости) — мы воруем энергию не только у себя,
    но и у собеседников (а точнее — провоцируем их на потерю энергии). А ведь мы могли бы использовать свои силы более ра- ционально — на духовное развитие, например.
    Ему было бы что сказать, если бы он столько не говорил.
    (с) Веслав Брудзиньский
    4.) Отказ от сплетен. Сплетни — это пересказывание недо- стоверной информации, которая порочит честь третьих лиц.
    Обусловлено неосведомленностью сказителя и часто — трудно- стями с логическим мышлением. Худший вариант сплетен — это клевета, когда человек распускает лживые, порочащие слухи на- меренно. Если Вы видите чей-то порок и его искоренение для
    42
    ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ

    Вас — критически важно (мало ли что бывает) — вежливо и доб- рожелательно сообщите об этом человеку, лучше всего наедине.
    И пусть у человека ни разу не возникнет сомнения в Ваших доб- рых намерениях. Если же он не внемлет Вашим увещеваниям —
    держите правильную дистанцию или совсем прекращайте обще- ние с этой личностью. Это лучше, чем исходить ядом и сплетни- чать за спиной.
    Кто сплетничает с вами, тот сплетничает о вас.
    (с) Испанская пословица
    5.) Отказ от споров. Спор — попытка убедить в своей точ- ке зрения, противопложной мнению оппонента. Одно лишь стремление убедить в чем-то — это уже нарушение ахимсы
    (принципа ненасилия). Этот грех чаще всего соседствует с фа- натизмом, особенно — с религиозным. Не путать с дискусси- ей. Дискуссия — это разговор собеседников с противополож- ными точками зрения, которые, тем не менее, в своих мнени- ях не уверены и
    поэтому желают подискутировать.
    Но не с целью убедить оппонента в своей точке зрения! За- помните это! Таким же образом, в дискуссии отсутствует пере- ход на личности и прочие не честные попытки убеждения (за- давить авторитетом, манипулирование фактами и т.д.). К та- ким дискуссиям иногда прибегают ученые, если у них есть разные гипотезы и они желают их проверить теоретическим путем.
    Думай, перед тем как ввязываться в спор.
    (с) Уличный кот по имени Боб
    6.) Отказ от злословия. Злословие — это сознательное стрем- ление причинить окружающим беспокойства посредством речи.
    Злословие в интернете называется троллингом. Стремление оскорбить кого-то, дать ему обидную характеристику или намек- нуть на свое превосходство над ним — это все проявления
    43
    АСКЕЗА
    неосознанности и эгоизма. Одним словом, низкое и не достой- ное поведение.
    Злословие — это искренность гадюки.
    (с) Адриан Декурсель
    7.) Не перебивать и не кричать. И то и другое вызывает дис- комфорт у собеседников, а аскеза речи, как Вы уже поняли —
    это отказ от причинения насилия посредством слов. Кроме того,
    крик и перебивание выдают низкий уровень культуры, а он, как известно, коррелирует с уровнем интеллекта. Ни один достой- ный человек не желает общаться, с личностями, демонстирую- щими такое поведение (перечисленное в этих 7 пунктах). Так что, если Вы страдаете вышеозначенными пороками — вокруг
    Вас соберется контингент с не очень высокими моральными ка- чествами — оно Вам надо?
    8) Мауна (обет молчания). Если есть такая возможность, по- лезно практиковать мауну регулярно, например, один день в неделю (который вы выбрали для ритрита). Эта практика осо- бенно полезна всем, кто склонен к болтливости. Или если Вы видите, что Вы часто грешите чем-то из вышеперечисленно- го — смело можете начинать избавление от порока с помощью мауны.
    Совсем не знак бездушья — молчаливость.
    Гремит лишь то, что пусто изнутри.
    (с) Шекспир
    9.) Пересказывание священных писаний. Если мауна — это отказ от общения, то пересказывание священных писаний — это обет использовать свою речь ради блага всех живых существ.
    Но помните, что пересказывать можно только тем, кто сам желает слушать (если Вас попросили о чем-то рассказать). Из самого простого: можно пересказывать сказки о планетах (это упайя),
    44
    ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ
    любые притчи или легенды, о тех или иных божествах и подвиж- никах, жития святых и т. д. Особенно рекомендуем Шани Катху. :)
    Иногда легенды творят реальность и становятся полезнее,
    чем факты.
    (с) Салман Рушди
    Польза молчания
    Молчание придает жизни любого человека яркость мышле- ния и внутреннюю блаженность ума. Четыре преимущества, ко- торые вы получите при регулярной практике активного молча- ния в течение того периода, который сами себе зададите (1 час,
    1 день, неделя, месяц итд.) :
    Саморазвитие. Бессмысленная болтовня забирает у челове- ка много энергии. Молчание дает возможность концентриро- ваться на саморазвитии.
    Эмоции. Бесценное искусство слушать и слышать людей,
    контролировать свои эмоции.
    Ясность ума. На ум самым естественным образом, приходят ответы на многие вопросы. Зарождаются идеи развития своей будущей жизни.
    Здоровье. Восстанавливается душевное и физическое здо- ровье. Лучшего, не медицинского, средства от психологической истерии трудно найти.
    Интересные факты и последствия ретрита:
    1) Неделя молчания изменяет голосовые связки. Нет, они не атрофируются, но голос после 7 дней ретрита как минимум покажется вам странным.
    45
    АСКЕЗА

    2) Основатель корпорации Microsoft и миллиардер Билл
    Гейтс каждый год (осенью) на неделю уходит в молчаливые раз- мышления. За эти 7 дней он пересматривает свой взгляд на пер- спективы компании, и пытается угадать грядущие перемены в IT
    технологиях.
    3) В Древней Руси была интересная примета. Если во время застолья все вдруг замолчали, говорили, что мимо пролетел ан- гел. Второй вариант — дурак родился.
    4) После того как Махатма Ганди стал известным обществен- ным деятелям, многие у него спрашивали о том, как ему удается сохранять самообладание и силу духа в условиях колоссального давления? Ответ был прост — ежедневный многочасовой ретрит.
    5) Если вы задумали что-то сделать и рассказали это другому человеку, вероятность успешного завершения намеченного сни- жается на 70%.
    Много энергии тратится в пустых разговорах. Опробуйте ввести правило молчать по одному часу, утром, в обед и вече- ром. Обязательно в те часы, когда Вы ранее разговаривали с людьми. Сначала молчание, как не говорение. Ведите днев- ник. Потом делайте аскезу: внутреннее молчание, как отсут- ствие мыслей, образов. Это намного тяжелее. Допусти каждый час, в начале часа по пять минут и. т. д.
    Одна из аскез для речи — это регулярное чтение литерату- ры, которая даёт знание. Или слушание лекций. Способность слушать дает человеку разум. Разум необходим во всем.
    Регулярное чтение литературы, которая даёт знание. Этот вид аскезы больше относится к аскезе для ума. Однако чтение ведической литературы (Священных Писаний) — это своего рода аскеза для речи. Причем же здесь речь? Оказывается, читая ве- дическую литературу, мы таким образом формируем свою речь.
    46
    ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ

    Обычно нам хочется говорить всё, что приходит в голову. Что же нам приходит в голову? Нам приходит в голову всё, что связано с нашей прошлой кармой.
    В тот момент, когда в голову начали лезть всевозможные сплетни и недовольства, уму нужны веские аргументы, кото- рые должны прийти из разума. Эти аргументы нужно брать из ведической литературы, в которой говорится, как нужно думать и себя вести для того, чтобы очиститься и достигнуть счастья.
    Как поступает человек, который каждый день читает духов- ную литературу? В момент прихода в ум плохой кармы он уже готов своим мыслям активно сопротивляться. Эта способность сопротивляться ненужным мыслям, несомненно, является огромной силой. Мало кому свои мысли кажутся неуместными,
    не говоря уж о том, чтобы им начать сопротивляться. Отку- да же брать эту силу? Она возникает при чтении духовной ли- тературы, которая помогает воспитывать в себе умонастроение мудрецов, передающих нам ведическое знание. В результате мысли, не соответствующие писаниям, быстро замечаются,
    и это дает возможность с ними бороться.
    Посещение и слушание лекций Святых людей также являет- ся аскезой для речи. Способность слушать мудрецов даёт воз- можность разуму правильно изучать Писания, что ещё лучше на- страивает разум следовать истине. Разумность необходима во всем, без неё счастливым не будешь.
    Эффект от аскезы речи
    1. Убедительная речь (в речи появляется сила — люди более склонны прислушиваться к Вам и относиться с большим уваже- нием).
    2. Развитие логического мышления и способности видеть правду.
    47
    АСКЕЗА

    3. Сохранение психической энергии (способствование ду- ховному развитию).
    4. Избавление от окружения, которое не способствует духов- ному развитию.
    5. Чистая совесть (что, само по себе, приятно).
    6. Более глубокое понимания священных писаний.
    7. Успокоение ума и повышение уровня осознанности.
    Разберем более подробно такой вид аскезы как чистота:
    на уровне тела:
    Когда мы говорим о чистоте на уровне тела, мы имеем в ви- ду не только физическое тело: руки, ноги, голова, но и всё то, что окружает человека, выражено материально: одежда, помеще- ние, личные вещи, рабочий стол и т. д. Материя является в опре- делённой степени отражением нашего внутреннего состояния.
    Например, люди, не способные избавляться от старых вещей,
    и на уровне мысли склонны жить прошлым. Если посмотреть внимательно место обитания человека, то по нему можно до- вольно точно определить, чем он интересуется, каковы его пред- почтения, чем он живёт. Часто бывает так, что взгляды человека уже меняются, а внешняя составляющая запаздывает и, кстати,
    может тормозить на пути развития человека. Поэтому важно от- слеживать соответствие внешнего внутреннему. Существует и обратная практика, когда человек очень хочет измениться внутренне и начинает сначала изменять внешнюю составляю- щую с тем, чтобы затем под неё перестроиться, это тоже доволь- но действенный подход.
    На уровне речи:
    Сюда относят не только отсутствие слов паразитов и сквер- нословия, а также правдивость, воздержание от пустословия,
    приятную интонацию, отсутствие излишней эмоциональности. То
    48
    ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ
    есть чистая речь — это речь спокойная, наполненная смыслом,
    приятная и понятная любому. Как ни странно, но практика дли- тельного молчания (от одного дня) — очень хорошее средство для улучшения речи. Поскольку когда мы молчим долгое время,
    мы видим, что большинство ситуаций не требуют наших ком- ментариев, многое понятно без слов. Чтение духовной, класси- ческой литературы вслух и общение с нравственными людьми также способствуют очищению речи.
    На уровне ума:
    Чистота на уровне ума начинается с осознанного подхода к информации, в него загружаемой. В больших городах доволь- но тяжело отследить информационный поток, но мы можем оградить себя от него концентрацией на чём-то благостном. То есть мы должны сами занять свой ум, пока его не отвлекли в нежелательную сторону.
    Поддержанию тела, речи и ума в чистоте способствуют:
    Занятия йогой: асанами, пранаямой, медитацией;
    Поддержание в чистоте помещений и одежды;
    Очистительные техники;
    Чистое, здоровое питание;
    Чтение духовной, классической литературы про себя и вслух;
    Контроль информационного потока;
    Общение с нравственными людьми;
    49
    АСКЕЗА

    Практика длительного молчания (Випассана)
    Помощь другим как вид аскезы
    Есть два вида помощи: облегчить страдания и помочь в до- стижении успехов. По мере возможности мы должны помогать людям (не только родным и близким) в решении их психологи- ческих, социальных, физических и духовных проблем, то есть стараться облегчить их страдания. Также нужно помогать им и достигать успехов в перечисленных четырех сферах жизни.
    Однако чтобы помощь была эффективной, нужно обладать ра- зумностью и не делать «медвежьих услуг»; тогда это пополнит наш запас благочестия, а не запас греха. Помогая другим, мы тем самым притягиваем успех в собственную жизнь
    Благотворительность — это беЗкорыстная деятельность для блага окружающих.
    В чём может выражаться эта деятельность? Что мы можем дать безвозмездно людям, что принесёт им счастье? И чем мо- жем пожертвовать?
    Начнём с того, что благотворительная деятельность возмож- на только в том случае, если человек принимает людей и этот мир.
    Принимает без претензий и обид. Он принимает справедли- вость происходящего в этом мире с ним самим и с другими лю- дьми.
    БеЗкорыстная деятельность возможна только тогда, когда человек осознаёт себя частью этого мира, частью целого. Делая благо для части — делаешь благо для целого.
    Помощь должна приносить благо. То есть сделать того, кому мы помогли, богаче и сильнее.
    Древняя мудрость гласит: «хочешь накормить человека —
    дай ему еды, хочешь накормить на всю жизнь — научи его до- бывать еду.»
    50
    ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ

    Истинная помощь заключается в раскрытии внутреннего по- тенциала человека.
    Творить благо — значит дать людям с чистыми помыслами то, что у тебя в избытке.
    Благотворительность не милостыня — это искусство. И ему нужно учиться.
    Второй шаг — не менее важный, чем первый — БЛАГОДАР-
    НОСТЬ.
    В Благо-дарности и есть весь смысл Благо-творительности.
    Это очень важно.
    Нужно быть благодарным за всё, что даёт нам Жизнь
    Причём, чувство благодарности должно присутствовать в нас независимо от поведения окружающих. Одни в этом мире дарят нам радость, другие преподносят уроки.
    Главное — не ждать отдачи, не думать о плодах, иначе это перестанет быть благотворительностью и превратится в пожерт- вование в страсти.
    Благотворительность увеличивает Силу Благочестия и даёт человеку дополнительнын возможности.
    Английское слово «affluence» — изобилие — происходит от слова «affluere», что означает «притекать». То есть «affluence»
    правильнее было бы переводить как «течение в изобилии»,
    «обильный приток».
    В каждом семени заложена возможность вырастить тысячи деревьев. Но семя не должно храниться, оно должно передать содержащуюся в нем информацию плодородному грунту. Благо- даря тому, что оно отдает, его невидимая энергия находит мате- риальное проявление.
    51
    АСКЕЗА

    Чем больше вы отдадите, тем больше вы получите, потому что вы будете поддерживать циркуляцию изобилия Вселенной в своей жизни.
    Применять на практике Закон Дарения на самом деле очень просто:
    если вы хотите получать радость, давайте радость другим;
    если вы хотите любви, научитесь дарить любовь;
    если вы хотите внимания и признания, научитесь отдавать внимание и признание;
    если вы хотите материального изобилия, помогайте его при- обрести другим.
    52
    ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ

    1   2   3


    написать администратору сайта