Першукевич ТимофейАскеза Тимофей Першукевич. б м. б и., 2020. 86 с.б н.Аскеза от др греч. упражнение
Скачать 4.1 Mb.
|
Тимофей Першукевич Аскеза 2020 УДК 2 ББК 86.4 П26 Шрифты предоставлены компанией «ПараТайп» Першукевич Тимофей Аскеза / Тимофей Першукевич. — [б. м.] : [б. и.], 2020. — 86 с. [б. н.] Аске́за (от др.-греч. ἄσκησις — «упражнение»), или аскети́зм — методика дости- жения духовных целей через упражнения в самодисциплине, самоограничении, самоотвержении, исполнении трудных обетов, порой включающих самоистяза- ние. Аскетические практики встречаются в различных религиях, национальных традициях и культурах. П26 УДК 2 ББК 86.4 18+ В соответствии с ФЗ от 29.12.2010 №436-ФЗ © Тимофей Першукевич, 2020 АСКЕЗА Аске́за (от др.-греч. ἄσκησις — «упражнение»), или аске- ти́зм — методика достижения духовных целей через упражне- ния в самодисциплине, самоограничении, самоотвержении, ис- полнении трудных обетов, порой включающих самоистязание. Слово восходит к древнегреческому глаголу ἀσκέω, означающе- му искусное и старательное обрабатывание грубого материала, украшение или обустройство жилища, упражнение, развиваю- щее телесные и душевные силы. Аскетические практики встре- чаются в различных религиях, национальных традициях и куль- турах. В широком смысле аскетизм — образ жизни, характеризуе- мый крайней скромностью и воздержанием, самоограничением, прежде всего в удовольствии и роскоши. Следует отличать от вынужденных ограничений, связанных с затруднительными обстоятельствами. систематизация материалов по духовному и физическому развитию во благо каждого 2021 3 4 ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Я являюсь модератером и администратором сообщества по- священному пути аскезы и аскетических практик: https://vk.com/ club174878360 Данным материалом я постарался систематизировать огром- ное количество информации по аскезе как явлению, ее разно- видностям, а также расписать основные аскетические практики. В основе написания лежат как первоисточники ведических ма- териалов так и толкование отечественных ведических лекторов (счастья им и процветания), личный практический опыт, а также исторические факты. Данная тема является очень обширной и нескончаемой т.к. является мерилом любого конечного результата. Поэтому полно- стью ее охватить не хватит нескольких поколений. В данном ма- териале собрана информация на 2020 год. С каждым новым днем знания будут пополняться и дополняться что является следствием ежедневного развития нашего сознания. В соответ- ствии с этим материал будет дополняться и обновляться. Всех жду у себя в паблике https://vk.com/club174878360 5 !ПУСТЬ ВАМ ВСЕМ УЛЫБАЕТСЯ УДАЧА! 6 СОДЕРЖАНИЕ — Аскеза — Виды и разновидности аскез — Более подробная характеристика некоторых аскетических практик 7 АСКЕЗА Аске́за (от др.-греч. ἄσκησις — «упражнение»), или аске- ти́зм — методика достижения духовных целей через упражне- ния в самодисциплине, самоограничении, самоотвержении, ис- полнении трудных обетов, порой включающих самоистязание. Слово восходит к древнегреческому глаголу ἀσκέω, означающе- му искусное и старательное обрабатывание грубого материала, украшение или обустройство жилища, упражнение, развиваю- щее телесные и душевные силы. Аскетические практики встре- чаются в различных религиях, национальных традициях и куль- турах. В широком смысле аскетизм — образ жизни, характеризуе- мый крайней скромностью и воздержанием, самоограничением, прежде всего в удовольствии и роскоши. Следует отличать от вынужденных ограничений, связанных с затруднительными обстоятельствами. 8 Аскеза — это добровольное принятие дискомфорта (физи- ческого, психологического или любого другого), а также опре- делённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важен акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем. Аскетизм — это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аске- зы как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо. Аскетизм является нормой нравственности, проявляющейся как способность к самоограничению и умению идти на жертвы ради какой-нибудь цели. Многие из нас слышали и читали о ре- лигиозных аскетах, которые часто занимались умерщвлени- ем плоти и отказывались от мирских благ. Вероятно, поэтому, у большинства людей складывается впечатление, что аскетизм имеет отношение только к религиозным практикам и совершен- но не применим в повседневной жизни. Однако, это совсем не так. Аскетизм можно рассматривать и с позиции простого обывателя как возможность подняться над миром удовольствий и окунуться в мир духовный. Аскетизм предполагает, прежде всего, умеренность во всем: как в еде, так и в одежде и, естественно, в денежных тратах. Аскетичный человек умеет обходиться малым, особенно в бытовом плане, и не чувствует себя при этом ущемленным. Аскетизм это процесс получения удовольствия не от накоп- ления материальных благ, а от процесса самосовершенствова- ния, это умение управлять своими эмоциями. 9 АСКЕЗА Аскетичный образ жизни предполагает принесение внешне- го в жертву внутреннему. Может показаться, что подобное качество предполагает од- ни лишения и не несет с собой никакой выгоды для того, кто ре- шил сделать аскетизм своим образом жизни. Это совершенно не так. На самом деле аскетизм несет с собой и положительные моменты. Прежде всего, это независимость от материального, а значит, приобретение большей свободы. Аскетизм освобожда- ет также от сильных эмоций и страстей, а также дает толчок к личностному росту, заставляя повернуться от внешнего к внут- реннему. Аскетичный человек может, например, предпочесть хоро- шую редкую книгу покупке очередного костюма от известного дизайнера. Кроме того, такие люди готовы довольствоваться ма- лым, поэтому радуются тому, что имеют и с оптимизмом идут по жизни. Каждому из нас было бы весьма полезно иметь в себе опре- деленную долю аскетизма для того, чтобы жизнь не представля- лась как бесконечная гонка за новыми благами. Вот только как развить в себе подобное качество? Прежде всего, необходимо провести серьезную работу над собой, чтобы избавиться от таких черт характера как эгоизм и самолюбование. Нужно научиться правильно расставлять приоритеты, то есть выделять главное и то, без чего можно обойтись. Отказ от излишеств лежит в основе аскетизма. Поэтому пе- рестаньте гоняться за тем, что не является жизненно необходи- мым. Предметы роскоши — то, без чего легко можно прожить и чувствовать себя при этом счастливым. 10 ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ Проявление внимания к окружающим и способность пожерт- вовать своими интересами ради них также является чертой ас- кетичного человека. Будьте внимательны к людям и стремитесь помогать им. Аскетизм — прекрасное качество, которое может значитель- ным образом поменять наши представления о жизни. На самом деле, многое из того, чего мы с таким упорством добиваемся, нам совсем не нужно, и можно быть вполне счастливым, даже не имея огромного дома и супер дорогой машины. Аскетизм на- правлен на внутреннее развитие и поэтому является весьма по- лезным. Аскет — не нищеброд и не выживальщик. Он не прибедняет- ся, преследуя корыстные цели, и не экономит, перепрыгивая че- рез турникеты. Аскет сознательно ограничивает свои потребно- сти, большинство из которых сегодня навязаны маркетологами. Аскеза позволяет лучше владеть собой, концентрироваться на важном и быстрее принимать решения. По сути, она осво- бождает от всего лишнего и наносного. Практика аскезы может начаться с актуальной медиадиеты или с сокращения количества материального. Аскетизмом называется образ жизни, сопряженный с само- ограничением, скромностью и воздержанием. Она позволяет преодолевать препятствия и соблазны, стоящие на пути духовной жизни личности. В пору античности аскезе следовали атлеты, го- товящиеся к спортивным состязаниям. Спортивная и профессио- нальная аскеза практикуется по сей день. Любая профессия, свя- занная с самоконтролем, стрессом и риском для жизни, требует крайней самоотдачи и аскезы. Аскеза отпускает привязанности. Все блага цивилизации будут также присутствовать в вашей жизни. Но вы больше не будете зависеть от них. Принимать с внутренним благогове- 11 АСКЕЗА нием возможность жить в красивом чистом доме, общаться с людьми, которых любишь, есть вкусную еду, испытывать весь спектр эмоций. Аскеза — тренировка отпускать, прежде чем лишиться. Что- бы с благодарностью принять. С благодарностью принять все материальные блага, с благодарностью вкушать еду, радоваться всем внешним проявлениям красоты. Насыщение и пресыщение аскеза трансформирует в дар — ценить каждое материальное благо и не зависеть от него, даёт свободу от страстей внешних и внутренних, принося тем самым настоящую страсть жизни в каждый её момент, в каждое дей- ствие. В «Шримад Бхагаватам» говорятся, что такое аскеза: «аскеза является единственным источником всякой силы», (ШБ 2.9.24). Аскетизм — вещь крайне непопулярная в современном мире безудержного потребления. Обычно к практике отсечения лиш- него приходят уже состоявшиеся люди, которые понимают, что большая часть материальных «ништяков» не добавляет тебе сча- стья. Избыток не делает тебя счастливым. Однако же, нет смысла стремиться за мифической морковкой изначально, если понима- ешь, что никогда не получишь ее в той мере, в которой тебе на- вязывает ее общество. Аскеза может присутствовать в любой сфере жизни человека. Кто-то отказывается от половых отношений с женщинами, чтобы развить свою духовность, заняться саморазвитием, или сконцентрироваться на одной девушке (возможно, даже потен- циальной). 12 ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ В этом ограничении есть много пользы. Человек не подвер- гается массе раздражителей эротического характера, фокус вни- мания уходит в полезные дела. Такая аскеза может с легкостью разрушить мифы в стиле «вам мужикам только одно надо», поз- воляет выйти из-под управления у не самых человечных жен- щин. Аскеза в питании способна вывести на новый уровень ваше здоровье. Простая, полезная и традиционная пища стала редко- стью в рационе среднестатистического человека. Мы питаемся вредными вкусностями, и со временем не только портим здоро- вье, но и теряем насыщенность вкусом даже от самой приятной пищи. Правильная аскеза в питании (с учетом потребностей ор- ганизма, с точки зрения здоровья) очень быстро выводит на но- вый энергетический уровень. При этом вредная пища, которая сейчас кажется более-менее вкусной, спустя пару месяцев будет казаться райским наслаждением. А простая еда станет более- менее вкусной. Аскетизм — это отсутствие стремления к чрезмерному ком- форту. Это не значит, что можно перестать зарабатывать, и уйти на улицу в картонную коробку. Обычно происходит наоборот — аскетизм добавляет энергии. Ее можно потратить на созидание, а не на бесконечное потребление, как это делает среднестати- стический человек. Польза аскетизма в глобальном масштабе заключается в том, что человек: Будет меньше потреблять; Переместить фокус внимания в созидание. Аскезы сделают нас более человечными, поднимут с живот- ного уровня. 13 АСКЕЗА Аскеза «продвинутых» йогов Иногда некоторые аскетические практики, которые выпол- няют «йоги со стажем» могут показаться обычному человеку как минимум непонятными, а чаще всего просто абсурдными. На- пример, рядовой человек, скорее всего, не сможет понять соб- ственным умом, для чего йог уходит в пещеру, отказываясь от еды, длительное время пребывает в одной позе, сохраняет молчание и совершает ряд других нестандартных действий. Что- бы это понять, нужно осознавать, что человек, длительно прак- тикующий йогу, уже постоянно находится в «аскетическом фоне» и ему, чтобы получить дополнительный импульс к разви- тию осознания, необходима дополнительная энергия, которую как раз таки и даёт более сложная аскеза. Поэтому не судите по внешней форме то, что делает человек, лучше спросите у него, для чего он это делает. Для человека, который идёт по пути йоги ещё не такое длительное время, самой лучшей ре- комендацией к выполнению аскез может служить стремление осознанно и отрешённо реализовывать своё предназначение (дхарму). Если понимать свободу, как вседозволенность, то вседозво- ленность, как ни что другое порабощает человека. Аскеза осво- бождает человека от зла. Чрез смирение и борьбу, чрез отказ от вседозволенности — приходит истинная свобода. Стойкость — важное свойство, которое нельзя недооцени- вать. Бывает, что талантливый и умный человек остается не у дел только потому, что не смог вовремя справиться с собой, испугал- ся трудностей, не захотел снова сталкиваться с неприятными си- туациями. В одной и той же ситуации разные люди ведут себя по-раз- ному. Столкнувшись с неприятностями, один долго будет пере- живать и заниматься самобичеванием, второй же отряхнется, возьмет себя в руки и пойдет дальше. Это и есть стойкость ха- 14 ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ рактера, помогающая своему обладателю быстрее справляться с неудачами и добиваться в жизни больших успехов. «Сила воли» или по-научному «самоконтроль» — способ- ность противостоять импульсивному поведению и разрешать конфликт между сиюминутными желаниями и долгосрочными целями. В современном мире нас окружает слишком много сиюми- нутных удовольствий: калорийная еда, наркотики, алкоголь, соц- сети. Все эти вещи доступны каждому, для их получения сейчас даже из дома выходить не нужно. Перегруженность соблазнами, которые окружают нас со всех сторон, усложняет процесс при- нятия правильных для нас в будущем решений. В условиях современного мира у нас пропала надобность сильно беспокоиться о базовых потребностях (по крайней мере в развитых странах). Вопрос не в том, как бы выжить, а в том, как бы прожить долгую качественную жизнь. И решение тут од- но — нужно думать о будущем и делать выбор в сторону отло- женного вознаграждения. Самоконтроль — затратная для мозга функция. Как только энергии начинает не хватать, мозг отключает функцию само- контроля и направляет энергию на более важные для жизне- обеспечения функции. То есть сила воли — это конечный ре- сурс в виде энергии, требующийся на поддержание самокон- троля. Если мы не тренируем силу воли и постоянно пытаемся лишь экономить ее ресурсы — она ослабевает. Если мы уходим в крайности и начинаем каждый день бегать марафон после долгого затишья, то есть риск быстро утомиться и получить трав- му (эмоциональное выгорание или срыв). 15 АСКЕЗА — Каждую неделю вводить одно маленькое изменение в ра- цион — Начинать с домашних тренировок, постепенно наращивая мощность — Постепенно переносить время подъема на более раннее время Наш мозг не любит длительные задачи. Изучение языков, похудение, подготовка к марафону, длительные проекты, напи- сание диплома или книги — все эти задачи кажутся мозгу слиш- ком сложным, поэтому он всеми способами пытается вас отгово- рить от их выполнения. Мозг нужно обмануть, снизив начальный барьер до минимума так, чтобы не возникало желание отложить или забить на дело. Так, выполняя последовательность маленьких и посильных действий, мозг будет регулярно получать дофаминовые призы, у вас будет расти уверенность в том, что вы можете справиться с делом, риск срывов и прокрастинации будет минимизирован, потому что то, что вы делаете, легко и классно. Универсальных советов о том, как побороть безволие и до- стигать целей, не существует. У всех людей изначально разное количество ресурса силы воли. У волевых людей мозг изначаль- но более устойчив к импульсивному поведению. У людей со сла- бым самоконтролем мозгу легче поддаться на соблазны. Исправить «встроенную» нехватку силы воли вряд ли воз- можно, но это не значит, что все потеряно. Можно научиться до- биваться долгосрочных целей, даже имея врожденные пробле- мы с самоконтролем. Пробуйте методы, описанные выше. В древней Греции аскетами называли атлетов, так как они проводили время в постоянных тренировках и упражнениях и при этом вели строгий, воздержанный образ жизни. 16 ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ Важную роль в поддержании в обществе атмосферы спор- тивной и здоровой жизни играли различного рода игры — Олимпийские (776 г. до н.э.), истмийские (586 г. до н.э.), пифий- ские (582 г. до н.э.), немейские (473 г. до н.э.), панафинейские (565 г. до н.э.), делосские и другие игры. Древние олимпиады ис- торически восходят к мифическому царю Оксилосу. Во время игр горел олимпийский огонь («вечный огонь» Гастии). При этом соперники давали присягу, совершали ритуальное омовение, проводили состязания (но без женщин). Первая Олимпиада со- стоялась в 776 году до н.э., последняя, двести девяносто тре- тья — в 393 году н. э. Олимпиада прошла долгий путь. Задача каждого человека — исполнять некую роль, назна- ченную от рождения. Эти роли определяются тонкостями и ню- ансами мужской и женской психики и подчиняются законам природы. И с этой точки зрения главные задачи мужчины — чет- кая постановка целей и отсутствие зависимости от каких бы то ни было жизненных обстоятельств. Женская природа лежит в плоскости взаимоотношений, об- мена эмоциями и чувствами. Женщина всю жизнь находится в особом пространстве переживаний. Мужская природа — это всегда природа лидера, который ставит и достигает цели. Он вдохновляется целями, больше це- лей — больше вдохновения. Когда у мужчины в семье возника- ют сложности с эмоциями, это значит, что он не нашел в своей жизни главную миссию. Если он находит дело всей жизни, он открывает для себя наполненность, удовлетворение и счастье. В соответствии со своей миссией мужчина стремится добиться большего в мире, состояться в социальном плане. Современное общество живет под лозунгом: «Ешь, пей и на- слаждайся». Этот девиз разрушает, в первую очередь, мужчину, поскольку он не может действовать на чувственном фундаменте. 17 АСКЕЗА Когда он принимает такую позицию, мужская энергия момен- тально растворяется, а на ее месте возникает ощущение бес- смысленности всей жизни. Чтобы избежать такой ситуации, мужчине природой дается ум, не привязанный к материальному. Его сильный разум пред- назначен для поиска высшего предназначения, основанного на высоких ценностях: на любви, на поддержке окружающих и защите общества в целом. Мужчина одухотворен высокими идеями, и если он не включает их в свою жизнь, то начинается процесс деградации, и мужчина теряет себя. Одна их важнейших задач мужчины — развиваться в духов- ном плане и получать знание об устройстве жизни. Культура современности базируется на чувствах и на их удо- влетворении. Женщины здесь находятся в своей среде и потому становятся сильнее и независимее. И мы имеем мир, где женщи- ны стремятся к лидерству, а мужчины превращаются в слабых и безвольных существ. Изначально природа женщины заключалась в том, чтобы раскрыть в себе женские качества и воспитать мужчину. Через безусловную любовь, принятие, полноценную поддержку по- мочь ему реализовать лучшие стороны. Всю свою жизнь муж- чина оценивает достижениями. Когда что-то не получается, он переживает глубокий кризис. Вот здесь и необходимы женские качества, такие как принятие и безусловная любовь. Закон целомудрия достаточно прост: женщина должна все время держать в голове своего мужчину. Он становится для нее героем. Когда мужчина ощущает такие чувства к себе со сторо- ны выбранной женщины, он способен на великие свершения. Рядом с ней он чувствует себя истинным мужчиной, ведь он об- ретает силу и полномочия. 18 ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ Когда мать культивирует чрезмерную привязанность, сын превратится в тряпку или попросту отдалится. Задача мужчи- ны — действовать ради всеобщего блага и при этом очень вни- мательно относиться к близким. И мужская, и женская природа — не наша собственность, данная по праву рождения. Они даются нам для реализации за- кона высшей любви, а любовь — это бескорыстное служение другим. Мужчина и женщина созданы так, чтобы служить на бла- го всех людей, и не нужно выдумывать смысл жизни — он у всех уже есть, важно его принять. Счастье в том, чтобы принять свою природу и реализовать ее. Душа приходит на эту Землю в обличии человека для того, чтобы отрабатывать карму, духовно развиваться и совершен- ствоваться, пройти нужные уроки, сделать работу над ошибка- ми. Но если человек оградит себя от всевозможных проблем со всех сторон, исключит все внешние раздражители, то как он при этом сможет решать задачи, поставленные им перед своим рождением? Это выглядит примерно так, как если бы перед первобытным человеком стояла задача приготовить себе по- есть, обеспечив тем самым свое выживание. И вместо того, чтобы идти охотиться на мамонта, добывать огонь, готовить еду, он бы залез в пещеру, зарылся в ее самый темный угол и сидел бы в своей зоне комфорта. Он бы оградил себя от опасности быть съеденным мамонтом, вероятности ожога от огня и просто физической усталости. Но в итоге, сидя так, он бы ослаб от голода и умер. Мы развиваемся только проходя через трудности, только преодолевая их мы становимся сильнее. И это относится к лю- бой сфере жизни. Зона комфорта — это грань жизненного пространства, в ко- торой мы ощущаем относительный психологический комфорт. 19 АСКЕЗА Чаще всего — это сфера, в которой происходят во многом пред- сказуемые, привычные для нас явления, которые расслабляют и убаюкивают наше сознание. То есть зона комфорта — не какое-то «комфортное» место, где для нас уготовано мягкое кресло и прохладительные напит- ки, а состояние «души», в котором мы можем позволить себе действовать «механически», по привычным шаблонам поведе- ния. Зона комфорта представляется чем-то уютным и безопас- ным, однако на деле она представляет серьезную опасность, ко- торая превращает зону комфорта в зону застоя и увядания. Наша зона комфорта — это, также, наш текущий этап разви- тия личности. Привязываясь к комфортным аспектам текущего этапа, мы одновременно цепляемся за все его проблемные ас- пекты. Зона комфорта фиксирует человека на определенном жизненном этапе со всеми проблемами, которые этому этапу свойственны. И чтобы от этих проблем избавиться, необходимо выходить за пределы зоны комфорта. Задача, решение которой выходит за пределы зоны комфорта, становится проблемой. Решение проблем — автоматически расширяет пределы зоны комфорта, и продвигает нас на пути развития личности. С другой стороны, расширение зоны комфорта может сделать «проблему» — зада- чей, при решении которой мы уже не испытываем дискомфорта. Таким образом, если у нас, например, есть десять проблем текущего этапа развития, решение одной из них, может превра- тить оставшиеся девять из проблем в задачи. Расширяя зону комфорта, мы с удивлением обнаруживаем, что некогда слож- ные вещи, становятся простыми и понятными. 20 ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ Расширение зоны комфорта — это своеобразная экспансия сознательной части психики на территории бессознательного. Иными словами, расширение зоны комфорта, приводит к рас- ширению сознания. Решая внешние проблемы, мы в то же вре- мя «отвоевываем» у нашего бессознательного новые «террито- рии». В это время высвобождаются различные страхи, блоки и за- жимы, которые удерживали человека в его привычном состоя- нии. Об этом на сайте есть отдельная статья «Предупреждение о переживаниях в ходе развития личности». Сужение зоны комфорта как фактор деградации Если человек избегает взросления, и укореняется в зоне комфорта, уровень его осознанности падает, человек становится инфантильным, и при подходе к границам своей узкой зоны комфорта он переживает раздражительность и тревогу. Наркоманы усиленно укореняются в узкой зоне комфорта, пребывая под «кайфом». Когда действие наркотика ослабевает, привычный мир кажется колючим и страшным, т.к. уже не вхо- дит в узкую зону комфорта наркомана. Когда человек осознает опасность увязания в зоне комфор- та, сама зона комфорта (как психическая система) начинает включать в себя внутренние механизмы развития и расширения самой себя. Такие типичные составляющие зоны комфорта на обыденном уровне, как наличие денег, пропитание и условия для отдыха иногда можно свести к наличию удобного диванчика и пивка в холодильнике. И для кого-то этот минимум может стать той чертой, за пре- делами которой человеку уже не к чему стремиться. И если та- кой человек может позволить себе пребывать в подобной зоне 21 АСКЕЗА комфорта длительный период времени, его ожидает стреми- тельная деградация. Алкоголизм и наркомания — просто недальновидные спосо- бы «упростить» жизнь, двигаясь по пути наименьшего сопротив- ления. Тенденция к сужению зоны комфорта — это путь в нику- да, это — регрессия, в которой человек спивается, теряет работу, семью, дом и становится бомжом. Многие «наркоманы от духовности» бегут от жизни в огра- ниченную зону комфорта, которую им предлагает «учение» обесценивающее жизнь. К сожалению, обесценивание мирского, с последующим уходом в секту чаще всего происходит, когда че- ловек просто не желает расширять собственную зону комфорта, когда ему проще заснуть в духовных иллюзиях, вместо того, что- бы прилагать усилия, преодолевать свои страхи, осознавать и принимать реальность здесь и сейчас. Все эти меры — и есть истинный духовный путь, развитие личности и самопознание. Конечно, например, у трудоголиков бывают свои крайности, когда человеку проще забыться в работе, чем решать накопив- шиеся психологические проблемы. Умеренность во всем дает равновесие. Покидать зону комфорта, умеренно расширяя ее пределы, не доводя до стресса и невроза, — полезно во всех отношениях. Активный образ жизни, занятия спортом, саморазвитие, трудо- любие — это все тот же путь наименьшего сопротивления. Раз- ница наркомана и здорового, «успешного» человека лишь в осо- знании возможных последствий своего образа жизни. В зоне комфорта успешного человека присутствуют тропин- ки, ведущие за ее пределы. В зону комфорта мудреца входит 22 ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ практика расширения зоны комфорта. Мудрый путь наименьше- го сопротивления — это путь приятия жизни здесь и сейчас. ЖИЗНЬ НАЧИНАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ЗОНА КОМФОРТА. Внутренний стержень — это моральная и духовная сила лич- ности, умение человека сохранять здравомыслие даже в самых стрессовых ситуациях, система ориентиров и ценностей. 1. Освой искусство самоконтроля Самоконтроль — это не подавление эмоций, а умение до- водить все начатые тобой дела до конца, не бросая их на пол- пути и не ломаясь под тяжестью навалившихся проблем. Ты должен научиться брать на себя ответственность за результат своих стараний либо же и вовсе не браться за реализацию. Та- кже самоконтроль — это способность двигаться вперед несмот- ря на отсутствие поддержки со стороны близких или помощи от окружающих. 2. Определись со своими желаниями Отсутствие желаний и стремления расти в какой-либо сфе- ре/сферах нередко заводит человека в своеобразный жизнен- ный тупик, и он теряет способность жить в гармонии с собой и окружающим миром. Даже если у тебя уже есть какие-то наме- ченные цели, не мешает лишний раз присмотреться к своим по- требностям и желаниям и проанализировать, не навязанные ли цели ты преследуешь. 3.Пойми, что для тебя действительно важно Расставлять приоритеты нужно в первую очередь для того, чтобы сформировать четкую жизненную позицию и определить, 23 АСКЕЗА на какие сферы жизни ты будешь направлять большую часть своих внутренних ресурсов. 4. Проанализируй текущий опыт Тебе под силу сделать из своих недостатков достоинства, но это возможно лишь в том случае, если ты будешь готов идти навстречу тому, что так сильно пугает тебя, совладав с паникой и отчаянием. 5. Уделяй время саморазвитию Саморазвитие — это неотъемлемая часть становления внут- реннего стержня. Необходимо тратить хотя бы час в день на то, чтобы овладевать новыми практическими или теоретическими навыками в дисциплинах, которые будут тебе полезны. Развитая личность менее подвержена внешнему влиянию. Тапас — это максимально возможный самоконтроль эмоций, мыслей, слов, действий и постоянства продвижения к намечен- ным жизненным вехам. Отсутствие самоконтроля приводит к господству прихотей ума над разумом. Поэтому без тапаса невозможно достичь успе- ха ни в йоге, ни в жизни. Тапас означает разумный, то есть приносящий удовлетворе- ние, аскетизм во всём. Он подразумевает, кроме всего прочего, системную организацию своего дня, духовных и физических практик. Поэтому йоги усердны в повседневных делах. С помо- щью тапаса они разрушают инертность мышления, обрывают устаревшие, мешающие жить, установки ума и осознанно созда- ют новые. Тапас и внутренняя энергия 24 ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ Каждое наше проявление (действие, мысль и т.п.) требует энергии. Если у человека нет энергии, то он даже вдох сделать не сможет. Чем больше в нас энергии, тем более эффективна на- ша жизнь: действия результативны, мысли весомы и приводят человека к важным решениям или удивительным открытиям. Даже для людей, у которых энергии хватает только на то, чтобы только поддерживать жизнь физического тела, тапас предлагает эффективные методы сохранения и накопления жиз- ненной силы. Вот один из них, самый простой. Чтобы понять механизм его действия, достаточно осознать, что любая мысленная актив- ность, любое направление внимания к чему-либо приводит к энергетическим затратам. А что делает современный человек? Проснувшись утром, он включает телевизор, радио, компьютер, телефон. Его внимание направляется на сюжеты сериалов, новостные сообщения, ре- кламные ролики, компьютерную «реальность». Он едет на рабо- ту, а глаза его скользят по бигбордам и красочным объявлениям. Он отдает свою энергию бессмысленным досужим разговорам, развлечениям в Интернете, негативным мыслям или пустым мечтаниям. Вечером, устав за день, он все равно упирает внима- ние в телевизионные передачи или компьютер, продолжая под- питывать их своей энергией. Его можно сравнить с энергетиче- ским донором, от которого питаются все, кому не лень. Йог, который реализует принцип тапаса, не будет так по- ступать. Он ценит время, силы, энергию. Он не распыляется на ненужную мишуру окружающего мира, а четко понимает, ку- да стоит тратить бесценную мощь своего внимания. Лучше по- быть в тишине или послушать спокойную музыку, направить свои мысли к достойным целям или сосредоточиться на инте- ресном деле и выполнить его настолько идеально, насколько 25 АСКЕЗА возможно, чем бегать за яркими миражами, ведущими в про- пасть. Сила тапаса безгранична. Древние тексты указывают, что любая цель в этом мире может быть реализована через тапас. Следует помнить, что тапас может быть и мощным инструментом в руках мудрого йога, и разрушительной практикой для несведу- ющего человека. Наставления Гуру помогают правильно им пользоваться и не отвлекаться на ложные устремления. Биохимический процесс аскетизма. Дело в гормонах счастья и чувствительности к ним. Есть такой нейромедиатор — дофамин. Он ответственен за мотивацию, чувство предвкушения, наслаждение от процесса. Когда уровень дофамина высок, человек чувствует себя счастливым. Но здесь можно угодить в ловушку. Если высокий дофа- мин — это хорошо, то нужно поднять его до предела всеми воз- можными способами. И большинство попадает в данный капкан. Слишком много вкусной пищи, слишком много телесных удовольствий, алкоголь, никотин, другие наркотики — все это способствует выработке дофаминовых рецепторов, но существенно снижает чувстви- тельность дофаминовых рецепторов! Постоянно хочется увеличить дозу. Дофамина уже очень мно- го, а чувствительность просто никакая. Так и умирают наркоманы. С помощью наркотика доводят уровень гормонов счастья до пика, а их рецепторы не чувствуют уже вообще ничего. Ни к чему нет интереса, ничего не вдохновляет. Доза наркотика многократно превышает то, что можно получить от взаимодействия с миром. 26 ТИМОФЕЙ ПЕРШУКЕВИЧ Польза аскетизма заключается в том, что ваш организм учит- ся самостоятельно вырабатывать гормоны удовольствия. Систе- ма поощрения, правильная работа которой приносит счастье, функционирует корректно. На фоне духовного роста мы получаем больше удовольствия от материальной жизни. Это все очень просто, и без дополни- тельных вложений. |