Тимоти Лири Семь языков Бога. Первая Глава первая
Скачать 0.92 Mb.
|
Глава двадцать восьмая Персональные компьютеры и индивидуальная свобода Чтобы облегчить переход в новую эру, полезно оглянуться назад и посмотреть, что происходило во время гутепберговской мутации. Религия была объединяющей силой феодального общества, поэтому вполне естественно, что первыми персональными книгами были Библии. Когда религиозный рынок насытился; многие предприниматели стали задумываться, как по-другому можно использовать новое аппаратное обеспечение. На следующем этапе нас стали учить, “как читать книги”. Затем появились руководства по играм. Интересно, что первой книгой, напечатанной на английском языке, был учебник по шахматам. При современном переходе в компьютерное общество повторяется такая же тенденция. Поскольку в индустриальном обществе объединяющую роль играют деньги и бизнес, первыми библиями компьютерной эры стали бухгалтерские распечатки. Потом появились системы электронной обработки текста и игры. История человеческой эволюции – это череда технологических изобретений. Дорогая аппаратура, требующая в управлении больших групповых усилий, обычно становится инструментом социального подавления со стороны государства. Башенные часы. Галера. Артиллерийское орудие. Танк. Напротив, орудия, которыми могут владеть и пользоваться отдельные люди, неизбежно приводят к демократическим революциям. Бронзовый кортик. Арбалет. Карманные часы. Автомобиль. Термин “власть людям” подразумевает персональную технологию, доступную индивидам. Технологию “ДЕЛАЙ САМ”. 1. Эволюция и революция. Цифровые графические устройства развивают партнерство между человеческим мозгом и компьютером. Эволюционируя все к большей физиологической сложности, наши тела сформировали симбиоз с пищеварительными бактериями, чтобы выжить. Точно так же наши мозги формируют нервно-электронные симбиотические связи с компьютерами. Важно отличать зависимость от симбиотического партнерства. Тело может пассивно привязаться к определенным молекулам, например, к молекулам наркотиков, а мозг может пассивно привязаться к электронным сигналам, например, сигналам телевизора. Тело тоже нуждается в симбиотическом партнерстве с некоторыми одноклеточными организмами. На современном этапе эволюции все больше людей развивает взаимозависимые интерактивные отношения со своими микросистемами. Наступает момент, когда человек “попадает на крючок” и не представляет жизнь без постоянного обмена электронными сигналами между мозгом и персональным компьютером. С помощью компьютеров устанавливается интенсивное интерактивное партнерство с остальными жителями киберпространства. Кибернавты оперируют на ином интеллектуальном уровне, чем люди, использующие статичные формы обработки информации. Это порождает проблему отцов и детей. Первые персональные книги привели к появлению нового уровня индивидуального мышления, которое революционизировало общество. Еще более грандиозная мутация человеческого разума произошла при появлении новой цифровой аппаратуры, которая позволяет общаться с компьютерными пользователями всего мира. 2. Окончание детства? Судя по всему, мы подошли к очередному генетическому перекрестку, – из тех, которые так часто появлялись на историческом пути приматов. Члены человеческого генофонда формируют симбиотические связи с компьютерами. Появляются новые ассоциации людей, связанных компьютерными сетями, обеспечивающими быстрый и свободный информационный обмен. Нажатием клавиш устанавливается режим нового нейрофизиологического взаимодействия. Интерактивный режим устраняет зависимость человека от многочисленных бюрократов, экспертов, профессоров, психотерапевтов, библиотекарей, менеджеров и профсоюзов, которые ревниво монополизировали информационный поток в индустриальную эпоху. Если мы хотим оставаться свободными, то должны следить чтобы право на использование персональных информационных процессоров стало таким же неотъемлемым, как свобода слова свобода прессы. Глава двадцать девятая Киберпанк, пилотирующий реальность “Великий морской пилот может двигаться вперед далее под оборванным парусом”. Сенека 1. Кто такой киберпанк? “Кибер” означает “пилот”. Киберпанк – это человек, который творчески осмысливает всю доступную ему входную информацию. На каждом историческом этапе появлялись легенды о героях, – сильных, упорных, творческих людях, – которые собирают и перерабатывают новую информацию, исследуют передовые рубежи и готовы вести человеческий генофонд к новой стадии. Обычно этим индивидуалистам, так называемым “белым воронам”, свойственна огромная любознательность, отвага и чрезвычайно высокая самооценка. Три этих качества считаются необходимыми для того, чтобы стать генетическим проводником (читай, контркультурным философом). Классическим примером киберпанка в Древнем Старом Свете может служить Прометей, технологический гений, который принес человечеству “технический прогресс”. Он “выкрал” огонь у богов и научил людей многим полезным наукам и ремеслам. По официальной версии легенды, за неавторизованную передачу огня и сверхсекретной информации он был изгнан из своего генофонда и приговорен терпеть вечные муки. По другой версии мифа (неканонической), Прометей (читай – Дудочник) использует свое мастерство, чтобы избежать губительного генетического родства, и уводит за собой сливки генофонда. Разновидностью этого древнего мифа в Иовом Свете может считаться миф о Кецалькоатле, боге цивилизации, маге высоких технологий, который познакомил человечество с маисом, календарем, скульптурой, игрой на флейте, науками и ремеслами. Его отправил в изгнание “великий кормчий” по имени Тескатлипока. Самоуверенных оригиналов, принадлежащих к киберпороде, называют “белыми воронами”, свободными художниками, вольнодумцами, инициаторами, нонконформистами, бунтарями, нарушителями спокойствия, смутьянами, психами, визионерами, иконоборцами, мятежниками, повстанцами, заоблачными мечтателями, одиночками и самоуверенными всезнайками. Церковники называют их отступниками и еретиками. Бюрократы называют их диссидентами, инакомыслящими и предателями. В старину даже вполне разумные люди считали их сумасшедшими. Иногда их называли умными, творческими людьми с богатым воображением, гениальными предпринимателями, изобретателями, новаторами, эксцентричными оригиналами и чудаками. В эпоху информации и коммуникации творчество и интеллект становятся этической нормой. Современный мир слишком динамичен, сложен и многообразен, слишком испещрен глобальными сетями современного (квантового) информационного обмена, чтобы человек мог позволить себе запрограммированное мышление и зависимое поведение. “Хорошими людьми” в кибернетической цивилизации считаются самостоятельно мыслящие интеллектуалы. “Проблемными людьми” в обществе двадцать первого века станут те, кто не сомневается в авторитетах, автоматически повинуется, действует в интересах защиты собственного статуса, кто занимается политикой и умиротворением вместо того, чтобы независимо мыслить. Киберпанк – это пилот реальности, который мыслит четко и творчески, используя кибераппаратуру и мозговое “ноу-хау”. Это новейшая, современная модель человека двадцать первого века: Homo sapiens cyherneticus. Термин “кибернетика” происходит от греческого слова “kyhernetes”, “пилот”. Эллинское происхождение этого слова нас интересует потому, что оно отражает традиции независимого и индивидуально-самоуверенного мышления, обязанного своим происхождением географии. Гордые маленькие города-государства, расположенные на полуострове, были защищены от вторжений вражеских армий теплыми водами Средиземного моря и высокими неприступными горами. Моряки того времени были дерзкими и изобретательными. Чтобы плавать “за семь морей” без карт и навигационных приборов, они должны были научиться независимо мыслить. Самоуверенность, с которой эллинские “пилоты” путешествовали в море, не покидала их и на суше, придавая сухопутной жизни демократический, пытливый и все подвергающий сомнению характер. В двадцатом веке Норберт Винер возродил слово “кибернетика”. В словаре термин “кибер” переопределили как “теоретическое исследование закономерностей процессов управления, особенно информационных потоков в электронных, механических и биологических системах”. Производное слово “кибернетика” означает “автоматическое или компьютерное управление”. По более зловещей интерпретации кибернетика определяется как “наука об управляемых человеком механизмах и их замене механическими и электронными системами”. Обратите внимание, как Винер и древнеримские инженеры извратили значение слова “кибер”. Греческое слово “пилот” выродилось в понятие “управленец”, “руководитель”, а термин “пилотировать” свелся к механизму “управления”. Мы освобождаем этот термин от рабства, чтобы он стал воплощением поэтического, самоуправляемого принципа организации, который зарождается во вселенной во многих системах, обществах, людях и атомах 2. Киберпанки: пилоты человечества “Ветры и волны всегда на стороне умелых навигаторов” Эдвард Гиббон По мнению Маклаэна и Фуко, если ты изменяешь язык, ты изменяешь общество. Руководствуясь этим принципом, мы предполагаем, что термины “киберчеловек”, “кибернавт” и “киберпанк” описывают новую видовую модель человека в новом социальной порядке. Я сознаю, что “киберпанк” – термин рискованный. Подобно остальным лингвистическим изобретениям, этот термин надо употреблять с определенной долей терпимости и юмора. Киберпанки – это изобретатели, новаторы, экспериментаторы, импровизаторы, авангардисты и экспрессионисты. Это свободомыслящие ученые, создатели новых технологий, компьютерные визионерь, талантливые хакеры, информационные адепты, диссидентствующие мыслители, видеомаги, пилоты-нсйрологи, исследователи экологи – все те, кто отважно и дерзко организовывает и направляет идеи в неведомое, за горизонты привычного. Киберпанк – ролевая модель двадцать первого века. Традиция “самостоятельного мышления” возникла еще на заре человеческой история. Само название нашего вида Homo sapiens определяет нас как животных, которые умеют мыслить. Если наша генетическая функция состоит в том, чтобы omputare (“мыслить”), то отсюда следует, что все прежние эпохи и периоды человеческой истории до настоящего времени были личиночными, или подготовительными. Готовы ли мы выполнить свою генетическую функцию сейчас, на заре информационной эпохи? Глава тридцатая Язычество высоких технологий (Киберпанк как современный алхимик) Киберпанки создают новые метафоры, ритуалы и стили жизни в информационной вселенной. Все больше людей становятся шаманами нечеткой логики и алхимиками виртуальных пространств. Есть много общего в культурах алхимиков и компьютерных адептов- киберпанков. Они используют тайное оккультное знание, символы и слова силы, которые неизвестны основной массе людей. “Тайные символы” – это языки программирования и математики, а “слова силы” – это команды, инструктирующие операционные системы компьютеров на выполнение геркулесовых программ. Персональная трансмутация – вот завуалированная цель алхимиков и кибернанков. Сатори гармоничного информационного обмена между человеком и компьютером, наступающее в результате бесконечного самоанализа метауровней сознания, – вот награда за блистательное осмысление и воплощение идей. В процессе цифровых (или, если воспользоваться старой парадигмой, духовно-философских) исканий киберпанки заново открыли и обновили в соответствии с требованиями современности свои первобытнообщинные языческие корни, экспериментируя в области индуизма, буддизма, магии американских индейцев, колдовства, вуду, йоги, и-цзин, даосизма, экзорцизма, трехмерных реинкарнаций и психоделического расширения сознания. Это ли не возрождение язычества? Истинная религия – это эволюционизм, основанный на гуманистических трансцендентальных принципах: 1. Бог – это не покровитель племени, не феодальный властитель, не инженер и менеджер вселенной. Бог – это каждый из вас, и, кроме, вас другого БОГА (в единственном числе) нет. Есть множество Богов (во множества том числе), и этих Богов столько, сколько вы можете представить. Называйте их как хотите. Это такие же агенты разума, как вы или я. 2. Вы можете меняться, мутировать и совершенствоваться в поиске персональной философии и теологии. Как учили Будда, Кришна и Гурджиев, умей заботиться о себе, чтобы суметь позаботиться о других. Киберпанкам присущ здоровый скептицизм по отношению к коллективным решениям. Не удивительно, что это поколение создало психологию индивидуальной навигации и ответственности за свои действия. Решать собственные проблемы должен ты, и никто другой… “With a little help from your friends”. Часть пятая Разумные альтернативы “неизбежной” смерти Глава тридцать первая Страх смерти был эволюционной необходимостью в прошлом Большинство людей чувствуют полную беспомощность, смирение и страх, когда думают о неизбежности смерти. Подобная покорность и безграмотность людей в отношении столь важного в человеческой жизни вопроса просто ужасает. Сегодня есть множество практических методов, позволяющих управлять процессом умирания. В пассивной безропотности, с какой человек принимает смерть, и в отсутствии информации о методах управления собственным умиранием заключается, пожалуй, главная и непоправимая ошибка человечества. Долгие тысячелетия страх смерти вызывал у человека неуверенность в себе и увеличивал его зависимость от власти. Правда, за отдельными представителями семейного или расового генофонда оставлялось право гордиться перед смертью своими жизненными успехами. И только. К примеру, около 1600 года, в эпоху расцвета феодального общества, китайский философ Ли Чжи написал эссе, в котором перечислил “пять способов умереть: 1) смерть в результате соответствующей причины; 2) смерть в сражении; 3) смерть мученика; 4) смерть из-за отсутствия интереса к жизни; 5) преждевременная смерть. Власти декларировали, в чем заключается цель и смысл “праведной” жизни: в подчинении властям. Если ты как индивидуальность посвятил жизнь служению генофонду, то, по логике вещей, смерть – это последний, заключительный ее этап, когда ты окончательно приносить в жертву твою индивидуальность. Но гуманисту, который убежден в священной роли индивидуальности, такие традиционные перспективы вовсе не кажутся утешительными. Давайте говорить честно. Как можно гордиться прошлыми достижениями, высоко держать голову в настоящем или с энтузиазмом стремиться в будущее, когда знаешь, что где-то за углом тебя терпеливо поджидает неумолимая Смерть с косой? Какая же “PR-овская” работа проделана человечеством, чтобы слова, связанные с понятием смерти, вызывали такой же дикий страх, как фильмы ужаса, показываемые в лучшее эфирное время! Могила. Омертвение. Вымирание. Распад. Разложение. Некролог. Аминь. Обратите внимание, насколько хорошо продумана фразеология смерти. Что такое “умереть”? Это испустить дух, провалиться в преисподнюю, быть повергнутым в прах, протянуть ноги, дать дуба, загнуться, сыграть в ящик, кануть в вечность, окочуриться. Стать пеплом, покойником, трупом, пищей для червей. Какое жалкое окончание ИГРЫ ЖИЗНИ! В прошлом у высшей власти (тех, кто осуществлял социальное управление различными генофондами) был рефлекторный долг: заставлять людей ощущать слабость, беспомощность и зависимость перед лицом смерти. Выживание народа (коллектива) обеспечивалось за счет принесения в жертву его представителей. За послушание и подчинение человек вознаграждался. За преданное служение генофонду ему обещалось бессмертие в загробном центре, известном в разных культурах под названиями рая, небес или царства божьего. Чтобы поддерживать в людях лояльность, властям приходилось контролировать “рефлексы умирания” и организовывать пусковые механизмы-стимулы, которые активизируют в мозге “контуры смерти”. Это осуществлялось в ходе ритуалов, импринтировавших зависимость и покорное подчинение судьбе. Возможно, мы лучше поймем механизм импринтирования, если рассмотрим другой набор “ритуалов”, при помощи которых человеческие ульи управляют рефлексами зачатия и воспроизводства. Я имею в виду ритуалы плодородия (а точнее, оплодотворения). Надеюсь, вы не будете шокированы? Механизмы контроля, навязанного общественным аппаратом, в обоих случаях одинаковы. Давайте посмотрим на “систему” снаружи, взглядом стороннего наблюдателя, чтобы отчетливо увидеть все то, что, как правило, остается невидимым, поскольку глубоко укоренилось в наших представлениях. Каждый генофонд навязывает своему подрастающему поколению мораль, правила, табу, этические предписания, с помощью которых руководит самой важной ситуацией – ситуацией встречи сперматозоида с яйцеклеткой. Индивидуальное управление генетическим механизмом сексуального возбуждения всегда угрожает улейному скрещиванию. В первобытнообщинном и феодальном обществах все ритуалы оплодотворения (“брачные танцы”, свидания, ухаживания, контрацепция, аборты) до крайности упрощены. Персональное новаторство сурово осуждается и подвергается остракизму. В обществах индустриальной демократии степень сексуальной свободы слегка возрастает, но в тоталитарных государствах вроде Китая или Ирана суровая пуританская мораль жестко контролирует рефлексы спаривания. Во времена правления китайского диктатора Мао “любовные романы” были запрещены, потому что из-за них уменьшалась степень фанатичной преданности государству. Если молодые люди будут самостоятельно решать, с кем и когда им заниматься любовью (“спариваться”), то оплодотворение с большей степенью вероятности произойдет вне улья, а там, чего гляди, эти юнцы решат сами управлять своей жизнью и, что еще страшнее, не захотят воспитывать в своих потомках слепую преданность генофонду. “Рефлексы умирания” поддерживаются намного более строгими ритуалами социального импринтирования. “Подогревание” страха смерти, которое осуществлял улей, считалось само собой разумеющимся во всех докибсрнетических культурах. Поскольку индивидуальная жизнь была короткой, жестокой и бесцельной, знания и умения отдельно взятого человека вряд ли имели какое-то значение. Мир изменялся настолько медленно, что знание могло сохраняться только в культуре генофонда. При отсутствии технологий персонального информационного обмена отдельный человек ничего не значил в культуре генофонда. Преданность коллективу считалась добродетелью. К творчеству и индивидуализации относились как к извращению, странности, безумию мутантов. Только деревенские идиоты могли позволить себе независимое поведение и хаотичное несанкционированное мышление. В феодальную и индустриальную эпохи власти мотивировали и контролировали людей, умело манипулируя страхом смерти. Сегодня политики защищают общественный порядок, используя армию, полицию и смертную казнь. Организованная религия сохраняет свою власть и богатство, насаждая и культивируя страх смерти. И папа Римский, и мулла, и протестанты-фундаменталисты хорошо понимают, что ни в косм случае нельзя допустить, чтобы люди самостоятельно овладели и научились управлять собственным процессом умирания. Запрещается даже думать о существовании кибернетического постбиологического разума и возможности индивидуального пилотирования бессмертием. Нас систематически программируют, как нужно умирать. Вольницы укомплектованы духовниками – главами религиозных орденов, священниками или раввинами, – готовыми в любую минуту выполнить “последний обряд”. В каждом военном подразделении есть свой священник, который выполнит таинство соборования над умирающим воином. Ужасная катастрофа? Зовите священника! В индустриальном обществе любое событие становится элементом крупного бизнеса. В процессе умирания задействованы медицинское страховое общество, система бесплатной медицинской помощи, фонды по оказанию помощи роженицам, финансовое управление службы здравоохранения, палаты для неизлечимо больных людей. Кладбища. Погребальные ритуалы. Монополия религии на умирание и смерть людей действует даже более эффективно, чем монополия на их жизнь. Для отцов церкви нестерпима сама мысль о том, что человек может иметь возможность сделать индивидуальный выбор в вопросах контрацепции, “пробирочного” зачатия, беременности и абортов. Все, что имеет отношение к экспериментам с бессмертием, ортодоксальные пастыри предают анафеме, будь то самоубийство, право добровольно умереть, эвтаназия, продление жизни, внетелесный опыт, оккультный опыт, астральные путешествия, выход из летаргического сна или комы, встречи с инопланетянами, криогенные исследования, создание банков спермы, яйцеклеток и ДНК, а также технология создания искусственного интеллекта. Почему? Потому что если паства не боится смерти, то религия и политика теряют смысл. Власть генофонда оказывается под угрозой. А когда контроль над генофондом ослабевает, обычно появляются опасные генетические новшества и мутационные видения. |