Главная страница

выготский. Выготский Л.С. Основы дефектологии (1). Первая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии


Скачать 0.75 Mb.
НазваниеПервая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии
Анкорвыготский
Дата15.09.2022
Размер0.75 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВыготский Л.С. Основы дефектологии (1).docx
ТипДокументы
#678510
страница19 из 66
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   66

7.
Наш обзор закончен; мы у берега. В наши задачи не входило сколько-нибудь

полно осветить психологию слепых; мы хотели только наметить центральную точку

проблемы, тот узел, в котором завязаны все нити их психологии. Этот узел мы

нашли в научной идее ком пенсации. Что же отделяет научную концепцию этой

проблемы от донаучной? Если древний мир и христианство видели разрешение

проблемы слепоты в мистических силах духа, если наивно-биологическая теория

видела его в автоматической органической компенсации, то научное выражение той

же идеи формулирует проблему разрешения слепоты как общественную и

психологическую. Поверхностному взору легко может показаться, что идея

компенсации возвращает нас назад, к христиански средневековому взгляду на

положительную роль страдания, немощи плоти. На самом деле нельзя себе

представить две более противоположные теории. Новое учение положительно

оценивает не самое по себе слепоту, не дефект, а заключающиеся в нем силы,

источники его преодоления, стимулы к развитию. Не слабость просто, но слабость

как путь к силе отмечается здесь положительным знаком. Идеи, как и люди, лучше

всего познаются по их делам. Научные теории надо судить по тем практическим

результатам, к которым они приводят.

Какова же практическая сторона всех затронутых выше теорий? По верному

замечанию Петцельда, переоценка слепоты в теории создала на практике Гомера,

Тирезия, Эдипа как живое свидетельство безграничности и беспредельности развития

слепого человека. Древ ний мир создал идею и реальный тип великого слепца.

Средние века, напротив, идею недооценки слепоты воплотили в практику призрения

слепых. По верному немецкому выражению: "Verehrt-ernahrt"-древность почитала

слепых, средневековье их подкармливало. И то и другое было выражением

неспособности донаучного мышления подняться над односторонней концепцией

воспитания слепоты: она признавалась или силой, или слабостью, однако то, что

слепота есть и то и другое, т. е. слабость, ведущая к силе, - эта мысль б ыла

чужда той эпохе.

Начало научного подхода к проблеме слепоты ознаменовалось на практике

попыткой создать планомерное воспитание всякого слепого. Эта была великая эпоха

в истории слепых. Но верно говорил Петцельд: "Сам факт, что было возможным

ставить количественно вопр ос о дееспособности оставшихся чувств у слепого и их

в этом смысле экспериментально исследовать, Указывает в принципе на тот же

характер состояния проблемы, который был присущ древности и средним векам" (A.

Petzeld, 1925, с. 30). В эту же эпоху Дюфур советовал из слепых делать кормчих.

Эта эпоха пыталась подняться над односторонностью Древности и средних веков,

впервые соединить обе идеи о слепоте - отсюда необходимость (из слабости) и

возможность (из силы) воспитания слепых; но тогда не сумели со единить их

диалектически и представляли связь силы и слабости чисто механически.

Наконец, наша эпоха понимает проблему слепоты как социально-психологическую и

имеет в своей практике три рода оружия для борьбы со слепотой и ее

последствиями. Правда, и в наше время нередко всплывают мысли о возможности

прямой победы над слепотой. Лю ди никак не хотят расстаться с тем древним

обещанием, что слепые прозреют. Еще совсем недавно мы были свидетелями

возродившихся обманутых надежд, будто наука возвратит слепым зрение. В таких

вспышках несбыточных надежд оживают в сущности ветхие пережи тки глубокой

древности и жажда чуда. Не в них новое слово нашей эпохи, которая, "как сказано,

располагает тремя родами оружия: общественной профилактикой, социальным

воспитанием и общественным трудом слепых - вот те три практических кита, на

которых с тоит современная наука о слепом человеке. Все эти формы борьбы наука

должна завершить, доведя до конца то здоровое, что создали в этом направлении

прежние эпохи. Идея профилактики слепоты должна быть привита огромным народным

массам. Необходимо также ликвидировать изолированно-инвалидное воспитание слепых

и стереть грань между специальной и нормальной школой: воспитание слепого

ребенка должно быть организовано как воспитание ребенка, способного к

нормальному развитию; воспитание должно действитель но создать из слепого

нормального, социально полноценного человека и вытравить слово и понятие

"дефективный" в приложении к слепому. И наконец, современная наука должна дать

слепому право на общественный труд не в его унизительных, филантропически-инв

алидных формах (как он культивировался до сих пор), а в формах, отвечающих

истинной сущности труда, единственно способного создать для личности необходимую

социальную позицию. Но разве не ясно, что все эти три задачи, поставленные

слепотой, по природе суть задачи общественные и что только новое общество

окончательно может их разрешить? Новое общество создает новый тип слепого

человека. Сейчас в СССР закладываются первые камни нового общества и, значит,

складываются первые черты этого нового типа.


Принципы социального воспитания глухонемых детей
1.
Система социального воспитания глухонемых детей, на принципах которой я

намерен остановиться, не является только теоретическим построением, но

представляет собой реальный факт педагогической практики, складывающейся на

наших глазах в СССР, и в частнос ти в РСФСР. Правда, и теоретическая и

практическая разработка этой системы далеко не доведена до конца, и я скорее

могу поделиться опытом первых шагов в этом направлении, первых усилий научной

мысли и педагогического творчества, направленных на создан ие социальной

сурдопедагогики, чем итогами и конечными выводами. Но основные принципы этой

системы уже сейчас могут быть сформулированы с такой полнотой и ясностью, что

это позволяет мне рассчитывать на некоторый успех попытки ознакомить с основами

но вого направления, которого мы придерживаемся. Это намерение продиктовано не

только желанием дополнить нашим опытом обзор мировой сурдопедагогики, но и еще

двумя, на мой взгляд, вескими соображениями.

Первое состоит в том, что мы до сих пор не имеем научно разработанной и

авторитетной системы - ни в виде педагогической теории воспитания глухонемого

ребенка, ни в виде психологической теории его возрастного развития и

особенностей физических, связанн ых с недостатком слуха и социальным дефектом -

отсутствием устной речи. Все блестящие успехи сурдопедагогики и в области

теории, и в области практики до сих пор остаются более или менее фрагментарными

и нуждаются в приведении их в стройную научную сис тему. Поэтому всякая попытка

подойти к занимающей нас проблеме со стороны основных, формирующих Принципов,

позволяющих развернуть систему сурдопедагогики, Думается мне, вполне отвечает

современному научному состоянию этого вопроса.

Второе соображение заключается в том, что в процессе выработки новой системы

мы натолкнулись на необходимость Коренным образом пересмотреть ряд частных

методов, приемов, положений и законов сурдопедагогики, в том числе и

кардинального вопроса в воспит ании глухонемых детей - обучения их Устной речи.

На основе выдвигаемых нами принципов нам пришлось во многом не только критически

отнестись к традиционным приемам обучения глухонемых, но и вступить с ними в

прямое и резкое противоречие в ряде пунктов. Самое замечательное в проделанной

нами работе, мне кажется, то совпадение, которое всякий раз обнаруживалось между

выводами, сделанными на основании наших предпосылок, с одной стороны, и

положениями, к которым приходит научное исследование вопроса и передовая

педагогическая мысль во всех странах, - с другой. Это совпадение убеждает лишний

раз в правильности занимаемых нами позиций и позволяет обобщить и свести в

систему все то прогрессивное и жизнеспособное, что дает в этой области мировой

опыт.

Прежде чем перейти к изложению самих принципов социального воспитания

глухонемых детей, следует остановиться на некоторых исходных научных

предпосылках новой системы. Предпосылки касаются психофизиологических

особенностей глухонемого ребенка и процесс а его воспитания. Всякий физический

недостаток - будь то слепота или глухота - не только изменяет отношение ребенка

к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект

реализуется как социальная ненормальность поведения. Ра зумеется, что слепота и

глухота сами по себе факты биологические и ни в коей мере не социальные. Но

воспитателю приходится иметь дело не столько с этими фактами самими по себе,

сколько с их социальными последствиями. Когда перед нами слепой ребенок в

качестве объекта воспитания, тут приходится иметь дело не столько со слепотой

самой по себе, сколько с теми конфликтами, которые возникают у слепого ребенка

при вхождении его в жизнь. Ведь его сношения с окружающим миром начинают

протекать по иному, ч ем у нормальных людей, руслу.

Слепота или глухота есть нормальное, а не болезненное состояние для слепого

или глухого ребенка, и. указанный порок ощущается им лишь опосредованно,

вторично, как отраженный на него самого результат его социального опыта. Что же

означает сам по себе д ефект слуха? Надо усвоить ту мысль, что слепота и глухота

не означают ничего иного, как только отсутствие одного из путей для образования

условных связей со средой. Эти органы - глаз, ухо, называемые в физиологии

рецепторами или анализаторами, а в пс ихологии - органами восприятия или внешних

чувств, воспринимают и анализируют .внешние элементы среды, разлагают мир на его

отдельные части, на отдельные раздражения, с которыми связываются наши

целесообразные реакции. Все это служит наиболее точном у и тонкому

приспособлению организма к среде.

Русская физиологическая школа, школа И. П. Павлова, установила при помощи

опытов над собаками, что всякий прирожденный, наследственный рефлекс, если он

сочетается с посторонним, индифферентным раздражителем, может ассоциироваться,

связываться с послед ним и возбуждаться одним новым воздействием без основного

стимула. Новый рефлекс называют условным в противоположность прежнему,

безусловному. Подходя к поведению животного в целом и даже к поведению,

человека, эта школа склонна рассматривать все поведение как состоящее из

безусловных (наследст венных) рефлексов и условных, приобретенных в личном опыте

индивида. Последние и будут условными реакциями в точном смысле слова, ибо они

зависят исключительно от условий, в которых находился организм собаки или

человека. В таком различении наследстве нных и условных реакций с русской школой

вполне совпадает американская психологическая школа – бихевиоризм (2).

Несомненно, что в учении об условных рефлексах мы имеем ключ к физиологической

природе всякого воспитательного процесса. С точки зрения физиологической, всякий

воспитательный процесс может быть представлен как процесс выработки условных

рефлексов на и звестные условные знаки и сигналы (раздражения, подчиненные всем

тем механизмам образования и воспитания условных реакций, которые вскрыты в

опытах Павлова).

Два вывода огромной важности мы можем сделать из этого учения в отношении

интересующей нас темы. Один из принципиально важнейших выводов объективного

изучения высшей нервной деятельности животных и человека устанавливает: условный

рефлекс может быть в оспитан на любой внешний раздражитель, идущий с глаза, уха,

кожи и пр. Любой элемент среды, любая частица мира, любое явление, любой знак

могут выступить в роли условного раздражения. Процессы воспитания условного

рефлекса во всех случаях будут одни и те же. Это значит, что физиологический

субстрат воспитательного процесса, т. е. те физиологические изменения, которые

вносит воспитательное воздействие в организм ребенка, будут по существу и по

природе совершенно тождественными во всех случаях; и свет, и звук могут,

следовательно, выступать в совершенно аналогичной физиологической роли. В этом

законе заключается важнейшее принципиальное положение педагогики дефективного

в самом существенном та же, что и при воспитании детей нормальных.

Вся разница в том, что в отдельных случаях (при слепоте, глухоте) один орган

восприятия (анализатор) заменяется другим, само же качественное содержание

реакции остается тем же, как и весь механизм ее воспитания. Иначе говоря,

поведение слепого и глухо немого может быть с психологической и педагогической

точек зрения вполне приравнено к нормальному; воспитание слепого и глухого

принципиально ничем не отличается от воспитания нормального ребенка. Само по

себе доведение человека как совокупность реакц ий при этом остается

ненарушенным. Слепой и глухой способны ко всей полноте человеческого поведения,

т. е. к активной жизни. Вся особенность в их воспитании сводится только к замене

одних путей для образования условных связей другими. Еще раз повторяю: принцип и

психологический механизм воспита ния здесь те же, что и у нормального ребенка.

Второй практически не менее важный для сурдопедагогики вывод: всякая новая

условная реакция может быть привита не иначе как на основе прежней,

наследственно данной или уже выработанной в прежнем опыте, достаточно прочной

реакции. Строго говоря, воспит ание не может сообщить организму ни одного нового

движения, оно может только модифицировать, видоизменять, перестраивать,

комбинировать имеющиеся в распоряжении организма реакции. По верному выражению

Г. Лессинга (3), "воспитание не дает человеку ниче го такого, чего он не мог бы

дать себе сам; оно дает ему то, что он сам себе может дать, но только скорее и

легче" (цит. по кн.: Ф. Вернер, 1909, с. 18). Для педагога это означает

требование при всяком воспитательном воздействии брать за отправную точ ку, за

основу естественные стремления ребенка. И обратно: никакое стремление ребенка,

ни один его естественный инстинкт не могут быть просто подавлены, запрещены,

отменены педагогом. Нельзя Ниагару вернуть вспять в озеро Эри, говорит по этому

поводу Э. Торндайк, и удержать ее там; но можно, построив отводные каналы,

заставить ее вращать колеса фабрик и заводов.

Проблему детской, дефективности в психологии и педагогике надо поставить и

осмыслить как социальную проблему, потому что не замечавшийся прежде ее

социальный момент, считавшийся обычно второстепенным и производным, на самом
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   66


написать администратору сайта