Главная страница

выготский. Выготский Л.С. Основы дефектологии (1). Первая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии


Скачать 0.75 Mb.
НазваниеПервая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии
Анкорвыготский
Дата15.09.2022
Размер0.75 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВыготский Л.С. Основы дефектологии (1).docx
ТипДокументы
#678510
страница16 из 66
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   66

сурдопедагогики. Только наметив центр, можно верно начертить окружность и

соединить ее радиусами о центральной точкой. Все определяющая центральная точка

сурдопедагогики есть социальное воспитание глухонемого во всем огромном значении

этого слова.

Понятие умственной отсталости есть самое неопределенное и трудное понятие

специальной педагогики. Мы до сих пор не имеем сколько-нибудь точных научных

критериев для распознавания истинного характера и степени отсталости и не

выходим в этой области за пределы самого приблизительного и грубого эмпиризма.

Одно для нас несомненно: умственная отсталость есть понятие, покрывающее

смешанную группу детей. Здесь мы встретим детей патологически отсталых,

физически недостаточных и отсталых вследствие этого. В этой группе мы встретим и

другие разнообразные формы и явления. Так, наряду с патологической отсталостью

мы увидим физически вполне нормальных детей, отсталых и недоразвитых из-за

тяжелых и неблагоприятных условий жизни и воспитания. Это социально о тсталые

дети.

Итак, отсталость далеко не всегда факт, обусловленный длинным рядим

наследственных изменений, но очень часто результат несчастного детства. В том и

в другом случае о педагогической точки зрения мы имеем, можно предположить,

довольно сходные явления, к оторые могут быть охарактеризованы как полное или

частичное недоразвитие всего организма, проявляющееся в самых разных степенях.

За исключением заболеваний, в явлениях детской умственной отсталости мы имеем

дело с фактами недоразвития, и ни с чем больше.

У таких детей основные жизненные процессы могут протекать вполне нормально,

так что они могут служить источником наших знаний о детской природе. Глубоко

верна мысль Трошина о том, что у детей в самом чистом, нормальном, прозрачном и

простом виде проте кают основные процессы и что изучение ребенка должно

начинаться с этих самых чистых и простых форм. Очень частая в педагогическом

обиходе и литературе формула определяет задачу воспитания глубоко отсталых детей

как формирование из них "социально нейтральных личностей". Речь идет о том, что

социальное воспитание в данном случае как будто может пресле довать чисто

отрицательные цели. Не говоря уже о том, что "социально нейтральных личностей"

вообще не существует, было бы величайшей ошибкой закрывать глаза на те

положительные задачи, которые встают здесь перед педагогикой. Жизнь бесконечно

сложна и дифференцированна, в ней всегда может найтись место для активного, а не

нейтрального, ребенка даже пониженной одаренности. В самом ребенке есть все для

того, чтобы стать активным участником социальной жизни. Легенда о пониженном

социальном инстинкте и ли "определенном понижении общественных импульсов" у

умственно отсталого (А. Н. Граборов, 1925) должна быть оставлена. Факт, что

социальная личность отсталого ребенка ущербна и не развита. Но нигде социальный

характер дефективности не обнаруживается с такой очевидностью, как им енно

здесь. Отсталый ребенок сам собой выпадает из среды сверстников. Клеймо дурака

или дефективного ставит его в совершенно новые социальные условия, и все это

развитие протекает уже в совершенно новом направлении.

Социальные последствия дефекта усиливают, питают и закрепляют сам дефект. В

этой проблеме нет ни одной стороны, где бы биологическое можно было отделить от

социального. Нигде это не видно с такой ясностью, как в вопросе полового

воспитания. Многие авт оры (например, А. Н. Граборов, 1925) высказываются за

раздельное воспитание полов во вспомогательной школе. Но половой инстинкт скорее

понижен, чем обострен и повышен у таких детей. Вся возникающая ненормальность их

сексуального поведения имеет вторич ный характер. Поэтому правильно

организованное социальное воспитание во вспомогательной школе предполагает

непременно совместное обучение мальчиков и девочек.

Центральная педагогическая проблема и в этой школе - связь специального

обучения с общими началами социального воспитания. "Психическая ортопедия",

"сенсорная культура", проходимые на особом дидактическом материале, должны без

остатка раствориться в и гре, в занятиях, труде. Классические уроки тишины

бессмысленны и тягостны, когда они преподносятся как уроки. Но при игре в

молчанку или при целевой тишине, когда дети знают, для чего надо сохранять

тишину, это прекрасное воспитательное средство. "Спе циальное" обучение должно

утратить свой "специальный" характер, и тогда оно станет частью общей

воспитательной работы. Оно должно пойти по линии детских интересов.

Вспомогательная школа, созданная только в помощь нормальной, не должна никогда

ни в чем порывать связи с последней. Специальная школа должна часто забирать на

время отсталых и возвращать их вновь. Установка на норму, полное изгнание всего,

что отягощает дефект и отсталость, - вот задача школы. Обучаться там не должно

быть стыдно, и на ее дверях не должно быть надписи: "Оставь надежду, кто сюда

входит".

Представим себе, что в какой-нибудь стране благодаря особым условиям

дефективные дети представляли бы исключительную ценность, на их долю выпадала бы

какая-то особая миссия или социальная роль. Представить себе это трудно, но

вполне возможно: ведь ког да-то слепой казался рожденным для того, чтобы быть

судьей, мудрецом, прорицателем. Вообразим, что слепота была бы для чего-либо

нужна, социально полезна. Ясно, что тогда слепота означала бы совсем, другую

социальную судьбу для человека и из дефекта с тала бы достоинством. Поскольку

верна та мысль, что субъективно для самого слепого слепота не составляет изъяна,

постольку мы должны принять, что в такой стране слепота (или глухота) никогда не

могла бы стать дефектом и слепой ребенок - дефективным. Следовательно,

"дефективность" уже есть социальная оценка слепоты и глухоты. Время подобных

воображаемых стран в научном рассуждении давно прошло, и такие примеры потеряли

всю билу доказательности. Такой страны, конечно, нигде нет, она есть чисто

логическая конструкция. Но мы сочли возможным воспользоваться в заключение таким

рассуждением потому, что наша задача не ввести и подтвердить новую мысль, но

выяснить до конца основную мысль Настоящей статьи: слепота и глухота могут и не

быть дефективностью. Если мы создадим такую страну, где слепой я глухой найдут

место в жизни, где слепота не будет означать непременно недостаточности, там

слепота не будет дефективностью" Социальная педагогика и призвана осуществить

эту мысль дефектологической психологии. Преодолеть дефективность - вот основная

мысль. Приведенным примером нам хотелось показать, что это утверждение не есть

парадокс, но мысль, прозрачная насквозь и ясная до самого дна.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ
СЛЕПОЙ РЕБЕНОК
У них (слепых. - Л. В) развиваются такие особенности, которых мы не можем

заметить у зрячих, и надо полагать, что в случае исключительного общения слепых

со слепыми, без всякого сношения со зрячими, могла бы возникнуть особая порода

людей.

К. Бюрклен

(K. Burklen, 1924, с. 3)
1.
Если оставить в стороне частности и пренебречь деталями, можно представить

развитие научных взглядов на психологию слепых в виде одной линии, которая идет

от глубокой древности до наших дней, то теряясь во тьме ложных идей, то

появляясь опять с каждым новым завоеванием науки. Как магнитная стрелка

указывает на север, так эта линия указывает на истину и позволяет оценить всякое

историческое заблуждение степенью его отклонения от этого пути углом искривления

основной линии.

В сущности наука о слепом человеке, поскольку она шла к истине, вся сводится

к развертыванию одной центральной идеи, которой человечество тысячелетиями

пытается овладеть, потому что она не только идея о слепом, но и вообще о

психологической природе че ловека. В психологии слепых, как и во всяком знании,

заблуждаться можно по-разному, но идти к истине только одним путем. Эта идея

сводится к тому, что слепота есть не только отсутствие зрения (дефект отдельного

органа); она вызывает глубочайшую перест ройку всех сил организма и личности.

Слепота, создавая новый, особенный склад личности, вызывает к жизни новые

силы, изменяет нормальные направления функций, творчески и органически

пересоздает и формирует психику человека. Следовательно, слепота есть не только

дефект, минус, слабость, но и в каком-то смысле источник выявления способностей,

плюс, сила (как это ни странно и ни похоже на парадокс!). Эта идея пережила три

главных этапа, из сопоставления которых становится ясным направление, тенденция

ее развития. Первая эпоха может быть обозначена как мистическая, вторая -

наивно-биологическая и третья, современная - научная или социально-психолог

ическая.
2.
Первая эпоха охватывает древность, средние века и значительнейшую часть новой

истории. До сих пор пережитки этой эпохи видны в народных взглядах на слепого, в

легендах, сказках, пословицах. В слепоте видели прежде всего огромное несчастье,

к которому относились с суеверным страхом и уважением. Наряду с отношением к

слепому как к беспомощному, беззащитному и заброшенному существу, возникает

общее убеждение в том, что у слепых развиваются высшие мистические силы души,

что им доступно духовное знание и видение вместо утраченного физического зрения.

До сих пор еще многие говорят о стремлении слепых к духовному свету: видимо, в

этом заключена доля истины, хотя и искаженная страхом и непониманием

религиозно-мыслящего ума. Хранителями народной мудрост и, певцами, прорицателями

будущего, по преданию, часто были слепые. Гомер был слепцом. Про Демокрита

рассказывают, что он сам ослепил себя, чтобы отдаться вполне философии. Если это

и неверно, то во всяком случае показательно: сама возможность подобно го

предания, которое никому не казалось нелепым, свидетельствует о таком воззрении

на слепоту, согласно которому философский дар может усилиться с потерей зрения.

Любопытно, что талмуд, который приравнивает слепых, прокаженных и бездетных к

мертвым, г оворя о слепых, употребляет эвфемистическое выражение "человек с

изобилием света". Немецкие народные поговорки и изречения традиционной мудрости

хранят следы этого же взгляда: "Слепой хочет видеть все" или "Соломон нашел у

слепых мудрость, потому что они не делают шага, не исследовав почвы, по которой

ступают". О. Ванечек (2) (О. Wanecek, 1919) в исследовании о слепом в саге,

сказке и легенде показал, что народному творчеству присущ взгляд на слепого как

на человека с пробудившимся внутренним зрен ием, одаренного духовным знанием,

чуждым другим людям.

Христианство, которое принесло с собой переоценку ценностей, в сущности

изменило только моральное содержание этой идеи, но оставило неизменной самую

суть. "Последним здесь", к которым, конечно, относились и слепые, было обещано

стать "первыми там". В средние века это была важнейшая догма философии слепоты,

в которой, как во всяком лишении, страдании, видели духовную ценность; церковная

паперть была отдана в безраздельное владение слепым. Это знаменовало

одновременно и нищенство в земной жизни, и б лизость к богу. В немощном теле,

говорили тогда, живет высокий дух. Опять в слепоте открылась какая-то

мистическая вторая сторона, какая-то духовная ценность, какой-то положительный

смысл. Мистическим следует назвать этот этап в развитии психологии сл епых не

только из-за того, что он был окрашен религиозными представлениями и

верованиями, не только потому, что слепых всячески приближали к богу: видимых,

но не видящих - к видящему, но невидимому, как говорили еврейские мудрецы.

По сути дела способности, которые приписывались слепым, считались

сверхчувственными силами души, связь их со слепотой казалась загадочной,

чудесной, непонятной. Эти воззрения возникли не из опыта, не из свидетельства

самих слепых о себе, не из научног о исследования слепого и его общественной

роли, а из учения о духе и теле и веры в бестелесный дух. И все же, хотя история

дотла разрушила, а наука до конца разоблачила несостоятельность этой философии,

в ее глубочайших основах была скрыта частица ист ины.
3.
Только эпоха просвещения (XVIII в.) открыла новую эру в понимании слепоты. На

место мистики была поставлена наука, на место предубеждения - опыт и изучение.

Величайшее историческое значение этой эпохи для рассматриваемой нами проблемы

заключается в том, что новое понимание психологии создало (как свое прямое

следствие) воспитание и образование слепых, приобщая их к социальной жизни и

открывая доступ к культуре.

В теоретическом плане новое понимание выразилось в учении о викариате органов

чувств. Согласно этому воззрению, выпадение одной из функций восприятия,

недостаток одного органа компенсируется повышенным функционированием и развитием

других органов. Как в случае отсутствия или болезни одного из парных органов -

например почки или легкого, другой, здоровый орган компенсаторно развивается,

увеличивается и заступает место больного, принимая на себя часть его функций,

так и дефект зрения вызывает усиленн ое развитие слуха, осязания и других

оставшихся чувств. Создавались целые легенды о сверхнормальной остроте осязания

у слепых; говорили о мудрости благой природы, которая одной рукой отбирает, а

другой отдает назад забранное и заботится о своих создан иях; верили в то, что

всякий слепой, уже благодаря одному этому факту, есть слепой музыкант, т. е.

человек, одаренный повышенным и исключительным слухом; открывали новое, особое,

недоступное зрячим шестое чувство у слепых. В основе всех этих легенд ле жали

истинные наблюдения и факты из жизни слепых, но ложно истолкованные и потому

искаженные до неузнаваемости. К. Бюрклен собрал мнения различных авторов (X. А.

Фриче, Л. Бачко, Щтукэ, X. В. Ротермунд, И. В. Клейн и других), которые в

различных формах развивали эту идею (К. Burklen, 1924). Однако исследования

очень скоро обнаружили несостоятельность такой теории. Они указывали как на

непреложно установленный факт, что сверхнормального развития функций осязания и

слуха у слепых нет; что, напротив, очень часто эти функции бывают у слепых

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   66


написать администратору сайта