Главная страница

выготский. Выготский Л.С. Основы дефектологии (1). Первая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии


Скачать 0.75 Mb.
НазваниеПервая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии
Анкорвыготский
Дата15.09.2022
Размер0.75 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВыготский Л.С. Основы дефектологии (1).docx
ТипДокументы
#678510
страница17 из 66
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   66
развиты в меньшей мере, чем у зрячих; наконец, там, где мы встречаемся с

повышенной по сравнению с нормальной функцией осязания, это явление оказывается

вторичным, зависимым, производным, скорее следствием развития, чем его причиной.

Указанное явление возникает не из прямой физиологической компенсации дефекта

зрения (как увеличение почки), а очень сложным и к освенным путем общей

социально-психологической компенсации, не замещая выпавшую функцию и не заступая

место недостающего органа.

Следовательно, не может быть речи ни о каком викариате органов чувств.

Правильно отмечал Люзарди, что палец никогда не научит слепого действительно

видеть. Е. Биндер вслед за Аппиа показал, что функции органов чувств не

переносятся в одного органа на другой и что выражение "викариат чувств", т. е.

замещение органов чувств, неправильно употребляется в физиологии. Решающее

значение для опровержения этой догмы имели исследования Фисбаха, опубликованные

в физиологическом архиве Э. Пфлюгера и показавши е ее несостоятельность. Спор

разрешила экспериментальная психология. Она указала путь для правильного

понимания тех фактов, которые лежали в основе этой теории.

Э. Мейман (3) оспаривал положение Фисбаха, что при дефекте одного чувства

страдают все чувства. Он утверждал, что на деле есть своего рода замещение

функций восприятия (Е. Meumann, 1911). В. Вундт (4) пришел к выводу, что замена

в области физиологичес ких функций есть частный случай упражнения и

приспособления. Следовательно, замещение надо понимать не в смысле прямого

принятия на себя другими органами физиологических функций глаза, но сложной

перестройки всей психической деятельности, вызванной на рушением важнейшей

функции и направленной при посредстве ассоциации, памяти, внимания к созданию и

выработке нового вида равновесия организма взамен нарушенного.

Но если такая наивно-биологическая концепция и оказалась неверной и вынуждена

была уступить свое место другой теории, все же она сделала огромный шаг вперед

по пути к завоеванию научной истины о слепоте. Она впервые с мерилом научного

наблюдения и с к ритерием опыта подошла к тому факту, что слепота не есть только

дефект, только недостаточность, но и вызывает к жизни и деятельности новые силы,

новые функции и исполняет какую-то творчески-созидательную органическую работу,

хотя эта теория и не могла указать, в чем именно такая работа заключается.

Насколько огромно и велико практическое значение такого шага к истине, можно

судить по тому факту, что эта эпоха создала воспитание и образование слепых.

Одна точка Брайля сделала для слепых больше, чем тысячи благотворителей;

возможность читать и писать оказалась важнее, чем "шестое чувство" и

изощренность осязания и слуха. На памятнике В. Гаюи (5), основателя образования

слепых, написаны слова. Обращенные к слепому ребенку: "Ты найдешь свет в образ

овании и в труде". В знании и труде видел Гаюи разрешение трагедии слепоты и

указал этим путь, по которому мы идем сейчас. Эпоха Гаюи дала слепым

образование? наша эпоха должна дать им труд.
4.
Наука нового времени подошла ближе к овладению истиной о психологии слепого

человека. Школа венского психиатра А. Адлера, разрабатывающая метод

индивидуальной психологии, т. е. социальной психологии личности, указала на

значение и психологическую роль органического дефекта в процессе развития и

формирования личности. Если какой-либо орган из-за морфологической или

функциональной неполноценности не справляется вполне со своей работой, то

центральная нервная система и психический аппарат принимают на себя задачу

компенсировать затрудненное функционирование органа. Они создают над малоценным

органом или функцией психическую надстройку, стремящуюся обеспечить организм в

слабом и угрожаемом пункте.

При соприкосновении с внешней средой возникает конфликт, вызванный

несоответствием недостаточного органа или функции с их задачами, что ведет к

повышенной возможности заболевания и смертности. Этот конфликт создает и

повышенные возможности, и стимулы к сверхкомпенсации. Дефект становится, таким

образом, исходной точкой и главной движущей силой психического развития

личности. Если борьба кончается для организма победой, то он не только

справляется с созданными дефектом затруднениями, но и поднимает ся сам в своем

развитии на высшую ступень, создавая из недостаточности одаренность, из дефекта

- способности, из слабости-силу, из малоценности - сверхценность. Так, слепой от

рождения Н. Соундерсон составил учебник геометрии (A. Adler, 1927). Какого

огромного напряжения должны были достигнуть у него психические силы и тенденция

к сверхкомпенсации вызванные к жизни дефектом зрения, чтобы он мог не только

справиться с пространственной ограниченностью, которую влечет за собой слепота,

но и ов ладеть пространством в высших формах, доступных человечеству только в

научном мышлении, в геометрических построениях. Там, где мы имеем гораздо более

низкие степени этого процесса, основной закон остается тот же. Любопытно, что в

школах живописи Адлер нашел 70% учащихся с аномалиями зрения и столько же

учащихся с дефектами речи в школах драматического искусства (А. Adler.-В кн.:

Heilen und Bilder, 1914, с. 21). Призвание к живописи, способности к ней выросли

из дефектов глаза, артистическая одаренн ость - из преодоленных дефектов

речевого аппарата.

Однако счастливый исход вовсе не единственный или даже наиболее частый

результат борьбы за преодоление дефекта. Было бы наивно думать, что всякая

болезнь непрерывно кончается благополучно. Что каждый дефект счастливо

превращается в талант. Всякая борь ба имеет два исхода. Второй исход - неудача

сверхкомпенсации, полная победа чувства слабости, асоциальность поведения,

создание защитных позиций из своей слабости, превращение ее в оружие, фиктивная

цель существования, в сущности безумие, невозможность нормальной психической

жизни личности - бе гство в болезнь, невроз. Между этими двумя полюсами

располагается огромное и неисчерпаемое многообразие различных степеней удачи и

неудачи, одаренности и невроза - от минимальных до максимальных. Существование

крайних точек обозначает пределы самого я вления и дает крайнее выражение его

сущности и природы.

Слепота создает затруднения при вхождении слепого ребенка в жизнь. По этой

линии возгорается конфликт. Фактически дефект реализуется как социальный вывих.

Слепота ставит, своего носителя на определенную и затрудненную социальную

позицию. Чувство малоц енности, неуверенность и слабость возникают как результат

оценки слепым своей позиции. Как реакция психического аппарата развиваются

тенденции к сверхкомпенсации. Они направлены на формирование социально

полноценной личности, на завоевание позиции в о бщественной жизни. Они

направлены на преодоление конфликта и, следовательно, не развивают осязание,

слух и т. п., а захватывают всю личность без остатка, начиная с самого

внутреннего ее ядра; они стремятся не заменить зрение, а преодолеть и сверхкомпе

нсировать социальный конфликт, психологическую неустойчивость как результат

физического дефекта. В этом суть нового взгляда. Прежде думали, что у слепого

ребенка вся жизнь и все развитие будут идти по линии его слепоты. Новый закон

говорит, что они пойдут против этой линии. Тот, кто захочет постичь психологию

личности слепого прямо из факта слепоты, как непосредственно опре деленную этим

фактом, поймет ее столь же 'неверно, как тот, кто в прививке оспы увидит только

болезнь. Верно, прививка оспы есть прививка болезни, но в сущности она есть

прививка сверхздоровья. В свете этого закона получают объяснение все частные

псих ологические наблюдения над слепыми в их отношении к лейтлинии развития, к

единому жизненному плану, к конечной цели, к "пятому акту", как выражается

Адлер. Не в связи с прошлым, а с направленностью на будущее должны быть поняты

отдельные психологическ ие явления и процессы. Для полного понимания всех

особенностей слепого мы должны вскрыть заложенные в его психологии тенденции,

зародыши будущего. В сущности это общие требования диалектического мышления в

науке: для полного освещения какого-нибудь яв ления надо рассмотреть его в связи

с его прошедшим и будущим. Вот такую перспективу будущего вносит Адлер в

психологию.
5.
Психологи давно отметили тот факт, что слепоты своей слепой вообще никак не

переживает вопреки ходячему мнению, будто он постоянно чувствует себя

погруженным во тьму. По прекрасному выражению А. В. Бирилева,

высокообразованного слепого, слепой не видит света не так, как зрячий с

завязанными глазами. Слепой так же не видит света, как зрячий не видит его своей

рукой, т. е. он не ощущает и не чувствует непосредственно того, что лишен

зрения. "Своего физического недостатка непосредственно я ощущать не мог", -

свидетельствует А. М. Щербина (1916; с. 10). Основу психики слепого составляет

не "инстинктивное органическое вл ечение к свету", не стремление "освободиться

от мрачной завесы", как изобразил ее В. Г. Короленко в знаменитой повести

"Слепой музыкант". Способность видеть свет для слепого имеет значение

практическое и прагматическое, а не инстинктивно-органическое, т. е. слепой

только косвенно, отраженно, только в социальных следствиях ощущает свой дефект.

Было бы наивной ошибкой зрячего человека полагать, что мы найдем в психике

слепого слепоту или ее психическую тень, проекцию, отображение; в его психике

нет н ичего, кроме тенденций к преодолению слепоты (стремлений к

сверхкомпенсации) и попыток завоевать социальную позицию. Почти все

исследователи сходятся, например, в том, что у слепого мы встречаем в общем

более высокое, чем у зрячих, развитие памяти. Последнее сравнительное

исследование Э. Кречмера (1928) показало, что слепые обладают лучшей словесной,

механической и рассудочной памятью. А. Петцельд приводит тот же факт,

установленный рядом исследований (A. Petzeld, 1925). Бюрклен собрал мнения

многих авторов, совпадающих в одном - в утверждения особой силы развития у

слепых памяти, превосходящей обычно память зря чих (К. Burklen, 1924). Адлер

спросил бы, для чего у слепых сильно развита память, т. е. чем обусловлено это

переразвитие, какие функции в поведении личности оно исполняет, какой

потребности отвечает.

Правильнее было бы сказать, что у слепых есть тенденция к повышенному

развитию памяти; развивается ли она на деле очень высоко - это зависит от многих

и сложных обстоятельств. Тенденция, установленная с несомненностью в психике

слепого, становится сов ершенно объяснимой в свете компенсации. Чтобы завоевать

позицию в общественной жизни, слепой человек вынужден развивать все свои

компенсирующие функции. Память у слепого развивается под давлением тенденций к

компенсации малоценности, создаваемой слепо той. Это можно видеть из того, что

она развивается совершенно специфическим образом, определенным конечной целью

этого процесса. О внимании слепых имеются различные и противоречивые данные.

Одни авторы (К. Штумпф (7) др.) склонны видеть у слепого повышенную деятельность

внимания; другие (Шредер, Ф. Цех) и главным образом учителя слепых, наблюдающие

поведение учащихся во время з анятий, утверждают, что внимание слепых развито

ниже, чем у зрячих. Однако неверно ставить вопрос о сравнительном развитии

психических функций у слепых и зрячих как количественную проблему. Нужно

спрашивать не о количественном, а о качественном, функциональном различии одной

и той же деятельности у слепых и зрячих. В каком направлении развивается

внимание у слепого? Вот как надо спрашивать. И здесь, в установлении

качественных особенностей, сходятся все. Точно так же, как у слепого есть

тенденция к развитию памяти специфическим образом, у него есть тенденция к

специфическому развитию внимания. Или вернее: как одним, так и другим процессом

овладев ает общая тенденция к компенсации слепоты и дает им обоим одно

направление. Своеобразие внимания у слепого заключается в особой силе

сосредоточения последовательно вступающих в поле сознания раздражении слуха и

осязания, в отличие от симультанно, т. е. сразу вступающих в поле зрения

зрительных ощущений, вызывающих быструю смену и рассеивание внимания вследствие

конкуренции многих одновременных стимулов. Когда мы хотим собрать наше внимание,

по словам К. Щтумпфа, мы прикрываем глаза и искусственно превращаемся в слепых

(1913). В связи с этим стоит и противоположная, уравновешивающая и

ограничивающая особенность внимания у слепого: полнейшей концентрации на одном

предмете до полного забвения об окружающем, полного погружения в предмет (что мы

вс тречаем у зрячих) у слепых не может быть; слепой вынужден при всех

обстоятельствах сохранять известный контакт с внешним миром через ухо и потому

до известной степени всегда должен распределять свое слуховое внимание в ущерб

его концентрации (там же).

Можно было бы показать на каждой главе психологии слепых то же самое, что мы

наметили сейчас на примерах памяти и внимания. И эмоции, и чувства, и фантазия,

и мышление и прочие процессы психики слепого подчинены одной общей тенденции к

компенсации сле поты. Это единство всей целевой жизненной установки Адлер

называет лейтлинией жизни - единым жизненным планом, который бессознательно

осуществляется во внешне отрывочных эпизодах и периодах и пронизывает их как

общая нить, служа основой для биографии личности. "Поскольку с течением времени

все душевные функции протекают в избранном направлении, все душевные процессы

получают свое типическое выражение, постольку образуется сумма тактических

приемов, устремлений и способностей, которые покрывают соб ой и очерчивают

определившийся жизненный план. Вот это мы и называем характером" (О. Рюле, 1926,

с. 12). Вопреки теории Кречмера, для которого развитие характера есть лишь

пассивное развертывание того основного биологического типа, который врожденно п

рисущ человеку, учение Адлера выводит и объясняет структуру характера и личности

не из пассивного развертывания Прошлого, а из активного приспособления к

будущему. Отсюда основное правило для психологии слепых: не из частей может быть

объяснено и поня то целое, а из целого могут быть постигнуты его части.
1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   66


написать администратору сайта