Первая. Огоньки предисловие
Скачать 0.94 Mb.
|
МОЙ ДОМЕ. Лаврентьева, «Солнечный» Огонек знакомства. Давайте домами дружить! Кирпичными и крупноблочными, Кооперативными, прочными - Любыми, в которых нам жить! Давайте дружить! Цель: формирование позитивного отношения подростков друг к другу, расширение представлений подростков о себе, возможность у всех участников лучше понять других ребят, познакомиться с ними поближе. Оборудование: свечи, листы бумаги, мольберты или подставки их заменяющие, разноцветные карандаши, фломастеры, маркеры, буквы «Мой дом – моя...», стулья по кругу. Фонограммы: «Дом» Е. Куменко, «Мой дом летает...» В. Долиной, «Пожелание» и «Песенка об открытой двери» Б. Окуджавы, «Маленький принц» М. Таривердива и Н. Добронравова. Ход дела: вступительное слово ведущего о назначении встречи. Ведущий: «Мы не будем говорить об обыкновенных домах, в которых живем, речь пойдет о «Я» каждого из нас. Давайте попробуем увидеть себя с непривычной точки зрения. Мы слишком часто навешиваем на себя ярлыки и с неудовольствием обнаруживаем, что играем надоевшие роли, что мы уже не живые люди, а удобные для окружающих типы, и это сильно осложняет нам жизнь и общение с людьми. Каждый участник рисует дом – видимый (внешний) образ своего «Я»». Ведущий: «У каждого человека есть его представление о себе – снаружи и издалека – его представительский фасад для предъявления разнообразной публике. Как велико здесь разнообразие вариантов! Один дом – это набор праздничных огней, другой – настойчиво сер и, как в осажденном городе, накрыт маскировочной сеткой. Чей-то дом сделан добросовестно и со вкусом. А какой фасад у вашего дома? Он гармоничен, ярок, с хорошей отделкой? Или вял и невыразителен? Изобразите дом – образ внешнего себя, каким вы его представляете, каким он есть». Давайте нарисуем дом, Чтоб на окне свеча горела, Чтобы друзья пришли на свет, Чтоб песни радостные пели, Для нас без песен дома нет. Давайте нарисуем дом, Где б на окне цветы стояли, Где все придумаем мы сами, А вечером за крепким чаем Беседу с вами проведем. Давайте нарисуем дом, Чтоб без замков там были двери, Чтоб если власть, То власть доверья, Иначе мы не проживем. Давайте нарисуем дом. И. Головина Участники отождествляют себя с каким-либо домом, рисуя его на листе бумаги. Можно при этом использовать абстрактные формы и краски (15-20 минут). После этого участники вновь садятся в круг и располагают свои рисунки перед собой так, чтобы окружающим было их хорошо видно. Ведущий: «Получилась целая Улица. Улица наших достопримечательностей. Каждый дом зовет насладиться своей отделкой, радует глаз своей красотой, манит внутрь. Так и каждый из нас интересует других людей, с нами хотят познакомиться, узнать поближе. Каждый дом интересен по-своему, радует глаз своей красотой, изобретательностью архитектуры, живописной отделкой. Но пока окна этого дома темны, он пуст и чужд нам, в нем нет солнца, в нем нет жизни. Ведь без света, без солнца, мы не можем жить. Так давайте попробуем осветить наши дома, зажечь в них маленькое солнышко». Около каждого изображения участники зажигают свечи. Ведущий: «Теперь, привлеченные фасадом, люди стремятся попасть во внутрь дома, насладиться его загадочностью, открыть внутренние сокровищницы. Человек подошел к вам и соприкоснулся с вашим «Я» – останется ли он рядом с вами? Кому вы открываете свои Двери? И много ли людей рвутся к вам? Какой он, ваш Дом? Что находится в его комнатах, какая обстановка в них? Для кого вы готовы провести экскурсию по залам и комнатам, коридорам и каморкам своего Дома? Бывают ли двери Дома наглухо закрытыми? Расскажите о внутренних чудесах и тайнах вашего Дома. Пустите нас погреться у вашего солнышка. Стоит ли ваш Дом в одиночестве, или рядом с другими домами? Чьи эти дома?». Каждый участник показывает всем свой рисунок и описывает себя от имени своего дома, в первом лице. Эта техника приводит к пониманию очень важных вещей: «Я – дом с крепкими мощными стенами. Но у меня много распахнутых окон, и мои двери никогда не запираются. Мне кажется, что в моем доме не хватает еще одного этажа...» Когда каждый расскажет о своем доме, то есть фактически о себе, начинается общий разговор. Ведущий: «Какие Дома вам кажутся надежными, вызывают чувство защищенности и доверия? Что в этих Домах вас удивило и показалось необычным? Как вы ощущали себя, когда рисовали? Что вы чувствовали, когда отождествляли себя с Домом? Чей Дом произвел на вас особенно сильное и приятное впечатление? О ком вы узнали нечто новое?». Ведущий: «Дом ваш постоянно достраивается. Завтра он будет отличаться от вчерашнего, а за год его фасад и внутренне убранство могут измениться до неузнаваемости. Но остов, фундамент, опоры вашего Дома всегда постоянны и он не будет похож ни на какой другой Дом. Ваш Дом не потеряет высоты и не покачнется, потому что построен он не на болоте, а на холме посреди мира. Небо над ним ясно, и прекрасные дороги расходятся во все стороны от него. Дом богат, и все, допущенные в него, получают от вас дар столько, сколько они смогут унести! Спасибо!». Мой ладный, бедный, старый дом! В твоих просторных коридорах Молчание застыло в шторах. Оно хозяйничает в нем. В том зале, обращенном вдаль, Где много лет никто уж не был, Стоит расстроенный рояль, А утром в окнах входит небо. Ведущий: «А ваш Дом нельзя назвать бедным, ведь в нем побывали уже много людей». МОРЕ МОЕЙ МЕЧТЫПодготовка к огоньку. Огонек завершает тематический день «Море моей мечты» Разговор на огоньке подготовлен прослушиванием экипажем повести-феерии Александра Грина «Алые паруса», чтением детской творческой группой по подготовке огонька книги Е. Богата «Что движет солнце и светила». До огонька отделениям экипажа предлагается подумать, как можно творчески изобразить: любовь идеальную, описанную в романах и стихах, о которой мечтается; любовь реальную (характерные моменты такой любви, например: как обычно выражают это чувство в вашей компании, в вашем классе). Использована идея Н. Козлова, изложенная в его книге «Лучшие психологические игры и упражнения». Вариант проведения огонька. Распевка (подбираются для исполнения песни, настраивающие на разговор). Демонстрация отделениями подготовленных сценок о любви идеальной и реальной. Ведущий (обращает внимание на то, что любовь идеальная отличается от реальной): «Что, по-вашему, больше похоже на любовь: любовь идеальная или реальная? Возможна ли в жизни такая красивая любовь?». Предлагается рассказать о прочитанном тем ребятам, которые знакомились с книгой Е. Богата «Что движет солнце и светила?». Возможные направления разговора: Ведущий: «Любовь и влюбленность (увлечение). Чем отличаются эти чувства? Как вы понимаете слова А. Де Сент-Экзюпери: «Любить – это значит, смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении»». Ведущий подводит к мысли о том, что в основе любви лежит не только влечение юноши и девушки (мужчины и женщины) друг к другу, но и взаимоуважение, а также определенное соответствие во взглядах, отношении к миру. «Истинная любовь может быть основана только на взаимном уважении друг в друге человеческого достоинства, а не на одном капризе чувства и не на одной похоти сердца» В.Г. Белинский. Ведущий: «Можно ли любить без обоюдного доверия? Скрывать что-то от любимого человека? Говорят: ревнует – значит, любит. Согласны ли вы с этим утверждением?». В раскрытии этого вопроса можно использовать следующие высказывания: «Ревность – порок ограниченного ума, доверие – добродетель человека развитого» И. Бентам. «В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность» Ф.М. Достоевский. «В ревности часто бывает больше самолюбия нежели любви» Ф. Ларошфуко». Ведущий: «В одной из песен утверждается, что лучше «быть нелюбимым, но любить, чем не любить, но быть любимым». Какой точки зрения придерживаетесь вы? Почему?». Следует обратить внимание на бережное отношение к чувствам другого человека. Люблю, люблю, но реже говорю об этом. Люблю нежней, но не для многих глаз. Торгует чувством тот, кто перед светом Все чувства выставляет на показ. В. Шекспир Ведущий: «Не устарела ли эта мысль сегодня?» («Чувства на показ» в поведении, на экранах телевизоров и т.д.). Ведущий: «Как вы понимаете выражение «любовь слепа»? Можно ли использовать следующие высказывания: «В любви теряют рассудок, в браке лее замечают эту потерю» М. Сафир; «Красивая женщина нравится глазам, а добрая – сердцу; одна бывает прекрасною вещью, а другая – сокровищем» Наполеон». Ведущий: «Стоит ли верить в «алые паруса»?» (Ведущий делает выводы из получившегося разговора). Ведущий: «Мы вели с вами разговор о любви идеальной и любви реальной. Мы с вами пытались показать идеальную любовь в начале огонька. Вы видели ее, она была. Раз мы сумели создать ее здесь, кто помешает нам создать ее в жизни?». МЫСЛИТЕЛИ Т. Логинова, «Звездный» Идея: поддержка авторитетности собственного мнения высказыванием известного человека. Умение использовать в споре цитаты, как аргументы. Предварительная подготовка и реквизит: карточки с высказываниями, цитатами, афоризмами и т.п. Ребята посещают библиотеку, работают с литературой и находят строки, выражающие отношения великих и известных людей к сложным понятиям о дружбе, человеческих отношениях, цели жизни, доброте, таланте, силе и т.п. Возможен вариант, когда подбираются высказывания только на одну тему. Содержание. Ребята достают одну-две карточки с цитатами. Высказывают свое отношение к теме, которая обозначена, пытаются трактовать написанное, соглашаются или спорят с мнением «великих» исходя из собственного опыта, приводя примеры из своей жизни. В конце смены, можно провести подобный огонек, используя высказывания по тому или иному поводу самих ребят. НАПИШИ ПИСЬМО… СЕБЕВ. Коваленко, «Солнечный» Огонек итогового периода. Задачи: преодоление чувства неуверенности, внутреннего конфликта от нового окружения и новых условий жизни, рефлексия каждым подростком достижения индивидуальной цели, поставленной на время пребывания в лагере. Оборудование: свечи, коряги, модель кораблика с алыми парусами, магнитофон, фонограмма, листы бумаги формата А-4, ручки, конверты (по количеству участников). Методическое пояснение. Речь идет о письмах, которые никогда не оправляются по почте. Они предназначены для того, чтобы служить детям и взрослым интересным и увлекательным средством поиска решений в трудных ситуациях, средством выражения и отстаивания своей позиции. Помимо того, что письма способствуют самовыражению, они учат предвидеть возможную реакцию адресата. Кроме того, они позволяют людям научиться получать удовольствие от этой классической, распространенной во всех культурах формы общения. Во все времена в письмах люди не только рассказывали друг другу о своей повседневной жизни, но и размышляли о глубоких проблемах, ценностях и смыслах. Таким образом, в какой-то мере они всегда служили средствами рефлексии и педагогического воздействия. Почему мы можем использовать письма как эффективное средство педагогической работы? Они помогают подросткам понимать и выражать значимые для них мысли и чувства. То, что на первый взгляд кажется неясным, немыслимым и невозможным, становится, будучи написанным, более понятным и менее угрожающим. Нередко письма оказываются первым действенным шагом к прояснению собственной позиции и к снижению напряженности во взаимоотношениях с другими. Благодаря своей специфической форме, письма дают подросткам необходимое чувство безопасности и не вызывают сопротивления. Ход дела: исполнение общей песни «Алые паруса». Посмотри, затихло море, Закричали в небе чайки, Ты забудь сегодня горе. Побежим мы по причалу. Побежим навстречу ветру, Побежим мы по причалу. Может быть, там счастье где-то, И мечты берут начало. Припев: Ты представь, будто я – Ассоль, Ну, а я – капитан Грей. Будь сладка ты, морская соль, От тебя стали мы добрей. Посоветовали чайки Подружиться с небесами. Нас у этого причала Ждет корабль под парусами, Побежим ему навстречу, Позабыв про все на свете. Может быть, там счастье где-то В чудеса заставит верить. Припев. Ведущий: «Однажды, в одном небольшом городе, где не пели песен, не рассказывали сказок, произошла удивительная история. Маленькая девочка со странным музыкальным именем Ассоль, встретила самого главного волшебника Эгла, собирателя песен, легенд, сказок. – Не знаю, сколько пройдет лет, – сказал он ей, – только расцветет в твоем городе одна сказка. Ты станешь большой, Ассоль. И однажды на рассвете, в морской дали сверкнет под солнцем алый парус. Тихо будет плыть, рассекая волны, без криков и выстрелов, белый величественный корабль. Много соберется народу на берегу, удивляясь и ахая. Бесшумно подплывет корабль к берегу, и ты увидишь храброго, красивого юношу, протягивающего к тебе руки. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне, – скажет он, – и приехал, чтобы навсегда увезти в блистательную страну, где всходит солнце и, где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом. Шло время, но Ассоль не забывала о чудесном предсказании Эгла. Она верила вопреки всему и всем, что ее окружало. И однажды, в морской дали, на горизонте появились алые паруса. – Но почему?» – недоумевали жители города. Большинство из них слушает голоса истин сквозь толстое стекло жизни. Голоса кричат, а люди их не слышат. А храбрый принц, благодаря Ассоль, понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». Ведущий: «У каждого из нас есть своя мечта. И она будет казаться несбыточной до тех пор, пока вы не поверите в себя. Каждый из нас может добиться успеха, нужно только четко определить, в чем для вас заключается успех. В начале смены мы говорили о том, чего хотел бы добиться каждый за эту смену. Давайте попробуем сейчас честно ответить себе, что получилось, а что нет. Если получилось, то благодаря чему это произошло, кто вам в этом помог. Если ничего не состоялось и не получилось, то почему, и что вы предполагаете предпринять в ближайшем будущем. А размышления об этом вы напишите в письме самому себе, запечатаете их в конверты, а спустя месяц я отправлю вам их по почте – у вас появится возможность еще раз оценить и понять значение «Орленка» в вашей жизни, важность событий смены, нужность новых друзей». Ведущий (инструкция): «Сейчас у вас будет возможность написать письмо самому себе. Опишите самые важные события, которые произошли с вами за смену. Расскажите о проблемах, с которыми вы столкнулись, вспомните о своих удачах и успехах. Проанализируйте свои действия по достижению той цели, которую вы определили для себя на время пребывания в лагере. Опишите свои чувства и эмоции, самые сильные впечатления. Вы можете посвятить полчаса тому, чтобы написать письмо самому себе». Фонограмма спокойных мелодий. Ребята пишут письма. Готовые послания вкладываются в конверты, надписываются адреса. Если в отряде достаточно дружеские, открытые отношения, то можно попросить ребят прочитать вслух небольшие цитаты из своих писем, например, по теме «Сбылись ли мои мечты в «Орленке», «О чем я мечтаю, оставляя «Орленок» и т. п. Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слез. В мире много зла, но не надо все принимать всерьез. Ты не верь земле, черствой и сухой – верь волне морей. Пусть она скользит, дразнит и грозит – больше правды в ней. Побегут года быстрой чередой, как в ручье вода. Видишь тот обрыв и простор морской – посмотри туда Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов. С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их. Это будет бриг их далеких стран, из других широт. Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдет, И прекрасный принц, сказочный герой, нареченный твой, Весел и умен, строен и высок, ступит на песок. Слушай, он затем только приплывет, чтоб тебя спасти. Если он тебя сразу не найдет, ты его прости! Ступит на песок – радость на лице сильная, как боль, – Скажет: «Добрый день!» Спросит он: «А где тут живет Ассоль?» Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слезы с них сотри Верь моим словам. Чаще по утрам на море смотри. Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой. Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой. Н. Матвеева По предложению ведущего участники огонька могут пожелать друг другу (кому-то конкретно, или всему отряду) исполнения загаданной мечты. Возможен вариант пожеланий только от ведущих. НАШ ОБЩИЙ ДОМ Ключевая фраза: «От личного вклада каждого зависит общий успех». Подготовка. Перед «огоньком» (незадолго до его проведения или в течение всего дня) каждый ребенок рисует лист – «кирпичик» о себе, т.е. как он себя представляет. Содержание. Каждый представляет свой лист-«кирпичик» или, как вариант, ребята представляют своего соседа по его листу-«кирпичику». Из всех этих кирпичиков потом строится «дом», а на «крыше» пишутся особенности отряда (какой он будет, по мнению ребят). НЕБЕСНОЕ ЗЕРКАЛОВ. Коваленко, «Солнечный» Огонек анализа организационного периода. Цели: диагностика ожиданий подростков от пребывания в «Орленке», заявка индивидуальных целей каждого на период смены, создание теплой дружеской атмосферы, знакомство с одной из форм коллективного анализа. Оборудование: коряга, свечи, звезды, вырезанные их бумаги по количеству детей в отряде, шкатулка, буквы, карандаши, фонограмма. Ход дела: песня О. Дриза и А Суханова «Зеленая карета». Ведущий: «Давным-давно вместо неба было огромное Зеркало, в котором отражалась вся Земля – с горами и лесами, морями и пустынями, облаками и птицами. И люди, глядя на небо, могли увидеть и себя, и своих соседей, и все, что им вздумается ... Если, конечно, была хорошая погода! После работы любили они посидеть возле дома на завалинке и поглядеть на другие страны и народы, и узнать, как здоровье дальних родственников, или просто передать привет жителям соседних континентов. И не было на земле ни вражды, ни подозрительности, ни войн. Все жили в мире и согласии, и матери не боялись отпускать детей далеко от дома. Ведь стоило только выглянуть из окна и посмотреть наверх. И, если случалось, кто-нибудь совершал зло, то потом долго несмел поднять к небу глаз. И жила в те давние времена на горе Арарат большая глупая горилла, которой и в голову не приходило посмотреть на небо. Целыми днями высматривала она путников, проходивших внизу, и швырялась в них сверху финиками и бананами. Люди, конечно, знали об этом, но не обращали внимания. И вот однажды горилла с горы Арарат от нечего делать посмотрела наверх. И увидела прямо над собой Гориллу, сидевшую на небе. Глупая горилла, сидевшая на небе, тоже запустила фиником и попала глупой горилле прямо по голове. Глупая горилла рассвирепела, схватила огромный камень и, вскарабкавшись на вершину горы, швырнула его с такой силой, что камень долетел до неба... И разлетелось Небесное зеркало на миллион сверкающих осколков. И рассыпались они по небу миллионом сверкающих звезд. Поглядели на небо люди и ничего в нем не увидели: ни себя, ни своих соседней, ни далеких стран и народов. И появилось на земле одиночество, подозрительность и вражда. И если кто-нибудь совершал зло, то уже не боялся смотреть на небо. Давным-давно висело над землей Небесное Зеркало. Так давно, что никто этого и не помнит. Но до сих пор ясными вечерами выходят жители Земли из домов и долго зачарованно смотрят в мерцающее звездное небо, словно надеясь в нем что-то увидеть». Ведущий: «Перед вами множество звездочек, возможно, осколков того Небесного зеркала. И сейчас мы с вами попытаемся увидеть в них себя или, может быть, своих соседей. Сделаем это так: каждый задает вопрос себе, напишет его на звездочке и поместит ее в шкатулку. Вопросы могут быть любыми, например: почему ты оказался в «Орленке»? Какие новые качества характера ты хочешь приобрести в «Орленке»? Чем ты любишь заниматься в свободное время? Задай вопрос, который тебя интересует в самом себе, а ответить мы попробуем все вместе. Мы здесь вместе уже почти неделю, многое узнали друг о друге. Но, возможно, не все. Подумайте, какой вопрос вы хотели бы адресовать соседям. Ваш вопрос на звездочке может быть обращен не к вам, а к вашим соседям. Имена можно не указывать». Каждый ребенок (и ведущий) выбирает одну звездочку, пишет на ней вопрос. Звездочки помещаются в шкатулку. Шкатулка начинает передаваться по кругу, из нее участники достают по одной звездочке и пытаются ответить на вопрос. (Если ответы занимают достаточно много времени, то можно продолжить отвечать на вопросы на следующем огоньке). В орлятском кругу исполняется песня С. Иванова-Гончарука «Разговоры еле слышны». Методические пояснения. В данном огоньке использован прием «Конверт дружеских вопросов» – свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке. В нашем случае большой красивый конверт, в который вкладываются на отдельных карточках множество (например, по числу присутствующих) вопросов философского, морально-этического, житейского, гастрономического, правового, эстетического и прочего характера заменен на шкатулку. Формулировка вопроса может инициировать уровень духовного осмысления ситуации. Например: «Когда ты разозлишься, учитываешь ли ты в это время состояние того, на кого разозлился?», «Задумывался ли ты над тем, что составляет твое счастье?», «Если тебя угощают лакомством, которое ты любишь, что ты в это время чувствуешь и думаешь?». Пакет (в нашем случае – шкатулка) с вопросами передается из рук в руки. После ответа на вопрос карточка в конверт уже не возвращается. В заготовленный конверт дети могут заранее вложить ими написанные вопросы, даже могут указать имя адресата. Их вопросы отпечатываются на карточках для сохранения анонимности. При этом педагог должен быть гарантом тайны. В нашем случае, вопросы формулируются по ходу огонька. Вариации использования этой формы бесконечны, методические модификации беспредельны. Исключаем лишь одну вариацию, ныне практикуемую некоторыми педагогами, а именно «Конверт откровений». Мы полагаем, что детей следует учить сдержанности, нельзя эксплуатировать открытость и наивность ребенка. Не может быть «откровенности» в большой аудитории, где присутствуют двадцать-тридцать человек. «Конверт дружеских вопросов» – это дружеское приглашение к обсуждению вопросов жизни, поведенческих и отношенческих проблем. Одна из модификаций отличается тем, что карточки в «Конверте» содержат не вопросы, а недописанные фразы, отражающие какую-либо ситуацию в жизни человека: «В свой день рождения я обычно...», «Если у меня плохое настроение, а ко мне пришел друг...», «Иногда утром я просыпаюсь с чувством...», «Когда мне бывает особенно одиноко, я обычно...», «Когда я вспоминаю свое раннее детство, то особенно ярко...», Разумно в таком случае назвать «Конверт» иначе. НЕОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ Ключевая фраза: наш лагерь – это сказка, она может быть хорошей или плохой. В каждой смене сказка своя, особенная – непохожая на другие. Каждый человек придумывает свою сказку. Содержание: на огоньке каждый человек по цепочке говорит о том, какая сказка ему бы понравилась, а также какая сказка необходима его отряду. Итогом огонька может стать сказка отряда. Эта форма огонька может стать своеобразной подготовкой к прощальному огоньку, на котором вы можете проанализировать сказку, придуманную на первом огоньке, и сказку получившуюся. НЕСЛУЧАЙНЫЕ ПОПУТЧИКИИз архива С. Степанца, педагогический колледж Идея: первый огонек – это начало путешествия длиною в 21 день, а все ребята – это попутчики. Содержание: чтобы нам с вами легче было общаться, чтобы мы быстрее познакомились друг с другом, давайте представим следующую ситуацию: «Вы путешествуете, неожиданно встречаете на своём пути попутчика, знакомитесь с ним, рассказываете ему о себе, о своих увлечениях, ценностях, ожиданиях, отношениях и т.д. Ведущий: «Каким будет наше совместное путешествие? Запомнится ли оно нам? Поможет ли что-то открыть в каждом из нас? Всё это будет зависеть от того пути, который мы вместе выберем, от того, что привнесет каждый из нас в наше необычное путешествие». ОГОНЕК ЗНАКОМСТВАО. Данилова, «Олимпийский» Цель: сформировать у ребенка представление об отряде и о своем месте в этом отряде. Задачи: познакомить детей с традициями доброго отношения к песне, вечернего «огонька» и вечерней речевки, с правилами поведения на огоньке. Идея: Ребенок через выбранный предмет рассказывает о себе, своем характере, ценностях. Необходимое оборудование: свечи, игрушки, краски, кисти, книги, значки, фотографии и т.п., магнитофон, гитара. Подготовка: заранее готовится место для «огонька», необходимо сделать так, чтобы каждому ребенку было удобно сидеть. Вокруг свечи (костра) разложены различные предметы, звучит музыка. Ход дела: Дети выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, приходят на огонек. После того, как все удобно расположились вокруг костра, исполняется песня Инны Касимовой «Баллада» или любая другая вечерняя песня. Ведущие дарят ребятам традицию доброго отношения к песне. Во Всероссийском детском центре «Орленок» сложилось много интересных традиций. Одна из них особенная – традиция доброго отношения к песне. Эта традиция заключается в бережном отношении к песне: надо знать песню, уважать людей, ее написавших; тактично относиться к содержанию и характеру песни – знать место и время для исполнения каждой песни; учиться не кричать песни, а петь, не начинать песню, если ее не знаешь, допевать песню до конца. Не оскорбите песню пустотой, От грубости ее оберегите. Дарите голос сердца ей живой, Любовь свою и нежность ей дарите. Не оскорбите песню пустотой. А. Горин Ведущий (рассказывает о традиции огонька): «В бархатном южном небе вспыхивают звезды, а навстречу им зажигаются земные звездочки – костры, вокруг которых собираются орлята на свой вечерний разговор. огонек – так называют они это время. Разговор на огоньке идет неспешно, каждый, кто хочет высказаться, говорит. Всякая мысль уважаема. Кто-то промолчит сегодня, но в следующий раз непременно скажет свое слово, потому что сама жизнь в «Орленке», атмосфера открытости и доверия помогают человеку преодолеть собственную неуверенность. огоньки бывают разные: «Расскажи мне о себе» (знакомство), «Расскажи мне обо мне» (прощальный), «Анализ дня», «Анализ прожитой недели», «Огоньки-сюрпризы». огонек не только костер. Это искорка заинтересованности каждого совместными делами, настроением и проблемами друзей, теплота дружеских взаимоотношений. Мы вечерней порой Снова вместе сидим у костра, По дорогам чудес Нас уводят в мечты фантазеры... И вихрастый герой Удивляться готов до утра, И плывут в тишине Над орлятским костром разговоры. Б. Першуткин Ведущий еще раз называет правила «огонька»: «Говори вполголоса, внимательно слушай, не перебивай; критикуй не с целью оскорбить, а помочь и посоветовать; откровенность – это норма разговора на огоньке; никому нельзя запретить говорить или заставить разговаривать; на огонек никто не опаздывает, но и не уходит с него раньше других; никто не рассказывает, не передает никому услышанное на огоньке. Ведущий демонстрирует ребятам различные предметы: «Любой предмет может многое рассказать о человеке, которому он принадлежит. Например: краски и кисточка – символ творчества, фантазии, желание сделать жизнь вокруг ярче, красочнее». Ведущий рассказывает о себе через определенный предмет, задавая тон. После чего, по кругу, высказываются все ребята. Методическое пояснение. Основой данного «огонька» является тренинговое упражнение «Человек в вещах и предметах». Цель этого упражнения – увидеть «человеческое присутствие» в вещи; рассмотреть предмет сквозь призму Человека. В этом случае предмет выступает не как внешний объект, не как «безгласная вещь», а наоборот, он представляет собой «выразительное и говорящее бытие». Ребенку предлагают ответить на вопрос «Кто ты?» не напрямую, а, используя иносказание – предмет, из множества предложенных или принесенных с собой, который может достаточно точно охарактеризовать его личностные особенности. Идея описать себя обычно очень импонирует подростку, находящемуся в поисках самого себя, выстраивающего свое поведение напряженно, в сомнениях, отчаянно, бравируя смелостью, пряча робость, нарушая иногда границы дозволенного лишь по неумению. Основная доминирующая задача – научить подростков видеть Человека там, где непосредственно он не выступает. Кроме этого, такой разговор расширяет эмоциональный опыт детей, содействует накоплению богатых эмоциональных связей ребенка с окружающими людьми. В начале упражнения чрезвычайно важным является создание атмосферы доверия, взаимной доброжелательности, деликатного отношения друг к другу. Во время упражнения осознанно не затрагиваются глубинные личные вопросы, хотя глубина откровений будет зависеть исключительно от желания самого ребенка поделиться чем-то личным. Но благодаря разговору, ребенок сможет понять, насколько он хорошо знает себя, насколько верно его воспринимают окружающие. Ведущий говорит свои пожелания отряду на смену. Желаю вам счастливого пути, Мои друзья, моя надежда, вера. Без сожаленья открываю двери, Желаю вам счастливого пути. Я знаю, солнце путь вам осветит, И вы дойдете, вы придете к цели. Так будьте вечны, счастливы и целы. Желаю вам счастливого пути. Ведущий рассказывает о вечерней речевке. Многие традиции «Орленка» 60-х годов сохранились до наших дней. Одной из самых любимых у современных ребят является традиции вечерней речевки. День отшумел и ночью объятый Лагерь зовет уснуть. Доброй вам ночи, девчата-орлята! Доброй вам ночи, ребята-орлята! Завтра нам снова в путь. А появилась вечерняя речевка впервые летом 1963 года. Ее автор – ведущий дружины «Солнечной», впоследствии ставший главным врачом «Орленка», Сергей Сафонов. Ребята исполняют одну из вечерних песен, произносят речевку. С «огонька» отряд уходит цепочкой. ПАМЯТНЫЙ ДЕНЬ Содержание. Рассказывая о себе, ребенок вспоминает и какой-либо памятный день из своей жизни (яркий, радостный, грустный и т.д.). Такой огонек проходит более эмоционально, чем просто рассказ-эстафета о себе, особенно, если ведущий будет помогать ребятам вопросами. И для самого педагога это некий огонек – тест: ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам, притязаниям. ПОДАРОК ОТРЯДУ Цель: подведение итогов основного периода. Идея: сегодня у нашего отряда праздник (или день рождения, или определённая «годовщина»). Каждый ребенок представляет себя подарком или придумывает подарок, который хочет подарить отряду в этот знаменательный день. Необходимый реквизит: различные по размерам и цвету коробки, а также повсюду разноцветные воздушные шары. Содержание: самыми яркими впечатлениями, остающимся на долгие годы в душе человека, являются дни рождения и праздники. «Какими «подарками» вы себя представляете? Чем бы вам хотелось быть? Кому понравилось быть «подарком»? Почему?» ПОЧЕМУ У НАС Цель: научить ребят принимать коллективные, компромиссные решения в сложных проблемных ситуациях. Идея: конфликт или проблема осложняют отношения между людьми, делая их темными, а совместная договоренность помогает высветить сложные закоулки отношений. Необходимая подготовка и реквизит: пригласительные билеты для каждого ребенка, на которых обозначена проблемная ситуация, возникшая в отряде, небольшие свечи по количеству участников «огонька». Содержание. Ребята по одиночке собираются на условленном месте, обозначенном в пригласительном билете, которое освещается только одной маленькой свечкой. В темноте не видно с кем и рядом с кем усаживается ребенок, сложно выбрать комфортное место. Ведущий напоминает проблемную ситуацию, возникшую в отряде и предлагает высказать каждому свое отношение к случившемуся, предложить выход, начиная с фразы «Почему у нас ...». Ребята высказываются по желанию. Если ребенок предложил конструктивный вариант решения проблемы, а не просто пересказал ситуацию или дал ее оценку, обвинил товарищей и т.п., то ведущий зажигает еще одну маленькую свечу. С каждым предложением на огоньке становится светлее. Будем считать, что решение найдено, если по итогам разговора зажженных свечей будет меньше, чем не горящих. ПРОШЛО ЛИ ВРЕМЯ РОМАНТИКОВ?Тематический огонек. Вариант проведения огонька: исполняются песни, соответствующие тематике огонька. Зажигались звезды темно-синей ночью, В улочках струился утренний туман. В них бросали волны брызг седые клочья, Уходили бриги в даль, за океан. Много ль тех мальчишек с думой бесполезной О гудящих вантах, стройных клиперах? Говорят им взрослые с логикой железной: «Если есть турбины, Зачем вам кливера?» Вверх стремятся люди, мчатся вдаль ракеты, А о ветре знают лишь из старых книг. Кто же помнить будет прощальные рассветы? И встает, как память, позабытый бриг. Ведущий: «Приходилось ли вам мечтать о путешествии по морям и океанам на бриге или клипере, фрегате или барке? Представьте, что у вас в личном пользовании есть яхта: двух мачтовая красавица с белоснежными парусами. А вы, хорошо знающий морское дело, опытный моряк, имеющий документ на право управления этой яхтой. Как бы вы ее использовали? Отправились бы в путешествие (посмотреть мир)? Отправились бы на ней открывать неизвестные острова? Использовали бы яхту для катания желающих вдоль берега (как источник доходов в вашем бизнесе)? Устроили бы в ней ресторан? Использовали бы ее как-то иначе (если не секрет, то как?)». Исходя из ответов ребят, ведущие выходят на раскрытие понятий: романтика, меркантильность, прагматичность. (Романтика – мечтательная приподнятость, пафос борьбы, стремлений; идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека. Меркантильность – мелочная расчетливость. Прагматичность – расчетливость, деловитость). Вопросы для обсуждения: Нужна ли человеку в жизни романтика, мечта? Романтика или меркантильность, прагматичность – что нужнее современному человеку? Нужно ли моряку чувство романтики? Романтика и реальность в профессии моряка. Ответы на эти вопросы не так просты, какими кажутся на первый взгляд. Составить у ребят реальные представления о профессии моряка помогут приглашенные на огонек гости: «Жил-был старый корабельный мастер, Молчаливый, трубкою дымящий, И однажды сделал он кораблик – маленький, но будто настоящий. Был фрегат отделан весь как чудо – от бизани до бушпритной сетки... Но однажды старый мастер умер, И корабль остался у соседки. Что ж... Она его не обижала, пыль сдувала, под стеклом держала…». Определения взяты из толкового словаря Ожегова, но ведущим необходимо доступно объяснить их детям. Только ей ни разу не приснился голос шквала или скрип штурвала. Что ей море, якоря и пушки? Что ей синий ветер океана? Куковала хриплая кукушка, по стеклу ходили тараканы... Среди шляпок старых и затасканных, пыльных перьев и гнилого фетра, Как он жил там – парусная сказка, чайный клипер – сын морей и ветра? Что он видел темными ночами, повернув бушприт к окну слепому? Ветра ждал упрямо и отчаянно или звал кого-нибудь на помощь? Ведущий: «Как вы думаете, почему он звал на помощь? Отчего ему было плохо? Разве не спокойнее дома, когда за стеклом бушует не погода?» Ведущий: «Попробуйте продолжить это стихотворение известного детского писателя Владислава Петровича Крапивина. Как вы считаете, что произошло дальше с этим корабликом?». Обсуждение, продолжение сказки. Продолжение сказки автором: И проснулись влажные зюйд-весты Он уплыл по золотым рассветам, Заскрипели грозовые воды, По большим закатам ярко-красным. Сдвинули потоки домик с места, Пусть его хранит капризный ветер Унесли кораблик на свободу На пути далеком и опасном. Новое развитие темы огонька. Ведущий: «У человека – романтика всегда есть мечта, есть идеал. На сборе экипажа, собрании Сбора мы говорили о том, каким представляем себе гардемарина. Это наш идеал. Сейчас началась трудная учеба в «Школе старого боцмана». Сохранилось ли у вас желание стать гардемарином?». Ведущий: «A.M. Горький писал: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха идеал! С той поры он бессознательно стремится к лучшему». Почему идеал сравнивается с посохом? (подведение к идее: образ гардемарина – та опора, которая каждому из нас поможет стать лучше, совершеннее)». Ведущий: «Что необходимо человеку, чтобы его мечта стала реальностью?» (Обсуждение). Ведущий: «Поколение 60-х называют поколением романтиков. Люди этого поколения верили, что через 20 лет построят в стране коммунистическое общество. Коммунизм не построили. Но их стремление сделать свою страну процветающей и счастливой не прошли бесследно: энтузиазм людей, их одухотворенность способствовали свершению очень важных (фундаментальных) открытий в науке, активному развитию техники, искусства, а также (что важно) изменению отношений меду людьми (можно раскрыть подробнее). Конечно, каждый из нас тоже хочет жить в богатой стране. Есть два пути для осуществления этого желания: уехать в другую страну (например, в США, другие развитые государства) или поднимать Россию. Если бы представилась возможность такого выбора, какой путь избрали бы вы? Почему?». Ведущий: «Что может сделать каждый из вас, чтобы наше Отечество – Россия – была богатой и счастливой страной?». Ведущие делают выводы из состоявшегося разговора. У крыльца, у лавочки Тесный мир и маленький, У крыльца, у лавочки Куры да трава... А взойди на палубу, Поднимись до салинга И увидишь дальше Острова. СВЕЧА ОТКРОВЕНИЙ Подготовка. В помещении необходимо поставить в круг стулья по количеству участников «огонька» и один стул в центр круга. На стул нужно поместить зажженную свечу. Общий свет должен быть потушен. Содержание. Все садятся вокруг стула, на котором стоит зажженная свеча. Ведущий объясняет правила участникам: «Любой из вас может сейчас выйти и взять эту свечу в руки. Вы сядете и поднимите ее на уровень глаз. Вы будете смотреть только на свечу, а не на тех, кто будет задавать вам вопросы о вас. На этот стул может сесть любой, кто возьмет на себя обязательство отвечать на вопросы откровенно. Если вы боитесь каких-либо вопросов и не уверены, что сможете искренне ответить, вам не нужно выходить и садиться на стул». Ведущему необходимо создать соответствующую атмосферу, где неуместны пустые разговоры, чтобы вопросы были не случайные, а сокровенные (но не глубоко интимные). Для облегчения «участи» тех, кто решится сесть на стул к свече, ребятам можно предложить какие-либо игровые роли. СИМВОЛ ОТРЯДА Цель: создание и сохранение общего символа отряда через развивающуюся кооперацию. Содержание: На первом огоньке коллективно придумывается и рисуется символ отряда на смену, отражающий общие качества ребят, совместные устремления. Этот символ отряда разрезается на составные части в зависимости от количества ребят. Каждый участник получает частичку общего символа на хранение, но сначала рассказывает о себе, своих увлечениях, ожиданиях, о своих возможностях, о том, чем он может быть полезен отряду и т.п. На последнем огоньке участники соединяют свои кусочки в единое целое, рассказывая при этом о своих впечатлениях от смены и дальнейших перспективах. ТАЛИСМАНА. Герасимова, «Солнечный» Идея: знакомство ребят друг с другом через рассказ о своем талисмане. Содержание: ведущий рассказывает, что такое талисман, ею значение. Затем представляет себя через талисман, который передается ребятам по кругу. Тот, у кого в руках оказывается талисман, рассказывает о себе. Можно заранее подготовить вопросы, отвечая на которые, ребята могут сделать свой рассказ интереснее, разнообразнее. ФОНАРЩИК Идеи О. Сохиновой, описание О. Ефимчевой Ключевая фраза: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигаются - Значит это кому-нибудь нужно». «Но не только в этом дело, а еще и в том, Что по небу ходит кто-то, эти звезды зажигая, Чтоб до самого рассвета им гореть, едва мигая. Кто не знаю, но предполагаю, Что бродит маленький фонарщик от звезды к звезде». Подготовка: свечи, несколько бумажных фонариков разного размера и цвета. Содержание: после эмоционального рассказа педагогом или другим ведущим легенды о маленьком фонарщике, ребятам предлагается высказать свое мнение о первых днях, прожитых в лагере (иначе говоря, предполагается анализ оргпериода). Высказывание должно ассоциироваться с маленьким фонарщиком: есть ли в нашем отряде ребята, способные зажигать звезды; что было сделано, чтобы смогли зажечься «звездочки», что для этого надо сделать в дальнейшем и т.д. Говорит тот ребенок, у кого в руках фонарь, который передается не по кругу, а по свободному выбору: «Чье мнение, чей отзыв я хотел бы услышать». ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙМ. Морозова,вожатая ДЛ «Штормовой» Цель: формирование ценностного отношения к человеку (к себе, к окружающим людям). Вариант проведения: настраивающие песни, соответствующие по содержанию теме огонька, настраивающие на тему разговора. Вступление к разговору. Экспресс-опрос (используется материал из книги Н.Е. Щурковой «Философия жизни в школе»). Каждый ребенок получает комплект, состоящий из шести маленьких треугольников и шести кругов. Ребятам предлагается с помощью этих фигур дать ответ на каждый из предложенных вопросов, при этом делая выбор одного из двух ответов: хотелось, чтобы здесь было как можно больше людей (кружок); хотелось, чтобы здесь никого не было (треугольник). Отвечая на очередной вопрос, каждый ребенок выкладывает перед собой одну из фигур. Вопросы (ситуации): ночью в темном лесу; во время рыбалки на большом озере; вечером на дискотеке; когда приходишь домой позже обещанного; когда тебе предстоит выполнить ответственную работу; когда с тобой происходит какая-то неприятность; когда тебе в чем-то повезло. На основе этого ведется разговор о значимости других людей в жизни человека. Возможные направления разговора: Французский писатель Стендаль считал: «Чтобы познать человека, нужно изучать себя». Каково ваше отношение к этому? Существует утверждение: «Лучше всего в других мы видим те недостатки, которыми обладаем сами». Не приходилось ли вам задумываться над этим? «Видя чужие пороки, умный избавляется от своих» Публий Сир. Существует утверждение: «Ценность другого человека невозможно увидеть, если не ценишь самого себя». Согласны ли вы с этим утверждением? Как вы понимаете слова Надыма Хикмета: «Легко любить все человечество, соседа полюбить сумей»? В песне Александра Дольского есть такие строки: «Меньше всего любви достается нашим самым любимым людям...» Приходилось ли вам задумываться над этим? Как часто вы выражаете эту любовь своим родителям, близким вам людям? Умеете ли вы это делать? Кто из вас уже отправил письмо домой? Новым направлением в разговоре является тема человеческого общения. Разговор может быть начат с вопроса: Хотел бы каждый из вас оказаться на необитаемом острове? Как долго смог бы там прожить? (условие: всем необходимым для проживания ты обеспечен). Почему так одичал на необитаемом острове Бенган, персонаж романа Жюля Верна «Таинственный остров»? Смог бы Робинзон обойтись без Пятницы? Антуан де Сент Экзюпери называл «единственной и настоя щей роскошью роскошь человеческого общения». Как вы думаете, почему? При разговоре можно использовать следующие высказывания: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом» (Д. Леббок), «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (Сервантес). По окончании разговора ведущий делает краткие выводы. Завершить огонек можно стихотворением Е. Евтушенко: Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самою неинтересностью своей. У каждого – свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг, Есть в мире этом самый страшный час, Но это все неведомо для нас. И если умирает человек, С ним умирает первый его снег, И первый поцелуй, и первый бой... Все это забирает он с собой. Да, остаются книги и мосты, Машины и художников холсты, Да, многому остаться суждено, Но что-то ведь уходит все равно! Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных, А что мы знали, в сущности, о них? Что знаем мы про братьев, про друзей, Что знаем о единственной своей? И про отца родного своего Мы зная все, не знаем ничего... Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы, как истории планет. У каждой – все особое, свое, И нет планет, похожих на нее... Часть вторая. ЛЕГЕНДЫ ПРЕДИСЛОВИЕ В Детстве моей любимой сказкой был «Маленький принц». И, когда мне было холодно, я грелся мечтами о будущем королевстве. Потом я вырос, стал очень умным, и мне стало еще холодней. Тогда я почувствовал, что след теряется где-то в Детстве. Тоска по собственному Детству привела меня в «Зеркальный» – знакомая картина, правда? «Зеркальный» – это феномен, он притягивает, завораживает, подчиняет себе. Почему? Это уже философский вопрос, ни психологи, ни социологи, ни педагоги не могут дать точного ответа, это вопрос, выходящий за рамки точных наук. «Зеркальный» – это состояние Души, именно здесь, хоть на минуту, хоть на миг каждый из нас снова возвращается к своим истокам, к своему Детству. А любое Детство начинается со сказок и легенд. Есть много книг, описывающих, как сказкой можно вложить в ребенка то и это, объяснить, успокоить, даже вылечить. Это все правда. И владеть искусством сказки действительно прекрасно и учителю, и воспитателю, и родителю, и врачу. Этот мир тайн и загадок, сказок и легенд нужен нам не меньше, чем детям. Мне кажется, что с детьми хорошо работают те, кто не до конца стал взрослым, кто еще верит в чудеса и приключения, и этой верой воспитывает маленького гражданина Вселенной. Мы вступаем в один из самых прекрасных миров – это небольшая книжка легенд «Зеркального». Они появлялись и исчезали много раз, они передавались из уст в уста, при свете звезд, в волшебной тишине, когда танцующее пламя свечи отгоняло прочь все печали и обиды, именно в это время в сердце каждого зеркаленка рождалась своя Легенда – Неповторимая, Прекрасная, Единственная. Эта книга только начало большого творческого пути, по которому пройдет не одно поколение взрослых и детей. Первый шаг уже сделан... |