|
Первая половина 18 в. Первая половина 18 в Абсолютизм
Первая половина 18 в
| Абсолютизм – это особая форма монархии, при которой власть правителя не ограничена какими-либо законами или институтами. Особенности самодержавия как российского варианта абсолютизма, окончательно сложившегося в петровское время, были очень велики. Это отношение к царю, как к полубожественному существу.
Военная реформа. Пётр I впервые в истории страны создает настоящую регулярную армию, т.е. армию, которая находится на полном содержании государства
Военно-морская реформа. Впервые за полтысячелетия Пётр I создает сильный военный морской и речной флот, к концу его правления русский флот имел 48 крупнейших кораблей
3. Финансовая реформа.
Петр в 1718-1723 г.г. переходит от подворного обложения к подушному.
Реформы высших государственных учреждений. В начале XVIII в. Петр перестал жаловать боярский сан,
Церковная реформа. В сентябре 1700 г. умер Патриарх Андриан, и Петр негласно запретил выборы нового Патриарха.
Реформы центральных государственных учреждений. Вместо системы появившихся ещё в конце XV в. приказов Петр постепенно создаёт 12 коллегий.
Создание прокуратуры и фискалов. Пётр I создает две системы контроля - явного и тайного. Явным контролем занималась прокуратура во главе с генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором. Фискалы занимались тайным контролем и возглавлялись обер-фискалом.
Кодификационная реформа. он создает развёрнутую систему военного и военно-морского законодательства.Так, в 1716 г. был издан Артикул воинский, а в 1720 г. – Морской устав. Реформа местного и городского самоуправления. Петр окончательно уничтожает остатки выборного местного самоуправления, сохранившееся со времен реформ 1550-х гг., и заменяет выборные органы назначаемыми воеводами или губернаторами.
| Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765) – первый –русский ученый-энциклопедист мирового уровня, поэт. Основоположник современного русского литературного языка. Художник. Историк. Деятель народного образования и науки. Обучение проходил в Славяно-греко-латинской академии в Москве (с,1731), Академическом университете в Петербурге (с 1735), в Германии (1736–1741), С 1742г. – адъюнкт, с 1745 г. – первый русский академик Петербургской академии наук. Член Академии художеств (1763).
Татищев Василий Никитич (1686–1750) – русский историк, государственный деятель. Управлял казенными заводами на Урале, был астраханским губернатором. Автор многих трудов по этнографии, истории, географии. Самое крупное и известное произведение – «История Российская с древнейших времен».
| Возникновение светской школы. Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства. В 1701 г. в Москве в здании бывшей Сухаревой башни (называлась в честь стрелецкого полка полковника Сухарева, размещавшегося рядом) была основана Школа математических и навигац-ких наук. Из старших классов этой школы, переведенных в Петербург, позднее, в 1715 г., была создана Морская академия (ныне Высшая военно-морская академия). Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее — горные школы. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы.Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую начали издавать с декабря 1702 г. По указу 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян).
В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали «робяток всякого рода, оприч (кроме) помещичьих крестьян».
Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус
| В архитектуре в середине XVIII в. сложился стиль русского барокко, расцвет которого связан с именем Б. Ф. Растрелли (сына). Им было построено несколько зданий, ставших шедеврами отечественной архитектуры: Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.), ансамбль Смольного монастыря (1764 г.). Барочные дворцы и храмы отличались особой пышностью и прихотливостью форм, богатством причудливого растительного орнамента, сложностью построения архитектурных объемов, обилием мягких изгибов в элементах декора. В этом стиле работали архитекторы Д. В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры), С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге)
В середине XVIII ст. развитие русской живописи ознаменовалось появлением ряда крупных мастеров портрета: И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Мастером детского портрета И. Я. Вишняковым созданы в деликатной манере портреты застенчивых детей Сары и Вильгельма Фермер, а также мальчика Ф. М. Голицына. Среди камерных и парадных портретов А. П. Антропова выделяются живой портрет императрицы Елизаветы Петровны, парадное изображение Петра III, портрет атамана Ф. Н. Краснощекова. Крепостной художник И. П. Аргунов значительную часть своих работ посвятил членам семейства его хозяев Шереметевых и их предкам.
| Вторая половина 18 в
|
| Державин Гаврила Романович (1743–1816) – русский поэт. Представитель русского классицизма. Автор торжественных од, проникнутых идеей сильной российской государственности, включавших сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления – «Фелица». Автор многих лирических стихов.
Поповский Николай Никитич (1730–1760) – русский просветитель, философ и поэт. Профессор Московского университета (с 1755). Сторонник и один из идеологов просвещенного абсолютизма.
Херасков Михаил Матвеевич (1733–1807) – русский писатель. Автор известной эпической поэмы «Россияда» (1779), написанной в духе классицизма.
| со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия.
Шляхетский (дворянский) корпус разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный. Подготовка к гражданской службе при императорском дворе велась в Пажеском корпусе. В 1763 г. в Москве открылся Воспитательный дом, где обучались сироты, подкидыши и дети, которых не могли прокормить родители-разночинцы. Вскоре в Петербурге открылись Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения. Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов — в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.
| Во второй половине XVIII ст. в русской архитектуре получил развитие классицизм. Он проявился в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию. Характерными чертами этого стиля являлись строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит. К эпохе раннего классицизма относится здание Академии художеств в Петербурге (А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот). Подлинным шедевром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый дом Пашкова, построенный в 1784–1786 г. в Москве В. И. Баженовым. Мастером зрелого (строгого) классицизма М. Ф. Казаковым возведено много общественных зданий и усадеб. Среди работ архитектора выделяются здания Сената в Кремле, Благородного собрания и Голицынская больница.
В Петербурге классицизм был представлен работами И. Е. Старова (Таврический дворец), А. Ринальди (Мраморный дворец) и Д. Кваренги, построившего целый ряд строгих и лаконичных зданий, определивших облик классической архитектуры столицы конца XVIII в.: здание Академии наук, Эрмитажного театра и Смольного института.
Вторая половина XVIII в. время расцвета русской скульптуры, на которую оказали влияние просветительская мысль и русский классицизм. Наивысшие достижения в этой области связаны с творчеством Ф. И. Шубина.В своем первом произведении бюсте князя А. В. Голицына он создал образ умного, слегка надменного, благодушно насмешливого русского аристократа. Живой ум, вдохновенная сила и душевная мягкость видны в скульптурном портрете Ломоносова. Незаурядным произведением является портрет Павла I, в котором скульптор смог соединить мрачное величие черт императора с выражением мечтательности и затаенной тоски.
Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве М. И. Козловского. Его памятник А. В. Суворову фигура воина в античных доспехах был призван аллегорически воплотить мощь русского оружия. Аллегорична композиция Самсона, раздирающего пасть льву (лев герб Швеции), посвященная победе России над Швецией в Северной войне.
В живописи второй половины XVIII в. наступило время расцвета русского портрета. Плеяда его блестящих представителей: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский. Ф. С. Рокотову с его филигранной техникой удалось передать внутренний мир изображаемых: портреты поэта В. И. Майкова, мужа и жены Суровцевых, Струйской. Д. Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры в портретах Н. И. Новикова, П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, написанных В. Л. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник испытал влияние сентиментализма (портреты М. И. Лопухиной, А. Б. Куракина). В жанре исторической живописи работал А. П. Лосенко. В развитии русской живописи и скульптуры важную роль сыграла Академия художеств, возникшая в 1757 г.
| На смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением культуре IX—XVII вв. в XVIII в. приходит «новая культура». Ее отличительные черты — светскость, рационалистическое (от слова ratio — разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов.
Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности. Идея равенства всех людей была понята в России как необходимость регламентировать жизнь каждого общественного слоя. |
|
|