Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнил студент группы 4 БФ

  • Фалес Милетский

  • Учение атомистов (V-IV веков до н. э)

  • Демокрит

  • Для эллинистического этапа

  • Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.)

  • Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

  • В начале IV в. до н.э. некоторые ученики Сократа основали собственные школы, получившие название «сократических»

  • Киническая школа

  • Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.)

  • Зенон

  • Сад Эпикура (306 год до н. э.)

  • Древняя Греция. Древняя греция. Первые философские школы Древней Греции Выполнил студент группы 4 бф лунев Роман Милетская школа (vi век до н э)


    Скачать 2.05 Mb.
    НазваниеПервые философские школы Древней Греции Выполнил студент группы 4 бф лунев Роман Милетская школа (vi век до н э)
    АнкорДревняя Греция
    Дата15.02.2022
    Размер2.05 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаДревняя греция.pptx
    ТипДокументы
    #362786

    Первые философские школы Древней Греции

    Выполнил студент группы 4 БФ

    Лунев Роман

    Милетская школа (VI век до н.э)

    • Была создана в полисе Милете (территория современной Турции) в VI веке до н.э. Милетские мыслители стремились найти первовещество – первоначало всего существующего.
    • Фалес Милетский, основатель школы, считал, что первовеществом является вода, из которой путем затвердевания и испарения произошли все вещи.
    • Анаксимандр, ученик Фалеса, первовеществом считал апейрон – божественное бесконечное начало, нечто среднее между огнем и воздухом, которое всем управляет.
    • Анаксимен полагал, что первовеществом является воздух, из которого посредством разряжения или сгущения образуются все предметы. Милетская школа была естественно-научной: философы пытались описать и объяснить мироздание в его эволюционной динамике, от происхождения Земли и небесных светил до появления живых существ. Милетские мыслители впервые поставили под сомнение разделение законов на небесные (божественные) и земные (человеческие), предположив существование всеобщих физических законов.

    Пифагорейская школа

    • Это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.
    • Положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл.

    Учение атомистов (V-IV веков до н. э)

    • Атомисты Левкипп и Демокрит в противовес элеатам утверждали, что существует как бытие, так и «небытие» (пустота). Пустота разделяет атомы – мельчайшие неделимые частицы, которые различаются формой, массой и направлением движения. Сцепление и разъединение атомов образует все вещи и явления (в том числе и человека).
    • Демокрит впервые провел параллель между устройством мироздания и человеческого организма, используя понятия «макрокосм» и «микрокосм».

    Учение Аристотеля (384 год до н. э.)

    • Аристотель – величайший ученик Платона и талантливый преподаватель его Академии. Аристотель заложил основы психологии, этики и логики; произвел первую классификацию наук, выделив метафизику (чистую философию) в отдельное направление. В зрелом возрасте он раскритиковал платоновское учение об идеях, объявив материальный мир (природу) первичной реальностью, которая ничем не предопределена.
    • В 335 г. до н.э. Аристотель открыл в окрестностях Афин свою школу, или Ликей, где проводил занятия для учеников и широкой публики. Часть сочинений Аристотеля («акроаматические») являются записями, которыми он пользовался в преподавательской деятельности. Аристотелю и его ученикам удалось собрать в Ликее огромный научный материал по истории, философии, биологии и политике.
    • Для эллинистического этапа характерно сосуществование и соперничество разных философских направлений. Из них самые значительные: стоицизм и эпикуреизм.

    Философия Аристотеля

    • Философию Аристотель разделил на три вида:
    • теоретическую  изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
    • практическую –  о деятельности человека, устройстве государства;
    • поэтическую.
    • Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена  логика .

    Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.)

    • Самым талантливым учеником Сократа был Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Философская система Платона – первая в античности, где присутствуют все основные разделы: онтология, гносеология, этика, эстетика и учение о государстве. Его методом философствования была диалектика: искусство ставить и разрешать вопросы, давать точные определения вещей. Платон считается основоположником объективного идеализма, поскольку первым из греческих философов разделил понятия «материального» и «идеального».
    • В 386 г. до н.э. Платон основал в пригороде Афин собственное учебное заведение – Академию, которая просуществовала почти тысячу лет. Обучение в Академии было бесплатным. Помимо философии, слушатели изучали геометрию, арифметику, астрономию и музыкальную гармонию. Академия считалась крупнейшим научным и математическим центром своего времени, поскольку Платон считал математику неотъемлемой частью философского знания. Также он передавал ученикам свои идеи об устройстве справедливого общества.

    ПЛАТОН

    • 1)Положил начало объективному идеализму
    • 2)Считал ,что Истинное познание –это познание мира «чистых идей»
    • 3)Автор обучения об идеальном государстве

    Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

    • Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) сделал центром своего учения сознание, мышление и духовный мир человека. Знание он отождествлял с добром, а главной причиной зла и человеческих пороков считал невежество. Сократ утверждал, что знание невозможно передать в готовом виде, поэтому предлагал ученикам собственный способ постижение истины через спор и иронический диалог (майевтику).
    • В начале IV в. до н.э.  некоторые ученики Сократа основали собственные школы, получившие название «сократических»

    Идеи Сократа

    • - Внутренний мир человека важнее , чем природа. Познание начинается с самопознания;
    • - Путь к самопознанию – разум . Знание равноценно добродетелю : мудрый не может быть злым;
    • - Истина в споре существует и лучший способ её поиска – честный спор ,где сталкиваются мнения и побеждают самые обоснованные из них;
    • - В споре истина рождается, и её необходимо правельно принять;
    • - Сократ в споре всегда использовал иронию. Притворно согласясь с идеями собеседника, он постепенно приводил его к противоречию себе самому, подчеркивая этим ограниченность его знаний;
    • - Важным элементом философии является сомнения. Уверенность в знаниях – иллюзия .

    Киническая школа основана Антисфеном (ученик Сократа)

    • самым известным ее представителем был Диоген. Киники видели единственное благо человека в его внутренней свободе, а все нормы и правила считали пустой условностью. Счастье для киников означало неприхотливую жизнь, умеренный труд, воздержание и от наслаждений, и от страданий.

    Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.)

    • Школа стоиков, просуществовавшая шесть столетий, делится на: античную (кон. IV-III вв. до н.э.), среднюю (II-I вв. до н.э.) и римскую (I-II вв. н.э.).
    • Основателем школы был Зенон, но наибольшую известность получили поздние стоики Эпиктет и Марк Аврелий.
    • Стоики делили всех людей на мудрецов, поступающих согласно разуму и глупцов, следующих желаниям и инстинктам. Этика стоиков заключалась в следующих тезисах: а) жить в согласии с природой и довольствоваться малым; б) следовать добродетели и чувству долга; в) спокойно сносить удары судьбы и стремится к душевному спокойствию.

    Сад Эпикура (306 год до н. э.)

    • Эпикурейцы продолжили атомистическое учение Демокрита. Эпикур, основатель школы, на его основе выдвинул новую теорию движения атомов. Согласно ей, возможно произвольное отклонения атомов от заданной траектории, которое Эпикур сравнивал со свободой человеческой воли. В 306 г. до н.э. он открыл в Афинах школу, получившую название «Сад Эпикура», где проживал вместе со своими единомышленниками. Теория познания эпикурейцев основана на ощущениях. Ощущения они считали критерием истины, дающим истинное знание. В основе этики эпикурейцев лежит понятие «удовольствия». Счастье человека, по их мнению, заключалось в: а) получении удовольствия; б) избавлении от страданий и страха смерти. Под удовольствием подразумевалось прежде всего физическое здоровье, безмятежность духа и спокойный, созерцательный образ жизни.

    Вывод

    • Древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в истории мировой философской мысли по своему идейному содержанию типов мышления и идей. Здесь философия по-настоящему стала сама собой. По сути дела, греческая философия явилась мировоззрением освобождающейся личности, которая выделяла себя из Космоса и осознавала свою самостоятельность и ценность. Древнегреческая философия – это кладезь мудрости , которая актуальна и по сей день . Древнегреческая философия – это кладезь мудрости, которая актуальная и по сей день.

    Спасибо за внимание!



    написать администратору сайта