Главная страница

билеты по истории государства и права рк. Ответ на ИГПРК. Первые государственные образования на территории Казахстан. Сакские племенные союзы


Скачать 325.36 Kb.
НазваниеПервые государственные образования на территории Казахстан. Сакские племенные союзы
Анкорбилеты по истории государства и права рк
Дата18.10.2022
Размер325.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтвет на ИГПРК.docx
ТипДокументы
#740020
страница3 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

9.Государство Караханидов.

ГОСУДАРСТВО КАРАХАНИДОВ (942-1212 гг.)


Образование государства. В середине X века в Жетысу и в части Восточного Туркестана было создано государство Карахани- дов. Столицей стал город Баласагун. Основателем государства яв­лялся внук Бильге Кул Кадыр-ханаСатукБогра-хан (915-955 гг.). Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу над своим родственником Огулишком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. В результате было со­здано единое централизованное государство Караханидов. После распада Карлукского каганата оно занимало обширную террито­рию от Жетысу до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке.В этнический состав государства Караханидов входили племе­на жикил, ягма, карлуков, огу зов, канлы, уйсунов и другие тюрко­язычные племена. Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо выходцев из этого племени правителя­ми избирались также выходцы из племен ягма и жикил. Имена их предводителей Арслан- хана и Богра-хана были связаны с тотема­ми - объектами религиозного почитания (животные, растения и т.д.) этих племен: у жикил - лев, у ягма - бура (верблюд).Общественный строй. Верховная власть находилась в руках хакана (кагана). Власть передавалась по наследству. К представи­телям знати относились потомки хакана - тегины, илик ханы, беки, нукеры. Власть осуществлялась по удельному принципу. Удельные земли подразделялись на большие и малые. У хакана имелись со­ветники, везиры. По своей деятельности они были схожими с коль еркинами в период Огузского каганата. По письменным свидетель­ствам Махмуда Кашгари, значение слова «коль еркин» раскрыва­ется, как «ум глубокий, подобно озеру» и эту должность занимали советники-соправители.Ставка хакана, откуда он осуществлял свою политико-администра­тивную власть, называлась ордой. В ней жили дворцовые придворные.По сравнению с системой правления предшествовавших тюрк­ских каганатов система общественного строя у государства Караханидов была более развитой, с феодаль­ным укладом. Это можно проследить по видам землевладения, системе сбора на­логов, социальному неравноправию и другим формам угнетения для поддер­жания правящей власти.Одной из разновидностей землевла­дения была икта- земельный надел, по­жалованный хаканом своим приближен­ным. Землевладельцев называли икта- дарами (персидское слово). По-арабски таких землевладельцев именовали мук- та. Однако икта навечно не узаконива­лась. А иктадары выделенные им икты стремились закрепить за собой навечно. Мавзолей Карахана.Лица, получившие икты, в обязательном порядке обязаны были собирать налоги с простых людей и проходить у хакана военную службу.Кроме икты существовали и другие разновидности землевла­дения. Так, например, крупным феодалам выделялись большие зе­мельные участки за счет захваченных территорий в целях сбора там налогов с населения. Также для этого феодалам выделялись и земли, принадлежащие государству.Земельные наделы выделялись не только священнослужителям, но и религиозным учреждениям в целях укрепления их матери­альной самостоятельности. Такие земельные наделы назывались вакф (вакуф). С них налоги не взимались.В оседлых районах основным видом угнетения мелких кресть­ян являлся сбор налогов с их удельных земель. В арабских и пер­сидских источниках таких земледельцев именовали му зари или бар- зигары.

Другой разновидностью гнета в период государства Караха­нидов была коммендация. Смысл ее состоял в следующем: «слабый (человек) передает под покровительство сильного свой земельный участок, чтобы он (сильный) защищал его». Мелкие собственники передавали землю под покровительство богатых землевладельцев, за что выплачивали им налоги. Существовали и другие виды нало­гов. Так, если одни крестьяне выделяли человека для прохожде­ния военной службы, то другие выполняли различные повинности у своих защитников - феодалов.

В целом, государство Караханидов не являлось продолжением тюркских каганатов. Оно было государством с развитой системой об­щественного строя, сильным как политически, так и экономически.

Политическое положение государства. После смерти основа­теля государства Сатука Богра-хана в стране начались политичес­кие распри. В 955 году к власти пришел его сын Муса. С целью укрепления своей власти в 960 году он объявил исламскую рели­гию государственной. Столицей стал город Кашгар. Однако вто­рой сын Сатука Богра-хана Сулейман-илик, правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул верховного хакана перешел к Али Арслану (960-990 гг.). Он был также провоз­глашен правителем Тараза и Баласагуна. С этого времени у потом­ков двух сыновей Сатука Богра-хана власть попеременно перехо­дила из рук в руки.Несмотря на это, государство Караханидов умело использова­ло в своих целях внутренние распри и слабость соседних стран. Так, например, из-за социальных противоречий во второй полови­не X века значительно ослабло государство Саманидов в Средней Азии. Вовремя воспользовавшись такой обстановкой, Хасан Бог- ра-хан без особого сопротивления захватил Испиджаб, затем он за­воевал столицу государства Саманидов Бухару и Самарканд. Од­нако, опасаясь нападения племен, живших в районе города Дженд, Хасан Богра-хан вскоре возвращается в Жетысу. Он умер в мест­ности Кошкарбасы. В конце X века снова возобновились завоева­тельные походы Караханидов в Среднюю Азию. В 992 году сын Хасана Богра-хана Жусип (Юсуф) завоевал Хотан, а сын Али Арс­лана Насыр ибн Али в 996 году совершил поход на Мавераннахр. Правитель Саманидов обратился за помощью к своему газневид- скому вассалу Себук-тегину. Но Себук-тегин заключил мир с Ка- раханидами, согласно которому весь Присырдарьинский регион оказался во власти Караханидов.Насыр ибн Али продолжил свои завоевательные походы. В 999 году он подчинил себе столицу Саманидов - город Бухару. Таким образом, государство Караханидов полностью захватило Маверан­нахр.Государство Караханидов состояло из двух владений - Восточного иЗападного ханств. Территория Восточного ханства включала в себя Жетысу и Восточный ТуРкест&н. Столицей был город Орда (Кара Орда, Куз Орда) близ города Ба- ласагун, а позднее - город Кашгар. К За­падному ханству относился Маверан- нахр. Столицей являлся сначала Узгенд, а затем Самарканд.Тюркская одежда времени государства Караханидов.Традиционно Восточное ханство счи­талось основной частью государства Ка­раханидов. Поэтому его хан являлся ве­ликим хаканом. Все остальные ханы были обязаны подчиняться ему. Однако этогоне произошло из-за разгоревшейся меж­доусобной борьбы за власть между правителями двух владений государства Караханидов. В 40-х годах XI века потомок Насыр- хана Ибрагим ибн Насыр в борьбе за власть с потомками Али-теги- на одержал победу. В 1040 году он принял титул тамгач Бурахан и стал полновластным правителем Мавераннахра. Но длительная междоусобная борьба между двумя владениями государства Кара­ханидов продолжалась, все более ослабляя государство.Междоусобицами в государстве Караханидов воспользовался сельджукский султан Малик-шах. В 1089 году он захватил столи­цу Западного ханства Самарканд, а затем - Бухару. Бурахан поне­воле признал свою зависимость от сельджуков. Малик-шах не вме­шивался во внутреннюю систему управления государством Кара­ханидов. Он лишь назначал ханами тех, кто беспрекословно вы­полнял его указания.В 30-х годах XII века с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев. В сражении в Катуанской степи близ города Самар­канд они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Караки- таи захватили город Бухару вместе с центральной частью Маве­раннахра. Тут следует учесть одно обстоятельство: каракитаи также не внесли каких-либо изменений во внутреннюю систему управле­ния государством Караханидов. Но они назначали ханами предан­ных им людей и власть осуществляли через них. Отныне государ­ство Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев. Однако власть оставалась в руках династии Караханидов. Поэто­му караханидские правители во время сбора налогов для караки­таев старались пополнить и свою казну.Воспользовавшись невмешательством каракитаев в систему сво­его управления, Караханиды распространили свое господство наСамарканд, Бухару и Узгенд. В Самаркан­де и Узгенде они чеканили свои монеты.В это время вследствие ослабления сельджуков начало усиливаться госу­дарство Хорезм. В период правления Мухаммед-шаха Текеша государство Хорезм нанесло ощутимый удар по ка- ракитаям. Следившие за обстановкой правители государства Караханидов поддержали Хорезм. Разгромивший на берегах реки Талас каракитаев Мухам- мед-шах, возвратившись в Самарканд, казнил караханидского хакана. После смерти правителя Западного ханства в 1212 году хорезмский шах Мухаммед окончательно уничтожает государство Караханидов. Тем временем Восточное ханство захва­тывает найманский хан Кучлук.Таким образом пало государство Караханидов, просущество­вавшее около двух веков.Хозяйство. В Жетысуйском регионе государства Караханидов хозяйство велось в основном в двух направлениях: первое - близ крупных городов Тараз, Талхир, Баласагун и на зимовках, в кен- тах занимались оседлым земледелием, садоводством и бахчеводством. Второе - в степных, горных районах и холмистых местностях раз­вивалось полукочевое и полуоседлое скотоводство. У скотоводов Жетысу имелись постоянные зимовки и сезонные стоянки: жай- ляу (летние), куздеу (осенние) и коктеу (весенние). Вокруг зимо­вок полуоседлые скотоводы занимались земледелием. Полукочев­ники, имея постоянные зимовки, земледелием не занимались. Та­кой смешанный вид хозяйства был распространен в Южном Ка­захстане и Восточном Туркестане, хотя в этих регионах преобла­дало оседлое скотоводство.Скотоводство в государстве Караханидов являлось продолжени­ем аналогичного хозяйства в период предыдущего каганата. Тради­ционно разводили четыре вида скота. Юсуф Баласагуни, описывая ско­товодческое хозяйство тюрков, писал, что основной вид хозяйства — коневодство.Культура. В период государства Караханидов за счет обеднев­ших скотоводов и земледельцев увеличилось количество городов и численность их населения. Массовое оживление оседлой культуры привело к возникновению множества зимовок и кентов.Развитие городской культуры привело к росту числа мастерс­ких по различным видам ремесел и гончарному делу. В письменных источниках часто встречаются данные об увеличении числен­ности тюрков в городах. Они пополняли ряды ремесленников и тор­говцев. Махмуд Кашгари оставил записи о взаимосвязи культуры еогдийцев и тюрков в обычаях, традициях, языке и одежде.Распространение ислама как государственной религии внесло изменения в развитие городской архитектуры. Стали возводиться купольные мечети. Купола возводили и над захоронениями знат­ных людей. Например, среди них мавзолеи Айша-Биби, Бабаджи- Хатун. Возведение подобных архитектурных сооружений было свя­зано с распространением среди населения исламской религии.Еще одной особенностью, присущей государству Караханидов, было строительство в городах множества бань.Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что государство Караханидов по своему общественному строю было раз­носторонне развитым феодально-патриархальным государством на территории Казахстана.

  1. Огузское государство.

В VIII веке огузские племена расселялись на территории Западного Семиречья. Они входили в состав Тюркского каганата. Первое упоминание об огузах содержится в сочинении арабского историка, географа и путешественника IХ века аль Якуби. Сведения о расселении огузов в Семиречье есть также у Махмуда Кашкари. Значимость огузов подтверждает исторический памятник тюркской эпохи «Письмена Культегина», где говорится, что в обряде захоронения Культегина участвовал «главный хранитель печати огузского правителя».О происхождении этнонима огуз существует несколько мнений: ряд ученых связывает происхождение этнонима от слова «ок» (стрела), другие – от слова «уыз» (молочная основа), третьи – от слова «огиз» (вол).В середине VIII века в результате борьбы с карлуками за тюргешские земли, значительная часть огузских племен покинула Семиречье и ушла в предгорья Каратау и долину реки Чу. В начале IX века они сломили сопротивление кангаро-печенежского союза племен, заставив их переселиться далее на запад, и захватили степи Приаралья.В конце IX века огузы в союзе с Хазарским канагатом нанесли поражение печенегам завладели междуречьем Урала и Волги. Длительная борьба с печенегами способствовала политической консолидации огузских племен в IX–X вв.Территория Огузского государства простиралась от среднего течения Сырдарьи до низовьев Волги. Столицей стал город Янгикент (Новая Гузия), располагавшийся в нижнем течении Сырдарьи. Степные просторы Западного Казахстана в Х веке носили название Мафазат-аль-гуз (Огузская степь, Степь гузов). В процессе движения огузов на запад в состав их племенной конфедерации вошло кочевое и полуоседлое население Южного и Западного Казахстана.Государство огузов играло важную роль в политической и военной истории Евразии. В 965 году между огузским джагбу и киевским князем Святославом был заключен военный союз, направленный против хазар. В 985 году огузы выступили в поход с киевским князем Владимиром Великим и нанесли поражение Волжской Булгарии. Древнерусское государство, как и огузские правители, стремилось контролировать торговые пути через Поволжье, соединяющие Европу и Азию. О походах огузского правителя на запад повествует летописное сказание «Огуз-наме».В период правления хана Али в конце Х – начале ХІ века внутреннее положение в государстве огузов ухудшилось из-за высоких налогов. Воспользовавшись этой ситуацией, сельджукские племена захватили огузский город Дженд. Во время правления наследника хана Али Шахмалика государство усилилось. В 1041 году он покорил Хорезм, но затем погиб, потерпев поражение от сельджуков. Многолетние войны с сельджуками и гибель Шахмалика расшатали конфедерацию огузов. В начале ХІ века под ударами кыпчакских племен огузы вытеснены с берегов Сырдарьи и Аральского моря, государство огузов окончательно прекратило свое существование.Китайские письменные источники сообщают, что в состав огузского объединения входили племена баяндур, имур, кайи. О вхождении в состав огузской конфедерации кимакских племен свидетельствуют арабские источники. Махмуд Кашгари писал, что огузы состояли из 24 племен и делились на бузуков и учуков (арабский ученый аль-Марвази привел цифру 12). Наибольшими привилегиями в огузском государстве пользовались бузуки.Огузкий правитель носил титул джабгу (ябгу), его наследник – инал. Жены огузских правителей имели титул хатун, принимали участие в управлении государством. Главный предводитель (военачальник) огузского войска назывался сюбаши, официальные советники огузского правителя – коль-еркины. По словам Махмуда Кашкари, коль-еркин означает «ум полный, подобно озеру».Народное собрание у огузов собиралось один раз в год. Право вето на нем имели рядовые члены огузского общества. Позже вместо народного собрания стал собираться совет знати – канкаш.С расцветом огузского общества верховная власть в управлении страной стала принадлежать великому и малому курултаям, о чем свидетельствует эпос «Огуз-наме». Родовые и семейные кланы назывались уругами. Огузы делились на группы племен и родов бой, оба и кок. «Огуз-наме» сообщает, что джабгу поделил свои владения на 12 аймаков. Правители выбирались из наиболее могущественных ханских уругов.Широкое распространение у огузов получила работорговля. Основной религией огузов было язычество, шаманизм, но постепенно в их среду проникал ислам.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта