билеты по истории государства и права рк. Ответ на ИГПРК. Первые государственные образования на территории Казахстан. Сакские племенные союзы
Скачать 325.36 Kb.
|
Хозяйство кыпчаков. Кыпчаки преимущественно занимались скотоводством, разводили 4 вида скота. Арабский путешественник Ибн Баттута отмечал: «Особенности Дешт-и-Кыпчака заключаются в том, что растения ее служат вместо ячменя, такой особенности нет у других стран. Вот почему в ней много скота». В середине XIII в. европейские путешественники П. Карпини и В. Рубрук упоминали о колесных повозках, в которые запрягали 10 быков. Количество поголовья скота считалось показателем обеспеченности людей. В Афганистане, Иране, Египте и Индии кыпчакские лошади стоили от 100 до 500 динаров. Ибн Баттута также отмечал наличие у кыпчаков крупного рогатого скота. Среди кыпчаков были и земледельцы. Еврейский путешественник Петахья, проезжавший в XII веке через кыпчакские земли, писал, что «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо». Такой же факт в XIV в. подтвердил и арабский историк аль-Омари: «Посевов у них мало и меньше всего пшеницы и ячменя. Чаще всего у них встречается просо…». Охота у кыпчаков служила одним из источников к существованию. По письменному свидетельству Петахьи, кыпчаки охотились с луком. Кыпчаки стали основой казахского народа. Их язык, традиции и обычаи распространились на другие племена. Они впоследствии были самым крупным племенем в Золотой орде. ТЕЗИСЫ Кыпчакское ханство (начало XI – начало XIII вв.) С конца VIII до начала XI вв. кыпчаки были в составе государства Кимаков. В начале XI в., после падения Кимакского каганата, территория кимаков полностью вошла в состав Кыпчакского ханства. С XI до начала XIII в. на основной территории Казахстана, кроме Жетысу, господствовали кыпчаки. Территория расселения кыпчаков в исторических источниках называется Дешт-и-Кыпчак. Восточный Дешт-и-Кыпчак занимал территорию между Алтаем и Волгой. Ставкой левого крыла кыпчакских племен (Восточно-Кыпчакское объединение) был город Сыгнак. Ставка правого крыла кыпчакских племен (Западно-Кыпчакское объединение) находилась на месте города Сарай. В начале XI в. на пути продвижения кыпчаков в южные районы Руси и южный Казахстан преградой являлось государство Огузов. Но вначале XI в. Огузское государство переживало упадок, чем воспользовались кыпчаки и окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. Кыпчакские ханы вели борьбу также и со среднеазиатским государством Хорезм. Воспользовавшись борьбой за власть между кыпчакским ханом Кадыр-Букой и его племянником Алып-Дереком, Хорезмшах Текеш в 1195 г. захватил город Сыгнак. Для усиления своего влияния на кыпчаков хорезмийцы распространяли среди них ислам. В XII в. регион Аральского моря, городов Отрар и Сыгнак долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Противоборство кыпчаков и хорезмийцев окончательно прекратилось после завоевания их монголами. В русских исторических источниках кыпчаков называли половцами. В европейских исторических источниках дошедших до берегов Дуная кыпчаков называли команами. Существовало два объединения кыпчаков: первое – западное объединение кыпчаков (11 племен, в их числе ельбори, токсоба, йетиоба, дурут и др.), второе – восточное объединение кыпчаков (16 племен). Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и «ельбори» (народ волков). Кыпчакское племя ельбори в арабских источниках называли племенем ханской династии. В объединение кыпчаков входили тюркоязычные кимакские, огузские, команские и древние башкуртские племена. С XII века, когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоединены племена канлы (канглы), карлуки и жикил. Племена, входившие в этнический состав кыпчаков, находились на этапе сложения кыпчакской народности. Об этом итальянский путешественник и посол Плано Карпини писал: «Канлы (канглы) говорят по-кыпчакски». Процесс образования кыпчакской народности был остановлен нашествием монголов. Кыпчаки составили основу этнического состава казахского народа. К представителям господствующего сословия относились ханы, их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи) и вожди родов и племен. В кыпчакском обществе показателем обеспеченности людей считалось количество лошадей. К низшему сословию относились скотоводы, жатаки, рабы. Рабами становились как военнопленные, так и задолжавшие бедняки. Одним из источников обогащения представителей господствующего сословия была продажа рабов на среднеазиатских базарах. О том, что в Кыпчакском ханстве существовало рабство, свидетельствовал Махмуд Кашгари, называя рабов «яланкугами». Кыпчаки преимущественно занимались скотоводством, разводили 4 вида скота. Арабский путешественник Ибн Баттута отмечал: «Особенности Дешт-и-Кыпчака заключаются в том, что растения ее служат вместо ячменя, такой особенности нет у других стран. Вот почему в ней много скота». В середине XIII в. европейские путешественники П. Карпини и В. Рубрук упоминали о колесных повозках, в которые запрягали 10 быков. В Афганистане, Иране, Египте и Индии кыпчакские лошади стоили от 100 до 500 динаров. Среди кыпчаков были и земледельцы. Еврейский путешественник Петахья, проезжавший в XII веке через кыпчакские земли, писал, что «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо». Охота у кыпчаков служила одним из источников к существованию. По письменному свидетельству Петахьи, кыпчаки охотились с луком 13.Образование империи Чингисхана. 14. Система государственного управления империи Чингисхана. МОНГОЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ - держава, образовавшаяся в XIII веке в результате монгольских завоеваний. Основана Чингисханом, который в 1206 году завершил объединение монгольских племён и был провозглашён их верховным правителем. Он ввёл новое административно-территориальное деление государства без учёта прежних родо-племенных границ, создал личную гвардию - кэшиг, набиравшуюся из числа сыновей нойонов; учредил централизов. конно- почтовую службу, ввёл единое законодательство. В целях снижения нараставшей напряжённости в монгольском обществе, вызванной жёсткими порядками новой государственности, и в целях обогащения кочевой элиты Чингисхан с 1207 году приступил к завоеванию соседних стран. Ко времени его смерти (1227 год) в состав империи вошли Южная Сибирь, Средняя Азия (Хорезм, Мавераннахр, Семиречье), Хорасан, восточный Дешт-и-Кипчак, территория разгромленного тангутского государства Си Ся, было начато завоевание Северного Китая (Цзинь). Быстрому территориальному расширению империи способствовали умелая дипломатия и военное искуство монголов, слабость и раздробленность соседних государств, использование монголами ресурсов захваченных стран для обеспечения дальнейшей экспансии. Около 1224 года Чингисхан выделил трём своим старшим сыновьям уделы (улусы) в новоприсоединённых владениях: Дешт-и-Кипчак и Хорезм получил в управление Джучи, Мавераннахр и Семиречье - Чагатай, Алтайскую горную страну - Угэдэй; младший сын Толуй унаследовал управление Монголией («Коренным юртом») и командование основной частью войска. Своим престолонаследником Чингисхан назначил Угэдэя, вступившего на трон в 1229 году и принявшего титул «каан». При преемниках Чингисхана - каанах Угэдэе, Гуюке (1246-1248 годы), Мункэ (1251-1259 годы), Хубилае в состав Монгольской империи вошли Иран, Междуречье, Закавказье, Корея, Тибет, часть Малой Азии; завершилось покорение всего Китая. В результате походов Батыя были завоёваны западный Дешт-и-Кипчак, Булгария Волжско-Камская и большая часть Руси; предпринимались попытки вторжения в Японию и страны Юго-Восточной Азии. В конце 1250-х годов из монгольских владений на Среднем и Ближнем Востоке сформировался ещё один улус, основанный внуком Чингисхана - Хулагу. Столицей империи первоначально являлся город Каракорум в Монголии. В 1260 году Хубилай перенёс её на территорию Китая - в Кайпин, а в 1264 году - в Ханбалык (китайский Даду, Чжунду; ныне Пекин). В государственном устройстве Монгольской империи сочетались явления, присущие тюрко-монгольской кочевой традиции, и институты, заимствованные в завоёванных странах. Формально империя считалась достоянием «золотого рода» Чингисхана. Важнейшие вопросы, в том числе провозглашение очередного каана, решались на курултаях - съездах Чингисидов. Однако в действительности большинство курултаев собирались лишь для одобрения решений, заранее выработанных придворными группировками. Наиболее заметны черты кочевого общественного строя были в управлении населением степей и в организации вооруженных сил - иерархия военачальников, членение территории и народа на «крылья» (фланги) и десятичные подразделения (тумены, тысячи, сотни, десятки). Подобное распределение налогоплательщиков по десятичным округам иногда практиковалось и в отношении подданных - оседлых земледельцев. Монгольское правительство использовало опыт уйгурских и в меньшей степени киданьских и китайских, а позднее также хорезмийских чиновников. К монгольском языке была адаптирована уйгурская письменность, на которой велась официальная и деловая документация (в XIV веке в канцеляриях западных улусов всё больше стало употребляться арабское письмо). В правление Угэдэя и Мункэ была установлена унифицированная система податей и повинностей, организована почтовая служба (система ямов). Законодательство империи базировалось на «Великом Ясе» - основных нормах, принятых Чингисханом, а также на ясах каанов и улусных ханов. Одним из важнейших принципов, диктуемых «Великим Ясой», была веротерпимость, которая проявлялась, в частности, в освобождении духовенства всех конфессий от налогов и повинностей. В Могольской империи отсутствовал чёткий порядок престолонаследия. Споры и конфликты возникали после смерти почти каждого каана, отчего наступали периоды междуцарствия (1227-1229 годы, 1234-1246 годы, 1248-1251 годы), когда империей фактически управляли регенты из числа ближайших родственников умершего правителя. Наиболее тяжёлый кризис разразился после смерти Мункэ, когда его братья Ариг-Буга и Хубилай одновременно объявили себя каанами. Их противостояние положило начало распаду империи. Чингисиды разделились на два враждующих лагеря, и после победы Хубилая над соперником началось необратимое отделение улусов Джучи, Чагатая и Хулагу от имперского центра. Помимо междоусобиц, главными причинами утраты государственного единства послужили различия в уровнях развития завоёванных стран, несовпадение экономических и политических интересов правящих элит в различных частях империи, а также различная культурная ориентация потомков монгольских завоевателей. В западных улусах всё более заметным становилось влияние мусульманской культуры и государственности, в XIV веке ислам стал там государственной религией. Восточная часть империи, находившаяся под управлением каана, испытывала мощное воздействие китайской цивилизации. В 1271 году Хубилай по китайскому образцу провозгласил начало новой имперской династии и назвал подвластные ему земли империей Юань. Номинально каан продолжал считаться главным в иерархии монархов-Чингисидов, однако его первенство проявлялось лишь в том, что из Ханбалыка в западные улусы эпизодически направлялись жалованные грамоты (ярлыки) с утверждением очередного хана на престоле. С падением династии Юань в Китае (1368 года) эта формальная связь между частями бывшей Монгольской империей была утрачена. Улус Хулагу в середине XIV века охватили междоусобицы, и он распался; Улус Чагатая во второй половине XIV века разделился на два государства; на месте Улуса Джучи (Золотой Орды) в течение XV века образовалось несколько враждующих ханств и орд. 15.Великий джасак Чингис – хана. Яса Чингисхана (яса — тюркская форма монгольского джасак, буквально — закон) — свод постановлений, обнародованный Чингисханом на курултае в 1206. Первоначально, вероятно, представляла собой кодификацию монгольского обычного права, позднее была изменена и дополнена. Текст Ясы не сохранился. До нас дошли ее фрагменты в передаче персидских, арабских и армянских авторов XIII в.Монголо-татары, или, как говорили в христианском мире, «татары», веками воспринимались как «исчадия ада» и враги цивилизации, а их вождь и повелитель Чингисхан для многих поколений и европейцев, и азиатов являлся олицетворением слепой разрушительной силы. Чем же была Монгольская империя и кем был Чингисхан, создавший ее ровно 800 лет назад? В 12 веке на территории Монголии не было единого государства, основой монгольского общества были родоплеменные отношения. Социальной единицей была семья, несколько семей составляли айманы (роды), несколько родов объединялись в хотон (аул), несколько аулов составляли орду (племя), а из племен образовались народности - улусы. Вели они полуоседлый образ жизни. В конце 12 в. среди монгольских племен возвышается род Есугея, сын которого Темучин начал вести борьбу за объединение. В процессе этой борьбы сложилась военно-феодальная система кочевой империи Темучина. Она была создана на разделении всех монгольских племен на военные округа - «тысячи». Армия составляла более 200 тыс. человек и была предана Темучину. В 1206г. состоялся курултай, на котором Темучин провозгласил себя правителем и принял титул Чингисхан, что означало «властитель океана». На курултае был принят свод законов «Яса», который определял различные виды правовых отношении монгольском государстве.2 «Яса» охватывала все стороны жизни империи. Письменность на основе уйгурского алфавита, заимствованная монголами по велению Чингисхана у побежденных найманов, позволила записать этот первоначально устный свод правил. Наследники хана верили в магическую силу Ясы и скрывали «священную книгу» от всяких иностранцев, покоренных или до поры свободных. Считалось, что она приносит победу в битве. Полный текст до нас, к сожалению, не дошел, но упоминание многих положений Ясы в трудах древних историков позволяет понять ее суть. В Ясе отчетливо прослеживаются идеи императорского государства и императорского права. Весьма вероятно, что одним из этих источников были китайские государственно-правовые понятия. Так же вероятно, на Ясу повлияла христианская идея Вселенской Империи. В первой редакции Яса была утверждена Чингисханом вскоре после победы его над найманами и кереитами, а как раз среди обоих этих народов христианство - несторианского толка - было сильно развито. Известно, что в результате включения найманов и кереитов, а позже уйгуров, в монгольское государство христианство стало играть немаловажную роль при дворе самого Чингизхана и его преемников. Некоторые из влиятельных сановников молодой империи были христианами по вере. Можно думать, что именно через них христианская идея Вселенской Империи, покоящейся на религиозных основаниях, могла быть воспринята Ясою.3 Но имея в виду эти возможные (и даже вероятные) влияния со стороны, нельзя забывать о личности самого Чингисхана как творца Ясы. Следует признать, что Чингисхан был не только гениальным полководцем, но и государственный деятель крупного размаха. По мысли Чингисхана, одобренный им свод законов должен был быть закреплен навек. Всякое изменение Ясы, по его мнению, могло бы привести лишь к гибели государства. Хранителем Ясы Чингис назначил еще при жизни своей старшего сына Джагатая. Каждый новый хан, правил ли он всей империей или только своим улусом, должен был начинать свое царствование подтверждением Ясы. Потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться вместе с высшими сановниками каждого улуса для того, чтобы удостовериться, что ни один хан или князь Чингисовой крови за это время не нарушил Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен. «Кто нарушит Ясу, лишится головы» - таков был указ первого хана Золотой Орды. Наличие Ясы как твердого свода законов не исключало, однако, возможности дальнейшего законодательства Чингисовых преемников. Но это законодательство имело лишь вспомогательное значение для удовлетворения местных нужд каждого улуса на незыблемой основе Ясы. В этом порядке ханы Золотой Орды издали довольно большое количество указов и распоряжений, известных частью под именем ярлыков. Сюда относятся и ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти прямо ссылаются на Великую Ясу, как основной источник указанной правоспособности ханов. Мы должны отличать Великую Ясу от местных яс (судебников) улусного значения. Несмотря на наличие этих постепенно развивавшихся судебников, Великая Яса долго после распадения Монгольской Империи признавалась в качестве высшего свода во всех улусах и областях, некогда входивших в состав этой империи. 2 Значение «Ясы» по нормам международного права Общей задачей международного права монголов являлось установление вселенского мира. Эта цель должна была быть достигнута путем или международных переговоров о подчинении других народов воле Хана, или, при отказе подчинения - путем войны. В дошедших до нас фрагментах Ясы на эти общие цели международного права и международной политики монголов сохранились лишь намеки: «Когда (монголам) нужно писать к бунтовщикам или отправлять к ним послов, не надо угрожать надежностью и множеством своего войска, но только объявить: если вы подчинитесь, обретете доброжелательство и покой. Если станете сопротивляться - что мы знаем? Бог Всевечный знает, что с вами будет».4 Из этого предписания Ясы видно, что Чингисхан верил, что сам он и его народ находятся под покровительством и руководством божественного Провидения. «И в этом (монголы), - замечает Абуль Фарадж, - показали уверенность, возложенную ими на Господа. И этим они побеждали и побеждают».5 Чингисхан сам не принадлежал ни к одному из определенных вероисповеданий, но вероятно был проникнут глубоким религиозным чувством. Он подолгу беседовал с мудрецами различных вер относительно коренных вопросов жизни и правления, например, достоверно известно о его беседах с даосским монахом Чан-Чуем. Задачи международной политики монголов довольно ясно выражены в дипломатической переписке монгольских ханов с Римским Папой и некоторыми европейскими государствами. Руководимый верой, или своими целями, Чингис и требовал вселенского признания своей власти. Все враги его империи в его глазах лишь «бунтовщики». Одним из основных положений международного права Ясы была определенная форма объявления войны с гарантией безопасности населению враждебной страны в случае добровольного подчинения.6 Другим важным началом международного права монголов нужно считать неприкосновенность послов, хотя в дошедших до нас фрагментах Ясы об этом ничего и не говорится. Но поход на Туркестан в 1219 году предпринят был Чингисханом для отместки за убийство послов Хорезмшахом Мохаммедом. И русские князья в 1223 года навлекли на себя гнев монголов именно избиением монгольских послов, результатом чего и была катастрофа на Калке. О почете, с которым Чингис относился к послам видно из того, что согласно Ясе, послы имели право бесплатно пользоваться ямскою службою империи. Верховная власть, по Ясе, сосредоточена в лице Хана. Ханский титул есть единственный атрибут верховной власти. Монголам воспрещается «давать (царям и знати) многообразные цветистые титулы, как то делают другие народы, в особенности мусульмане. Тому, кто на троне сидит, один только титул приличествует - Хан или Каан».8 С первоначальной точки зрения монгольского государственного права только монголы составляли государственно дееспособный народ в империи. И только в период междуцарствия народ монгольский мог осуществлять в полной мере свое право, принимая участие в избрании нового хана. Всякий новый хан должен по рождению принадлежать к дому Чингиса. После смерти правящего хана члены его рода, высшие сановники, войска, племенные и родовые старейшины сходятся вместе на Курултай, на котором и производится избрание нового хана. Избранным должен быть наиболее способный из потомков Чингисхана. Никто не может быть ханом без утверждения на Курултае. С избранием нового хана политическая роль народа кончается. Курултаи, собираемые ханами по различным вопросам во время их царствований, были, в сущности, лишь совещаниями офицеров армии и родовых старейшин для принятия к сведению и исполнению решений хана по поводу предстоящего похода или других важных дел. Общественный строй монголов и турок основан был на племенном и родовом праве. В сохранившихся отрывках Великой Ясы находим мало указаний на внутренние социальные отношения монгольских племен и родов. Империя Чингисхана основана была на всеобщем прикрепления населения к службе государству. Каждый имел свое определенное место в войске или податном участке, и с этого места он не мог сойти. «Никто да не уходит из своей тысячи, сотни или десятка, где он был сосчитан. Иначе да будет казнен он сам и начальник той части, которой его принял».9 Этот принцип крепости лица государству можно сравнить с Московским царством 16-17 веков. В компиляции Ясы Пети де ла Круа мы находим такое постановление касательно обязательной службы: «Чтобы изгнать праздность из своих владение, он (Чингисхан) повелел всем своим подданным работать на общество так или иначе. Те, кто не шел на войну, должны были в известное время года работать определенное количество дней на общественных постройках или делать иную работу для государства, а один день каждую неделю работать на Хана».10 Каждый начальник, будь он даже высшего ранга, должен беспрекословно подчиняться всякому приказу Хана, хотя бы преданному через гонца низшего служебного ранга. Женщины также обязаны были служебной повинностью, замещая мужчин, не являвшихся на призыв. Прикрепление к службе соединятся с другим началом - равенства в несении служебных тягот. Строгая дисциплина утверждается во всех отраслях службы, но от каждого требуется равное напряжение и не позволяется ни на кого возлагать чрезмерных тягот. Равенство в труде требует равенства в пище. Яса воспрещает кому бы то ни было есть в присутствии другого, не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен есть более другого. Некоторые группы населения могли быть изъяты из-под действия общего крепостного устава или освобождены от податной повинности. Такие изъятия делались иногда по религиозным соображениям (ханские ярлыки церквам), иногда же по соображениям особой ценности для государства изымаемых из общего крепостного устава групп (врачи, техники, ремесленники). Изъятие делались в пользу упомянутых разрядов населения ввиду того, что от них ожидалась служба специального характера, которая не могла быть согласована с общим уставом. О применении этого закона в действительной жизни лучше всего свидетельствуют ханские ярлыки в пользу русской церкви. Ярлыки эти обеспечивали русскому духовенству свободу от военной службы и податей. Они были возобновляемы при каждой смене хана в Золотой Орде. В ярлыках этих встречаем прямые ссылки на Великую Ясу. Помимо духовенства, изъятия от действия крепостного устава давались врачам и юристам. Техники и ремесленники, будучи изъяты от действия общего устава, подлежали трудовой повинности по их специальности.11 Общая задача управления, согласно Ясе,- поддержание мира и порядка: «…подчинились Чингисхану, он осудил некоторые их обычаи, как например воровство и прелюбодеяние, и решил уничтожить их, чтобы украсить свои государства порядком и справедливостью. Города и большие дороги стали свободны и открыты купцам всякого рода. Он хотел обеспечить из такой безопасностью и спокойствием, чтобы каждый в пределах его господства мог нести на голове золото без всякой опасности (быть ограбленным) так, как люди носят простые горшки».12 Согласно с этими целями, одной из важнейших задач управления сделалось устройство почтовых станций (ямов) по всем имперским путям. Устройство ямов было распределено между населением страны так, что на каждые две тьмы возлагалось попечение об определенном участке дороги. В добавление к таким основным отраслям внутреннего управления, как ямское и податное дело, по некоторым вопросам более узкого значения издавались особые указы, иные из которых включены были в Ясу. Было три таких вида указов: - Указ, предписывающий каждому под страхом смерти возвращать беглого раба законному собственнику. - Указы, предписывающие соблюдение известных правил убоя скота в соответствии с монгольскими обычаями. - Указы, предписывающие соблюдение известных правил для вхождения в воду и мытья одежды в воде или, в некоторых случаях, запрещение этих действий. Мотивы, обусловившие издание этих указов, двоякого характера. С одной стороны, здесь оказывается ритуалистический страх перед природой - боязнь осквернения человеком одной из основных стихий, что могло бы оскорбить Верховное Существо. С другой стороны, тут действовали весьма практические – можно сказать, научные - соображения: желание избежать поражения людей молнией, в случаи если они соприкоснуться с водой во время грозы. Запрещение входить в воду и мыть одежду в воде первоначально имело силу лишь на время грозы. Благодаря преобладанию так называемого натурального хозяйства у монголов и турок задачи финансового управления в первоначальном монгольском государстве не могли быть особенно сложными. Начальники и воины должны были сами озаботиться относительно коней, фуража и некоторого количества съестных припасов для похода. Во время похода монгольское войско продовольствовалось за счет врага и военной добычи. Однако по мере расширения монгольской империи, содержание и ханского двора, и административных учреждений потребовало установления более постоянной системы обжалования. По всей вероятности, Яса содержала в себе довольно разработанный податной устав, но у Джувейна находим лишь краткую заметку об этом. «После того как страна и народы подчинены были владычеству (монголов), установлена была перепись и назначены податные титулы согласно участкам десятков, сотен и тысяч; также определены: набор армии, ямская служба повинности и фураж для скота, не говоря о денежных податях, да сверх всего наложен был еще копчур».13 К вышеозначенным податным титулам следует прибавить еще тьмы, о которых говорится в ямском уставе. Податное устройство приспособлено было таки образом к войсковым частям. Следует заметить, что именно так и было организовано податное управление на Руси после монгольского завоевания. Установлено были подати и натурой и деньгами. В расчет должна быть принята и трудовая повинность населения. Важным источником дохода должна была являться и военная добыча, особенно в первое время расширения империи. Собственность умерших должны унаследовать их дети, и нельзя ее переводить в государственный фонд. Государство по ясе было военно-феодальным и управлялось военной силой. Командиры получили награды соответственно заслугам, а не по праву рождения. Воины были разверстаны по десяткам, сотням и тысячам и были обязаны служить с четырнадцати до семидесяти лет. Для наблюдения за порядком кроме стотысячной армии была создана десятитысячная гвардия, несшая службу по охране ханской юрты. Гвардия (кешикташ) была создана из знатных воинов, лично преданных Чингисхану. В составе гвардии выделялась также тысяча самых преданных и сильных воинов- «багатуров».Наказаний было установлено два: смертная казнь и ссылка на пустынный север Монголии. Отличительной чертой этого установления было введение наказания за неоказание помощи в беде боевому товарищу. Этот закон назывался Яса, и хранителем Ясы (верховным прокурором) был назначен второй сын Чингисхана, Чагатай. В столь воинственном и разноплеменном людском скопище было необходимо поддерживать строгий порядок, для чего всегда требуется реальная сила. Чингисхан это предусмотрел и из числа наиболее проверенных воинов создал две стражи, дневную и ночную. Они несли круглосуточное дежурство в орде, находились неотлучно при хане и подчинялись только ему. Это был монгольский аппарат принуждения, поставленный выше армейского командного состава: рядовой гвардеец считался по рангу выше тысячника. Тысячниками же были назначены 95 нойонов, избранных войском. В Ясе особое место отведено правилам охоты. «Когда нет войны с врагами, пусть предаются делу лова - учат сыновей, как гнать диких животных, чтобы они навыкали к бою и обретали силу и выносливость и затем бросались на врага, как на диких животных, не щадя (себя)».14 Чингисхан рассматривал охоту как лучшую школу военного обучения. Большая зимняя облава занимала серьезное место в монгольской общественной жизни. Облава эта являлась одним из важных факторов в экономической, социальной и государственной жизни монголов. Большая облава требовала участия целых корпусов монгольской армии, чтобы окружать и загонять стада диких животных - хищных зверей, диких ослов, антилоп и т.д. Облава играла в подготовке армии приблизительно ту же роль, что большие маневры в настоящее время. Яса содержала подробные наставления касательно охвата и загона дичи. Воины располагались на широком пространстве военным строем - большой полк, правая и левая рука - и все эти части должны были постепенно сближаться, загоняя дичь в заранее условленное место так, чтобы в конце концов дичь очутилась в тесном кольце. Вся кампания иногда растягивалась на два-три месяца. Каждая небрежность или нарушение приказа со стороны начальника и рядовых подлежали строгому наказанию. Как только дичь была загнана во внутреннее кольцо, хан имел право первенства в стрельбе; затем выступали сановники и военачальники, и наконец рядовые войны. Попавшая в облаву дичь не уничтожалась целиком: часть отпускалась на разводку. Известно, что Чингисхан придавал большое значение развитию торговли. Одной из главных задач его управления было обеспечение безопасности торговых путей. Принимая это во внимание, мы можем думать, что Яса содержала в себе более или менее разработанный торговый устав. «Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза».15 Люди ханской крови подлежали верховному суду ханского рода, составленному из родовых старейшин. Если человек ханской крови нарушал Ясу, то его должны были увещать родовые старейшины дважды. Если он нарушал Ясу в третий раз, то подлежал ссылке в отдаленные места. Если он после этого не раскаивался, его заключали в тюрьму и держали там, пока он не раскается. Если он оставался неукротим, собрание всего рода должно было решить, что с ним делать. В отношении общего судопроизводства можно здесь сослаться на один из существующих фрагментов Ясы. По этому фрагменту, для силы словесного утверждения необходимо три свидетеля. При наличии письменных документов правила были вероятно, другие. 4 Нормы разного вида права по Ясе Основной задачей уголовного права Ясы является обеспечение мира и порядка в обществе и государстве. Эта задача обрисована армянским историком Магакией в таких выражениях: Яса предписывает «во-первых, любить друг друга; во-вторых, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем; почитать старших и нищих, и если найдется между ними кто-либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти».16 Основной своей идеальной задачи уголовное право Ясы стремится на практике достигнуть путем самых жестоких санкций. Яса считает преступлением, подлежащим наказанию, следующие виды проступков: а) преступления против религии, нравственности и установленных обычаев; б) преступления против хана и государства; в) преступления против жизни и интересов частных лиц. Главным видом этих преступлений против государства признается нарушение крепостного устава, в особенности со стороны высших начальников. К этому же разряду следует отнести то, что запрещалось употреблять монгола в качестве подневольного слуги. На первый взгляд эту норму кажется естественным отнести к следующему разделу (преступления против свободы лица). На самом деле истинным мотивом этого указа было намерение не давать людям ускользнуть в частную зависимость от крепостной служебной повинности государству.17 Лишь один из дошедших фрагментов Ясы посвящен убийству, и в нем говорится об убийстве по отношению к специальным категориям лиц - мусульман и китайцев. Все другие случаи нарушения интересов частных лиц относятся к преступлениям против собственности. Главнейшие виды их следующие: увод или принятие чужого раба или пленника, конокрадство и увод скота, злостное банкротство. В законе говорится: «Если дети не уважают родителей, младшие старших, жена не послушает мужа, подданный - управляющего, их следует серьезно наказать… Тех, кто распутствует с женами других, а мужчины между собой, их следует наказать казнью» . Чингисхан установил общественный порядок для укрепления господства монгольской империи и утвердил закон, который удерживал нацию кочевников в рамках твердого закона. Было указано: «Те, кто обманом уходят из дома (как будто для учебы в армию) и тайно бегут от уплаты налогов, то о них следует сообщить по службе и наказать совершившего преступление, чтобы таким образом прекратились случаи хитрого обмана и недостойного поведения» . 18 Процитируем вкратце те положения закона, по которым следует наказание казнью: тех, кто убил людей, распутствовал с женой другого, мужчин, распутствовавших между собой, бежавшего раба и последовавших за ним, кто погубил других особо извращенным методом, кто поддержал одного из двух дерущихся, кто преднамеренно оклеветал других, кто лгал, кто третий раз растратил имущество других, находившееся на хранении, кто спрятал то, что нашел, кто не возвращал хозяину одежду, имущество и оружие, найденное в битве. Эта строгость закона оказала благоприятное влияние на общественный строй и жизненный быт того времени, претворение закона было четким. Дипломат Мин Хун Нанхядов в период правления Чингисхана не увидел внутри Монголии ссор и борьбы . Один писатель из далекой Аравии писал: «В Монголии не существовало краж лошадей» . Посол Италии Плано Карпини, находясь в Монголии, писал: «В Монголии вообще нет внутренних распрей и борьбы, нет случаев убийства людей, все друг к другу относятся мирно и мягко, очень редко возникают какие-либо дела и тяжбы, так как нет воров и разбойников, сундуки и какие-либо вещи хранятся без замков. Иногда происходят случаи потери скота, нашедший его хранил у себя» . Уголовное право монгольского государства в рассматриваемом периоде и несколько позднее носило конкретный, казуальный характер. Многие из принятых и проверенных временем статей послужили в будущем основой для более поздних законодательств. Сведения наши о частном праве Ясы весьма скудны. Это следует, вероятно, объясняет не дефективность существующих фрагментов Ясы, а тем обстоятельством, что вопросы частного права регулировались главным образом обычным правом, и потому Яса их касалась лишь отчасти. В компиляции Пети де ла Круа находим известие, что Чингисхан издал закон о браке, в котором сказано было, «что мужчина должен покупать себе жену и что никто не должен жениться на девушке, с которой он в родстве первой или второй степени, но во всех других степенях брак разрешался…Многоженство было позволено, а также у употребление рабынь в качестве наложниц». Сохранился фрагмент Ясы, согласно которому «по смерти отца сын распоряжается судьбой его жен, за исключением своей матери, может жениться на них или выдать их за другого». Среди татар «управление имуществом семьи принадлежит женщинам. Они покупают и продают что и как найдут нужным. Мужчины занимаются охотою и войною и более ни во что не входят». «Дети, рожденные от рабынь, считаются столь же законными, как и рожденные от жен; но дети жен и в особенности дети первой жены пользуются особым почетом у отца».19 В вопросы наследственного права Яса, по-видимому, подтверждала нормы обычного права. После смерти главы семьи имущество разделялось между сыновьями так, что доля старшего сына была больше других. Юрт (дом) отходил младшему сыну. Старшинство сыновей устанавливалось в соответствии с рангом их матерей в семье отца. Хан не должен был вмешиваться в наследственные отношения, даже в случае если у умершего не было родственников. «Из имущества умершего, у коего нет наследника, Хан ничего да не возьмет, но его имущество все дается тому, кто за ним ходил (перед смертью)». Заключение Исторически неправомерно смотреть на Ясу лишь как на кодификацию норм обычного права монгольских племен. Рассмотренные выше факты приводят к совершенно иным выводам. Из всего сказанного выше ясно, что задачей Ясы было не кодифицировать нормы обычного права, а создать новые нормы права в соответствии с нуждами новой Империи, для постройки которой прежнее родовое государство было лишь исходным пунктом. Большинства вопросов так называемого обычного права - родового и племенного - Яса даже не касается. Не в этом было ее назначение. В жизни рода и семьи Яса почти не вмешивается и в этом отношении не кодифицирует, а лишь подтверждает - большей частью молчаливо - существующие нормы. В ряде других случаев, как например по отношению к уголовному праву, Яса, наоборот, явным образом отменяет действие прежних норм. Наконец, в большинстве случаев Яса создает новые нормы права, это было необходимо для приспособления ханского законодательства к вновь возникшим запросам и нуждам расширявшейся империи. Основной задачей Чингизхана при издании Ясы, таким образом, создать новую систему права - право ханское или имперское, которое должно было утвердиться как надстройка над прежним обычным правом. В действительности новое ханское право во многих отношениях явилось результатом слияния новых понятий о Хане-Императоре с прежними понятиями о Хане-вотчиннике и племенном старейшине. Государство и в Ясе продолжает до некоторой степени рассматриваться как ханский улус, вотчина. С другой стороны, однако, в Ясе проявляется отчетливо и новая имперская идея. И сам Чингисхан, и его ближайшие преемники сознательно стремились к тому, чтобы превратить монгольское государство в мировую империю. Это устремление ясно видно во всем замысле Ясы. 16.Золотая Орда. |