билеты по истории государства и права рк. Ответ на ИГПРК. Первые государственные образования на территории Казахстан. Сакские племенные союзы
Скачать 325.36 Kb.
|
Социальный строй Казахского ханстваИз социальной группы кара-суйек особыми правами обладали только бии –предводители родов и племен. Бии казахских улусов пользовались некоторыми правами: в пределах подвластных им родов только биям (кроме хана) принадлежала и судебная, и административная. Бии наряду с султанами участвовали в решении общегосударственных дел, сообща являясь на ежегодно созываемое «народное собрание». Наиболее влиятельные родоначальники входили в «совет биев» при хане. Бий сочетал в себе четыре качества: военачальник, административное лицо, судья и представитель степной аристократии. Бий, в противоположность Чингизидам – «наднациональному» сословию, составляли «национальную» аристократию, элиту социальной группы кара-суйек. Для обозначения различных категорий простолюдинов употреблялось несколько терминов: карачу (караджи), каракиши, кул-кутаны, шаруа, пукара (бухара). Карачу – юридически свободное лицо, обладающее личными и имущественными правами. Но защита свободы личности и имущественных свободных лиц обеспечивалась не государственным аппаратом, а солидарностью членов рода. Отдельная личность имела значение только как часть рода, и только род был юридической единицей. Человек, от которого отступился его род оставался как бы вне закона. В отличие от аристократического сословия у представителей кара-суйек прочно сохранялось деление на отдельные роды и племена. Все казахские племена были объединены в три жуза: Улы жуз (Старший жуз), Орта жуз (Средний жуз) и Киши жуз (Младший жуз). В ханстве казахов одним из основополагающих принципов общественного устройства была иерархия родов и племен. Общественное положение каждого отдельного представителя кара-суйек, будь он потомственным бием или рядовым кочевником, определялось степенью привилегированности его рода и племени. В казахском обществе существовало деление лиц по имущественному состоянию: богатый (бай) – бедный (кедей). Баем по Ибн Рузбихану, назывался всякий «влиятельный богач», владевший большим количеством скота и движимого имущества. Богатство представлялось тогда неотделимым от власти. Кроме аристократии и простых людей, богатых и бедных, но лично свободных, в обществе казахов-кочевников была категория лично несвободных мужчин (кул) и лично несвободных женщин (кюн) – рабов. Основными источниками пополнения рабов были: плен, работорговля, долговая несостоятельность. Юридически рабы представляли собой самую бесправную группу общества. Само состояние неволи лишало раба преимуществ правоспособного человека, ставило его наравне с вещью, скотом. Общая характерная черта всех рабов, которая отличала их от других слоев общества, - личная зависимость от хозяина. Казахское общество ханского периода представляло собой иерархически организованную социальную структуру сословных групп и прослоек, находившихся между собой в тесных и неоднозначных связях. Вершину всей социальной иерархии представляло лицо, облеченное титулом хана. Ханская власть не всегда передавалась по наследству, а хан избирался султанами из числа их самих. На выборы хана приглашались знатные представители всех родов. Главы родов (рубасы) сажали избранного ханом на белую кошму. Затем кошму, на которой султан был возведен в ханский титул, разрезали на мелкие части и раздавали присутствующим как знак их участия в выборах хана. Собравшиеся делили между собой и весь скот хана, только после этого они разъезжались по домам. Такая традиция называлась «ханталапай»(«ханская дележка»). Хан, у которого весь скот подвергся дележке, отныне имел право жить за счет народа. Немного времени спустя главы родов пригоняли к хану скот, изъятый у населения, больше, чем он роздал при избрании его ханом. Ханом могли избрать не того султана, кто имел большие землевладения, а того, кто имел много скота. Потомки Чингисхана избирались ханами в зависимости от их возраста и близости по родству. Казахский хан не только правил страной, но и командовал войсками. У хана имелись свои небольшие военные отряды. Члены этих вооруженных отрядов вместе с ханом отправлялись в походы, пасли его скот и помогали в домашнем хозяйстве. В необходимых случаях собирали родоплеменные народные ополчения. Ими командовали сам хан, батыры и бии. Казахские ханы устанавливали места и маршруты сезонных кочевий. В случае военной угрозы роды, не дожидаясь распоряжений хана, сами меняли места зимовок и жайляу. В мирное время перекочевка без согласия хана не разрешалась. От его имени с населения собирали налоги. В результате разделения казахского народа на три жуза в каждом из них избирался свой хан. Их власть распространялась лишь на подчиненные им жузы. Между владениями этих ханов не было четких границ. 20.Законы «Жеті жарғы» Тауке хана. Жеті Жаргы Правовой (санкционированный) обычай - одна из наиболее древних форм права. Правовой обычай - это правило поведения, которое в силу многократного повторения становится привычкой, передается из поколения в поколение и защищается принудительной силой государства. Истории известно много случаев, когда обычаи родового строя, трансформируясь, перерастали постепенно в санкционированные обычаи. Самыми распространенными обычаями при родовом строе были обычаи кровной мести и обычаи "око за око, зуб за зуб", т.н. принцип "талиона". Постепенно эти обычаи заменялись штрафом, а штраф по мере расслоения общества на группы уже приобретал дифференцированный характер. Как известно, в казахском обществе обычаи служили основным источником права. Соответственно, в казахском обществе основной формой права являлся правовой или санкционированный обычай. Основным актом, где были сосредоточены правовые обычаи являлся свод законов хана Тауке "Жеты Жаргы". На исторической арене в конце семнадцатого столетия был хан Тауке (1680-1718 гг.) Тауке-хан, сын Жангир-хана, многое сделавший для объединения всех жузов и улусов. В первую очередь он укрепил центральное правительство, создал государственный совет и совет биев. Все важнейшие вопросы страны, в т. ч. военные, решались на этих советах. Также хан Тауке впервые в Казахской степи разработал и утвердил писаный свод законов «Жеты Жаргы» («Семь уложений»). Это были законы, охватывавшие практически все стороны жизни общества. По некоторым историческим данным, на холме Мартобе (в нынешнем Сайрамском районе Южно-Казахстанской Области) в конце – 17 начале 18 века в годы правления последнего хана объединенного Казахского ханства Тауке (1680-1715 г. г.) собирались ежегодные майские курултаи всех трех казахских жузов для решения дел значимых для всего ханства. Именно здесь Тауке-хан объявил свод законов "Жеты Жаргы", ставший первым сводом общеказахского права. Здесь же проводилась ханская торговая ярмарка. Основные сведения о «Жетi Жаргы» (своде законов хана Тауке) Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVIIB. и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов "Жетi Жаргы" (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы: 1. Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях. 2. Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. 3. Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников. 4. Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства. 5. Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства. 6. Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения. 7. Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего. Кроме "Жетi Жаргы" продолжал использоваться в качестве источника права и "Кодекс Касыма", особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев - "Ереже", и "Билер сезi" - рассказы, содержащие сведения о практике суда биев - судебном преценденте. Судопроизводство было основано на обычном праве - адате и мусульманском праве - шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение - бийлик, ханлык, а также различные подарки. Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота). Право на собственность-основной институт казахского права. Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни. Институты обязательного права включают в себя договоры купли-продажи, займа, найма, хранения и караванной перевозки. В казахском праве существовали и такие своеобразные институты обязательного права, как жылу, журтшылык, асар и т.п. Брачное право казахов соответствовало экономическому базису. Основной формой брака был индивидуальный брак (моногамия). Среди имущего сословия получила распространение также полигамия (многожество). Одной из особенностей семейно-брачных отношений являлось аменгерство - обычай, по которому жена умершего переходила к брату мужа. Был установлен запрет брака между родственниками до седьмого колена. Каждый взрослый сын имел право на часть имущества отца. По достижении определенного возраста сыновей выделяли в самостоятельное хозяйство (отау). Все хозяйство отца после смерти доставалось младшему сыну (шанырак, иесi). В казахском обществе XV-XVII вв. еще не было разграничений между гражданским правом и уголовным. Понятие преступления сливалось с понятием дурного поступка (жаман ic), греха (куне). В уголовном праве существовал закон возмездия (кровная месть). В большинстве случаев кровная месть заменялась выкупом (кун). За некоторые преступления налагались штрафы. Согласно "Жетi Жаргы", уголовная ответственность обычно распространялась лишь на непосредственного виновника, вместе с тем широко был распространен принцип коллективной ответственности общины. Так, если ответчик на суд не являлся или не выплачивал положенного куна, то штраф взыскивался со всей общины. В таком случае членам общины предоставлялось право поступать с ответчиком по своему усмотрению. Такой меры наказания, как лишение свободы у казахов не существовало, не было и тюрем. В целом исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права. Лишь в крайних случаях применялась смертная казнь. Таким исключением являлось изнасилование и кража чужой жены. Никаких специальных органов для исполнения приговора не было. Это право передавалось истцу. Одним из основоположников судебно-правовых уложений казахского ханства был Майкы би - крупный дипломат и общественный деятель, советник Чингисхана. Усиление и укрепление государства связано также с именем Касым хана - сына Аз Жанибек хана. При его правлении впервые в истории была проведена систематизация правовых обычаев и норм, получившая название "Правда Касым хана". Заметный вклад в развитие правовой системы казахского общества внес Есим хан. Он значительно усилил воинские законы, повысив ответственность воинов, что было связано с необходимостью защиты от захватнических устремлений джунгар. В конце XVII века Аз Тауке, Толе би, Казбек би, Айтеке би создали "Жетi Жаргы ", которые по сути стали непосредственной системой законов, кодексом судебной власти. Однако, поскольку этот свод правил дошел до нас в устной форме, общество не восприняло эти уставы официально как кодекс. Тем не менее, выпестованные тысячелетиями в недрах национальных традиций, общественных явлений в системе государства казахской нации, эти законы сослужили в свое время добрую службу народу. В истории казахского права ханского периода известны лишь два законодательных памятника: "Касым ханнын каска жолы" ("Светлая дорога хана Касыма"), который до нас не дошел, и "Жети Жаргы" ("Семь установлений") Тауке-хана. В "Жети Жаргы" вошли постановления, вызванные потребностями военно-политической и социальной жизни казахского общества ХУЛ в. Важнейшим моментом, определившим характер этого документа, оказалось стремление приспособить нормы обычного права к новым потребностям феодализируюшегося казахского общества, узаконив те из них, которые соответствовали интересам знати, создать вместо устаревших и неугодных ей норм новые и более выгодные. Поскольку в этом документе охвачены семь сфер деятельности общества, он и получил название семь установлений Тауке-хана. Но есть и другая версия. Так, по предположению некоторых, "Жеты Жаргы" ("Семь установлений") назван так потому, что в его разработке принимали участие семь биев. Мудрость и прозорливость чествуемых трех великих предков проявилась именно в ту пору. Они зорко предопределили будущее своего народа, предначертали единственно верный путь сохранения потомства и родной земли, показали подлинный образец политического прагматизма. Жетi Жаргы. Изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. Эта работа проводилась весь XVII в. и при хане Тауке нашла свое закрепление в своде законов «Жетi Жаргы» (Семь Установлений). Разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале XVII в. и включал в себя следующие основные разделы: - Земельный Закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях. - Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи. - Военный Закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников. - Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства. - Уголовный Закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства. - Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения. - Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего. Кроме «Жетi Жаргы» продолжал использоваться в качестве источника права и «Кодекс Касыма», особенно в области международного права. Своеобразными дополнениями к кодексам были положения съездов биев – «Ереже», и «Билер созi» – рассказы, содержащие сведения о практике суда биев – судебном прецеденте. Судопроизводство было основано на обычном праве – адате и мусульманском праве – шариате. Судебная функция была в руках биев-родоправителей. Особо сложные дела рассматривались съездом биев. В разбирательстве некоторых дел принимали участие султаны и хан. За разбор дел бии, султаны и хан получали вознаграждение – бийлик, ханлык, а также различные подарки. Если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то истец имел право произвести барымту (насильственный угон скота). Право на собственность – основной институт казахского права. Пастбища и пашни принадлежали роду, общине, скот был в семейной собственности. Особенно строго разграничивались зимние пастбища и орошаемые пашни. Институты обязательного права включают в себя договоры купли-продажи, займа, найма, хранения и караванной перевозки. В казахском праве существовали и такие своеобразные институты обязательного права, как жылу, журтшылык, асар и т.п. Брачное право казахов соответствовало экономическому базису. Основной формой брака был индивидуальный брак (моногамия). Среди имущего сословия получила распространение также полигамия (многоженство). В казахском обществе XV-XVII вв. еще не было разграничений между гражданским правом и уголовным. Понятие преступления сливалось с понятием дурного поступка (жаман iс), греха (куна). В уголовном праве существовал закон возмездия (кровная месть). В большинстве случаев кровная месть заменялась выкупом (кун). За некоторые преступления налагались штрафы. Согласно «Жетi Жаргы», уголовная ответственность обычно распространялась лишь на непосредственного виновника, вместе с тем широко был распространен принцип коллективной ответственности общины. Так, если ответчик на суд не являлся или не выплачивал положенного куна, то штраф взыскивался со всей общины. В таком случае членам общины предоставлялось право поступать с ответчиком по своему усмотрению. Такой меры наказания, как лишение свободы у казахов не существовало, не было и тюрем. В целом, исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права. Лишь в крайних случаях применялась смертная казнь. Таким исключением являлось изнасилование и кража чужой жены. Никаких специальных органов для исполнения приговора не было. Это право передавалось истцу. 21. Судебная система Казахского ханства. Судебная власть в традиционном казахском праве считалась выше любой власти, потому-что была ближе к народу. Судебная власть, т.е. бии, всегда заботились о народе, думали о нем, а потому народ высоко ценил их старания. В случаях, когда ханская власть и судебная власть вступали в противоречия, народ отдавал предпочтение судебной власти. И тому есть классический пример. «Вы знаете, после того, как султан Барак (султан из ханской династии Среднего жуза) убил Абулхаир-хана, он смог сбежать от преследователей, но его схватили простые люди, - рассказывает Зайлаги Кенжегалиев. - Тогда возле султана остались только близкие ему люди, ведь все остальные сбежали, так что ему пришлось прибегнуть к уловке, он сказал, «пусть меня судят казахские бии, какое наказание они мне назначат, такое я и понесу». Толе би и Казыбек би судили Барака и оправдали. Люди настолько верили в суд биев, что Барак смог вернуться в свой жуз, занять свой пост и пользоваться уважением. Это говорит об авторитете судебной власти, все что говорили бии, для народа было истиной. И даже то, что сам хан признавал судебную власть, говорит о том, какая была сильная правовая система в степи, - заключил он». К подобным выводам пришла группа ученных под руководством Зиманова. Они посчитали, что внутренний суд, это суд совести, а суд биев, это внешний суд, который являлся продолжением внутреннего суда, чести и совести. Неисполнение решения биев было просто невозможным. Помимо этого, по словам профессора Кенжегалиева, в понятии казахского народа власть никогда не являлась ценностью, потому как, власть и богатство казахи понимали как приходящее. «Никогда не обманывайтесь!», - говорили казахи. Абай говорил, «совесть и честь рождаются из милосердия и сострадательности». «Для госслужащих главными ценностями должны быть честь, достоинство, милосердие, религиозность, - сказал Кенжегалиев. - Если говорить об общественном сознании, то в казахском обществе богатство и власть традиционно не рассматривались как ценности. Они ни в коем случае не могли быть целью человеческой деятельности, и тем более человеческой жизни. Поэтому общество всегда осуждало стяжательство, властолюбие, корыстолюбие как негативные качества, и стремление человеческой личности как порочное явление социальной жизни. Вместе с тем признавался объективный характер этих явлений, необходимость такой деятельности. Что нужно считаться с существованием в реальной жизни богатых и бедных, богатства и нищеты, власти и подчинения, обладателей санов и простолюдинов. Но работа представителем власти была необходимой, и воспринималась как необходимость. Поэтому все институты власти в казахском народе всегда работали». Один из основных принципов казахского суда биев – принцип мирового соглашения. «Во времена Казахского ханства не было победителей и побежденных, как сейчас, - сказал профессор. - А суд биев придавал особое значение духовно-оправдательной функции. Хотелось бы, чтобы мы к этому вернулись и задумались. Стоит отметить, что один из основных принципов судов биев, сохранился и сейчас. Это высокие требования, которые предъявляются к квалификации и профессиональному уровню судьи». 22.Уголовное право казахов. Уголовное законодательство в соответствии с принципами и нормами международного права исходит из того, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом РК. Одной из форм реализации уголовной ответственности является наказание. В уголовном обычном праве казахов, в частности «Жеті Жарғы», подробно разработана система наказания. Согласно «Жеті Жарғы» ответственность несет только физическое лицо и никто другой. По мнению большинства ученых ответственность за совершенное преступное деяние наступала с 13 лет, опираясь на поговорку тех времен: «В 13 лет человек - хозяин своего очага». В казахском обычном праве возраст преступника принимался во внимание в основном в зависимости от тяжести совершенного преступления, но конкретного определенного возраста уголовной ответственности не было установлено. Таким образом, в тексте «Жеті Жарғы» и других первоисточниках о казахском обычном праве, очень трудно найти однозначные ответы на вопросы, касающихся лица, совершившего преступное деяние, о вменяемости и возрасте. Видимо, это объясняется тем, что обычное право очень резко отличается от писаного права. По мнению Т.М. Культелева «Наказание, применявшееся по обычному праву являлось важнейшим орудием в руках господствующего класса — феодалов и активно содействовало укреплению феодального базиса в Казахстане» [1]. Служебная роль наказания в казахском обществе заключалась в том, что оно обеспечивало охрану экономических и политических интересов эксплуататорского класса и установленного им правопорядка, поддерживало патриархально-феодальную форму эксплуатации трудящихся масс. При этом как отмечает автор, кочевой и полукочевой образ жизни казахского народа, с сохранившимся патриархально-родовым бытом, нашел свое отражение в воззрениях господствующего класса общества на меры наказания [1, 181]. В казахском обычном праве применялись следующие основные виды наказания: смертная казнь; телесные наказания; позорящие наказания; «кун» выкуп за убийство); «айып» (штраф); отдача в рабство; выдача обидчика в услужение потерпевшему; выдача обидчика на произвол потерпевшего или его родственников; конфискация у обидчика всего имущества; изгнание обидчика из общины. Наиболее распространенным наказанием за проступки и преступления был «айып» - штраф, который выплачивался обидчиком потерпевшему за материальный и моральный ущерб. А институт «куна», по мнению Г.Б.Ахмеджановой за много веков до нас предопределил замену смертной казни менее жестокими, но не менее эффективными мерами предупреждения преступлений, в том числе и тяжких [2]. Применение смертной казни как высшей меры наказания отдельными ханами, султанами зависело от влияния, которым они пользовались срединарода, в особенности среди родовой знати. Ханы и султаны приговаривали к смертной казни лишь тех, за спиной которых не стояли сильные заступники. Потому что каждый случай применения смертной казни являлся поводом для нового преступления, возникновения барымты, самосуда и других произвольный действий. В зависимости от характера совершенного преступления и социально-правового положения потерпевшего и виновного назначались различные тогузы. «Тогуз» как вид санкции, имеет 27 наиболее ходовых разновидностей и вариантов. В своих исследованиях по уголовному и обычному праву казахов видный казахский ученый-юрист Т.К.Культелеев определил публичный характер наказания. Таким образом, предоставление потерпевшему или его сородичам права на осуществление мести над обидчиком или его сородичем, признание принципа коллективной ответственности членов родовых подразделений за преступления, совершенные любым из их членов, допущение примирения сторон в любой из стадий рассмотрения дела, отсутствие специального органа, исполняющего судебный приговор, и т. п. правила казахского адата вуалировали публичный характер наказания как одну из мер государственного принуждения, применяемых судом в отношении лиц, совершивших преступление [1, 187]. В казахском обычном праве основной судебной властью обладал суд биев. Юридически выполнять функции бия мог любой свободный общинник, обладающий достаточным авторитетом, знанием норм обычного права и красноречием. Наиболее выдающиеся из них - это Толе би, Айтеке би, Казыбек би. Именно великое ораторское искусство выдвинуло их в ряд исторически значимых лиц казахского народа. В обычном казахском праве дело не могло возбуждаться по факту преступления, процесс начинался только по инициативе потерпевшего. Истец именовался даулаушы или талапкер, а ответчик - жауапкер. Суд по обычному казахскому праву был гласным, состязательным, все дела, как уголовные, так и гражданские имели исковый характер. Бии выбирались по взаимному соглашению сторон, причем бию мог быть дан отвод, но только до начала процесса. Рассмотрение дела начиналось с обряда бросания перед судьей плетей истцом и ответчиком. Это символизировало согласие обеих сторон с составом суда и согласие, с будущим решением бия. Прежде чем начать процесс, бий предлагал сторонам примирение и в случае отказа начинал слушанье. Обычно это происходило при большом стечении народа, причем не только заинтересованных людей, но и всех желающих. Суть дела излагалась в устной форме истцом или его представителем, ответчик также мог изложить свою версию сам или через представителей. Бий мог вызвать свидетелей, явка которых обеспечивалась заинтересованной стороной. Обычное казахское право предусматривало различный подход к свидетелям в зависимости от их социального статуса. Не принимались свидетельства женщин, ближайших родственников истца и ответчика, несовершеннолетних, лиц, подвергавшихся телесным наказаниям, а также лиц, признанных сумасшедшими. Жети Жаргы определяли, что «для удостоверения в преступлении требуется не менее двух, а иногда трех свидетелей». Одним из важнейших институтов судебного процесса в казахском обычном праве был институт присяги. Приговор, бия, выносился устно. Итак, бии в казахском обычном праве совершали судопроизводство на основе обычаев и традиций, норм обычного права. Они были уникальной системой, приспособленной к кочевому образу жизни, обеспечивающей непрерывность упорядоченного жизненного цикла кочевых народов, свободу и защищенность членов сообщества. По мнению отечественных авторов, проникнутые гуманистическими идеями, обычно-правовые нормы проповедовали идеи добра и благородства, о чем свидетельствует примирительный характер обычного процессуального права казахов. Бий призывал любить свой народ, служить ему верой и правдой, стремиться обеспечить сплоченность сообщества и восстановить добрые взаимоотношения между людьми [3]. Анализ системы наказания свидетельствует о гуманизме обычного права. Исагалиев А.К., Капекова А.С считают, что меры наказания как нормы-правила, выполняя регулятивную функцию, создавали почву для формирования правосознания народа. Нормы-правила, касающиеся правоприменительной деятельности биев, проявляются в их способности быть выражателями справедливости, в их признании всех членов кочевого общества равными перед законом обычного права, независимо от происхождения, материального положения и социального статуса, в их защите интереса общества, государства и отдельных лиц [3, 29]. Казахское обычное право характеризуют гласность, простота, состязательность судебного процесса, участие в нем представителей сторон, отсутствие таких уголовных наказаний, как лишение свободы, которое наоборот сейчас доминирует в действующем уголовном законодательстве страны, заключение в тюрьму и др. В действительности в условиях казахского феодального общества все меры принуждения носили классовый характер, регулировались нормами обычного права и осуществлялись при поддержке органов государственной власти, в том числе и судебной. Но все же можно утверждать, что в казахском обычном праве нашли свое воплощение универсальные, общечеловеческие ценности гуманизма, справедливости, уважения к личности и защиты ее основных прав и свобод. Как утверждал академик С.З. Зиманов виды и формы ответственности и наказания в казахском праве исключительно богаты и разнообразны. Существует большой их выбор, что обеспечивает, с одной стороны большой простор для действия суда и судей, а с другой - налагает на судей особую ответственность за логическое, деловое и нравственное обоснование своего решения при выборе варианта ответственности. Тут как раз и должны проявляться личные качества судьи и его интеллект, которые ценятся не меньше, чем исход дела [4, 50]. Исходя, из этого следует понимать, что наказаний и судебная власть имели большое значение в казахском обычном праве и занимали важное место в системе обычно-правовых норм. Семейно – брачное право казахов.
Договора и обязательства в обычном праве казахов. По обычному праву большинство договорных обязательств было тесно связано с обязанностями членов родовой или аульной общины друг перед другом и перед другом и перед самой общиной.Договора заключалась устно,основным объектом договоров был скот.Наиболее распространены были договора мены,займа и ссуды. |