Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль батыров в Казахском обществе

  • КАЗАХСКИЕ БИИ и батыры. Казахские бии. Их роль в общественной жизни казахов в xviixviii вв. (Толе би, каздауысты казыбек би, айтеке би)


    Скачать 21.62 Kb.
    НазваниеКазахские бии. Их роль в общественной жизни казахов в xviixviii вв. (Толе би, каздауысты казыбек би, айтеке би)
    Дата17.02.2023
    Размер21.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКАЗАХСКИЕ БИИ и батыры.docx
    ТипДокументы
    #942113

    КАЗАХСКИЕ БИИ. ИХ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ КАЗАХОВ В XVIIXVIII ВВ. (ТОЛЕ БИ, КАЗДАУЫСТЫ КАЗЫБЕК БИ, АЙТЕКЕ БИ).
    Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского, нашествия в конце XVII- начале XVMI веков связаны

    деятельность выдающихся биев Толе, Казыбека, Айтеке. В общественной жизни казахов этого периода они играли очень большую роль, о чем свидетельствует, например, всеказахский съезд, который состоялся осенью 1726 года в местности Ордабасы, на возвышенной сопке над рекой Бадам. На съезд были приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Самеке, бии разных родов, султаны и другие полководцы и батыры. Целью этого съезда было проведение широкой политики по объединению всех казахских родов против джунгар.
    Бии в эпоху Тауке хана входили в высший законодательный совет «Жеты жаргы».

    «Жеті Жарғы» включает в себя следующие основные разделы:

    - земельный закон,регламентирующий пользование землями и разрешение споров о пастбищах и водопоях.

    - семейно-брачное законодательство, регламентирующее порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.

    - военное законодательство, регламентирующее военную службу, формирование подразделений.

    - процессуальные нормы права, регламентирующее порядок судебного разбирательства.

    - уголовное законодательство, регламентирующее наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

    - нормы права о куне — выкупе за убийство и тяжкие телесные повреждения, устанавливающий наказания за них.

    - закон о вдовах — своего рода право социальной защиты, регламентирующее имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
    Поскольку они представляли интересы целых жузов, йх называли «Орда би». В каждом роде были также свои предводители - бии; уполномоченные советом аксакалов.
    В начале XVIII , века этническая история казахов была связана с

    Туркестано-Ташкентским оазисом. В результате смешения оседлых жителей предместий Ташкента с обедневшими казахами в 30-40-х годах XVIII века образовалась маргинальная группа - курама (численность более 100 тыс.). Причинами формирования этой группы являются территориально-этническая близость и «годы великого бедствия» (актабан шубырынды). Из различных данных известно, что" летние пастбища казахских родов охватывают Южную Сибирь и юг Урала.
    В этническом составе казахов были представлены почти все тюркские племена, и отчасти племена монгольского происхождения. Несмотря на сложную международную обстановку в течение XV-XVII веков казахам удалось сформировать четкую структуру этноса. Основу этнического организма составляли племена, состоящие между собой в генеалогическом родстве. Существовали три этнополитические объединения - жузы, руководимые улусными биями (Толе, Казыбек и Айтеке).
    В Старшем жузе насчитывалось 11 племен (старшие племена - жалайыр, ошакгы, дулат), в Среднем жузе — 6 племен (старший - аргын) и в Младшем 3 союза племени, объединяющие всего 25 племен. Из трех племен старшими считались алимулинцы. Связующей нитью племен служат не столько генеалогические отношения, сколько необходимость выживания перед лицом сильнейшей угрозы: во-первых, от джунгаров, во- вторых, от китайцев, в-третьих - от русских.
    В XVIII веке Как и раньше большие сеймы и советы проходили в ставках верховных правителей, но первостепенную роль в них играли бии.
    Толе би (1663-1756) Алибек улы - выдающийся государственный деятель Казахского ханства, оратор, главный судья Старшего жуза, один из создателей свода законов «Жеты Жаргы» при Аз-Тауке.
    После смерти Аз-Тауке казахское ханство стало распадаться на отдельные регионы. К этому времени после десятилетий войн промышленность и торговля в городах Туркестана пришла в полный упадок. А на северо-востоке возник богатый рынок товаров Российской империи. Толе би был сторонником пророссийской партии правящей элиты казахского народа. Но в отличие от многих, он не спешил вступить в подданство к русскому царю, а вместе с Казыбек би и Айтеке би вырабатывает каноны внешней политики, которая была чрезвычайно благоприятна для существования казахского народа в дальнейшем. Толе би умер в 93-летнем возрасте и похоронен в Ташкенте.
    Казыбек би Каздауысты (1666-1763) Келдибекулы - выдающийся государственный деятель Казахского ханства, дипломат, главный судья Среднего жуза, вместе с Толе би и Айтеке би участвовал в работе «Жеты Жаргы».
    Свою дипломатическую карьеру Казыбек Кельдибекулы начал в 18 лет, находясь в составе посольства Казахского ханства в Джунгарском ханстве Галдану. Во время этой миссии в нем впервые особенно ярко проявился талант дипломата. Именно благодаря ему переговоры с джунгарами прошли успешно и завершились перемирием.
    Ему принадлежат слова, являющиеся основными канонами внешней политики Казахского общества. Уже в качестве посла Казыбек Каздауысты несколько раз ездил в Джуигарское ханство. В 1742 г. он вместе с Малайсары и другими представителями во главе 90 биев отправился в Джунгарское ханство и освободил Абылая. Казыбек би добился заключения, мира между Казахским и Джунгарским государствами на долгое время. Казыбек би руководил внешнеполитическими сношениями Казахского Панства в 40- 60 гг, Тогда остро стояли вопросы, связанные с отношениями с Китаем и Россией. И власти Китайской империи, и власти Российской империи вынуждены были вести переговоры с ханом Абылаем с участием Казыбек бия, который олицетворял политику активного нейтралитета хана Абылая.
    Айтеке би Байбекулы (1689-1766) - долгие годы возглавлял Младший жуз. Айтеке би активно ратовал за объединение казахского народа, за единое и сильное государство, за справедливое общество.
    Роль батыров в Казахском обществе
    Большое социальное и политическое влияние в казахском обществе в период XVIII - первой половины XIX в. имела социальная группа батыров - военных вождей. Тюрко-монгольское слово "батыр", "багатур", "бахадур" первоначально означало храбреца, вызывающего врага перед битвой на противоборство. В этой транскрипции оно еще в XIV в. проникло в русский язык, потеснив более ранний, автохтонный термин южнославянской книжности "храбр", т.е. "воитель".

    Со времени Чингиз-хана термин "бахадур" многократно присваивался как титул представителям военизированной тюрко-монгольской знати. В этом значении многочисленных бахадуров в ханстве Абулхаира упоминают в своих сочинениях Масуд бен Усман Кухистани, Камал ад-Дин (Шир)-Али-Бинаи и другие восточные авторы.

    в XVIII в. этот титул имели казахские ханы Тауке, Каип, Абулхаир, Абылай и некоторые другие. Однако батыр - это не только титул храбреца, но и наименование лиц, преимущественно занятых осуществлением военных функций. Батыром казахи называли любого храброго и опытного воина как из социальной группы "черной кости", так и наследственной аристократии, особо прославившегося в набегах и сражениях.

    По определению путешественника К.К Мейендорфа, батырами именовались в казахском обществе "люди храбрые, справедливые и предприимчивые, во время войны - это наездники" . Звание "батыр" никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами. Но вместе с тем, нередко возникали ситуации, когда батырами становились сын и внук того или иного батыра, ярко проявившие себя на военном поприще.

    Наиболее сильно возросли авторитет и социальное значение батыров в первой половине XVIII в., что было обусловлено актуализацией внешней угрозы и возрастанием роли военнопотестарных структур в социальной организации казахов. Необходимость организации эффективного отпора джунгарской агрессии привела к появлению сначала на военной, а затем и политической сцене выдающейся плеяды народных предводителей и полководцев - батыров: Богенбая из рода табын поколения жетыру, Богенбая из рода табын племени аргын Среднего жуза, Кабанбая, Малайсары, Тайлака и др.

    С именами вышеназванных батыров связаны наиболее крупные победы воинских отрядов казахов над войсками ойратов, в сражении при р. Буланты (1727 г.) и в знаменитой Анракайской битве (1729 г.), которые навсегда вошли в историческую память казахского народа.

    По мере ослабления военной напряженности на этнических рубежах казахских жузов снижалось и социальное значение батыров. Определенный всплеск общественной популярности и политического влияния этих военных вождей был связан с развитием народно-освободительных движений 20-40гг.

    XIX в. в Младшем и Среднем жузах, направленных против российского колониального господства. В этот период наибольший авторитет у казахов приобрели такие храбрые воины и сподвижники султана Кенесары, как его родной брат Наурызбай-батыр, батыры Агыбай, Бухарбай, Иман, Жеке и многие другие.

    На территории Старшего жуза заметное усиление роли военно-потесторных структур и связанное с этим возрастание общественной значимости социальной группы батыров наблюдалось в годы борьбы с военной агрессией Кокандского ханства (20-50-е г.г. XIX в.). Именно тогда звание батыра в казахском обществе получили предводители воинских ополчений Сарыбай Айдос-улы (1828-1890), Саурук Сталибек-улы (1798-1854), Сыпатай Алибек-улы (1781-1868), Суранши Акымбек-улы (1815-1864) и многие другие.

    Именно батыры преимущественно привлекались верховной властью к выполнению ответственных поручений дипломатического характера во взаимоотношениях казахских ханств с соседними государствами, а также в интересах поддержки ханов при обострении их противоречий с членами бийского сословия и родовыми старшинами. Привилегированное положение батыров зависело, помимо их личных качеств, от военной удачи, престижных родственных связей и богатства, т.е. размеров той добычи, которую им удавалось захватить во время военных походов в чужие страны, также из числа добровольных сторонников, состоявших большей частью из казахской молодежи.

    Поэтому по своему богатству и политическому влиянию среди казахов некоторые батыры (как например, Жаныбек, из рода шакшак племени аргын Среднего жуза) превосходили иногда правивших ханов и султанов. Батыры строго придерживались военной этики. Здесь одним из кодексов степи, имеющих воспитательное значение была система требований, предъявляемых батырам. Эту систему требований можно рассматривать, разделив ее на две части. Первая часть- неписанные законы, используемые в ходе войны: при поединке не нарушать очередности, дать разрешение потерпевшему поражение противнику попрощаться с друзьями, умело использовать оружие.

    В конце ХVIII в начале ХІХвв в трудах собирателей сведений, касающихся казахского общества значилось, чтобы завладеть знанием настоящего батыра во время войны, он должен три раза перейти на сторону врага, шашаком или копьем проколоть и убить врага, только в таком случае можно было называться батыром.

    Одна из особенностей казахских батыров заключается в том, что они являются продолжателями традиций сказателей, а также у батыров должен быть достойный аргымак. «Крылья джигита-лошадь»,- гласит народная мудрость.

    - в традиционном казахском обществе сходятся свойственные батырам позиция, обычай, кодекс чести, принципы, своя цель, общественная деятельность, этические особенности, приметы с комплексом ценностей в сознании.

    - кодекс чести и их образ является в казахском обществе школой воспитания. Батыры составляли выший образ патриотизма и гражданства.

    - сказанные устами биев, батыров и сказателей, находившихся вокруг аристократов степи мудрые слова и стихотворные строки как историческое, культурное наследие переходят от поколнеия к поколению, и пополняют систему ценностей традиционного казахского общества.

    Таким образом рассматривалось место и значение, присущее системе духовных ценностей традиционного казахского общества, свойственные батыру традиции, обычаи, сознание и принципы как продолжателя вышеуказанной воинской традиции.

    По мере ослабления военной напряженности на этнических рубежах казахских жузов снижалось и социальное значение батыров. Во второй половине XIX в. в связи с распространением на всей территории Казахстана государственно-административной системы Российской империи батыры как определенная социальная группа прекратили свое существование, а их традиционные военные функции перешли к соответствующим институциональным структурам колониальных учреждений Российской империи.


    написать администратору сайта