Главная страница
Навигация по странице:

  • Во второй половине 17 века был построен второй каменный храм — Покровский. Настоятельские палаты Настоятельские палаты Соборная церковь

  • Соборная церковь

  • Юрьев монастырь. Юрьев монастырь. Юрьев монастырь в 1975 году. Юрьев монастырь. Юрьев монастырь.

  • Основан преподобным Ефремом около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Название обители возникло от имен князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

  • Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Первое упоминание о нем относится к 1148 году, когда сгорела от удара молнии деревянная церковь Покрова.

  • Также в монастыре сохранилась церковь Симеона, сооруженная в 1468 году. Ее особенность — в наличие двух этажей: первый, подцерковье, использовался как служебное помещение, второй — для богослужений.

  • Спасибо за внимание!

  • Первые монастыри. Первые монастыри


    Скачать 7.61 Mb.
    НазваниеПервые монастыри
    Дата22.12.2022
    Размер7.61 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаПервые монастыри.pptx
    ТипРассказ
    #859407

    Первые монастыри
    Самые ранние свидетельства о том, что на Руси были монахи, содержит Повесть временных лет, первая известная русская летопись. Здесь рассказывается о прп. Антонии, основателе Печерской обители близ Киева. По словам летописца преподобный, начавший иноческий путь на Святой Горе Афон, вернулся на Родину по благословению своего игумена. Придя в Киев, который уже с конца X в. считался центром христианской веры, он, как говорит летопись «мышляше, где жити» и «походи по монастырем, и не возлюби, Богу не хотящу». Таким образом, столица Руси имела по крайней мере несколько мужских монастырей. Но когда они были основаны – остается неизвестным.
    Современные историки полагают, что нежелание Антония поселиться в одном из них, скорее всего, было вызвано тем, что эти монастыри были так называемыми «княжескими», то есть образованными недавно принявшими Крещение благочестивыми князьями, желавшими устроить обитель «на помин своей души» (например, православные сербы так и именовали их – «задушбины»). Однако, это означало:
    • что монастырь находится под контролем основавшего его «патрона»;
    • что князь, по сути, мирянин, активно вмешивается в жизнь монахов, что, конечно, отражалось на их духовном состоянии, общей обстановке внутри иноческой общины.

    Вероятно, именно ввиду этих причин прп. Антоний уходит на уединенное подвижничество. Это событие прп. Нестор Летописец, монах основанного им монастыря, помещает в Повести временных лет под 6559 г. от Сотворения мира, что соответствует 1051 г. от Рождества Христова. Это первая известная дата основания иноческого общежития на Руси – хотя сам Киево-Печерский прп. Антония был все-таки не первым, к тому же складывался как община иноков в течение по крайней мере первых нескольких десятилетий существования.
    Когда появился первый женский монастырь? Первой летописное свидетельство о конкретной дате основания имеется под 1089 г. Это год, когда сын великого князя, Ярослава Мудрого, построил «княжескую» обитель св. Андрея для своей дочери, Анны. Как говорят документы, она первоначально была помолвлена с царевичем из Византии Константином Дукой, которого, ввиду придворных интриг, вынудили принять монашество. После этого Анна, его нареченная невеста, также решает уйти из мира. Дочь очень образованного отца, внучка любителя «писания книжного» Ярослава, Анна известна тем, что устроилася при школу для девочек «неколико обучала писанию, такоже ремеслам: пению, швению и иным полезным им занятиям. Да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие». Однако этот женский монастырь – лишь первый, о котором известна дата открытия. Историки убеждены: до Андреевской на Руси были также другие – причем, такие монашеские общежития могли существовать даже до Крещения страны. Например, в житии прп. Феодосия Печерского, ученика прп. Антония, рассказывается, что мать святого приняла постриг в обители св. Николая Мирликийского. Судя по всему, эта женская община имела очень давнюю историю, будучи основана на месте убийства князя-христианина Аскольда (882 г.), точная дата ее основания неизвестна. Многие историки говорят также, что еще один женский монастырь, св. Ирины, небесной покровительницы супруги великой княгини, скандинавки Ингигерды, был основан ее супругом, Ярославом Мудрым (1037 г.). Основатели первых монастырей Хотя установить точные даты появления первых иноческих обителей на Руси затруднительно, можно с высокой вероятностью говорить о том, что среди основателей их были: князья, стремившиеся устроить монастырь из соображений благочестия, спасения души; к таковым можно отнести блгв. Ярослава Мудрого, вероятно, его отца, великого князя Владимира, других правителей. подвижники, ревновавшие о чистой христианской жизни, потому – покидавшие мир. прп. Ефрем Новоторжский служил при великокняжеском дворе, но оставил мир после убийства св. Бориса и Глеба; при этом погиб его юный брат, дружинник Бориса, Георгий; Ефрему даже не удалось похоронить его тело, он нашел только главу; познав суету мира, святой принимает пострижение, основывает обитель св. Бориса и Глеба близ города Торжок; в 1238 г. женский монастырь основала вдова посадника Великого Новгорода Симеона: ее супруга убили взбунтовавшиеся горожане; иноческая община была устроена при храме, который за несколько десятилетий до этого построил Симеон; на рубеже XII-XIII вв. во Владимире появился Успенский «княгинин», как его называли, монастырь; его построила дочь князя Всеволода Юрьевича, Мария; есть предание, что пересмотреть свои жизненные ценности ее заставила семилетняя тяжелая болезнь. одним из первых пострижеников зарождающейся обители стал Феодосий, пришедший к Киеву из Курска; сын великокняжеского тиуна (управляющего хозяйством правителя), Феодосий уже с детства тянулся к духовной жизни, а лишившись отца 14-летний юноша совсем меняет образ жизни: постоянно постится, посещает храм, даже – печет просфоры, к возмущению матери, недовольной таким «бесчестием» для богатой семьи; наконец, Феодосий просто уходит из дома в Киев, где становится духовным сыном прп. Антония, постригается; мать, бывшая резко против пострига, нашла его здесь уже монахом – и, убежденная святостью его жизни, сама отреклась от мира. у прп. Антония принял постриг боярин великого князя Изяслава, Варлаам, решительно оставивший мир; сам правитель лично приезжал к прп. Антонию с возмущением, пытался «образумить» самого Варлаама – ничего не помогло; именно этот человек возглавил обитель, когда прп. Антоний ушел в затвор; князь старался смириться, но все же не смог терпеть вида своего боярина в монашеских одеждах; однажды он уговорил его стать настоятелем «княжеской» обители, покинув пещерный монастырь – впрочем, духовная жизнь устроялась Варлаамом на новом месте по заветам прп. Антония. поразительной для современников была судьба князя, оставшегося на страницах «Киево-Печерского патерика» под именем Николы Святоши («Святоша», видимо, уменьшительное от его мирского имени «Святослав»); мало того, что он, к недовольству семьи, особенно братьев, покинул мирскую жизнь, так еще стремился нести самые тяжелые послушания, унизительные для княжеского достоинства, которое преподобный, очевидно, теперь ставил ни во что; он скончался смиреннейшим иноком. В 1552 году Иван Грозный перед походом на Казань дал обет: если возьмет город — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По указу царя, в 1555 году был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм Иван IV даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине 17 века был построен второй каменный храм — Покровский.
    Настоятельские палаты
    Настоятельские палаты
    Соборная церковь
    Соборная церковь
    Находится в 5 км от Великого Новгорода на берегу реки Волхов вблизи озера Ильмень. Монастырь был основан в 1030 году Ярославом Мудрым. Князь в крещении носил имя Георгий, которое в русском языке обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название обители. Первое летописное упоминание относится к 1119 году. С того времени монастырь считается центром духовной жизни региона. Юрьев монастырь.
    Юрьев монастырь.
    Юрьев монастырь в 1975 году. 
    Юрьев монастырь.
    Юрьев монастырь.
    Вид на монастырь с Волхова.
    Заложенный в начале 12 века сегодня этот монастырь не действует. Биография основателя обители преподобного Антония Римлянина описана в его житии, составленном через несколько столетий после его смерти. По легенде, святой родился в Риме, а в Новгород приплыл на намоленном камне. В 16 веке при архимандрите Геронтии были построены Сретенская церковь с трапезной палатой и церковь «иже под колоколы» в честь Антония Великого. При Анне Иоановне в монастыре учредили семинарию, где постепенно сформировалась фундаментальная библиотека. Учебное заведение было ликвидировано после революции. В его помещениях разместился Новгородский институт народного образования, а позднее педагогический техникум и институты. В 1920 году был упразднен и сам монастырь, а собор Рождества Богородицы, как и церковь Сретения, оставались действующими до 1932 года. Сегодня монастырские постройки входят в состав новгородского музея-заповедника, на территории располагается несколько факультетов НовГУ. Основан преподобным Ефремом около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Название обители возникло от имен князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.
    Трижды монастырь горел в междоусобных войнах. В 1237 году подвергся нападению ордынцев. От Литвы и поляков обитель страдала дважды: в 1258-м, когда литовцы захватили Торжок, разорили монастырь и разогнали братию, и в 1609-м, когда поляки сожгли деревянную церковь Введения Пресвятой Богородицы. Расцвет обители приходится на вторую половину 18 века: на месте старого Борисоглебского собора был возведен новый с тем же названием по проекту архитектора Николая Львова. В 1804 году была заложена надвратная церковь-колокольня, проект которой, по мнению некоторых исследователей, также был разработан Львовым. Ее строительство вел архитектор Яков Ананьин. В 1925 году монастырь был распущен. На его территории сначала находилась тюрьма строгого режима, затем лечебно-трудовой профилакторий и позднее Всероссийский историко-этнографический музей. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и церковью. Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Первое упоминание о нем относится к 1148 году, когда сгорела от удара молнии деревянная церковь Покрова.
    Главная церковь в монастыре называлась Покров Святой Богородицы. Заложенная в 1355-м она является самой старой из сохранившихся до наших дней построек обители. Церковь строилась на собранные новгородцами средства. Также в монастыре сохранилась церковь Симеона, сооруженная в 1468 году. Ее особенность — в наличие двух этажей: первый, подцерковье, использовался как служебное помещение, второй — для богослужений.
    В 1919 году Зверин монастырь был обращен в приходскую церковь, хотя сестры продолжали в нем жить. Они попытались организовать в монастыре сельскохозяйственную молочную артель, но безуспешно. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен РПЦ в 1989 году. Спасибо за внимание!


    написать администратору сайта