Первые Рюриковичи. Документ 40 (1). "Первые Рюриковичи"
Скачать 298.35 Kb.
|
Князь Игорь (годы княжения -912 – 945) Большинство современных историков лишь констатируют действия Игоря Рюриковича, но не дают им объяснения. "После Олега стал княжить Игорь. И опять, как со времен Олега, мы имеем его трактат с Византией и различные иноземные известия о последних годах его царствования - о неудачном походе на Царьград и счастливой экспедиции в Прикаспийские земли. Очевидно, это вошло в обычай: первые годы царствования были потрачены на укрепление позиций нового князя и государственного строя, усмирение непокорных князей и наместников, непокорных волостей и племен, а затем, покорив их и имея в своем распоряжении значительную военную силу, киевские князья отправились в поход в дальние богатые страны, ища в них добычи и славы". Игорь правил не так хорошо, как его предшественник. Фактически к нему начинает применяться правило, ставшее тогда обязательным для всех киевских князей: взойди на престол-утверди свою власть над мятежными племенами. Первыми против Игоря восстали древляне, за ними-евреи. Несколько лет ему и его дружине пришлось провести в изнурительных походах, чтобы заставить восставших снова платить дань Киеву. И только решив все эти внутренние проблемы, Игорь смог продолжить дело Олега - дальние полуторговые и полупиратские экспедици. В 40-е годы отношения с Византией осложнились. Мирный договор, заключенный Олегом с Византией, к 941 году утратил силу, и Игорь организовал новые военные походы против своего могущественного южного соседа.В 941 году Игорь попытался повторить поход Олега и направил свои ладьи в Константинополь. Их встретил византийский флот, который был вооружен "греческим огнем" - горючей смесью, сжигавшей русские лодки. Потерпев неудачу, Игорь был вынужден отказаться от похода на столицу. Военные действия в Малой Азии закончились неудачей. Уцелевшие корабли должны были вернуться ни с чем.Поход 944 года закончился более благоприятно, что привело к заключению взаимовыгодного мира. Стороны вступили в военный союз, направленный, в частности, против хазар. Это, конечно, было в интересах древнерусского государства. Правда, искусные в дипломатии греки вряд ли собирались всерьез помогать киевским князьям в борьбе с хазарами - их больше заботило взаимное ослабление противников. С другой стороны, русскому князю приходилось посылать в Византию военные отряды, которым предстояло вести тяжелую борьбу с другими противниками империи.Примечательно, что при подписании договора русские и византийцы поклялись, что не будут его нарушать. Игорь и его окружение, как язычники, дали клятву на оружии перед изображением Перуна. Но некоторые из русских послов отправились в храм Святой Софии. Они уже были христианами.Однако в том же году Игорь решил попытать счастья на востоке и, наконец, преуспел. С большим отрядом воинов он спустился по Волге, разграбил богатые мусульманские города на Каспийском побережье и безнаказанно вернулся домой со всей своей добычей. И там пришлось начинать все сначала: древляне взбунтовались. Восстание древлян в 945 году, во время которого погиб князь Игорь, - первое народное возмущение, описанное в летописи. Причиной восстания было, по- видимому, недовольство властью киевского князя, стремление родовой знати освободиться от обременительной опеки Киева. Причиной тому была жадность Игоря, который, собирая дань в земле древлян и отправляя обозы в Киев, возвращался с "малой дружиной" для вторичного сбора дани (полюдье) Карамзин Н. М. История государства Российского. При Игоре дань, взимаемая с подвластных племен, стала приобретать значение. Его использовали для содержания киевского князя и его окружения-бояр и дружинников, обменивали на товары в соседних странах. Дань выступала главным способом поддержания господствующего слоя древнерусского государства. Она была собрана архаично, что, в свою очередь, отражало архаичность самого государства.Древляне собирались на вече (наличие собственных княжеств в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов свидетельствует о том, что формирование государственности продолжалось и в Киевской Руси). Вече решило: "Волк полюбит овцу и все утащит, если ты его не убьешь". Дружина Игоря была убита, а князь казнен.Со смертью Игоря закончился первый этап в развитии государственности на Руси. Игорь не допустил развала государства, хотя не все его военные предприятия заканчивались успехом. Ему удалось отразить набеги и наладить отношения с кочевыми печенегами, некоторое время проживавшими в южнорусских степях. При нем продолжалось расширение границ на юг, к Черному морю, в результате чего на Таманском полуострове появились русские поселения. Игорю удалось подчинить себе Киев, прежде успешно сопротивлявшийся киевским правителям Княгиня Ольга Мудрая (годы княжения - 945-964) Княгиня Ольга Мудрая -одна из немногих женщин-правительниц в истории России. В 945 году, узнав о смерти мужа, Ольга приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Опираясь на поддержку окружения покойного мужа, Ольга, по сути, стала регентшей при своем малолетнем сыне Святославе. Но и позднее, когда он подрос, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями по-прежнему находилось в руках княгини Ольги до самой ее смерти. Никто не знает ничего достоверного о происхождении Ольги. В летописи читаем, что Игорь привел себе жену из Плескова в 903 году. Существуют разные мнения по поводу этого «Плескова» - то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Имя же ее варяжское. Принадлежала она, уточняет Иоакимовская летопись, к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий, которых было на Руси в Х–XI вв. не меньше двадцати, но которые все были вытеснены со временем Рюриковичами или слились с ними посредством браков. Некоторые из них были местного, славянского происхождения, другие — пришлые, варяжские. Известно, что скандинавские конунги, приглашенные на княжение в русские города, неизменно принимали русский язык, часто — русские имена и быстро становились настоящими русскими как по образу жизни, так и по мировоззрению и даже по физическому облику. Так и супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении — Ольга, Вольга. Женское имя Ольга соответствует мужскому Олег (Хельги), что значит «святой». Хотя языческое понимание святости совершенно отлично от христианского, но и оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвение, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение имени, народ Олега назвал Вещим, Ольгу — Мудрой.Древние летописцы — составители «Повести временных лет» — явно симпатизируют Ольге, постоянно говоря о том, какая она красивая, сильная, хитрая, а главное — мудрая. С уст мужчины-летописца срывается даже неслыханный для того времени комплимент «мужскому уму» княгини. Отчасти все это можно объяснить тем, что в 955 г. Ольга приняла христианство: для монаха- летописца это было важно. Начало правления Ольги омрачено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них сожгла в бане. Затем она с помощью дьявольской хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. Надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила. Супруга Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам. «Повесть временных лет» сообщает, что вдова Игоря сначала расправилась в Киеве с послами древлян, а затем организовала карательный поход в их земли. Племенной центр древлян, город Искоростень, был взят и сожжен, жители перебиты или обращены в рабство. В действиях Ольги легко усмотреть стремление отомстить за гибель мужа. Это и понятно: наследие родового строя, институт кровной мести сохранял силу среди восточных славян и варягов (по преданию, Ольга происходила из незнатного варяжского рода). Но властная княгиня руководствовалась и «государственными соображениями». Она жестоко расправилась с непокорными, преподав урок всем недовольным. Победа ее над древлянами, несмотря на суровость победительницы, была победой христианских, созидательных сил в Русском государстве над силами языческими, темными и разрушительными. Несмотря на преклонный возраст, княгиня за время своего правления объехала, как сообщают летописи, всю державу и повсюду оставила следы своей хозяйственной деятельности. Уже в первые годы она завоевала расположение народа прекращением внешних военных походов. Отряды наемников-варягов, которые всегда находили себе работу при Игоре, Ольга регулярно отправляла в помощь Византии, экономя тем самым на их содержании. Незаурядные ум и энергия позволили ей создать первую на Руси эффективно работающую систему управления княжеством. Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. И она пошла на своеобразную реформу, установив порядок и размеры полюдья. Были введены уроки, определявшие размеры дани, и установлены места, куда она свозилась, - погосты. Как и становища[10], погосты имели жилые и хозяйственные помещения, запасы продовольствия и фуража, укрепления. Здесь же содержались княжеские кони и другой скот. В погостах проживали представители княжеской администрации и воины. Последствия этой простой на первый взгляд меры были весомые. При Ольге было не просто положено начало создания упорядоченной и организованной системы налогообложения, без которой не может успешно функционировать государство;места сбора дани стали административными центрами, опорными пунктами власти киевского князя на местах. Проведено было размежевание земель, выделялись места княжеских охотничьих угодий («ловов»). Таким образом, погосты стали как бы узлами огромной сети, накинутой киевскими князьями на славянские и финские земли Севера, в ячейках этой сети умещались и боярские вотчины, и общинные пашни, а погосты представляли собой те узлы прочности, при помощи которых государственная сеть держалась и охватывала просторы Руси, подчиняя их князю. Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России — на западе, с Польшей. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян. Киевская традиция рисует ее мудрой и твердой правительницей, «мудрейши всех человек». В лестных пассажах летописца заключалась, по-видимому, большая доля истины, хотя самой Ольге не чужды были и жестокость, и коварство. Княгиня положила начало каменному строительству. Первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги. (Дворец, точнее его фундамент и остатки стен были найдены и раскопаны в 1971–1972 гг.) Началось строительство храмов - храм Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенный вскоре по возвращении Ольги из Царьграда, и освященный 11 мая 960 года. Этот день отмечался впоследствии в Русской Церкви как особый церковный праздник. С целью налаживания торговых и дипломатических отношений киевская княгиня неоднократно посещала Византию. Ольга одна из первых осознала необходимость сближения с Византией как потребность государственную. Но, обращая свой взор на империю, она надеялась найти здесь, в отличие от своих предшественников, не богатые военные трофеи, а религию, культуру и политические выгоды, способствующие упрочению Древнерусской державы. В 957 г. она возглавила пышное посольство в Византию и была принята императором Константином Багрянородным. Переговоры подтвердили существование военного союза между двумя странами. По-видимому, во время этой поездки Ольга крестилась. Киевская княгиня первой из верховных русских правителей приняла обряд крещения в православную веру. Таинство Крещения совершил над нею Патриарх Константинопольский Феофилакт (933–956), а восприемником был сам император Константин Багрянородный (912–959). Ей было наречено в Крещении имя Елена в честь святой равноапостольной Елены (память 21 мая), матери святого Константина, обретшей Честное Древо Креста Господня в назидательном слове, сказанном по совершении обряда. Патриарх сказал: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих». Он наставил ее в истинах веры, церковном уставе и молитвенном правиле, изъяснил заповеди о посте, целомудрии и милостыне. «Она же, — говорит преподобный Нестор Летописец — склонила голову и стояла, словно губа напаяемая, внимая учению, и, поклонившись Патриарху,промолвила: «Молитвами твоими, Владыко, да сохранена буду от сетей вражеских». Символично, что в крещении Ольга приняла имя Елена, в честь матери Константина Великого. В христианской традиции Елена выступила покровительницей и заступницей веры. В Византии, вероятно, надеялись с помощью Ольги распространить христианство в восточной Европе. Но пока крещение осталось как бы личным выбором княгини. Тем не менее он примечателен. Во-первых, тем, что на Руси предпочитали принимать христианство по византийскому образцу – сказывались более прочные связи и сильное влияние империи. Во-вторых, христианство получает распространение среди знати, проникает в княжеское семейство. В средневековье пример лица авторитетного, облеченного властью, всегда был важен и поучителен. Пример был необходимым элементом модели поведения – на него ориентировались, его повторяли. Пример был необходимым элементом модели поведения – на него ориентировались, его повторяли. Не случайно летописец нашел образное сравнение для оценки поступка княгини: она была «как бы зарей перед восходом солнца». Но среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей которые, «возненавидели Премудрость[11]», как и святую княгиню Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подраставшего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство и даже гневавшегося на нее за это. Коварство Византии, не пожелавшей дать Руси христианство, было на руку язычникам. В поисках решения святая Ольга обращает взоры на запад. Святая Ольга принадлежала еще к неразделенной Церкви и вряд ли имела возможность вникать в богословские тонкости греческого и латинского вероучения. Противостояние Запада и Востока представлялось ей прежде всего политическим соперничеством, второстепенным по сравнению с насущной задачей — созданием Русской Церкви, христианским просвещением Руси. Оказалось, что за прошедшие два года, как и предвидела Ольга, в Киеве совершился окончательный переворот в пользу сторонников язычества и, не став ни православной, ни католической, Русь вообще раздумала принимать христианство. Языческая реакция проявилась настолько сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся с Ольгой в Царьграде. По приказу Святослава, был убит племянник святой Ольги Глеб и разрушены некоторые достроенные ею храмы. Разумеется, здесь не обошлось без византийской тайной дипломатии: настроенные против Ольги и встревоженные возможностью усиления Руси за счет союза с Оттоном, греки предпочли поддержать язычников. Дни ее были сочтены, труды и скорби подорвали ее силы. 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки, и все люди». Последние годы среди торжества язычества, ей, когда-то гордой владычице, крестившейся от Патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианского фанатизма. Но перед смертью, вновь обретя прежнюю твердость и решимость, она запретила совершать над ней языческие тризны и завещала открыто похоронить ее по православному обряду. Пресвитер Григорий, который был с нею в 957 году в Константинополе, в точности выполнил ее завещание. Православная русская церковь причислила ее к лику святых и назвала равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа. Память святой равноапостольной княгини Ольги отмечается 11 июля. Все русские девочки Ольги названы в ее честь. При святом князе Владимире, по некоторым данным в 1007 году, мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в специальном саркофаге, в каких принято было класть мощи святых на православном Востоке. Князь Святослав Игорович ( годы княжения - 964-972). В начале 60-х годов Ольга передала правление сыну Святославу. «Оставшись трехлетним ребенком по смерти отца, убитого древлянами, Святослав вырос в среде дружинников, — свидетельствует Русский биографический словарь 1904 года. Уже в 946 году он находится во главе дружины, выступившей против древлян с местью за смерть Игоря; маленького четырехлетнего князя сажают на коня и дают ему в руки копье, которое он и бросает во врагов; копье, брошенное слабой детской рукою, падает у ног княжеского коня; дружина, видя у себя во главе начальника- младенца, начавшего бой, храбро бросается на врагов и быстро их одолевает». Историк Лев Диакон описал наружность Святослава: «Среднего роста, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом и с густыми, длинными, висящими на верхней губе, волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким». «Пылкий и смелый, отважный и деятельный»,— так аттестует киевского князя Святослава византийский летописец Лев Диакон. А украинский историк Михаиле Грушевский остроумно называет его то «запорожцем на киевском престоле», то «странствующим рыцарем», поясняя, что «роль князя-правителя, главы государства в деятельности Святослава вполне отступает на второй план пред ролью предводителя дружины». Война была единственной, всепоглощающей страстью Святослава. По имени славянин, по кодексу чести варяг, по образу жизни кочевник, он был сыном всей великой Евразии и вольно дышал в ее степях и чащах. По языческому обычаю у Святослава было несколько жен. Матерью князей Ярополка и Олега Древлянского была печенежской (или венгерской) княжной Предславой, а будущий великий князь киевский Владимир родился от ключницы Малуши (холопки княгини Ольги). В зрелые годы Святослав не сознавал и не считал себя киевским князем и в 40-х годах жил в Новгороде. Воспитателем Святослава был Асмуд, а воеводой - Свенельд. Как только Святослав возмужал, он обнаружил типичные черты князя-дружинника; дела земские его интересовали мало, его тянуло к военным предприятиям в отдаленных землях. Одни историки считают Святослава талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждают, что это был князь-авантюрист, видевший цель своей жизни в войне. В летописях сохранилось описание походного быта князя и его дружины: «...легко ходил в походах, «яко пардус» (как барс), и воевал много. В походах не брал с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезав конину, или дичь, или говядину, зажарив ее на углях, ел. Не имел шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, и таковы же были его воины. Посылал он в чужие земли, объявляя: «Иду на вы». С 964 г. Святослав начинает жестокую борьбу против Хазарского каганата, представлявшего для Киева постоянную угрозу. Вначале Святослав освобождает от власти хазар земли вятичей и подчиняет последних Киеву. Затем одерживает победы над волжскими булгарами, северокавказскими племенами ясов, касогов, кабардинцев, черкесов, адыгейцев и положил начало русскому Тмутараканскому княжеству на Таманском полуострове (Восточное Приазовье). Победы Святослава настолько ослабили Хазарский каганат, что он уже не смог возродить свою былую мощь и вскоре распался. В 967—968 г.г. в союзе с Византией Святослав воевал с Болгарией за Подунавье. В 967 пошел за Дунай на Болгарского царя, по просьбе византийцев, разгромил там всех, ему понравились Балканы и он основал г. Переяславец, сделав его своей столицей. Он хотел создать большое государство, включавшего земли всех славян и Византии. Блистательные победы киевского князя испугали византийского императора Никифора Фоку, — он примирился с болгарами, а затем заключил тайный союз с печенегами. Летом 968 г. печенеги осадили Киев. Дружины, способной дать отпор врагу в Киеве не было. Ольга с тремя малолетними внуками укрылась за крепостными стенами. Святослав с войском был далеко, но на левом берегу Днепра стояла малая дружина киевского воеводы Претича, способная непродолжительное время оказывать печенегам сопротивление. Некому юному киевлянину удалось пробраться через печенежский стан, переплыть Днепр и уведомить Претича о нашествии кочевников. Когда дружина Претича внезапно появилась у стен Киева, печенеги, устрашившись воинской доблести русичей, заключили мир и удалились от города. В 969 г. Святослав вернулся в Киев. Однако он мало уделял внимания внутреннему управлению. Правда, разросшееся великокняжеское семейство позволило ему управлять с помощью сыновей, выступавших в роли киевских наместников, которым был чужд местный племенной сепаратизм. Но едва ли этого было достаточно для упрочения быстро растущей державы. Не случайно киевляне в минуту опасности справедливо упрекали знаменитого витязя в беспечности, которая не прилична правителю: «Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же отрекся». Он разделил свои владения между своими сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу — землю Древлянскую, Владимиру — Новгород, а сам вновь отправился в Болгарию, намереваясь перенести столицу Руси в болгарский город Предславец, куда, как он считал, будут «сходиться блага из разных стран»: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мёд, меха и пленные рабы из Руси. Возвратясь в Болгарию (970 г.), Святослав нашел там не подданных, а врагов, приводить к покорности которых пришлось огнем и мечом. Византийский император Иоанн Цимисхий, опасаясь упрочения власти Святослава, потребовал, чтобы он оставил Болгарию. Святослав ответил отказом, и завязалась кровопролитная война. Решительное сражение произошло у города Адрианополя. «Перед битвой Святослав сказал дружине: «Бегство не спасет нас. Не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут! Станем крепко. Иду перед вами, и, когда соложу голову свою, тогда делайте, что хотите»[12]. Малочисленная дружина Святослава бросилась на византийцев с такой яростью, что войско Цимисхия не устояло и бежало, Святослав одержал победу. Однако византийцы, располагавшие большими резервами, быстро восстановили силы, тогда как силы Святослава таяли. В 971 году Святослав был окружен в крепости Доростол на Дунае. Попытки прорыва не удались. После долгой осады и примеров отчаянной храбрости русских воинов, Святослав заключил с Иоанном Цимисхием мирный договор, согласно которому он терял все позиции, завоеванные им на Балканах, и повел свое поредевшее войско к Киеву. Однако коварный византийский император, желая окончательно погубить Святослава, дал знать печенежскому хану Куре, что «…князь киевский возвращается в свою отчину с малыми силами, но с великими богатствами». Весной 972 г., у днепровских порогов (на острове Хортица), Святослав попал в засаду и погиб вместе с дружиной в неравном бою с подкупленными византийскими дипломатами печенегами, устроившими засаду. По преданию, хан Куря сделал из черепа Святослава чашу и, в знак своей воинской доблести, пил только из нее. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников (печенегов) и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справился успешно, что позволяет говорить о нем как о способном деятеле и полководце. Активная военная деятельность Святослава способствовала расширению границ Древнерусского государства. Особенно сильно удалось продвинуться на восток и юго-восток – до бассейна Оки и Северного Кавказа. Перед киевским князем трепетали соседи, перед ним заискивали могущественные государи. |