Главная страница
Навигация по странице:

  • Проект на тему: “Первые Рюриковичи”.

  • Вступление

  • Князь Олег (годы княжения - 882 - 912) .

  • Первые Рюриковичи. Документ 40 (1). "Первые Рюриковичи"


    Скачать 298.35 Kb.
    Название"Первые Рюриковичи"
    АнкорПервые Рюриковичи
    Дата23.06.2022
    Размер298.35 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДокумент 40 (1).pdf
    ТипДокументы
    #612235
    страница1 из 3
      1   2   3

    Госудаственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
    Средняя общеобазовательная школа
    №9 городского округа
    Чапаевск
    Самарской области
    Проект на тему:
    “Первые Рюриковичи”.
    Выполнила:
    Алиева Ширин Руслан Кызы учащаяся 11 класса
    Г.О. Чапаевск, 2022 год

    Содержание: 1. Вступление
    ……………………………………………………….
    3 1.1 Кто такие Рюриковичи?………………………………………..5 2. Князь Олег………….…………………………………………........6 3. Князь Игорь……………………………………………………...…9 4. Княгиня Ольга Мудрая…………………….…………………..15 5. Князь Святослав Игоревич……………………………………14 6.Заключение....................................................................................16 7. Список использованной литературы…………………………19 8. Приложение………………………………………………………20

    Вступление:
    «На обширной восточно-европейской равнине, орошаемой великими реками, издавна жили славянские народы, наши предки. Когда они пришли сюда - неизвестно.
    Расселились они по разным местам этой огромной, но пустынной страны, а главным образом по великому водному пути: От моря Варяжского (Балтийское), озеро Нево
    (Ладожское), реки Волхова, озера Ильмени, реки Ловати, реки Днепра до моря Русского
    (Черное). От места расселения большей частью и приняли свое название славяне: они построили Новгород; по Днепру жили поляне, у которых был свой город Киев; поселившиеся в лесах, недалеко от полян назывались древлянами; много и других славянских племен с разными названиями поселилось около рек и озер русских. Но не одни славяне жили в нынешней России. Жили тут и народы иноплеменные: к северу и северо-востоку - финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и др.), к западу - Литва, к югу и юго-востоку - тюрки (хазары, печенеги, половцы). Занимались славяне большей частью земледелием. Управлялись родоначальниками, но не было мира между племенами, и к тому же обижали их соседи. Тогда они сами отправили за море балтийское к одному из племени варягов, которое называлось Русью (откуда и мы все стали называться русскими), послов, говоря: «Вся земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. порядка) в ней нет, придите княжить и владеть нами». Три князя (братья
    Рюрик, Синеус, Трувор) из этого племени пришли со своими дружинами, среди которых было немало и славян, и заняли места в Новгороде, на Белоозере и в Изборске. Это случилось в 862 году. С этого года начинается тяжелая работа русского народа над устройством своего государства…»[1] Главными признаками существования государственности в раннесредневековом обществе современные историки считают наличие власти, отчужденной от народа, размещение населения по территориальному принципу и стягивание дани для содержания власти. Можно прибавить к этому как обязательное условие унаследование власти князем.
    В условиях Киевской Руси 10 века конкретными формами государственности были: покорение власти государственного центра территорий племенных княжеств и распространение на эти земли системы собирания дани, управления и судопроизводства. В летописях упоминания об этом появляются, начиная с середины
    60-х годов 9 века, то есть со времени князя Аскольда.
    Первыми киевскими князьями, существование которых зафиксировано летописцами, были Аскольд и Дир. «От первых времен Киевского государства до нас дошли только голые имена какого-то Бравлина, затем Аскольда и Дира.

    Последние два имени были известны и нашим летописцам, но больше ничего о них разузнать им, очевидно, не удалось, и то, что они рассказывают - что это были два брата, пришли из Новгорода, ходили на Цареград и погибли от руки Олега и Игоря - все, вероятно, их собственные догадки. Наверное, Аскольд и Дир вовсе не были братьями и не княжили вместе. Из того, что на Аскольдовой могиле поставлена, была церковь, можно, в самом деле, заключить, что он был киевским князем тогда, когда греческий епископ, прибывший с императорскими послами, проповедовал христианство на Руси и
    «многих крестил». О Дире упоминает позднейший арабский писатель Масуди, и жил он, вероятно, позже Аскольда, но о нем ничего не помнили во времена Ярослава, когда составлялась Киевская летопись»[2]. Территория Киевского княжества Аскольда была небольшой - оно охватывало земли вокруг Киева, главным образом бывшего племенного княжества полян. Это княжество стало этнокультурным, политическим и социальным центром, вокруг которого в конце 9 века начало расти Древнерусское государство. С конца IV в. н. э. племена, населявшие Восточную Европу, оказались вовлеченными в Великое переселение народов. В течение IV-VIII вв. наши далекие предки-славяне постепенно заселяли обширные пространства, дойдя на западе до
    Эльбы, на севере – до Невы и Ладоги, на востоке – до Средней Оки и Верхнего Дона.
    При этом они постепенно вступали в соприкосновение с проживающими на этих территориях балтскими и финно-угорскими племенами, со временем ославянивая . В процессе расселения у восточных славян происходило разложение племенного строя, складывались новые общности, носившие территориально-политический характер.
    Структура этих общностей была двухступенчатой. Отдельные «племенные княжества» составляли более крупные союзы. Обосновавшись на Русской равнине, союзы племенных княжеств носили чаще всего название в зависимости от места обитания и особенностей ландшафта. Так, по берегам озера Ильмень и реки Волхов расселились ильменские словене, основавшие Новгород и Псков;в верховьях Днепра расположились кривичи – их городами стали будущие Смоленск и Полоцк; на восточном берегу
    Среднего Днепра – с центрами в Чернигове и Переяславле – жили северяне; на западном берегу Днепра, южнее северян, обитали поляне – их центром был Киев; к западу от полян жили древляне, южнее – уличи и тиверцы, а в междуречье Оки и Волги
    – вятичи. Всего же к VII в. насчитывалось, по меньшей мере, пятнадцать крупных племенных союзов, которые образовали Древнерусское государство как объединение большинства восточных славян под властью Киева. Наиболее мощными объединениями являлись на юге – союз полян, на севере – союз словен, название которых совпало с общеславянским самоназванием. На основе полянского союза племенных княжеств к началу IX в. Сложилось политическое образование, носившее название Русь. По имени столицы – города Киева – ученые впоследствии стали называть его «Киевская Русь». Первое достоверное упоминание о государстве Русь на юге
    Восточной Европы (в «Баварском хронографе») относится к 811 – 821 гг. А сообщение о нападении Руси на Константинополь, согласно византийским источникам, датировано
    860 годом.

    Таким образом, имеющиеся в распоряжении современной исторической науки данные свидетельствуют о развитие государственности на Руси задолго до «призвания» легендарных варягов. Сегодня вполне очевидна несостоятельность «норманнской» теории, построенной на ложном тезисе о возможности «научить» государству. Именно в союзах племенных княжеств славян уже VIII в. Созрели объективные предпосылки возникновения государства как необходимого набора властных структур, обеспечивающих управление обществом и его внутреннюю стабильностьВозникновение государства у восточных славян протекало в непростых внешних условиях. Сложившаяся на севере федерация союзов славянских племен
    (словене, кривичи), а также неславянские племена (чудь и меря) находились под воздействием своих северных соседей – скандинавов.
    Полянский союз (Русь) являлся данником Хазарского каганата. Стремление варягов и хазар подчинить восточнославянские союзы племенных княжеств во многом объяснялось их желанием контролировать важнейший торговый путь той эпохи – от берегов Балтики к Черному морю, знаменитый путь «из варяг в греки». Создались объективные предпосылки для объединения северного и южного центров государственности восточных славян. Политически это объединение осуществили северные (новгородские) князья. Однако центром Древнерусского государства стало более развитое в экономическом отношении Среднее Поднепровье. Согласно «Повести временных лет», в 862 г. северная федерация племенных княжений изгнала варягов и прекратила выплату им дани, что тут же вызвало обострение внутренних распрей. Для установления мира на княжение были призваны три варяжских князя (конунга): Рюрик,
    Синеус и Трувор. Первый стал княжить у ильменских словен, сначала в Ладоге, а затем в Новгороде. Так возникла династия Рюриковичей. После смерти своих братьев (само существование которых оспаривается), Рюрику удалось под своим началом объединить весь север и северо-запад восточнославянских и финно-угорских земель. Кто такие
    Рюриковичи? Рюриковичи – потомки князя Рюрика. Об этом новгородском князе рассказывают русские летописи. Рюрик умер в 879 году, положив начало династии русских князей и царей. Династия Рюриковичей существовала около 700 лет (до 1598 года). Для сравнения отметим, что династия Романовых в 1913 году отмечала лишь 300- летие (хотя последнего императора Николая II можно назвать Романовым с большой натяжкой). Родоначальник династии – князь Рюрик (или, как считают некоторые современные исследователи, – Рюрик герцог Ютландский) – был, по гипотезе Л. Н.
    Гумилева, варягом (это профессия) из этноса «Русь». Не ужившись дома, он принял приглашение новгородцев, сидел в Новгороде, ему подчинялись Ладога, Белоозеро и
    Изборск. Пополнять свое войско он мог из-за моря. Шведы – варяги захватили Киев для его сына, названного в летописи Игорем Старым. Факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был
    реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории до сих пор остается спорным.
    Князь Олег (годы княжения - 882 - 912)
    .
    Олег – первый достоверный правитель древнерусского государства, образовавшегося после объединения Северной и Южной Руси. Именно от Олега дошли до нас первые древнерусские документы – договоры с греками и косвенные свидетельства иностранных источников. Однако даже последние годы жизни Олега овеяны противоречивыми легендами, как и обстоятельства его смерти. Это первый киевский князь, о котором есть более-менее точные исторические свидетельства.
    Однако, как уже было сказано, свидетельств этих слишком мало, чтобы составить представление о личности самого Олега. Остается неясным, в самом ли деле он принадлежал к династии Рюриковичей или был первым из примазавшихся к этой династии самозванцев (хотя его связь с Рюриком и «узаконил» несколько веков спустя Нестор-Летописец). Одно бесспорно: Олег был даровитым и решительным правителем. «Олег, по преданию, был князь очень предприимчивый и воинственный. Только власть попала в его руки, как он задумал большое дело – овладеть всем течением Днепра, забрать в свои руки весь водный путь в богатую
    Грецию, а для этого приходилось покорить всех славян, живущих по Днепру. Тут одной княжеской дружины было мало. Олег набрал из ильменских славян и кривичей, подчиненных ему, финских племен большое войско и двинулся с ними и дружиной на юг».[3] Наиболее интересной представляется трактовка личности
    Олега работе Л. Н. Гумилева. Она весьма оригинальна и отличается от большинства прочих. Л. Н. Гумилев считает, что имел место сговор хазарского царя с Олегом о разделе Восточной Европы и об уничтожении Киевского каганата и
    Аскольда. «Олег в 882 г. овладел Смоленском, городом тех кривичей, которые не были еще подвластны никому, затем взял Любеч, город северян, оставил в этих городах отряды своей дружины под начальством опытных воевод, а сам пошел дальше.
    Наконец, показался и Киев. Знал Олег, что силою нелегко будет взять этот город: княжили там Аскольд и Дир, опытные вожди, да и дружина у них храбрая, бывалая.
    Пришлось пуститься на хитрость: войско было оставлено позади, а Олег с
    несколькими лодками подплыл к Киеву, остановился неподалеку от города и послал сказать Аскольду и Диру, что их земляки, купцы варяжские, едут в Грецию, хотят повидаться с ними и просят их прийти к лодкам. Киевские князья, не подозревая злого умысла, вышли одни на берег. Тогда воины, спрятанные в лодках, выскочили и окружили их. «Вы не князья и не княжеского рода, - сказал им Олег и прибавил, указывая на Игоря, - а вот сын Рюрика». По знаку Олега воины бросились на
    Аскольда и Дира и убили их. Погребли их у берега Днепра на горе (доныне одна прибрежная гора у Киева называется Аскольдовой могилой). Киевляне, оставшиеся без князей и застигнутые врасплох, подчинились Олегу.
    Полюбился ему Киев, назвал он его «матерью русских городов», и стал Киев с этого времени главным русским городом. Чтобы утвердить свою власть на покоренной области, Олег начал строить новые города, как Рюрик отстраивал их на севере.
    Города эти он раздавал под начало своим дружинникам и установил дань с покоренных племен»[4]. Олегу удалось упрочить свое положение на киевском престоле. Он принял титул великого князя русского, который возвысил его над ближайшим окружением, варяжской и славянской знатью, просто князьями и боярами. Неутомимый воин, Олег проводил много времени в походах, подчиняя и облагая данью различные племена – древлян, северян, радимичей, ходил войной на уличан, тиверцев, хазар. С образованием государства менялся характер военных экспедиций: целью становилась не только добыча, а и решение задач политических – защита или расширение территории, достижение господства над соседями, упрочнение внешнеполитического положения. Из военных предприятий наиболее известен поход Олега на Константинополь в 907 году. Это был набег, подобно тем, который совершали варвары на Римскую империю. Войска киевского князя «повоевали» всю округу и заставили гордых «ромеев» униженно просить мира. Договор 907 года предусматривал выплату денежной контрибуции и ежегодной дани, предоставлял подданным князя большие торговые преимущества в Византии. Не следует забывать, что Византия X века в политическом и культурном отношении стояла несравненно выше Древнерусского государства и заключение такого договора поднимало престиж Олега. Но этот поход Олега на
    Константинополь (907 г.) не подтверждается греческими источниками, а вот на
    Каспии русский флот оперирует в 909 – 913 гг. против врагов хазарского царя.
    Киевские конунги вынуждены были поставлять хазарам «дань кровью». Возможно, что в каком-то из таких походов и погиб Олег.
    Решающий шаг на пути становления восточнославянской государственности было сделано в конце 9 века. Олег осуществил поход из Городища в Киев. Утверждение
    Олега в Киеве ознаменовало собой начало создания восточнославянской государственности - образования уже общерусского государства. Русский Север
    был объединен с русским Югом, Олег провозгласил Киев стольным градом новообразованного государства. «Князь Олег, княживший в Киеве в начале 10 века, глубоко запечатлелся в народной памяти. Последняя окружила его имя удивительными рассказами, сказками и песнями, приписав ему разные дела и подвиги, оставшиеся в местных преданиях из древних времен, и, в конце концов, превратила его из смелого и удачливого завоевателя в «вещего» чудодея, совершающего сверхчеловеческие дела…».[5] Княжение Олега в Киеве (882-912) началось с создания опорных пунктов центральной власти в племенных княжествах - городов, с установления порядка платы дани на подвластных князю землях. Потом в состав государства, которое формировалось, вошло большинство южнорусских племенных княжеств.
    Древнерусское государство начало складываться на юге.
    Земли инкорпорированных в государство княжеств сразу же облагались данью, на них распространялись системы судопроизводства и администрации.
    Так образовывалась государственная территория Древней Руси. Олег и его преемники на киевском престоле, включая в состав молодого государства земли племенных княжеств, заботились, прежде всего, о собирании дани и стремились воспрепятствовать стягиванию ее, прежде всего хазарами. Власть Олега опиралась на авторитет, упроченный удачными войнами, на многочисленных соратников, приближенных и возвышенных по воле князя. Настойчивая деятельность Олега по созданию государства дала позитивные следствия: в последние годы его правления в Киеве власти князя покорились славянские, а также неславянские племенные объединения. Киевская Русь начала складываться и развивалась как полиэтническое государство. Его создали русские люди, которые были преобладающим большинством его населения. Вместе с ними в Киевской Руси жило свыше 20 разных народов. Неславянские народы влились в состав Киевской
    Руси в большинстве своем мирным путем. Древнерусское государство времен
    Олега оставалось все-таки не полностью консолидированным. Власть киевского князя в землях племенных княжеств была еще слабой, временами формальной, а системы управления, стягивания дани и судопроизводства - примитивными и действовали, время от времени, когда приезжали княжеские дружинники с Киева.
    Эта страна была, как на свое время, экономически развитой и имела большую военную мощь, про что свидетельствует сама возможность осуществления грандиозного военного похода Руси на Византию 907 года.
    Благодаря победному походу Руси на Константинополь Олег сразу же подписал выгодный для своего государства мир с императором. Византийскому правительству пришлось уплатить большую контрибуцию и предоставить особенные льготы русским купцам и послам. В 911 году русско-грецкий договор был
    существенно дополнен. В нем были очерчены правовые нормы взаимоотношений, правила решения конфликтов, которые возникали «…судя по тому, что в трактатах
    907 и 911 годов Византия сделала большие льготы нашим князьям и их торговле, необходимо заключить, что действительно этим уступкам предшествовали удачные для Руси, чувствительные для греков походы Руси на греческие земли…
    Эти-то походы и принудили, вероятно, греческое правительство вступить в переговоры с Олегом и дать различные льготы русским купцам…».[6] Договора 907 и 911 годов - первые дипломатические и правовые акты Древнерусского государства - отражали реальность исторического и политического существования нового восточноевропейского государства, способного отстаивать свои интересы в международных отношениях. Походы Руси на Византию продолжались почти до середины XI века.
    Другими важным направлением внешнеполитической деятельности Киевского государства конца IX - начала X веков был восточный. Было совершено несколько походов Руси в арабские земли на юго-западном побережье Каспийского моря.
    Олег умер в 912 году. Летопись так рассказывает о его смерти. Волхвы и кудесники предсказывали князю, что он примет смерть от своего любимого коня. Олег приказал увести коня, но кормить его и беречь. Через несколько лет Олег вспомнил о предсказании и решил узнать о судьбе своего любимца. Ему сообщили, что конь уже умер. Олег посмеялся над несбывшимися предсказаниями волхвов и решил посмотреть на кости коня. Приехав на то место, где лежали конские кости, Олег спешился и поставил ногу на череп коня. Из черепа выползла змея и ужалила Олега в ногу. Так сбылось предсказание волхвов, и вещий Олег принял смерть от коня своего. Это летописное предание легло в основу народных песен и легенд. Оно же вдохновило А.С. Пушкина на «Песнь о вещем Олеге». Во времена княжения Олега оживилось экономическое развитие общества. Расширялся, строился стольный град Киев. Однако восточнославянское этнокультурное сообщество оставалось не достаточно сгруппировано политически. Строительство государства было продолжено преемником Олега - Игорем.

      1   2   3


    написать администратору сайта