Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя. Первобытное искусство
Скачать 0.83 Mb.
|
Первобытное искусство Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя. Первобытное искусство возникло около 30-го тысячелетия до н. э. Первобытная эпоха - самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека примерно 2,5 млн. лет назад и доводится до третьего-первого тысячелетий до новой эры. Почти все это время приходится на древний каменный век (палеолит), который закончился только за 12 тыс. лет до н.э. За ним последовали относительно короткий период среднего каменного века, или мезолита, (12 - 8 тыс. лет до н.э.) и, наконец, период нового каменного века, или неолита, который продолжался с восьмого до третьего тысячелетия до новой эры. Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности: Каменная скульптура Наскальная живопись Глиняная посуда Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности — искусству — одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира. Искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Медведь. Фрагмент первобытной скульптуры Две версии происхождения древнейшего искусства: 1) пещерная живопись 2) схематические знаки и геометрические фигуры В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости. Скульптуры из бивня мамонта, изображающие обнаженных женщин, - довольно распространенное явление в эпоху позднего палеолита. В них воплощалось представление о магической силе женщины как продолжательницы рода. Прослеживаются определенные черты канонизации: на плоском лице грубо намечены глаза и рот, волосы уложены валиком или спадают на плечи, руки плотно прижаты к бокам или сложены у пояса. Женские фигурки из Бурети входят в цикл широко известных "палеолитических Венер" Европы. При общем сходстве сибирские статуэтки отличаются в деталях. Судя по просверленному отверстию, одна из скульптурок использовалась как магическая подвеска. Женские статуэтки Наскальные рисунки |