Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема: Позднеродовая (позднепервобытная ) община земледельцев- животноводов. Вопросы

  • Тема: Разложение первобытного общества: эпоха классообразования Вопросы

  • 1.1 Конспект лекций. Первобытнообщинная формация и ее значение для понимания всемирноисторического процесса


    Скачать 469.65 Kb.
    НазваниеПервобытнообщинная формация и ее значение для понимания всемирноисторического процесса
    Дата25.04.2022
    Размер469.65 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла1.1 Конспект лекций.pdf
    ТипКонспект
    #495861
    страница3 из 4
    1   2   3   4
    Тема: Человек современного вида (кроманьонец)
    Во прос ы:
    1 . Появление человека современного физического типа (homo sapiens sapiens), его морфологические отличия, местонахождения.
    2. Новейшие палеоантропологические открытия ископаемого человека современного вида.
    3. Расселение по первобытной ойкумене, материальная, духовная культура.
    Ископаемый человек современного физического типа (Homo sapiens sapiens» человек разумный» — неоантроп, «кроманьонец». Термином «кроманьонец» называют ископаемых людей современного типа, которые были обнаружены в разных регионах, но впервые его останки найдены во Франции (Кро-Маньон, 1868 г.). По своим морфологическим характеристикам он почти не отличается от современного человека.
    Ископаемым сапиенсам свойственна большая широколицесть, рост мужчин превышал рост женщин.
    Долгое время самым древним считался полностью сформировавшийся неоантроп из пещеры Ниа на севере Калимантана — 39 600 тыс. л. назад. В учебном пособии («История первобытного общества», авт. А. И. Першиц, В. П. Алексеев, М.,
    2001,2004,2007), время появления ископаемого человека современного физического типа связывается с началом верхнего палеолита 40—35 тыс. л. назад. Однако среди антропологов существовало предложение о значительно более раннем возникновении человека современного вида. Поиск соответствующих фактов не прекращался, перемещаясь из Европы на другие континенты. Еще в 1969 г. в долине р. Омо в Эфиопии обнаружены фрагменты черепов приближающихся по строению к неоантропам. Череп Омо I с помощью ураниевого метода датирован 130 тыс. л. В связи с недостаточной разработанностью в то время новейших методик принимать полностью эту дату было преждевременно.
    В 70-е гг. ХХ в. в научный оборот вошли ошеломляющие данные из раскопок африканских пещер — Бордер (Свазиленд), Канжера (Кения), на реке Класиес
    (ЮАР), в м. Бломбас (160 км от пещеры Класиес), где обнаружены останки людей современного вида древностью свыше 100 тыс.лет назад. С помощью калий- аргонового метода установлено, что человек современного вида обитал на территории Африки на 50 тыс. л. ранее, чем в Европе. В 80-е годы французскими

    23 исследователями передатированы костные останки неоантропов из израильской пещеры Кафзех (100 тыс.л. назад). В 2000 г. в Эфиопии обнаружены останки двух взрослых людей и ребенка (Homo sapiens idaltu {«старший»}, датируемые 160 тыс. лет. Череп из Омо I передатирован с помощью новейших методик на 195 тыс. лет.
    Пока это древнейшая находка ископаемого человека современного вида.
    В антропологической литературе существуют 2 версии происхождения Homo sapiens, связанные с разными способами подсчета скорости изменений особого вида
    ДНК митохондрий, наиболее редкая из которых встречается только в Африке.
    Первая гипотеза о происхождении неоантропа из областей Субсахары около
    100 000 тыс. л. назад. Позднее он расселился на другие континенты (моноцентризм).
    По другой версии популяции представителей рода Homo, обитавшие на разных континентах, в Африке, Азии, эволюционировали в человека современного вида независимо друг от друга (полицентризм - совр. мультирегионизм)
    Дальнейшие исследования на уровне молекулярных структур, привлечение данных экологии, биологии, археогенетики, палеопсихологии должны вывести теорию антропогенеза на новый качественный уровень. Палеоантропологические находки, обнаруженные на африканском континенте, иллюстрируют практически все этапы развития ископаемого человека и близких к нему человекообразных форм.
    Использование новейших биохимических и генетических методик указывает на большее сходство человека с африканскими человекообразными обезьянами.
    Анализ митохондриальной ДНК ископаемых форм также указывает на Африку как на область появления человека современного вида. Версия сторонников африканской прародины человечества представляется наиболее аргументированной, подкрепленной конкретными палеоантропологическими материалами.
    Около 40 тыс. лет назад человек современного вида с северо-востока Африки проникает в Европу. С ним связнана древнейшая в Европе ориньякская культура. За короткий срок произошел мощный сдвиг в технологии изготовления орудий, приемах охоты совершенствовании социальной организации общества. Ассортимент орудий значительно расширился, появились узко функциональные орудия устойчивых форм – резцы, скребки, острия, вкладышевые, составные орудия, выполненные в микролитической технике, усовершенствовалась техника ретуши, появились новые технологические приемы – сверление, пиление, шлифование.
    Призматический нуклеус позволял получать пластины правильной форм. Для изготовления гарпунов, проколок, шильев, иголок широко использовались кость и рог. Кости мамонта и других крупных животных использовались при возведении жилищ занимавших большую площадь и имевших свою планировку. На территории
    России известно более 30 верхнепалеолитических жилищ – Костенки, Гагарино на
    Дону, Елисеевичи, Юдиново на Десне, Межиричи, Мезин в Среднем Поднепровье.
    Загонная охота на разные виды животных оставалась основным видом добычи жизненных ресурсов, которая по последним данным не носила хищнического

    24 характера и велась с соблюдением экологического баланса. В верхнем палеолите были изобретены лук и стрелы.
    Выдающиеся памятники первобытного искусства, обнаруженные в разных уголках планеты (Франко-Кантабрийский регион, Южный Урал, Монголия), скульптурные фигурки женщин — знаменитые «палеолитические Венеры», являются свидетельством высокоразвитого интеллекта, сложного духовного мира верхнепалеолитического человека. Кроманьонцы распространились повсеместно, проникли в арктические области, Северную и Южную Америки, Австралию.
    Костные останки человека современного вида обнаружены в Германии
    (Оберкассель), Чехии (Долни Вестонице, Пржедмость), Франции (Гримальди),
    Англии. На территории Евразии известно около 70 верхнепалеолитических погребений, свидетельствующих об усложнении погребального ритуала. Знаменитое мужское и парное захоронение из Сунгиря близ Владимира, содержащее около 3-х тыс. бусин из бивня мамонта и зубов песца позволяет реконструировать костюм, головной убор человека эпохи верхнего палеолита.
    На территории России известно более 1200 верхнепалеолитических стоянок —
    Костенки (Воронежская обл.), Сунгирь (ок. Владимира), в Сибири (Мальта, Буреть,
    Афонтова Гора, в Беларуси (Бердыж, Юровичи), на Украине, Алтае, Памире,
    Средней Азии, Крыму, на Кавказе.
    Э
    ПОХА ПЕРВОБЫТНОЙ ОБЩИНЫ
    Тема: Ранняя родовая община охотников, рыболовов и собирателей
    Вопросы:
    1. Возникновение родового строя. Проблема происхождения дуальной экзогамии.
    2. Основные виды присваивающего хозяйства (верхний палеолит, мезолит).
    3. Социально-экономические отношения.
    4. Брак и семья.
    5. Общественные отношения, организация власти.
    6. Духовная культура.
    Время и причины возникновения родовой организации. Гипотезы о формах отношений между полами в праобщине. Возникновение обычая экзогамии, как важнейшего признака рода, гипотезы о его происхождении (Д. Ф.Мак-Леннан,
    Ч.Дарвин, Л.Г.Морган и др.) Дуальная организация. Род – классическая ячейка первобытности, его основные признаки, производственный характер, принципы коллективизма, взаимопомощи. Фратриальная система.

    25
    Хозяйство. Производительные силы. Техническая вооруженность. Три основные формы присваивающей экономики - охота, рыболовство, собирательство,
    (бортничество). Объекты и способы охоты. Загонная (облавная охота).
    Региональные отличия, специализированная охота на разные виды животных.
    Верхнепалеолитические стоянки Бердыж и Юровичи на территории Беларуси.
    Изменения в хозяйстве и материальной культуре мезолитических общин.
    Появление лука и стрел (финальный палеолит), переход к охоте небольшими группами и индивидуальной охоте на птиц и мелких животных Изменения флоры и фауны в связи с отступлением ледника. Расселение человека по первобытной ойкумене.
    Возникновение рыболовства как вспомогательного вида хозяйства, постепенное усиление его значения в экономике мезолитических общин.
    Археологические свидетельства о занятиях рыбной ловлей, орудия и способы, коллективное рыболовство.
    Собирательство как вспомогательный вид добычи пищи, археологические примеры. Бортничество. Использование первобытным человеком всех возможных пищевых ресурсов в разных географических условиях. Типы мезолитических общин, этнографические аналоги.
    Социально-экономические отношения. Коллективная собственность на основные средства производства. Личное пользование. Регулирование потребление жизнеобеспечивающего продукта
    (равнообеспечивающее, трудовое).
    Половозрастная организация. Возрастные классы и инициации. Инфантицид, геронтоцид. Естественное или половозрастное разделение труда. Несостоятельность концепции матриархата. Специализация разных возрастных групп в разных, но в одинаковой степени необходимых сферах общественного производства.
    Брак и семья. Разные точки зрения на первоначальные формы семейно- брачных отношений. Парно-групповой брак (дуально-родовой, дуально- фратриальный, схемы). Основные тенденции в развитии брачных отношений.
    Кросс-кузенный (перекрестно-двоюродный) брак. Парная семья, ее функции и особенности, причины непрочности семейно-брачных отношений. Локализация брачного поселения (дислокальность, унилокальность, матри - и патрилокальность).
    Соотношение понятий род, родовая община, локальная группа. Основная производственная ячейка первобытности.
    Институт управления. Первобытное народовластие. Регламентация поведения, мононормы, роль главарей.
    Духовная культура. Положительные знания. Язык, математические навыки, топографические, медицинские, обозначение численных понятий, измерение расстояний и пр.
    Возникновение и ранние формы религии (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия).

    26
    Первобытное искусство. Виды и жанры. Палеолитическая живопись (Франко-
    Кантабрийский регион, Южный Урал, Монголия и др.). Скульптура, мелкая пластика, наскальный рисунок («палеолитические Венеры», зооморфная скульптура, гравировка, орнамент).
    Тема: Позднеродовая (позднепервобытная ) община земледельцев-
    животноводов.
    Вопросы:
    1. Время, предпосылки перехода к производящей экономике, «неолитическая революция».
    2. Возникновение земледелия. Древнейшие земледельческие очаги.
    3. Возникновение скотоводства. Время и регионы доместикации животных
    4. Социально-экономические отношения. «Престижная экономика».
    5. Брак и семья.
    6. Общественные отношения.
    7. Формы управления и власти.
    8. Духовная культура.
    Время и причины появления производящего хозяйства. Земледелие. Народы - собиратели урожая. Гипотеза Н.И. Вавилова о происхождении земледелия, ее современная интерпретация. Древнейшие очаги земледелия в Старом и Новом Свете
    (переднеазиатский, средиземноморский, восточно- и южноазиатский ( индийский ),
    Мезоамерика, Мексика, север Латинской Америки, Перу, Боливия, горные Анды, о- ва Карибского бассейна, Европа ( Балканы, Южный Урал). История культивации основных сельскохозяйственных культур.
    Животноводство. Приручение собаки. Предпосылки, время и регионы доместикации основных сельскохозяйственных животных.
    Технические достижения эпохи неолитической революции.
    Усовершенствование техники обработки каменных орудий (полирование, шлифование, сверление). Промышленная добыча сырья. Кремнедобывающие шахты в Англии (Цисбури), Польше (Кшеменки Опатовские), на территории Беларуси
    (Гродненская область, Волковысский район, пос. Красносельский). Изобретение керамики – как техническая предпосылка появления новых форм хозяйства.
    Ткачество. Возникновение производящего хозяйства на территории Беларуси.
    Роль мужского и женского труда в ранних формах производящей экономики.
    Мотыжные земледельцы.
    Социально-экономические отношения. Первое крупное общественное разделение труда во всемирно-историческом масштабе. Выделение земледельческо- скотоводческих племен из массы племен с присваивающим хозяйством.

    27
    Возникновение производящего хозяйства на территории Беларуси. Собственность на средства производства и распределение продуктов потребления. Возрастание роли индивидуальной собственности, трудовое распределение. Появление избыточного продукта и его распределение по каналам «престижной экономики».
    Сущность понятия «престижная экономика», ее роль и последствия, принцип
    «реципрокальности» (этнографические примеры). Укрепление социальных связей.
    Мужские и женские дома.
    Брак и семья. Особенности семейно-брачных отношений у земледельцев- животноводов и высокоразвитых охотников и собирателей. Полигиния, полиандрия, сочетание обеих типов. Усложнение хозяйственных и социальных функций парной семьи, локализация брачного поселения, авункулолокальность. Зарождение противоречий между парной семьей и родовой общиной. Большие материнские семьи как параллельный вариант развития семейно-брачных отношений.
    Отрицание понимания эпохи возникновения производящего хозяйства как времени матриархата.
    Общественные отношения. Усложнение общинно-родовых отношений.
    Увеличение количества многородовых общин. Развитие внутриобщинной интеграции. Мужские дома. Развитие институтов гостеприимства, побратимства, адопции. Сегментарная организация. Изменение характера родства (горизонтальное, вертикальное). «Линиджи» (как система разделения рода на группы ) разных уровней. Матрилинейные патрилинейные линиджи. Функции линиджа, рода, фратрии, племени.
    Организация власти. Развитие органов управления. Принципы всеобщего участия и принцип представительства в родовых, общинных советах, советах фратрий и племени. Иерархиезация органов коллективной власти. Функции племенных советов. Роль имущественного фактора в возникновении института бигменства. Бигмен – как новый вид лидеров. Потестарные роли и статусы мужчин и женщин. Обычай кровной мести и его замещение (композиции).
    Духовная культура. Развитие новых областей знания в связи с появлением производящего хозяйства. Агротехнические, зоотехнические знания, арифметика, геометрия, химия. Переосмысление понятий пространства и времени, расширение географических знаний. Пиктография (рисунчатое письмо). Изменения в искусстве.
    Переход к схематизму, условной манере в изображении людей и животных, многофигурные композиции. Распространение декоративного искусства в связи с изобретением керамики. Развитие устного творчества, музыка, танец, фольклор.
    Развитие мифологических представлений. Мифы о мироздании. Усложнение религиозных представлений. Изменение содержание тотемизма. Зарождение земледельческих и животноводческих культов, культ природы, плодородия.
    Возникновение культа предков. Предпосылки зарождения культа лидеров (вера в
    «ману», практика эндоканибаллизма).

    28
    Тема: Разложение первобытного общества: эпоха классообразования
    Вопросы:
    1. Предпосылки разложения первобытнообщинного строя.
    2. Становление частной собственности.
    3. Зарождение эксплуатации и классов.
    4. Складывание государства и права – политогенез.
    5. Переворот в положении полов. Брак и семья.
    6. Общинная и родоплеменная организация. Семейная община и первобытная соседская община.
    7. Духовная культура.
    Рост регулярного избыточного продукта и появление прибавочного продукта как непосредственной предпосылки разложения первобытного общества. Подъем производства во всех отраслях на основе дальнейшего развития производящего хозяйства и высокоспециализированного присваивающего. Земледелие. Переход от ручного мотыжного к пашенному. Земледельческие орудия. Два пути развития земледельческой техники, обусловленные локальными различиями регионов.
    Животноводство.
    Становление и распространение полукочевого земледельческо-скскотоводческого хозяйства и кочевого скотоводства.
    Высокоспециализированное присваивающее хозяйство регионов и его значение
    (примеры).
    Открытие металлургии. Освоение меди и бронзы. Специфика орудий.
    Открытие железа. Способы его добычи. Металлургические центры. Массовое распространение железных орудий. Добыча и обработка металлов на территории
    Беларуси.
    Второе крупное общественное разделение труда. Возникновение ремесел.
    Развитие домашних промыслов. Кузнечество как первый профессиональный вид ремесленной деятельности.
    Обоснование необходимости его выделения спецификой обработки металлов. Профессиональная специализация различных ремесел – гончарство, ткачество и др.
    Развитие обмена как следствия двух крупных общественных разделений труда.
    Влияние дифференциации хозяйственно-культурных типов на интенсификацию обмена. Переход от дарообмена к экономическому обмену. Обмен между земледельцами, скотоводами, ремесленниками и высокоспециализированными охотниками и рыболовами. Усиление внутриобщинного обмена, появление рынков.
    Первые денежные эквиваленты (экзотические предметы, раковины «каури» и т.д.)
    Начало использования металлов в качестве мерил стоимости. Развитие средств сообщения, колесный и водный транспорт.

    29
    Третье крупное общественное разделение труда.
    Появление полупрофессиональных и профессиональных торговцев, обоснование необходимости их выделения. Дальнейший подъем производительных сил, увеличение объема производства. Регулярность и рост массы в получаемого избыточного продукта как условие его превращение в прибавочный.
    Неравномерность в хозяйственном развитии регионов.
    Становление частной собственности.
    Индивидуализация производства в связи с ростом производительности труда.
    Получение прибавочного продукта. Производство продуктов для нужд обмена.
    Практика регулярного отчуждения продукта. Виды частной собственности – пищевые продукты, инвентарь, скот. Археологические свидетельства появления и накопления частной собственности. Знаки собственности. Клады металлических слитков, оружия, украшений (Бородинский клад). Дифференциация погребений
    (Майкопский курган). Монополизация богатств родоплеменной верхушкой.
    Противоречия между зарождающимися частнособственническими началами и традиционными коллективистскими формами. Обычаи публичного уничтожения или раздачи богатств (потлач северо-западных индейцев).Отношение к земельной собственности в переходный период.Сохранение коллективистких и частнособственнических тенденций. Замедленность процесса оформления частной собственности на землю. Промежуточные формы – обособленная и групповая частная собственность на землю.
    Зарождение эксплуатации и общественных классов.
    Углубление общественной и имущественной дифференциации. Трансформация межобщинных престижно-экономических отношений во внутриобщинные. Замена принципа взаимопомощи принципом эквивалентности дачи и отдачи.
    Одновременность процессов имущественной и общественной дифференциации.
    Виды эксплуатации – внутриобщинная (эндоэксплуатация) - кабальничество и зачатки феодализма; межобщинная (экзоэксплуатация) – военный грабеж, контрибуция, данничество. Рабство – как промежуточный вариант.
    Патриархальное рабство, его источники. Использование труда военнопленных в связи с получением регулярного избыточного продукта. Экономическое и общественное положение рабов. Расширение источников рабства. Ухудшение положения рабов. Превращение домашнего рабства в производственное и его последствия. Появление долгового (кабального) рабства соплеменников.
    Кабальничество как особый вид эксплуатации, соединяющий как экономическую, так и личную зависимость ( работа в собственном хозяйстве и хозяйстве эксплуататора).
    Усиление контроля верхушки над хозяйственной жизнью и возможностью получения большей доли в совокупном общественном продукте. Превышение расходов на содержание верхушки над ее потребностями. Отчуждение верхушкой

    30 прибавочного продукта у экономически самостоятельных работников. Зарождение прафеодальной эксплуатации. Присвоение прав на землю как форма развития феодальных отношений.
    Примитивные формы экслуатации.
    Военные грабежи – как форма межобщинной эксплуатации. Контрибуции.
    Данничество – вид эксплуатации, состоящий в регулярном отчуждении прибавочного продукта победителями у побежденных. Эксплуатация посредством внеэкономического принуждения, распространяющегося на коллектив. Замена права коллективного получения дани, получением ее руководящей верхушкой.
    Перерастание данничества в феодальные формы эксплуатации или рабовладельческие отношения.
    Историческая последовательность форм примитивной экспуатации, их приблизительная одновременность, зафиксированная по этнографическим аналогам.
    В племенах с высшим присваивающим хозяйством - преобладание домашнего рабства, эксплуатация экономически неполноценных общинников и межобщинная эксплуатация. У племен с производящим хозяйством – эксплуатация основной массы общинников организаторско-управленческой верхушкой. Сохранение данничества и кабальничества как второстепенных способов отчуждения прибавочного продукта. Перерастание зачатков рабства и феодализма в классические рабовладельческие и феодальные способы производства.
    Поляризация групп населения, различающаяся по их месту в системе производства, отношению к средствам производства и роли в организации общественного труда. Особенности классового расслоения общества и его идеологическое оформление. Превращение верхушки в наследственную знать.
    Противопоставление ей рядовых общинников.
    Рэмидж (конический клан) – определение социального статуса отдельных людей или родственных групп степенью близости к родоначальнику. Система каст – иерархиезованной профессиональной замкнутой группы. Этнографические примеры.
    Складывание государства и права и политогенез.
    Углубление имущественного и общественного расслоения. Необходимость защиты привилегий верхушки. Тайные союзы и их роль как органов зарождавшейся государственной власти. Разделение функций родоплеменных и общинных лидеров
    (военные предводители, родоплеменная знать, жрецы).
    Монополизация распоряжением общественного производства и перераспределением общественного продукта родоплеменной знатью. Роль военных вождей, сакральных лидеров.
    Замена ненаследственного главенства (бигменства) наследственным лидерством вождей.
    Вождества – как организация власти в развитых предгосударственных обществах. Звенья субординации в вождествах (вожди, субвожди, старосты).

    31
    Аристократическая, военная, сакральная власть в вождествах. Превращение потестарной (догосударственной) организации в политическую (государственную) в вождествах.
    Признаки государства.
    Появление не совпадающей с населением публичной власти с аппаратом принуждения; превращение вождей в правителей (князь, король, царь); превращение дружины в войско для подавления сопротивления эксплуатируемых, ведения оборонительных и захватнических войн; появление судебной власти с ее атрибутами
    (тюрьмы, палачи); классовая трансформация органов религиозного культа.
    Налогообложение как признак политической организации. Переход от добровольных форм перераспределения общественного продукта к обязательному, благодаря отделению публичной власти с аппаратом насильственного подавления.
    Разделение населения по территориальному признаку (округа, волости).
    Складывание права, отличающегося от мононорм и представляющего собой совокупность норм выражающих волю господствующего класса и обеспеченных силой государственного принуждения. Приспособление и видоизменение норм выгодных господствующей верхушке под ее интересы и обеспечение их исполнения принудительной силой государства (посягательство на собственность убийства, нарушение сословно-кастовых брачных запретов и т.д.). Обычное право – санкционированные государственной властью мононормы эпохи классобразования и их письменное оформление.
    Необходимость наличия и развитости признаков (хотя бы некоторых) для определения возникновения государственности.
    Многовариантность путей создания государства.
    Разнообразие становления частной собственности, классов и государства, обусловленное множеством факторов (история, экология, военная активность, обмен и пр.). Три основных пути образования государства.
    Аристократический путь связан с сохранением родоплеменной верхушкой экономических и управленческих функций и монополизацией ею перераспределения общественного продукта. Основной способ эксплуатации - прафеодальный. Одновременно могли использоваться рабство, кабальничество, межобщинная эксплуатация. Форма предгосударственной власти при этом пути создания государства - вождества.
    Плутократический путь связан с выдвижением бигменов с ненаследственной властью использующих преимущественно кабальные формы эксплуатации.
    Недостаточно изучен.
    Военный путь как широко распространенный, но не универсальный. Осознание возможности быстрого обогащения за счет грабежа. Превращение войн из эпизодических столкновений в постоянный промысел. Развитие военной техники, укрепление поселений. Военная демократия – как специфическая форма

    32 организации общества при переходе от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Сохранение первобытных демократических учреждений – народного собрания, совета старейшин, племенных вождей. Превращение народного собрания в собрание вооруженных воинов. Развитие военной иерархии. Вождества военного типа. «Военно-племенная организация». Многовариантность процессов вызревания институтов классового общества в зависимости от форм классовой дифференциации.
    Переворот в положении полов.
    Изменения в положении полов. Экономические причины – переход основных средств производства в руки мужской части общества в связи с развитием металлургии, появлением пашенного земледелия, скотоводства и т.д. Усиление роли мужского труда в ручном земледелии. Превращение домашних промыслов в специализированные отрасли ремесленного производства. Ограничение женского труда сферой домашнего хозяйства и ограничение ее участия в общественном производстве. Экономическая зависимость женщин.
    Изменение общественного положения женщины. Переход к патриархату.
    Замена матрилокальности патрилокальностью. Отстранение женщин от участия в общественной жизни. Переход от материнского к отцовскому счету родства.
    Мужские и тайные союзы как органы устрашения женщин. Сохранение женского равноправия у мотыжных земледельцев (большие материнские семьи). Остатки материнских родовых порядков в древних и средневековых государствах (Египет,
    Греция, Китай, Спарта).
    Брак и семья. Индивидуализация производства в связи с ростом производительности труда. Необходимость превращения отдельных семей в экономически устойчивые единицы. Необходимость изменения форм заключения брака в связи с возрастанием хозяйственной роли мужчины. Переход к патрилокальности. Брачный выкуп. Компромиссные, промежуточные формы в переходный период. Авункулатные семьи. Изменение счета родства и порядка наследования имущества. Обычаи травестизма, кувады. Большая семья (домашняя община), патриархальная семья - одна из форм семьи как экономической ячейки общества (однолинейная), (многолинейная). Борьба коллективистских и частнособственнических начал. Три этапа в эволюции семьи в эпоху классообразования (соотношение частной и коллективной собственности).
    Привилегии мужской и зависимое положение женской части общества.
    Патриархальный этикет.
    Общинная и родоплеменная организация. Семейная община и первобытная соседская (сельская, земледельческая) община, ее экономический дуализм.
    Первобытная соседская община как форма превращения родовой общины в соседскую. Вызревание частной собственности на основные средства производства.
    Противоречия между старыми родовыми нормами и новыми традициями.

    33
    Сегментарная многоуровневая организация родовых структур. Матрилиниджи, патрилиниджи (матронимия, патронимия). Патриархальный род. Утрата территориального единства и вытеснение родственных связей соседскими. Племя как социально-потестарная общность.
    Духовная культура. Рост полезных знаний в связи с развитием земледелия и животноводства. Лунный календарь. Математические знания, зачатки геометрии, механики, Древние карты. Медицина. Развитие религиозно-мифологических представлений. Генеалогистика. Педагогика. Правовые знания.
    Искусство. Зарождение монументальной архитектуры. Менгиры, алиньеманы, кромлехи, дольмены. Расцвет прикладного искусства. Торевтика. Изделия скифов и сарматов. Зарождение устного народного творчества. Героический эпос, панегирик, волшебная сказка. Сказания о Гильгамеше, Рамаяне, эпический раздел Пятикнижия,
    Илиада, Одиссея, ирландские саги.
    Религия. Вера в личных покровителей (нагуализм). Патронимические и родовые предки-покровители. Образы богов связанные с земледельческим циклом
    (Озирис, Адонис, Дионис). Культ духов мужских или тайных союзов, культ племенных вождей. Иерархия объектов культа. Политеизм. Выделение служителей культа – жрецов. Шаманизм. Постепенная сакрализация власти. Религия как средство воздействия на эксплуатируемые массы.
    Выделение умственного труда. Отделение организаторско-управленческой, жреческой и полководческой деятельности от участия в производстве. Углубление процесса разделения физического и умственного труда.
    Выделение профессионального умственного труда. Обслуживание социальной верхушки.
    Странствующие певцы, танцоры их связь с народом.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта