Первопричины зарождения товарищества
Скачать 19.19 Kb.
|
Товарищество передвижных художественных выставок – объединение художников, ставящее своей основной позицией противостояние жестким консервативным законам академизма. Оно зародилось в 1870 году и завершило свое существование в 1923 году. Первопричины зарождения товарищества Академия Художеств в конце XVIII - первой половине XIXв. представляла собой очень консервативное учебное заведение, при этом являясь центром художественной жизни того времени и единственной выставочной площадкой. Она выпускала из своих стен художников с великолепной академической подготовкой, однако жесткие рамки, в которых они могли творить, сделало их произведения однообразными и невостребованными для публики. Отечественные художники жили очень бедно. Звание академика не приносило им никаких денег, а купля-продажа картин была единичной и осуществлялась в основном государством, которое диктовало свои условия. Для того, чтобы получать жалованье и квартиру, им нужно было выждать 6-летний срок для получения должности профессора и еще 3 года для вступления в должность. Словом, положение отечественных художников было незавидное. Так продолжалось вплоть до знаменательного события, известного как «Бунт 14-ти». Четырнадцать лучших выпускников Императорской Академии художеств предпочли Большой золотой медали свободу творчества. Они отказались писать картину на германо-скандинавский сюжет про пир в Валгалле, посчитав предложенную тему слишком далекой от реальности. Бунтари попросили свободную тему и, получив отказ, покинули аудиторию, чем сорвали конкурс к 100-летию Академии. Артель художников Стало совершенно ясно, что молодым художникам, желающим вырваться из жестких рамок, нельзя оставаться под покровительством Академии художеств. Тогда, в 1863 году и возникла «Артель художников». Это первое в истории русского искусства творческое объединение организовалось под предводительством идейного вдохновителя Ивана Крамского. Артель считала своей целью «соединенными трудами упрочить и обеспечить свое материальное положение и дать возможность сбывать свои произведения публике». Члены Артели презирали саму идею «искусства ради искусства» и желали личной независимости художников и возможности зарабатывать себе на жизнь. Их основным заработком стали частные заказы на картины и уроки рисования. Создание ТПХВ и основные цели В 1870 году, с учетом опыта Артели, московские и петербургские художники объединились и создали Товарищество передвижных художественных выставок. Слово «товарищество» подразумевало под собой тот факт, что наряду с просветительскими и благотворительными целями, объединение имело вполне конкретную коммерческую задачу: «облегчение для художников сбыта их произведений». Коммерческий характер подтверждается и тем, что вход на выставки Товарищества был платным: «управление выставки назначает плату за вход по своему усмотрению. Входная плата, также 5-процентный взнос с проданных на выставке вещей составляют доход выставки». Этот доход разделялся между участниками Товарищества. В искусстве художники Товарищества вдохновлялись идеей народничества и преследовали цель приблизить его к духовным потребностям общества. Их картины, приближенные к реальности, отражающие российскую повседневность, не требовали от зрителей специальных познаний в области истории и мифологии, такие картины были близки и понятны людям, не получившим классического образования. Их искусство пошло в массы на передвижных выставках, которые принесли им огромную популярность во многих уголках страны. Члены товарищества основной своей целью ставили максимальное приближение искусства к народу. Деятельность художника понималась ими как общественное служение, как патриотический долг художника-гражданина. Они понимали, что творчество их должно быть обращено не только к столичному зрителю, но и ко всем народам России. Осознание своей ответственности за развитие художественной культуры не только в центре, но и на периферии сказалось в дальнейшем на многих сторонах деятельности Товарищества — в широком диапазоне передвижения, в характере педагогической работы, в заботе об открытии музеев на местах, в многочисленных и дружеских связях с художниками Украины, Закавказья, Прибалтики. Инициаторы создания ТПХВ и некоторые его члены Инициатором создания Товарищества выступил в 1869 году пенсионер Академии Художеств Г. Г. Мясоедов. Ему удалось увлечь Перова, который в эти годы пользовался очень большим авторитетом. Пылким сторонником идеи стал Саврасов и целый ряд других московских художников. Мясоедов заручился содействием Крамского, который все еще был идейным вдохновителем Артели, а также Николая Николаевича Ге, который выступил связующим звеном между Петербургом и Москвой, а также стал кассиром Товарищества. В число передвижников входили Василий Перов, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Илья Репин, Василий Поленов, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Суриков, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Владимир и Константин Маковские, Валентин Серов и многие другие. Горячую поддержку ТПХВ оказывали Салтыков-Щедрин, Третьяков, Стасов и т.д. Первая выставка Первая выставка Товарищества открыта в Петербурге 29 ноября 1871 года в здании Академии художеств. На выставке были показаны работы 16-ти художников. Особый успех на выставке имели «Грачи прилетели» Саврасова, «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Ге и скульптура М. М. Антокольского «Иван Грозный». В целом выставка была успешной и стала значительным событием в культурной жизни России, принеся известность членам Товарищества. Причины распада Картины, вышедшие за пределы столичных галерей, передвигались по огромной территории. За полвека своего существования Товарищество провело 47 передвижных выставок. Помимо ежегодных выставок оно устраивало и параллельные выставки для городов, куда основные выставки не попадали. Эти выставки составлялись из произведений передвижников, не проданных на основных выставках. Расцвет деятельности Товарищества приходится на 70-е гг. - период перестройки экономики и промышленного подъема. Передвижники создали внушительный рынок произведений искусства, основным потребителем которого являлась провинциальная буржуазия. Однако рынок не был безграничен и к началу 80-х гг. тенденция пошла на спад. В 70-80-е гг. ТПХВ эволюционирует от демократического реализма к буржуазному. В 60-х гг. живопись передвижников зародилась на волне демократизации, а в результате промышленного подъема в 70-е гг. набирает все большую силу буржуазия - основной потребитель художественных произведений. Происходит сближение с Академией в 80-е гг. (вслед за пожеланием Александра III «прекратить раздвоение между художниками» значительная часть наиболее авторитетных «передвижников» была включена в академический профессорский состав). А в 90-е гг. разница между академическими выставками и выставками передвижников уже практически не заметна. Поздний академизм потерял свое самостоятельное эстетическое содержание и теперь задавался цель приспособить свою продукцию под вкусы народа и сделать ее доступной. Кроме того, нарастает массовизация искусства, возникают множество других обществ. В 1890 г. возникает Санкт-Петербургское общество художников, в 1887 г. - Общество русских акварелистов, которое организовывало ежегодные выставки в Петербурге и в Москве, и так далее. Одним из наиболее весомых причин ослабления Товарищества стало противостояние между старыми и новыми членами – «новички» крайне редко принимались в ряды ТПХВ. Члены Товарищества предпочитали считать их экспонентами, временными участниками, не обладающими правом голоса. Это вело к оттоку талантливых художников в другие общества, более лояльные к новым лицам. Свою роль сыграло также то, что московские и питерские художники стали отдаляться друг от друга, потерялась цельность и гибкость организации. Все эти компоненты привели к распаду в 1923 году, спустя год после последней выставки. |