Главная страница
Навигация по странице:

  • Развитие культуры Казахстана в 1920-1930-ые годы

  • ИСТОРИЯ КАЗАХСТА. Петербургский договор 1881 года


    Скачать 314.78 Kb.
    НазваниеПетербургский договор 1881 года
    Дата15.12.2019
    Размер314.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЯ КАЗАХСТА.docx
    ТипДокументы
    #100316
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    билет 26.
    1. Изучение жизни племен, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века. Племена, которые проживали на территории Казахстана и в приграничных регионах между 2-1 тысячелетиями до нашей эры, соответственно их культуре называют андроновцами. Об андроновских племенах точных сведений нет. Однако ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подтверждается некоторыми сходствами казахской национальной и древней андроновской культур. На территории Казахстана сохранились многочисленные памятники андроновской культуры в виде различных построек – захоронений. Узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахских ковров, украшений, в убранстве юрт.Поклонение огню, духам предков, выращивание большое количество овец, лошадей и использование их продукта в пищу свидетельствуют о родственной близости жизненного уклада андроновцев и казахов.Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и т.д.По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное крыло и правое крыло, что можно провести параллель с тремя казахскими жузами. Это подтверждает этногенетическую преемственность.Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов).Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации. Территорию от Алтая до Волги, занимаемая кипчаками, персидский поэт, путешественник и государственный деятель Насир Хосроу называет Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков).Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Было разрушено сложившиеся хозяйственно-экономические и культурно-этнические связи. Многие тюркские племена были разобщены, лишены были прежней сплоченности. Под влиянием монголов произошли изменения и в системе руководства племен, в хозяйственной деятельности, обычаях, традициях.Вместе с тем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана. С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татар и др.Территория Казахстана постоянно подвергалась миграции различных этнических групп. Интенсивное этническое смешение, особенно в эпоху великого переселения гуннов, затем тюркских племен и в эпоху монгольского нашествия, наложило отпечаток на внешний вид казахов. Кроме того, в период бурных этномиграционных процессов, предки казахов смешивались с представителями других этнических групп, зачастую ассимилируя их в свой этнос. Это касается также и монголов. Они постепенно переняли традиции и обычаи, переняли язык, религию тюрков. Об этом в XIY веке писал арабский географ Эль-Омари: «Раньше это государство (Алтын Орда) было страной кыпчаков, но когда их завоевали татары, кыпчаки оказались их подданными. После этого победители смешались с ними, стали родственниками, а природные и наследственные качества местных оказались более высокими, и прибывшие стали сами похожими на настоящих кипчаков». Поэтому надо считать, что предками казахов являются выходцы из племен, для которых территория Казахстана была своей родной землей.В XIY-XY вв. на землях Казахстана и приграничной территории существовало несколько государств: Белая Орда, Могулистан, Ханство Абулхаира, Ногайская орда. Жителей этих государств называли узбеками, узбек-казахами, моголами (могулами) и ногаями. У этих названий было свое этническое и политическое значение. Если понятие «народ» рассматривалось в качестве этнического образования, то его обозначают термином «этноним» (узбеки, казахи, киргизы). Народ же, именовавшийся соответственно названию своего государства (территории проживания), определялся термином «политоним» (моголы-народы государства Могулистан, ногаи - народы, принадлежащие к Ногайской орде), т.е. это понятие этнополитическое. В историко-этнологической литературе население государства, созданного в историко-этнографическом регионе, называют этнополитическим сообществом.Для того, чтобы народ стал единым в этническом и политическом отношении, он, прежде всего, должен иметь собственную независимую государственность. Племена, стремящиеся к единению, были раздроблены в политическом отношении на различные государства, как Белая орда, ханство Абулхаира, Ногайская орда и Могулистан. Однако эти государства стали основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Хотя, все казахские племена и роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке.Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XY в. и началом XYI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства.В Казахском ханстве стало постепенно ослабевать родоплеменное сознание, усиливая общее для казахов этническое сознание. Так появились понятия: «казахская земля», «казахское государство», «казахская страна». Различают три вида этнических историко-хронологических формирований: родоплемена, народ, нация. В каждом из этих объединений существует свое этническое сознание. Этническое сознание - это сознание человеком себя как члена определенного этнического объединения.Традиции разделения на роды и племена сохранялись во все времена. У казахов и после, как они сформировались в народ, проявлялись все виды этнического сознания. Особенно на начальном этапе формирования казахов как народ, по сравнению с народным этническим сознанием, родоплеменное сознание было подавляющим. Например, на вопрос: «Из какого ты рода?» отвечающий должен сначала сказать о своем роде, затем о племени, потом о жузе. Обычно казахами они называли себя только тогда, когда выезжали за пределы страны.
    Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». До сих пор исследователи дебатируют по этой проблеме. В науке нет точного утверждения, когда в письменной литературе появилось название «казах». В тюркском памятнике YIII века, найденном на Енисее, есть словосочетание «казгак углым» - «казахский сынок». В IX-X вв. у трех карлукских племен, живших на землях Семиречья и Южного Казахстана, было общее название – «хасаки». Известно, что карлуки имели непосредственное отношение к казахскому этногенезу.
    В арабских документах, относящихся X-XI вв., а также в русских летописях имеются записи: о городе Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов. По мнению некоторых ученых, здесь имеются в виду большое поселение казахов, которые объединились и остались в XI веке на берегах Дона и Днепра. Правивший в Х веке император Византии Константин Багрянородный сообщал, что на северо-западе Кавказа имеется «страна казахов». На западе Азербайджана по сей день существует большой район – Казахский.Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре. Он, вероятно, создан в мамлюкском Египте кыпчаками. Словарь известен по рукописи 1245 года и издан в Лейдене 1894 году. Здесь слово казах имеет значение «бездомный», бесприютный», «скиталец», «изгнанник», «свободный». Этому термину по этому словарю было придано социальное значение. Так называли группы людей, которые отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам.Исходя из данного значения слова «казах» можно сделать вывод о том, что все вышеуказанные источники сообщают о тех свободных, бездомных – скитальцах, обосновавшихся в указанных регионах.Во второй половине XY века термин «казах» закрепляется за группой племен, откочевавших от узбекского хана Абулхаира в междуречье Чу и Талас.Откочевка Жанибека и Керея из Узбекского улуса в Семиречье сыграла решающую роль в этногенезе казахского народа. Но, эта роль заключалась не в образовании самого народа, а в его современном названии. Из Узбекского ханства выделилась и прикочевала в Семиречье не просто группа разрозненных племен, недовольных политикой хана Абулхаира, а объединение родов и племен, составлявших там, в Дешт-и Кипчаке, население улуса потомков Урус хана. Поэтому откочевка не определила возникновение казахской народности, а лишь ускорила уже шедший процесс ее сложения. Переходный характер этого процесса хорошо подтверждается термином «узбек-казах».Завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей, находившихся на различных стадиях своего развития, каким было население Восточного Дешт-и Кипчака к началу второй половины XY века. Этот процесс выделения произошло под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических.
    2. Продналог, введенный после Х съезда партии, постепенно совершенствовался. Вместо трудгужналога, подворно – денежного (кибиточного) налога устанавливался единый натуральный налог, размер которого был необременительным. По мере укрепления рыночных отношений, приемлимой формой внесения налога оказалась смешанная форма – натурой и деньгами, а с 1 января 1924 г. – только деньгами. Налог был прогрессивным, основная его тяжесть ложилась на хозяйства кулаков и баев. Так в 1926-1927 гг. в кочевых и пролукочевых районах 8% байских хозяйств вносило 54,8% налога. Для организации восстания с/х было учреждено общество с/х кредита (Казсельхозкредит). Кочевому населению на льготных условиях выдавали ссуды сроком на 3-5 лет.Огромную помощь крестьянству государство оказало в форме кредита на приобретение с/х машин и орудий. В 1924-1925 гг. в Республику было завезено 415 тракторов, которые приобрели кооперативы и коммуны. В результате посевная площадь возросла с 2.1 млн. га в 1924 г. до 4 млн. га в 1928г. По существу посевная площадь в Республике в 1928 г. достигла уровня 1913 г. (4.4 млн. га). Еще более высокими темпами развивалось животноводство. Поголовье скота возросло в 1924 г. – 1928г с 24,8 млн. голов до 41 млн. Число крестьянских хозяйств увеличилось в эти годы с 737 тыс. до 1 млн. 333 тыс. Возросла и заготовка хлеба, в 1928 -1929гг. Казахстан давал более ¼ всего хлеба, собранного в масштабе всей страны по продразвертке в 1920 (249 млн. пудов). К этому времени в Казахстане насчитывалось 103 коммуны и 650 сельхозартей. Не менее существенные сдвиги произошли и в промышленности. Казахский центральный совет народного хозяйства объединил 8 трестов: Кожмехтрест, Казрыбтрест, Илецксоль, Павлодарсоль, Акджал – золото, Каззапзолото, Казспирт и два предприятия – Санташный завод, каргалинскую суконную фабрику.Кроме того стали функционировать тресты союзного значения. Также 5% доходов от добычи нефти Эмбинских нефтяных промыслов отчислялись в краевой бюджет Казахской АССР. Постепенно промышленность республики поднималась из руин. Посильную помощь в ее восстановлении оказывало правительство РСФСР. Из центральных районов России в Казахстан был переведен ряд промышленных предприятий. Процесс восстановления промышленности в Казахстане развивался более медленными темпами по сравнению с центром и завершился лишь в 1924 – 1928 гг. В период НЭПа возрастало значение товарообмена и товарооборота. Разрешалась частная торговля. В городах появились частные капиталистические фирмы. С ними вступали в конкуренцию государственные и кооперативные торговые предприятия. Возродилась ярмарочная торговля. В 1927 г., в Республике финкционировало 75 местныз, 13 губенских, 7 краевыз ярмарок с торговым оборотом в 30 млн. руб. В них принимали также участие купцы из Китая и Монголии. Огромное развитие в крае получила потребительская кооперация. Новая экономическая политика – строй цивилизованный кооперативов на том историческом рубеже истории вдохнула жизнь во все сферы экономики Казахстана.                                       
    3.Колонизация Казахстана окончательно была завершена реформами 1886, 1891 годов. 2 июня 1886 года было принято «Положение об управлении Туркестанским краем», 25 марта 1891 года последовало «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями» или «Степное положение». Эти положения были продолжением и дополнением указов 60-х годов. Территория Казахстана вошла теперь в состав 2 генерал-губернаторств: Туркестанского, с центром в Ташкенте и Степного, с центром в Омске. Вся власть, как и прежде, сосредотачивалась в руках генерал-губернатора. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Ферганская, Самаркандская, Сырдарьинская области, в состав Степного – Акмолинская, Семипалатинская, Уральская, Тургайская, Семиреченская (последняя с 1897 года вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства). В областных центрах были созданы полицейские управления. Области, как и раньше, делились на уезды. В уездных городах были введены полицейские приставства. Уездные начальники получили право контроля над постановлениями аульных и сельских съездов, право задерживать любого казаха на срок до 7 суток, право проводить политический сыск во вверенных землях. Был введен институт приставов. Что касается нововведений в налоговой системе, они выразились в повышении кибиточной подати до 4 рублей, увеличении земельных сборов.
    билет 27
    1
    . Толе би Алибекулы (1663-1756 гг.)Родился в местности Жайсан Жамбылской области.
    В возрасте 20 лет начал заниматься судебным разбирательством, отличался справедливостью.
    Являлся советником хана Тауке, участвовал в составлении свода законов «Жеты- Жаргы».
    После смерти хана Тауке, управлял Старшим жузом.В своих высказываниях, положениях, сохранившихся в устных народных сказаниях, поднимал вопросы против раздоров и междоусобиц в Казахском ханстве.
    Казыбек би Каздауысты (Гусиноголосый) Кельдыбекулы (1667-1764 гг.)
    Родился на территории нынешнего Казыбекского района Карагандинской области.
    Отличался глубоким умом и поэтическими способностями, ораторским искусством.
    Участвовал в разработке «Жеты-Жаргы».
    Был одним из организаторов борьбы против джунгар
     Айтеке би Байбекулы (1682 -1766 гг.)Являлся потомком знаменитого батыра Жалантоса.
    До хана Абулхаира управлял родами Младшего жуза.
    Как признанный бий и предводитель Младшего жуза участвовал в разработке «Жеты-Жаргы».
    Привлекался ханом Тауке к решению государственных дел и улаживанию крупных междоусобиц.
    Его произведения полны размышлений о смысле жизни, морали, этике, нравственности.
    Внутреннее положение В конце XVII - начале XVIII вв. Тауке хан сумел на некоторое время сохранить территориальную целостность и восстановить государственность Казахского ханства.
    Казахстан оставался централизованным государством, соблюдались законы, прекратились барымта и межплеменные распри в годы правления хана Тауке.
    Хан Тауке превратил совет биев в важнейший орган управления.
    Решения совета биев имели обязательную силу.
    Даже хан не мог отменить его решение. Хану Тауке удалось присоединить к Казахскому ханству значительную часть родов и племен соседних кыргызов и каракалпаков, которыми он правил через их биев - Кокыма Карашору и Сасык бия.
    2. Среди казахов было очень развито поклонение культу огня. Огню приписывалось сверхъестественное свойство и магическая сила, которые использовались в обряде очищения от «нечистой силы», оказании покровительства или защиты и т. д. Так, обряд совершался при перекочевке с зимовки на джайлау. У казахов сохранилось такое поверье, что на зимних стойбищах водятся «нечистые силы» , и чтобы очиститься от них они разводят два больших костра, между которыми пропускают людей и скот.Считалось, что огонь был покровителем жилищ, домашним святилищем, поэтому у казахов невеста при вступлении в новое семейство должна была поклониться огню в большом доме. Мать жениха приносила жертву огню, налив в него масло. Точно так же при рождении ребенка приносят огню жертву. Огнем очищали дома и колыбели младенцев, тем самым изгоняя злых духов и болезни. Все эти обряды сохранились и по сей день, и в некоторых семьях в обязательном порядке исполняются. Такие обряды сохранились и в моей семье, когда брат привел невесту в нашу семью, бабушка одела на голову невестки белый платок, разожгла костер и дала в руки невестки чашку с маслом, чтобы она поклонилась костру и налила масло в костер. Также и брачное ложе брата и невестки она очищала огнем, чтобы у них все было хорошо, чтобы «нечистые силы» обходили стороной и сберечь от сглаза.В огонь нельзя плевать, нельзя переходить через огонь, даже через место, где он когда то был разведен. Поклонение огню было настолько сильным, что боялись даже его гнева и поэтому клятвы огнем считались непоколебимыми.

    Развитие культуры Казахстана в 1920-1930-ые годы

    театр

    кино

    искусство

    1926 г. открыт первый в республике национальный казахский театр в Кызыл- Орде., А.Кашаубаев, И.Байзаков.Первая пьеса - «Енлик-Кебек» М.Ауезова. - «Козы Корпеш - Баян сулу» Г.Мусрепова, «Абай» М.Ауезова и Л.Соболева. Поставлены: «Женитьба» и «Ревизор» Н.Гоголя, «Отелло» В.Шекспира.В1937 г. театр стал называться «Казахский Академический театр драмы». В 1933 г. в Алма-Ате - Уйгурский театр. В 1937 г. в Кзыл-Орде - Корейский театр. Музыкальная драма, имевшая успех на сцене корейского театра в Кзыл-Орде: «Чупхин-дон».В 1934 г. - Казахский государственный музыкальный театр (оперы и балета). Спектакль, показанный более 100 раз на сцене Казахского музыкального театра оперы и балета только в первом сезоне 1934 г. «Айман-Шолпан».В 1934 г. - Казахский государственный оркестр им. Курмангазы (А.Жубанов). В 1936 г. - Казахская государственная филармония им Жамбыла.В 1936 г. в Москве проходила 1-ая декада казахского искусства, и там представлены оперы - «Кыз-Жибек», «Жалбыр».Там К.Байсеитова была удостоена Народной артисткой СССР (1936 г.).  

    В 30-е гг. XX в. Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» положило начало развитию киноискусства. Выпустило ряд документальных и немых художественных фильмов. Студия хроникальных фильмов Казахстана была организована в 1934 г. В 1938 г. на «Ленфильме» поставили первую казахскую звуковую кинокартину «Амангельды». Первый игровой фильм казахстанских кинематографистов: «Амангельды». Изобразительное искусство Центром казахской профессиональной живописи стало мастерская П.Хлудова. Его талантливым учеником был Абылхан Кастеев.

    Организовались во многих городах:Клубы;Народные дома;Казахские и русские хоровые;Драматические, литературные кружки;.Центром культурно-массовой работы стали национальные воинские формирования.В 20-30-е гг. XX в. огромный интерес у эмигрантов вызывала народная музыка.Огромный интерес к изучению народной музыки проявил А.В.Затаевич, он записал более 2300 народных песен и кюев, опубликовал:В 1925 г. - сборник «1000 песен киргизского (казахского) народа»;В 1931 г. - сборник «500 песен и кюев казахского народа»;В 1932 г. был удостоен звания «народный артист Казахстана»;Советский ученый-музыковед Б.В.Асафьев оценил «1000 казахских песен» ценнейшим памятником вековой и тысячелетней культуры. В 1922 г. в Каркаралинске прошел конкурс народных певцов.В Москве на концерте народов СССР принял участие хор Петропавловского педагогического училища под управлением И.Коцыка. 1Амре Кашаубаев своим могучим талантом удивил зрителей Европы:В 1925 г. - на Всемирной выставке прикладного искусства в Париже;В 1927 г. - на Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте-на-Майне в Германии
    1   2   3   4


    написать администратору сайта