Главная страница

Выступ. Текст выступления. Пифагорейский союз сведение мира к числовым отношениям


Скачать 18.05 Kb.
НазваниеПифагорейский союз сведение мира к числовым отношениям
АнкорВыступ
Дата11.03.2022
Размер18.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТекст выступления.docx
ТипДокументы
#392074

Текст выступления. Студенты группы КТ-11 Сидоров Р. и Костюченко В. На тему: Пифагорейский союз: сведение мира к числовым отношениям.

Пифагорейский союз – это мистико-религиозное объединение, основанное на философско-мистическом учении Пифагора , направленное на духовное совершенствование как собственных членов, так и социума через использование политических инструментов, существовавшее в период античности с VI в. до н.э. по IV н.э.

Прежде перехода к сути этого союза немного расскажем о самом Пифагоре.

Пифагор является одной из наиболее мистических фигур античной философии. Вся его жизнь окутана легендами и преданиями, которые подвергались сомнению еще его современниками, проверить же их в настоящее время не имеется никакой возможности. Согласно легенде судьба великого мудреца была предсказана Пифагору еще до его рождения, когда его будущие родители после свадьбы направились к Дельфийскому оракулу. Пифагор родился на острове Самос, где прожил до 18 лет, активно обучаясь чтению, письму, музыке, живописи и другим искусствам. Достигнув совершеннолетия Пифагор отправился в Милет, где стал учеником Фалеса. Фалес же направил его в Египет, где Пифагор смог приобщиться к знаниям египетских жрецов. В период греко-персидских войн Пифагор попал в плен к персам, в котором провел 12 лет. В период плена он проживал в Вавилоне, где смог сблизиться с вавилонскими жрецам и почерпнуть их мудрости. Узнав, что в его плену находится столь просвещенный человек персидский царь, согласно легенде, освободил Пифагора и тот вернулся на родину.

На Самосе Пифагор открыл собственную школу, кроме того по настоянию соотечественников он много занимался политикой. Обширные знания Пифагора сделали его популярной фигурой, однако необходимость участия в общественных делах тяготила его. Также между Пифагором и тираном Самоса Поликратом произошел конфликт, из-за чего Пифагор был вынужден бежать в «Великую Грецию» - колонии на юге Италии, а именно в Кротон.

В Кротоне начинается история Пифагорейского союза. Учение Пифагора становится тайным и распространяется лишь для избранных. Длительное время Пифагорейский союз полностью управляет политической жизнью полиса, однако со временем Пифагор вновь теряет интерес к общественной деятельности и покидает Кротон. Смерть настигла древнегреческого мыслителя в возрасте 90 лет.

Теперь расскажем о самом учении Пифагора.

Научные основы пифагорейской школы были сформированы из тех знаний, которые Пифагор обрел за годы своего ученичества. Ряд современников отзывались о Пифагоре, как о человеке, обладающем большими знаниями, но не способном этими знаниями распорядиться, осмыслить и переработать их. Так или иначе Пифагор заимствует достижения восточных мудрецов в области математики и геометрии при создании учения о числе, а также идеи Милетской школы, при составлении своей онтологии.

Главной и бесспорной заслугой Пифагора является создание представления о числе как абстрактной и самостоятельной сущности, независимой от ее практического воплощения. Пифагор отделил число от предмета, что позволило развивать математику в виде собственно науки о числах, без привязки к конкретно-практическим задачам.

Мистическая часть пифагорейского учения восходит также к восточным идеям о самосовершенствовании и идеальном обществе. Тайный характер Пифагорейского союза, его стремление отделиться от общества в качестве организации избранных, строгое ограничение на распространение знаний и тайн – характерные черты восточных обществ, противостоящие открытому характеру философии и общества античной Греции.

Важной часть мистического пифагорейского учения выступала нумерология. Рассматривая число как меру всех вещей, Пифагор разделил все числа на четные и нечетные и приписал каждому их них свое значение. Цифра восемь в его системе символизировала смерть, а девять постоянство. Четные числа связывались с женским полом, а нечетные соответствовали мужскому. Для каждого человека исходя из его качеств телесных и душевных Пифагор мог найти свое число, и сообразуясь с законами гармонии установить для него идеальную пару.

Нумерология является важной частью философии Пифагора и его последователей. Познание природы и смысла чисел мудрец связывал с познанием сути явлений и предметов. Каждая категория бытия получила числовое свойство, в том числе такие явления, как смерть, болезнь, переживание страданий и прочие.

Пифагор первый разделил все числа на четные и нечетные. Он считал, что квадрат любого числа символизирует мирские равенство и справедливость. Смерти он «отдал» число восемь, а девять – постоянству. Женский пол приравнивался им к четным числам, а мужской – к нечетным. Цифра пять принималась за символ брачных уз. С помощью магии чисел он учил определять совместимость влюбленных друг с другом, заглядывать в их будущее.

Пифагорейский союз

Пифагорейский союз возник в Кротоне в конце VI века до н.э. Пифагорейский союз с самого своего рождения был тайной и мистической организацией. Адепты союза должны были долгое время пробыть простыми слушателями, чтобы получить право членства, и соответственно право голоса. Знания как научного, так и мистического характера, преподававшиеся в рамках союза, сохранялись в глубокой тайне от непосвященных из-за чего о них мало что известно.

Первоначально союз довольно активно вел политическую деятельность. Его сторонники преобразовывали общественную жизнь таким образом, чтобы максимально приблизить ее к гармонии. Практически это выражалось в стремлении к общественному ведению хозяйства внутри полиса, социальной системе распределения благ, передачи инструментов власти в руки посвященных мудрецов, отказ от пустых празднеств в пользу развития мудрости, наук и искусства. Однако у политики пифагорейцев нашлись и противники. Уже после того, как сам Пифагор покинул Кротон, недовольные перераспределением земли горожане подняли восстание и перебили пифагорейцев. Однако многие члены союза смогли бежать, и организация продолжила свое существование.

Историю Пифагорейского и пифагореизма союза можно разделить на шесть частей:

1) Организация Пифагорейского союза Пифагором – последняя треть, а может быть, и десятилетие VI в. до н.э. Это зарождение пифагорейской философии и науки в рамках пифагорейского «товарищества», которое имело свои корни в орфической общине. Это время установления политического господства пифагорейцев в “Великой Элладе”.

2) Политическое господство Пифагорейского союза – первая половина V в. до н.э.

3) Разгром союза в середине V в. до н.э.

4) Пифагорейская диаспора (рассеяние), Лизис и Филолай в Фивах. Это время философской вершины пифагореизма в учении Филолая. Здесь же возвращение Филолая в “Великую Грецию” – вторая половина V в. до н.э.

5) Архит Тарентский и его группа – преврашение пифагореизма в науку, утрата им не только мифологических пережитков, но и философских оснований – первая половина IV в. до н.э.

6) Пифагорейцы во Флиунте – последние из пифагорейцев – середина IV в. до н.э.

Упрощая эту схему, мы говорим о раннем, среднем и позднем пифагореизме.


написать администратору сайта