Древнегреческая мифология доклад русак. План Древнегреческая мифология
Скачать 22.55 Kb.
|
Древнегреческая мифология Подготовила: Студентка 3 курса Дошкольное образование Группы: СДП-ДО-151 Русак Ирина План:
Древнегре́ческая мифоло́гия (мифология Древней Греции) — мифология древних греков, тесно переплетающаяся с их религией. Оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.
Боги: Аид (Плутон) – владыка подземного мира; Аполлон – покровитель искусств, Бог музыки и предвидения; Арес (Марс) – Бог войны, сын Зевса и Геры; Артемида (Диана) – Богиня охоты, сестра Аполлона; Афина (Минерва) – Богиня мудрости, дочь Зевса и Метиды; Афродита (Венера)– Богиня красоты, супруга Гефеста; Гера (Юнона) – супруга Зевса, покровительница брака; Деметра (Цецера) – сестра Зевса, богиня земледелия и плодородия; Зевс (Юпитер) – верховный Бог Олимпа, владеющий небесной стихией; Крон (Сатурн) – Бог времени, отец Зевс; Посейдон (Нептун) – брат Зевса и Аида, Бог моря. Герои: Аргонавты – участники путешествия в Колхиду за золотым руном; Ахилл – самый сильный из греческих героев, сражавшихся под стенами Трои; Гектор – старший сын Приама, самый храбрый защитник Трои; Геракл – сын Зевса и Алкмены, самый сильный из греческих героев, совершивший 12 подвигов; Дедал – искусный афинский мастер, построивший лабиринт царю Миносу; Одиссей – самый хитроумный из греков, воевавших под Троей (придумал троянского коня); Орфей – одаренный юноша-музыкант; Персей – сын Зевса и Данаи, победивший медузу Горгону; Тесей – сын Эгея, победивший Минотавра; Ясон – принц Иолка, добывший золотое руно.
Среди памятников I тысячелетия до нашей эры значительное место в чтении детей занимают древнегреческие мифы. Они отражают представления эллинов об устройстве мира, их нравственный кодекс, подвиги, завоевания. Первыми письменными произведениями, в которых отразились мотивы древнегреческой мифологии, были «Илиада» и «Одиссея» Гомера (VIIIв. до н. э.). Эпические поэмы возникли на основе песен и сказаний бродячих певцов аэдов. В более поздние времена древнегреческие мифы отразились в произведениях драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида. Сюжетной основой древнегреческого эпоса является Троянская война: в «Илиаде» повествуется о походе Ахилла на Трою, ее осаде и взятии, в «Одиссее» – о возвращении на родину после падения Трои Одиссея, о его удивительных приключениях. В «Илиаде» сконцентрирован преимущественно военно-героический материал древних сказаний, в «Одиссее» – бытовой и сказочный. Реальная история в эпосе переплетается с более ранними мифами. Наглядность и зримость, как характерные особенности гомеровских поэм, получают выражение в образах многочисленных богов, наделенных человеческими достоинствами и недостатками. Считается, что общегреческий пантеон богов сложился постепенно, образ каждого бога пережил длительную эволюцию. В изданиях древнегреческой мифологии для детей представлены разные группы мифов, однако предпочтение отдается героической мифологии. Так, в книге В. Смирновой «Герои Эллады» (М., 1980, 1997) пересказаны легенда об аргонавтах и подвиги Геракла. Автору удалось сохранить многие характерные особенности поэзии древних: восстановлена атмосфера подвига и товарищества, передано восхищение людьми, способными к преодолению препятствий, отражена одно линейность характеров, присущая античному искусству. В пересказе Смирновой получил отражение и антропоморфизм в изображении богов. Младшим школьникам адресованы пересказы древнегреческого эпоса, подготовленные Е. Тудоровской «Троянская война и ее герои (М., 1967, 1997), «Приключения Одиссея» (М., 1970, 1997). Учитывая возрастные особенности детей, автор излагает эпос прозой, перестраивает материал композиционно, соблюдая последовательность в изложении событий, ориентируя пересказ на фольклорную поэтику. Сближение мифа и сказки отмечается в издании «Храбрый Персей» (подготовлен К. Чуковским. М., 1973), адресованном детям дошкольного возраста. Данную книгу отличает сказочная интонация, эмоциональность стиля, опора на характерные признаки волшебной сказки – повторы, словесные формулы, гиперболу. Особо отметим издания древнегреческой мифологии, осуществленные в 1990-е годы белорусским издательством «Белфакс»: «Герои и Боги Олимпа», «Мифологические рассказы», «Илиада», «Одиссея». Первая из книг представляет собой словарь, знакомящий детей с основными понятиями древнегреческой мифологии. В «Мифологических рассказах» собраны наиболее яркие, сюжетные мифы о героях Эллады, об участниках Троянской войны. О возрастной ориентации издания свидетельствует небольшой объем помещенных рассказов, живое эмоциональное изложение, яркие иллюстрации (в обеих книгах используются работы итальянского художника Пьеро Катанео, характеризующиеся глубоким проникновением в образ). Книги представляют интерес и для взрослого читателя, ибо здесь отражается многозначность мифов, по-новому трактуются отдельные образы и мотивы греческой мифологии, получившие отражение в произведениях искусства, закрепившиеся в крылатых выражениях («война богов», «троянский конь», «золотое руно», «ящик Пандоры», «нить Ариадны» и др.). 4.Древнегреческий миф в отечественных и зарубежных мультфильмах История и культура Древней Греции предоставляют массу материала для современной интерпретации и создания на их основе новых произведений искусства. Живопись и скульптура, музыка и кино не могли пройти мимо мифических и исторических и мифических событий Эллады. Особняком стоят отечественные мультфильмы о Древней Греции. Большинство советских мультипликационных фильмов было снято в конце 1960-х-начале 1970-х годов, их режиссёром и, как бы мы сейчас сказали, «автором проекта» была Александра Гавриловна Снежко-Блоцкая. Под её руководством на студии «Союзмультфильм» было произведено пять мультфильмов основанных на легендах Древней Греции. Первым в 1969 г. вышел мультик «Возвращение с Олимпа». Он повествовал о жизни величайшего древнегреческого героя Геракла. Сюжет фильма был связан с его возвращением в мир людей на один день. Во время этого единственного дня на земле Геракл посещает храм, посвящённый ему и его двенадцати подвигам, и вспоминает о наиболее значительных из них. Спустя два года было выпущено сразу 2 мультфильма о мифах Древней Греции – «Аргонавты» и «Лабиринт». В «Аргонавтах» рассказывается о походе греческих героев во главе с Ясоном на корабле «Арго» (из-за которого они и получили своё прозвище – «аргонавты») за Золотым Руном в Колхиду, располагавшуюся на восточном побережье Чёрного моря. По пути героям (в числе которых был и протагонист предыдущего мультфильма Геракл) предстояло преодолеть множество опасностей, включая движущиеся скалы, морских чудовищ, затемняющее разум пение сирен и, наконец, коварство колхидского царя Ээта. «Лабиринт» посвящён другому древнегреческому герою и также участнику похода аргонавтов Тесею. В мультфильме повествуется о его воспитании кентавром, путешествии к отцу в Афины, борьбе с ужасным Минотавром и любви к Тесею со стороны красавицы Ариадны, дочери царя Крита. Именно Ариадна дала Тесею клубок, с помощью которого герой нашёл выход из лабиринта. Четвёртый фильм был посвящён Персею, к образу которого и ранее любили обращаться художники, скульпторы и поэты. В мультфильме рассказывается первая часть легенды о Персее, а именно убийство им Медузы Горгоны, а также освобождение царевны Андромеды от ужасного морского чудовища и свадьба с ней. Последним мультипликационным фильмом этой своеобразной серии стал вышедший в 1974 г. «Прометей». На этот раз авторы отошли от героического эпоса и обратили внимание на более ранний миф. Согласно нему титан Прометей нарушил волю богов и хитростью похитил огонь с олимпа, чтобы передать его людям. В наказание Зевс приказал приковать Прометея к скале, а орёл должен был каждый день выклёвывать ему печень. Советские мультфильмы о Древней Греции представляют прекрасный пример анимационного искусства, они полны живыми, яркими персонажами. Фильмы несут не только эстетическую ценность, но и предлагают нравственные ориентирами для подрастающего поколения. |