Главная страница
Навигация по странице:

  • Каков политический подтекст норманнской теории

  • Норманнская проблема и ее современная трактовка

  • Теория сводится к выяснению вопроса: какую роль сыграли варяги в образовании древнерусского государства

  • Вывод: варяге не могли привнести государственность восточным славянам

  • Норманизм держался на следующих основаниях

  • Норманская теория. доклад. План Когда возникла норманнская теория происхождения


    Скачать 22.5 Kb.
    НазваниеПлан Когда возникла норманнская теория происхождения
    АнкорНорманская теория
    Дата16.10.2019
    Размер22.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладоклад.docx
    ТипДоклад
    #90420

    Доклад

    План:

    1. Когда возникла норманнская теория происхождения

    2. Кто ее авторы и первые противники

    3. В чем суть первоначальной идеи этой теории


    4. Каков политический подтекст норманнской теории?

    (Нет в истории России вопроса, который не вызвал бы столь продолжительные, ожесточенные и с участием многих ученых споры, чем вопрос, «откуда есть пошла земля русская», кто такой Рюрик и его «варяги», отождествляемые русскими летописями с «русью»)

    Норманнская проблема и ее современная трактовка

    • Норманская теория возникает в 1730-е гг., когда на Российском престоле находилась императрица Анна Иоановна. Ее ближайшее окружение – немцы. Они были заинтересованы идеологически и политически обосновать свое господство в правящих кругах. Авторы норманнской теории: Байер, Миллер, Шлёцер.

    • Содержание норманнской теории:
      1) Политическая. Теория утверждала, что восточные славяне были не способны самостоятельно основать государственные институты.
      2) Теория сводится к выяснению вопроса: какую роль сыграли варяги в образовании древнерусского государства. Ключевский подчеркивал, что варяге, пришедшие на земли восточных славян ускорили процесс образования государства.

    • Доводы в пользу несостоятельности теории:
      1) в её основе лежит летописная легенда о призвании варягов в 862 г. (сам вопрос о призвании – спорный).
      2) теория противоречит другим фактам, имеющимся в письменных источниках.
      3) восточные славяне и варяге находились на одном уровне социально-экономиского и полит-ого развития. Вывод: варяге не могли привнести государственность восточным славянам.
      4) Легенда о призвании варягов является более поздней вставкой в Повесть Временных Лет, которая была сделана по указанию Владимира Мономаха.

    Норманизм держался на следующих основаниях

    1. Известие русской летописи (то есть рассказ о призвании варягов).

    2. Путь из Варяг в Греки, описанный в той же летописи, и связанные с ним имена Днепровских порогов, приведенные Константином Багрянородным.

    3. Имена князей и дружины, в особенности по договорам Олега и Игоря.

    4. Известия византийских писателей о Варягах и Руси.

    5. Финское название Шведов Руотсы и название шведской Упландии Рослагеном.

    6. Известие Бертинских летописей о трех русских послах и известие Лиутпранда о Руссах-Норманнах.

    7. Известия арабских писателей.

    8. Скандинавские саги.

    9. Позднейшие связи русских князей с Скандинавами.

    Научное оформление норманская теория впервые получила в работе Г.З. Байера «О варягах» (1735 г.), основные положения которой были затем развиты Г.Ф. Миллером в его сочинении «Происхождение народа и имени российского» (1749 г.). В работах А.Л. Шдёцера «Опыт анализа русских летописей (касающийся Нестора и русской истории)» (1768 г.) и «Нестор» (1802 – 1809 гг.) тезис о скандинавском происхождении древнерусской княжеской династии впервые был дополнен тезисом о том, что до прихода скандинавов восточные славяне вообще не знали государственности. Однако своё классическое воплощение норманнская теория получила в статьях датского историка и лингвиста В. Томсена «Отношения Древней Руси и Скандинавии и происхождение Русского государства» (1876 г.). Отметив, что «заложение первых основ русского государственного строя является делом скандинавов», Томсен подчеркнул, что «исполинское здание» на этом «основании» возвели «природные славяне». Вообще, тезис Шлёцера о том, что с самим понятием «государственность» восточных славян познакомили только скандинавы, – тезис, который советская историческая наука 1940-х – 1980-х гг. представляла квинтэссенцией норманнской теории, – серьёзными учеными не разделялся уже в XIX в.

    Норманнская концепция построена на легенде о двух героях-варягах (Рюрике и Олеге), стоявших у истоков славянской государственности. Рюрик возглавил объединение славяно-финских племен и по их просьбе навел у них порядок, а Олег овладел южной Русью, отказался платить дань хазарам и совершил удачный поход на Византию. Основываясь на высказывании Нестора о том, что "древляне, живяху звериным образом, ядяху вся не чисто...", они сделали выводы о низком уровне развития славян, о их неспособности самостоятельно создать государство. По их мнению, до пришествия варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора "славяне не знали никаких искусств, а жили подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса".

    Норманнскую версию происхождения Древнерусского государства поддерживал известный русский историк Н. М. Карамзин (1766–1826). Он аргументировал внешнее (скандинавское) происхождение Древнерусского государства крайне низким уровнем цивилизационного развития своих далеких предков: "Древляне имели обычаи дикие, подобно зверям, с какими они жили среди лесов темных, питаясь всякой нечистотою...". Опираясь на легенду о призвании варягов и свидетельства Нестора, Карамзин полагал, что древних славян всем искусствам, в том числе и искусству государственного управления, научили варяги-скандинавы.

    Антинорманизм возник уже в 1750 г. как реакция на работу Миллера. Одним из его проявлений стало стремление доказать славянское происхождение варягов и/или призванного около 862 г. варяжского племени «русь». Так, М.В. Ломоносов в своей «Древней российской истории» (1766 г.) провозгласил варягов-«русь» племенем, родственным пруссам (которых он ошибочно считал славянами). После выхода в 1876 г. работы С.А. Гедеонова «Варяги и Русь» популярным стало отождествление варягов-«руси» с западными славянами, обитавшими на южном побережье Балтики (впервые предложенное еще в XVI в. С. Герберштейном и модифицированное в начале 1970-х гг. А.Г. Кузьминым, считавшим варягов славянизированными кельтами).

    Другим проявлением антинорманизма – нашедшим свое наиболее полное воплощение в работах Д.С. Лихачева и Б.А. Рыбакова 1940-х – 1960-х гг. – стали попытки доказать легендарность рассказа о призвании варягов.

    Источники утверждают, что задолго до времени так называемого "призвания варягов" славянами-руссами уже был образован ряд государств с центрами в Новгороде, Киеве, Смоленске, Чернигове. В то время как у варягов не было городов, на Руси их насчитывалось более 40. Следовательно, славяне имели достаточно высокий уровень социально-экономического и политического развития, который был необходим для учреждения государства. Проявления "варварства" древних славян (языческие празднества, сожжение мертвых, родственные браки, многоженство) следует рассматривать как свидетельство сохранявшихся языческих, дохристианских верований и не более того. Для эпохи языческой культуры подобное поведение не является грехом. После же принятия христианства на Руси в 988 г. мироощущение древних славян изменится и подобные деяния будут повсеместно осуждаться и запрещаться.

    Первые русские протогосударства, как впрочем и Киевская Русь, возникли в результате внутреннего социально- экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств, например "экспорта государства" извне.

    Варяжские князья и их дружины не оказали существенного влияния на процессы формирования институтов государственности восточных славян, поскольку варягов на Руси использовали преимущественно как наемную военную силу. Не исключены случаи, что варяжские князья (фигуры исторические) призывались со своими дружинами для оказания помощи какому-то славянскому князю или племенному объединению.

    Древнейшая летопись упоминает, что постоянные набеги хазар, которые нарушили торговые связи между северными и южными регионами, населенными славянами, вынудили их в 862 г. "призвать варяг из-за моря".

    норманнская теория имеет ярко выраженную антирусскую политическую направленность, которая заключается в том, чтобы представить Россию отсталой страной, а русский народ неполноценным, неспособным самостоятельно создавать свою государственность и свою культуру.

    Именно эта антирусская направленность норманнской теории привела к тому, что её неоднократно использовали и в политической борьбе против нашей страны. Достаточно вспомнить, что эту теорию широко использовала немецко-фашистская пропаганда для обоснования приступной политики против СССР.

    «Политический смысл норманнской теории заключался в том, чтобы представить Древнюю Русь отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному творчеству, а норманнов — силой, которая с самого начала русской истории влияла на развитие России, ее экономику и культуру


    написать администратору сайта