В сельском и городском репертуаре бытовали народные драмы. Сюжет драмы «Лодка» прост – разбойники во главе с атаманом плывут по Волге. Есаул рассматривает местность в подзорную трубу и, завидя помещичью усадьбу, разбойники жгут ее. В характеристике атамана разбойников, героя драмы «Лодка», заметны фольклорные легендарные черты неуязвимости: «мелкие пули духом (т. е. дыханием) отдуваю». Можно увидеть и литературные реминисценции из «Братьев-разбойников» Пушкина.
«Разбойничья» драма особенно любима народом за атмосферу романтической вольности. Однако не обходила драма и мрачных коллизий: постоянное ощущение опасности, неприкаянность разбойников, их «отверженность» были чреваты жестокостью. Во многих версиях и вариантах «Лодки» присутствует мотив любви атамана к благородной пленнице, которая отвергает его притязания или предложение брака. В поединке гибнет защитник девушки (жених, брат).
В драме «Царь Максимилиан», направленной против деспотизма и тирании, изображен жестокий царь-язычник, велевший казнить своего сына- христианина Адольфа за отказ вернуться в языческую веру. Развернутым народным драмам присущи сильные страсти и неразрешимые конфликты, непрерывность и быстрота сменяющих друг друга действий.
Так, допросы царем сына следуют один за другим, за последним из них немедленно следует вызов палача, и приказ о казни. Призванный палач требует открыть «все кабаки и трактиры», угощает публику, вершит казнь и после краткого монолога кончает жизнь самоубийством. Все это происходит без словесных пауз и промедления в действиях.
Трагическое в этой пьесе чередуется с комическим. Сцены, в которых действуют такие персонажи как гробокопатель, доктор, портной, полны юмора, смеха. Комическое в народной драме оттеняло трагическое. Дочь художника В. Д. Поленова Е. В. Сахарова в своих воспоминаниях писала: «...развертывается странный, но яркий лубок. Спокойные, быстрые казни: раз, два и упал. Бас с черной бородой – дядя Костя Овчинников – мрачно гудит односложные реплики... Действие развертывается с лихорадочной быстротой. Вот на сцене дряхлый старикашка в сером кафтане, в седом парике. Хитренький, юродствующий морит со смеху зрителей».
В драме кроме развитого диалога вводятся монологи персонажей, пение, действие в них состоит из ряда сцен или эпизодов, подчиненных развитию одной сюжетной линии. В речи персонажей отражена не только бытовая разговорная, но и книжная лексика. Стиль народной драмы характеризуется наличием в нем разных стилевых рядов, каждый из которых по-своему соотносится с сюжетом и системой персонажей.
Можно говорить и о речевой характеристике персонажей. Так, главные герои изъясняются торжественной церемониальной речью, представляются, отдают приказы и распоряжения. В минуты душевных потрясений персонажи произносят проникновенные лирические монологи. Комическим персонажам присуща шутливая, пародийная речь. Актеры, исполнявшие роли старика, слуги, доктора-лекаря, часто прибегали к импровизации на основе традиционных в фольклоре приемов обыгрывания глухоты, синонимов и омонимов.
Отличительной чертой народной драмы являются выходные монологи ее героев. Развернутые самохарактеристики персонажей были свойственны и драмам, и вертепным пьесам, и сценкам ряжения. В народных пьесах встречаются устойчивые выходные монологи, что, конечно, способствовало их легкому запоминанию и воспроизведению. Герой должен был рассказать, кто он, откуда прибыл, зачем явился, что собирается (может) делать. Зрителей не удивляла эта своеобразная «самореклама», ведь взаимных характеристик попросту не было.
Особую роль играют в народной драме песни, исполнявшиеся героями в критические для них моменты или хором – комментатором совершающихся событий. Песни были своеобразным эмоционально-психологическим элементом представления. Они исполнялись большей частью фрагментарно, раскрывая эмоциональный смысл сцены или состояние персонажа. Обязательными были песни в начале и конце представления.
Песенный репертуар народных драм состоит преимущественно из авторских популярных во всех слоях общества песен XVIII—XIX вв. Это и солдатские песни «Ездил белый русский царь», «Мальбрук в поход уехал», «Хвала, хвала тебе, герой», и романсы «Я вечор в лужках гуляла», «Я в пустыню удаляюсь», «Что затуманилась, зоренька ясная» и многие другие.
Представление народных драм было приурочено к праздникам, особенно к зимним Святкам и Масленице. Актеры ходили из дома в дом и с разрешения хозяина при стечении зрителей разыгрывали небольшие пьесы или сценки. Большие пьесы требовали длительной подготовки. Народные актеры не были профессионалами, это были любители, знатоки народной традиции, которая, по словам Н.И. Савушкиной, переходила по наследству от отца к сыну, от деда к внуку, от поколения к поколению деревенской молодежи допризывного возраста.
Обычно молодые мужчины под руководством опытного человека, знающего текст пьесы и видевшего ее представление, собирались заранее и втайне от односельчан «с голоса» учили роли, «с показа»- жесты и движения. Такие же традиции существовали в военных частях, квартировавших в провинциальных российских городках, на небольших фабриках и даже в тюрьмах и острогах. Ф. М. Достоевский в главе «Представление» «Записок из мертвого дома» описывает разыгранный арестантами в Омском остроге спектакль.
На роли выбирали людей, соответствующих амплуа. Например, на комические роли выбирались люди остроумные, обладавшие даром импровизации. Костюмы были очень условные, но подчеркивающие особенность персонажей. Например, царь Максимилиан был одет в пиджак, на плечи приделывались эполеты из фольги, обрамленные соломой, на голове помещалась бумажная корона с блестками, в руке – скипетр. Человек с косой изображал Смерть, с большими ножницами – Портного, с лопатой – Гробокопателя.
Особенности строения сюжета и образов героев связаны со спецификой народного представления. Оно происходило без сцены, занавеса, кулис, бутафории и реквизита – непременных компонентов профессионального театра. В отличие от профессионального театра, сценическая площадка в народном театре не знает занавеса и кулис, ибо не было границы между исполнителями, которые помещались обычно в центре крестьянской избы или в большом амбаре, и зрителями, окружавшими актеров со всех сторон.
По ходу действия актеры могли обращаться к зрителям, зрители отвечали на их вопросы, вместе с ними пели песни, исполнявшиеся по ходу действия пьесы. Отсутствовали и декорации, их обычно заменял реквизит, например, простой стул изображал царский трон. Овал, нарисованный на полу мелом, означал лодку.
Действие развертывалось в избе, среди народа; не участвующие в сцене актеры стояли полукругом, по мере надобности выходя вперед и представляясь публике. Перерывов в представлении не было. Условность времени и пространства – ярчайшая черта народного театрального действа. Оно требовало активного сотворчества зрителей, которые должны были вообразить, руководствуясь словами героев, место событий.
|