План конспект по фольклору. Планконспект. Тема понятие о фольклоре. Основные особенности фольклора
Скачать 142.24 Kb.
|
План-конспект. ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ О ФОЛЬКЛОРЕ. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОЛЬКЛОРА Термин «фольклор» был введен в 1846 году английским ученым Джоном Томсом. Во второй половине 19 века англичанами был введен и термин «фольклористика» для обозначения науки о фольклоре. В переводе с английского «folk» -народ, «lore» - знание, мудрость, предание. Специфика фольклора как вида искусства. Фольклор – искусство, художественное творчество. По этой причине своеобразие фольклора обычно выявляют через сравнение его с художественной литературой. Таким образом рассматривает специфику фольклора В.П.Аникин в своем пособии «Русский фольклор» (М, 19877). Один из важнейших признаков фольклора – его коллективность. Коллективная, совместная работа становится возможной только благодаря передаче произведений. Таким образом, массовое, народное становится традицией, устойчиво сохраняемым элементом содержания и формы устного произведения. Отсюда вытекает второй специфический признак фольклора – его традиционность. Фольклору именно как традиционному творчеству народной массы присуще такое качество, как устность. Фольклор обладает целой системой специфических традиционных изобразительно-выразительных приемов и средств до самых мелких стилевых форм, которые сложились в результате устного исполнения и восприятия фольклора на слух. Выработаны приемы сохранения того общего, чем более всего ценны произведения, повсюду бытующие, известные множеству лиц. Если обобщить все выше названные признаки фольклора, то можно сказать, что фольклор – это традиционное коллективное устное художественное творчество народа. Из природы фольклора следует его народность. Народность – категория конкретно-историческая. Народ жил по-разному даже в одну эпоху. Изменения в положении народа всегда отражались в фольклоре. То есть фольклор воспроизводил реальность с конкретных жизненных позиций тех, кто его творил. Показатель принадлежности того или иного произведения к фольклору – это его распространение в соединении с вариативностью. Одна запись фольклорного произведения, почти каждая, чем-то отличается от другой. В фольклоре произведения бытуют среди народа в бесчисленном количестве вариантов. И, наконец, еще один признак: фольклор – искусство синкретическое («синкретизм» - с греческого «смешение»), так как для него свойственно соединение различных искусств – искусства слова, музыкального искусства, хореографического (которое мы можем наблюдать в хороводном пении), драматического искусства. Поэтому кроме фольклористики его изучают многие науки: литературоведение – общие особенности фольклора и литературы и их различия; диалектология по записям текстов изучает диалекты той или иной местности; этнография изучает роль фольклора в народном быту и его связь с обрядами; история – выражение в нем народного понимания исторических событий; искусствоведение – музыкальные и театральные элементы в фольклоре. Синкретическое состояние фольклора - это также состояние слитности, нерасчлененности: художественное творчество не отделено от других видов деятельности и вместе с ними непосредственно включено в практическую жизнь. Историю фольклора можно рассматривать как историю смены его разных традиционных состояний. Единицей изучения этих состояний является жанр, то есть отдельные произведения объединяются в жанры. Чтобы дать определение фольклорного жанра, необходимо понять признаки, которые присущи произведениям одного и того же жанра. Это: 1) содержание 2) форма 3) функция. Н.П.Колпакова дает следующее определение фольклорного жанра: Жанр есть исторически сложившийся тип художественной формы, обусловленный определенной общественной функцией данного вида искусства и соответствующим характером содержания. Жанры возникали постепенно, и на каждом лежит печать времени. Жанры в фольклоре обладают особой устойчивостью, и смена фольклорных жанров не наступает без веских оснований. Система жанров русского фольклора может быть рассмотрена и в соответствии с их родовой принадлежностью. Особенности мышления древнего человека: анимизм – одухотворение явлений природы по аналогии с живыми существами, представление о том, что за каждым явлением природы скрывается невидимый дух, что каждый предмет – живой; антропоморфизм - перенесение на животных, растения, явления природы человеческих качеств и свойств, в силу чего они приобретают способность говорить, чувствовать, мыслить и действовать, как человек. Отсюда возникают магические представления – вера в силу слова и действий, при помощи которых можно влиять на природу. зооморфизм – перенесение на природу свойств животных; тотемизм – представление о том, что у каждого человеческого рода, племени есть родоначальник (животное или растение) – тотем. «Тотем» - в переводе с языка индейцев племени оджибве означает «его род». Тотемное животное или растение пользовалось особым почитанием, поскольку считалось покровителем. Основные черты мифологического сознания: синкретизм, символизм, генетизм, этиологизм. Миф включал в себя зачатки религии, различных форм искусства, рациональных знаний и передавался из поколения в поколение как знание-технология. Уже на ранних стадиях развития человечества мифы тесно связывались с религиозными верованиями и ритуалами Мифологическое время резко отличается и далеко отстоит от времени повествования, настоящего времени. Но все то, что произошло в мифологическом времени, является образцом для повторения в реальном времени. Мифологическое время носит сакральный, священный характер. ^ Мифологические представления о животных и растениях. У славян исключительным почитанием был окружен медведь. Медведя величали родным, батюшкой, дедушкой, и это величание сохранилось в русских народных сказках и песнях. Волк наделен мифологическим даром всеведения. Волчьи стаи напоминали людям коллектив. В сказках волк – самый частый персонаж. Козел связан с идеей плодовитости, урожайности. В русских деревнях он считался бесопрогонителем. Не меньше, чем животных, славяне почитали растения. Из деревьев больше всего почитали дуб и березу. Дуб издавна почитался как дерево, связанное с грозой. В языческой мифологии славян дуб – дерево Перуна, бога грозы. Почитание славянами берез связано с культом плодородия, с весенними праздниками воскресения яровых сил природы. Культ растений и животных был самым древним культом славян. Традиционно мифологию разделяют на высшую и низшую. Под высшей мифологией понимают обычно мифы о богах и героях, под низшей – мифологические представления и различных духах, не имеющих статус божественности. Высшая мифология возникает гораздо позже низшей, в эпоху перехода к обществам, основанным на социальном неравенстве. Персонажи высшей славянской языческой мифологии: Перун – верховный бог восточных славян, повелевал грозами, молнией. Велес (Волос) – «скотий бог», покровитель скотоводства, плодовитости, богатства. Божества огня и солнца: Сварог – бог небесного огня и податель культурных благ. Сварожич – дух земного огня, сын Сварога. Второй сын Сварога – Дажьбог, бог солнца. Божества, связанные с солнцем – Хорс, Ярила, Купала. Стрибог – небесное божество ветра, урагана и вообще всякой погоды. Род – один из самых загадочных персонажей славянской мифологии. Это божество плодородия, родящей силы. Его основная функция – рождение новой жизни. Можно говорить о Роде и как о совокупности мужских членов племени, и как о персонификации совокупности предков семьи и даже как о божестве мужской судьбы. Ярило (Ярила) – божество весеннего плодородия, он близок к античным культам умирающего и возрождающегося бога плодородия вроде Диониса. Женские божества: Лада – почиталась в качестве покровительницы браков, семьи, девушек и женщин. Лель (Леля) – дочь Лады, олицетворение весны, весенних растительных сил, молодых всходов, а позднее – и молодости вообще. Макошь – покровительница женщин и женского рукоделия. Она прядет по ночам в избе, поэтому поверья запрещают оставлять кудель. Семаргл – божество растительности, связанное с почвой. Посредник между верховным божеством неба и землей, его посланец. Имел внешность собако-птицы. Оставался в тени на фоне других божеств. Купало – божество плодородия. Кострома – мать колосьев, её топили в Петров день. Мара – божество смерти, которое уничтожают во время весенних праздников. Низшая мифология Деление мира на «свой» и «чужой». Границы миров были подвижны. Представителями «чужого» мира – духи, хозяева. Выделяют духов природы: леший, водяной, русалка, полевик; домашних духов: домовой, банник, кикимора; людей-посредников между мирами (обладающими сверхъестественными способностями): ведьма, колдун, знахарь, знахарка. Языческим персонажем, относящимся к низшей мифологии является также покойник. С распространением христианства в фольклор входит уже христианский персонаж, олицетворяющий всю нечистую силу – черт. Основная литература Русское народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой. – М.,1986.-С.5-13. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.,1983.- С.7-20, 23-31, 289-298. Аникин В.П. Русский фольклор.-М., 1987.-С.3-82. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – М., 2001. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. – М.,2002.-С.5-14. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Ю.Г.Круглова. – М.,1986. Статьи: Веселовский А.Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации поэтических родов. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. Богатырев П.Г. Традиции и импрвизации в народном творчестве. Гусев В.Е. Художественный метод фольклора. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров. Афанасьев Б.В. Поэтические воззрения славян на природу. - М., 1992- 1994. – Т. 1; Т. 2. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. - М., 1986. Зеленин Д.К. Избранные труды: Очерки русской мифологии. - М., 1995. Дополнительная литература Аникин В.П. Теория фольклора. – М., 1996. – С.29-182. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора. Учебное пособие. – Челябинск, 1998. – С.5-22, 45-86. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. - Саратов, 1993. Костомаров Н.И. Славянская мифология. - М., 1995. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский.- М.,1990. – 672 с. Власова М.Н. Русские суеверия. Энциклопедический словарь. –М., 1999. Белякова Г.С. Славянская мифология.- М.,1995 Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян. – М.,1996 ТЕМА 2. ЖАНРОВЫЙ СОСТАВ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА Понятие фольклорного жанра. Совокупность принципов, позволяющая в данной ситуации построить высказывание определенного типа, называется фольклорным жанром (похожее см. у Б.Н Путилова). Единицами образования фольклорного жанра, если жанр – совокупность фольклорных произведений, являются законченные высказывания, как единицы речевого общения. В отличие от единиц речи (слова и предложения) высказывание имеет адресата, экспрессию и автора. От этих признаков зависят композиция и стиль высказывания. Фольклорные тексты анализируются в аспектах: -социальная ситуация, спровоцировавшая высказывание -намерение говорящего -базовые социальные характеристики говорящего -идеологические\ментальные установки -цель, которую преследует говорящий -характеристика отношений между фактом сообщения и самим фактом -ответная реакция -языковые средства для создания высказывания (Адоньева С.Б. «Прагматика..») Жанр – совокупность произведений, объединённых общностью поэтической системы, бытового назначения форм исполнения и музыкального строя. Пропп ограничиваемся— поэзией повествовательной и лирической. Драматическая поэзия, а также частушки, пословицы, поговорки, загадки и заговоры, возможно, составят предмет другой работы. Повествовательную поэзию пропп делит на -прозаическую и -стихотворную Народная проза – одна из областей народного творчества Выделяет следующие роды и виды: сказка – ни исполнитель, ни слушатель не верят в рассказываемое (Белинский) это очень важно так как в остальных случаях попытки передать реальность, а здесь нарочитый вымысел сказки волшебные По определению Проппа они выделяются по совершенно четкой композиции, по своим структурным признакам, по-своему, так сказать, синтаксису, который устанавливается научно совершенно точно, о чем подробнее в Морфологии сказки и в билете о сказках. -кумулятивные построены на многократном повторении встреч, создания нагромождения, отсылок. Обладают особой композицией стилем богатым красочным языком тяготеют к ритму и рифме Для других видов сказок, кроме волшебных и кумулятивных, композиция не изучена, и определять и делить их по этому признаку пока нельзя. Вероятно, единством композиции они и не обладают. Если это так, то в основу дальнейшей систематизации приходится избрать какой-либо другой принцип. Таким принципом, имеющим научно-познавательное значение, может быть определение по характеру действующих лиц. Вспоминаем сразу прения в начале Морфологии сказки, где рассказ про Афанасьева и его классификацию, по которой никто не классифицирует, но она есть. Из этого получаем 1 разряд сказки о животных -сказки о неживой природе (всякие силы ветер вода) -сказки о предметах (пузырь лапоть соломинка) -по типам животных (домашние дикие) -сказки о растениях (война грибов) 2) сказки о людях (они же бытовые) действ мужики бабы и проч. Сюда по сути своей относим репку, которая является кумулятивной Пропп делит их по типам персонажей с точки зрениях их действий -о ловких и умных отгадчиках -о мудрых советчиках -неверных\верных женах -разбойниках -злых и добрых … и т.д. Такое же разделение по типам сюжетов, сюжет определяется характером персонажа, что определяет его действия… В фольклоре нет особого различия между бытовыми сказками о людях и анекдотами (Пропп) 3)небылицы – рассказы о нереальных в жизни событиях (например Мюнгхаузен построен именно на этом жанре) 4) докучные сказки – короткие прибаутки\потешки для детей, когда они требуют сказок С точки зрения проппа сказка — это еще не жанр, вот виды сказок, которые мы выделили это жанры их можно делить на рубрики. Жанр – лишь одно из звеньев классификации. Лирическая эпическая и драматическая поэзия — это роды эпика: эпич проза\эпич поэзия Сказка — это вид эпической прозы она распадается на вышеуказанные жанры они на типы а те на версии и варианты. Следовательно, имеет след схему - Следующая область 2)рассказы, в которые верят Здесь мы имеем А) этнологические о происхождении земли и всего что на ней есть (мифы о сотворении) Б) про зверей они же почемучки: почему у слона длинный нос В) былины - в большинстве случаев это страшные рассказы о леших, русалках и проч. нечисти Г) легенды – связанные с православием рассказы, с персонажами В,Н заветов так как легенда этимологически то что читали монахи за трапезой, то с историческими лицам это не слюда. Кроме того, спорен вопрос об отношении легенд к фольклору Соколов считал их легендарными сказками Аароне, Андреев и Афанасьев считали их отдельными и издавали в отдельно сборниках Д) предания – вот сюда относятся исторические лица и события Е) сказЫ – устные мемуары отдельных людей, которые передают события имевшие место Стихотворная эпическая поэзия Отличается неразрывной связью музыкальной составляющей с текстом, то есть не важен жанр – всегда будут петь. РИТМ. Сюжет, стих, напев – одно художеств целое. (вспоминаем описания у Лорда о том, как сказитель учится петь былину) напевность выражает лирическое отношение к изображаемому. Хотя каждая былина в отдельности не обладает своим напевом (одним напевом могут исполняться разные былины и наоборот), стиль былинного музыкального исполнения в известных границах целостен и неприменим к другим видам эпического творчества. Былина – один из видов песенной эпической поэзии. Сама былина не жанр как и сказка, но в ее состав входят те самые жанры. Былины отличаются диким разнообразием сюжетов поэтому их труднее классифицировать чем сказки. Былины по сюжетам группам, по стилю и характеру повествования делятся на былины героические -«классические» (сюжет – подвиги наших русских героев, в качестве пролога то как герой получил силу) например когда после Ильи и Святогора начинается сражения Ильи с идолищем. Или, когда после исцеления Ильи он едет в Киев побеждая по дороге соловья разбойника -воинские (в каком либо идее повествуют о сражении с группой врагов, полчищ татар например. ДОПОЛНИТЬ СЮЖЕТОМ!!! Можно отследить историю и эволюцию ‘b [былин считает Пропп) -единоборство (муромец и турецкий хан, Алеша в бою с татарином) -когда 2 героя встречаются в поле не узнают друг друга и бьются (ПРИМЕР!!) -былины о сражении с чудовищем (можно ли отнести сюда ИДОЛИЩЕ?? Или соловья?) они более древние и из них вырастите что о сражениях -былины о бунте героя(один из признаков – действия в интересах государства) Это былины о бунте Ильи против Владимира, об Илье и голях кабацких, о Буяне-богатыре, о Василии Буслаевиче и новгородцах и о смерти Василия Буслаевича. Один из признаков героических былин состоит в том, что герой в них действует в интересах государства. С этой точки зрения к героическим былинам, несомненно, относится былина о Дунае и его поездке за женой для Владимира. Что правильнее: считать, что каждая из этих групп составляет особый жанр, или же полагать, что, несмотря на различие сюжетов, героические былины составляют один из жанров былинного творчества? Последнее положение более правильно, ибо жанр определяется не столько сюжетами, сколько единством поэтики — стиля и идейной направленности, а это единство здесь налицо. Былины сказочного характера - Антагонистом героя в этих случаях является женщина. В отличие от сказок, в которых женщина чаще всего—беспомощное существо, которое он спасает, например, от змея и на которой он женится, или мудрая жена или помощница героя, женщины былин чаще всего существа коварные и демонические; они воплощают некое зло, и герой их уничтожает. К таким былинам относятся «Потык», «Лука Данилович», «Иван Годинович», «Добрыня и Маринка», «Глеб Володьевич», «Соломон и Василий Окулович» и некоторые другие. Это именно былины, а не сказки. Сказочный характер им придает наличие колдовских чар, оборот-ничество, различные чудеса; эти сюжеты специфичны для былин и не соответствуют поэтике сюжетов сказки. Наряду с этим в былинном эпосе обращаются и сказки, распеваемые былинным стихом. Такие произведения не относятся к былинному творчеству. Их сюжеты фигурируют в указателях сказок («Нерассказанный сон», «Ставр Годинович», «Ванька Удовкин сын», «Подсолнечное царство» и др.). Такие сказки должны изучаться как при исследовании сказочного, так и при исследовании былинного творчества, но относить их к жанру былин только на основании использования былинного стиха нельзя. Такие былины обычно не имеют вариантов. Особый случай представляет собой былина о Садко, в которой нет антагониста героя типа коварных женщин других былин. Тем не менее принадлежность ее к сказочным былинам совершенно очевидна. Можно ли считать, что былины сказочного характера составляют один жанр с былинами героическими? Нам кажется, что нельзя. Хотя вопрос еще должен изучаться специально, все же довольно очевидно, что, например, былина о Добрыне и Маринке есть явление совершенно иного характера, чем былина о набеге литовцев, и что они принадлежат к разным жанрам, несмотря на общность былинного стиха. Новеллистические былины некоторое количество реалистически окрашенных повествований, сюжеты которых отличаются от рассмотренных выше, отличатся большим разнообразием – сватовство с препятствиями С одной стороны, стиль новеллы и стиль монументальной, героической или сказочной былины несовместимы. С другой же стороны, в составе былин есть некоторое количество реалистически окрашенных повествований, сюжеты которых имеют существенно иной характер, чем рассмотренные выше. УСЛОВНО такие былины можно назвать новеллистическими. Число их невелико, но они отличаются большим разнообразием. В некоторых из них рассказывается о сватовстве, которое, после преодоления некоторых препятствий, оканчивается благополучно («Соловей Будимирович», «Хотен Слу-дович», «Алеша и сестра Петровичей»). Промежуточное положение между былинами сказочными и новеллистическими занимает былина об отъезде Добрыни и неудачной женитьбе Алеши. Былина об Алеше и сестре Петровичей занимает промежуточное положение между жанром былины и жанром баллады. То же можно сказать о «Козарине». Балладный характер носит также былина о Даниле Ловчанине, о чем мы скажем ниже, при изучении баллад. Другие сюжеты, которые обычно относятся к былинам, мы бы отнесли к балладам («Чурило и неверная жена Бермяты»). Сюжеты новеллистических былин можно распределить по группам, но здесь мы этого делать не будем. Женщина в этих былинах играет большую роль, но есть новеллистические былины и иного характера, как, например, былина о состязании Дюка с Чурилой или о посещении Владимиром отца Чурилы. Далее идет Эпические духовные стихи песни о святых и их деяниях (об Алексее человеке божием.) выражают некоторые религиозные представления народа, однако мировоззрение в них выраженное часто не совпадает с догматом церкви, имеет исторически подробности и обладают особыми красотами. В противоположность им существуют скоморошно песни о веселых происшествиях (или о не веселых, но трактуемых юмористически) есть множество типов пародии небылицы с острой социальной сатирой Не всегда носят повествовательный характер иногда в предмете смешная ситуация не получатся особого развития. Общность жанров=прежде всего общность стиля. Баллады Значительно отличаются от западноевропейский, сфера – мир человеческих страстей, трактуемый трагически любовные (семейное содержание) -страдалица-женщина в головной роли. Средневековая русская действительность. Действ лица в основном принадлежат к среднему или высшему сословию, изображаются глазами крестьян. Тяготеют к изображению страшных событий, убийство невинной женщины частая развязка и убийца часто член семьи. Князь роман, Фёдор и Марфа, оклеветанная жена. -длительная отлучка одного из членов семьи при неожиданной случайной встречи они не узнают друг друга и трагические события (брат разбойник и сестра) песня записанная Пушкиным? 2) баллады исторические В них могут действовать реальные исторические герои, например татары, но они нападают не войском, а похищают женщину. Концентрация внимания вокруг личной истории, характерный признак наличие некоторой интриги любовного или семейного содержания Былины менее сфокусированы на личности нежели баллады, однако, есть много переходных случаев (ПРИМЕРЫ!!) Между балладой и другими жанрами не всегда можно провести точную границу. В данном случае можно говорить о былине балладного характера или о балладе былинного склада. Таких переходных или смежных случаев между балладой и былиной, балладой и исторической песней или балладой и песней лирической можно найти некоторое, хотя и не очень большое количество. Проводить же искусственные грани нецелесообразно. Былина и баллада могут быть различаемы и со стороны музыкальной. Былина обладает определенным размером и напевами полуречитативного характера. Стихотворные размеры баллады очень разнообразны, так же, как и наивны. С музыкальной точки зрения баллады как фольклорно-музыкального жанра не существует. Все изложенное показывает, что баллады обладают настолько специфическим характером, что можно говорить о них как о жанре. Тех резких отличий, какие имеются в репертуаре былин или сказок, здесь нет. Разница между балладами семейными, о неузнанных встречах и так называемыми историческими балладами есть разница типов, а не жанров. Исторические песни Весьма сложен вопрос о жанровом характере исторических песен. Самое название «исторические песни» указывает, что песни эти определяются со стороны содержания и что предметом исторических песен являются исторические лица или события, имевшие место в русской истории или по крайней мере обладающие историческим характером. Между тем как только мы приступим к рассмотрению того, что называют исторической песней, так сразу же обнаруживаем чрезвычайное разнообразие и пестроту поэтических форм. Разнообразие это настолько велико, что исторические песни никак не составляют жанра, если жанр определять по признаку некоторого единства поэтики. Здесь получается то же, что и со сказкой и былиной, которую мы также не могли признать жанром. Правда, исследователь имеет право оговорить свою терминологию и условно называть исторические песни жанром. Но познавательного значения такая терминология не имела бы, и потому прав был Б. Н. Путилов, когда свою книгу, посвященную историческим песням, он назвал «Русский историко-песенный фольклор XIII—XVI веков» (М.—Л., 1960). Тем не менее историческая песня существует если не как жанр, то как сумма нескольких различных жанров разных эпох и разных форм, объединяемых историчностью своего содержания. Полное и точное определение всех жанров исторической песни не может входить и нашу задачу. Но даже при поверхностном взгляде, без специального и углубленного изучения, можно установить хотя бы некоторые виды исторических песен. Характер исторических песен зависит от двух факторов: от эпохи, в которую они создаются, и от среды, которая их создает. Это дает возможность хотя бы наметить основные категории исторических песен. Песни скоморошного склада Открывают список исторических песни, потому что перва я историческая песня была выявлена именно в этом жанре. О щелкане дудентьевиче, относится к 14 веку самая ранняя, составленные позднее песни были другого характера составленные в 16 веке песни о Грозного – страшные -песни созданные в московской городской среде-пушкарей (артиллеристов вольных) песни создавались средствами былины и народ называл их старинами (гнев грозного на сына, взятие Казани) в дальнейшем развитии утратили связь с былиной 3) песни о внутренних событиях к 16-началу 18 века Так же созданы в Москве простым людом, Это песни определенной среды и определенной эпохи., разнообразии поэтики имеют единство эпики (о земском соборе об осаде Соловецкого монастыря) петербургские песни С перенесением столицы в Петербург этот тип городских песен о внутренних событиях русской истории перестает быть продуктивным. В Петербурге создаются отдельные песни о восстании декабристов, об Аракчееве и некоторые другие, но жанр этот в XIX веке находился на ущербе. Песни этой группы созданы городской средой, откуда они позднее проникают в крестьянство. Песни казачества 16-17 в Хоровое исполнение протяжность лирические песни о вольнице., о крестьянских войнах. Здесь песни о Пугачёве более реальны чем песни о разине так как петербургские песни были под влиянием солдатских Воинские солдатские песни 18-20 С появлением регулярной армии созданы солдатами доминирующий вид песни от полтавского боя до 2 мировой Лирические песни Формы бытования и использования -хороводные игровые плясовые -исполняемые без движений 2)бытовое применение -трудовые посиделочные святочные свадебные и т.д. В них поется о любви, семье разлуке – человеческой жизни Песни выражают известное отношение к миру -сатирические укоряющие -величальные сетующие 3) по исполнению -протяжные частые промежуточные полупротяжные 4)Песни по социальным группам -рабочих, крестьян, бурлаков, солдат -женских мужских молодых старых и прочее. Для разделения на жанры отталкиваемся от следующих позиций Единство формы и содержания. Предполагается что первое все-таки содержание так как оно создает форму Так как создатели- представители различных социальных групп, то и песни у них разные Социальная группа батраков создаст песню определенного содержания и соответственно этому песня примет определенную форму Песни крестьян оторвавшихся от земли Песни рабочих Деление песен по социальной принадлежности Песни крестьян ведущих земледельческий труд Делятся на Обрядовые Ф) земледельческие Делятся по праздникам, на которых они исполнялись Песни для каждого праздника = отдельный жанр И) семейные Пропп рассматривает причитания, они бывают +) похоронные Для каждого момента обряда разные для разного исполнителя +) свадебные Иные причитания, исполняемые невестой либо плакальщицей, так же приговоры дружки и величальные родителям это основные жанры свадебных песен Не обрядовые Здесь пропп снова сосредоточился на причитаниях, они названы А) Рекрутские, а также связанные с какими-то бедствиями в жизни, сюда же остальные песни не рассмотренные проппом По форме исполнения песни можно разделить на те которые исполняются с телодвижениями и те, которые исполняются без А) Хороводные, игровые, плясовые Хороводные, игровые и плясовые песни обладают особым стилем. Обычно они имеют куплетное строение (чего нет в песнях голосовых). Такие песни обладают особыми законами композиции. Так, например, последние строки каждого куплета могут повторяться с изменением одного-двух слов. Хороводные песни распределяются по тем фигурам, которые составляет хоровод (Балакирев отличает хороводные песни «круговые», когда хоровод движется по кругу, и «ходовые», когда Поющие стоят или ходят друг за другом.) Игровые песни обычно связаны с игрой, но могут исполняться и в одиночку как напоминание о прошлых играх, отличаются по месту исполнения позволяют определить в чем состояла игра. Игры и игровые песни отличаются также по тому, исполняются ли они на открытом воздухе или в избе. Игры зимой в избе и летом в поле или на улице бывают разные. Игровые песни тесно связаны с играми, и очень часто из текста песни можно установить, в чем игра состояла. Игровую песню можно узнать независимо от того, обозначена ли она собирателем как таковая или нет. Границы между хороводными и игровыми песнями не всегда можно установить точно, так как самое ведение хоровода есть род игры В плясовых песнях содержание песни менее тесно связано, собственно, с пляской, чем содержание игровых с игрой. Любая частая песня может быть использована как плясовая, под любую частую песню можно плясать. Однако не под всякую частую песню непременно пляшут. Если игровую песню можно узнать независимо от того, обозначена ли она как таковая или нет, то плясовую по тексту узнать нельзя. Из этого следует, что плясовые песни, собственно, не представляют жанра. Тем не менее использование песни для пляски — важный признак целого ряда частых песен. Б) Голосовые частые, голосовые нечастые, протяжные} жанры Исполнятся и хором и одиночно, просто сидя или при работе Ярко выраженные протяжные Элегические, лирические, выражающие глубокие чувства поющих обычно грустные Частые песни Имеют веселый шуточный характер чаще выражают коллективные чувства Для 1,2 темп песни=характеру песни, для 3 он не имеет значения Полупротяжные Для определения жанра песни важно -указание на шуточный характер, так как это черта частых -внимание к теме содержании песни -в сост. не обрядовых песен входят разные жанры, однако сами они жанра не составляют Песни крестьян оторванных от земли Песни дворовых составляют несомненный, притом очень специфический жанр. С одной стороны, в них отражен весь ужас, все унижение крестьянина, всецело зависящего от произвола барина и подвергающегося жестокой порке за малейшие провинности. С другой стороны, в них есть элементы какого-то фривольного или развязного тона, который совершенно чужд песням крестьянским и который свидетельствует о развращении крестьянской психики под влиянием «цивилизованной» барской среды. Лакейские городские песни мы сталкиваемся с песнями с социальной направленностью Трудовые песни, созданные для аккомпанирования труду, например бурлатские когда песня заменяет команду и подобные Удалые песни – посвящены разбойникам, вырвавшимся на волю и ставшими рубин гудами (но песни о трагической судьбе к протяжным) Солдатские песни – о тяготах службы и отваге для отечества и т.п. Очень важно смотреть кто исполняет песню если девушка, то это скорее какая-то протяжная или любовная, а если парень значит удаляя и т.д. Тюремные песни – 2х видов: страдающие и просящиеся на волю, и матерые зеки, бравирующие прошлым Фольклор городской мещанской среды – жанр жестокого романса о трагическом завершении несчастной любви Песни рабочих – традиции идут от литературы хотя образы и обращения присутствуют крестьянские и плачи тоже, но тема – горькая жизнь и состав слов и образов – иной. Ранняя рабочая поэзия – 4ст хорей = частушка. Переделывают в песни подходящие по смыслу литературные произведения стихи поэтов. Рабочие песни объединяют фольклор и литературу, среди них выделяются 3 разряда Песни, созданные самими рабочими Сатирические песни связанные с классовым сознанием Песни-гимны, похоронные марши их исполняли коллективно Таким образом, в составе рабочей поэзии можно наметить несколько групп, имеющих характер жанров: это протяжные песни фольклорного типа, лиро-эпические стихотворные песни с нарастающим революционным содержанием, сатирические произведения, также с нарастающим революционным сознанием, и гимническая поэзия, уже выходящая за грани фольклора. Детский песенный фольклор Взрослые поют для детей Колыбельные (ровный напев, слова отовсюду) Игровые напевы, небылицы Потешки для маленьких Дети поют сами Игровые песни, не понятные без игр + условно считалки Песни дразнилки, насмешки Песни детей об окружающей жизни (особая нестройность, иногда набор слов) От этих признаков зависят композиция и стиль высказывания. |