Документ (3). План Введение Особенности античной философии, её социальноисторическая обусловленность Общая характеристика основных периодов античной философии Современная значимость проблем,
Скачать 32.4 Kb.
|
План Введение 1. Особенности античной философии, её социально-историческая обусловленность 2. Общая характеристика основных периодов античной философии 3. Современная значимость проблем, поставленных античными мыслителями 4. Космоцентризм ранней античной философии Заключение Список использованной литературы Введение Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако её невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос - это вопрос о сущности античной философии. Согласно учению о том, что процесс исторического развития есть смена общественно-экономических формаций, а формация есть «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером», необходимо отдавать себе отчет в том, что такое общинно- родовая формация и что такое формация рабовладельческая. Античная философия в VI в. до н. э. как раз и зарождается вместе с рабовладельческой формацией, но общинно-родовая формация целиком никогда не исчезала в античное время, а в последнее столетие своего существования оказалась даже прямой реставрацией именно общинно-родового мировоззрения. Живучесть общинно-родовых элементов в течении всего тысячелетнего античного рабовладения производит разительное впечатление. Поэтому дофилософская основа античной философии, проявлявшая себя как общинно-родовая и рабовладельческая формация, должна быть учтена в первую очередь. 1. Особенности античной философии, её социально- историческая обусловленность Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой - формирующаяся именно в Древней Греции наука. Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост научных знаний - вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии. В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы. Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX - VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров. В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались. Социально-экономические изменения, происходившие в VII - VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру -- думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье ставилась под вопрос. К социокультурным предпосылкам возникновения античной философии прежде всего можно отнести поэмы Гомера и творчество гномических поэтов VII-VI вв. до н.э. (от «гнома» - изречение, греческое - стихотворный афоризм), создававших стихотворные афоризмы. Протофилософское значение гомеровского эпоса можно выразить в следующих позициях: Гомеровские поэмы структурированы в соответствии с чувством гармонии, пропорции, меры, которые впоследствии в контексте философии станут онтологическими принципами; Гомеровский стих обнаруживает подлинное искусство мотивации, то есть поэт не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы. Данный способ изложения фактов подготовил греческую ментальность к восприятию философии, которая тоже будет искать истоки, основания вещей; Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но во всей ее полноте. Имплицитно гомеровский стих содержит вопрос: какова роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим» вопросом греческой философии. Философия также будет стремиться выразить реальность во всей ее полноте, но в форме рациональных понятий. К социокультурным предпосылкам античной философской мысли можно, конечно же, отнести и общественную религию, орфические мистерии. В греческой религии различают две формы: публичную и религию мистерий. В определенной части собственного содержания они совпадают, но порой антиномичны, к примеру, в интерпретации понятий смысла жизни, предназначения, судьбы, человека. При этом для интерпретации генезиса философии важнее рассмотрение религии мистерий. По мнению Б. Рассела, именно благодаря религиозным мистическим сообществам «возникла концепция философии как образа жизни (way of life)». Публичная религия представлена поэмами Гомера и Гесиода. Боги этой религии - персонифицированные явления природы. Тем самым, публичная религия натуралистична. Свой характер она передает и философии. Ссылка на природу есть константа греческой мысли. Возникнув в конце VII - начале VI в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Она возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII-VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции - в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI-V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее - в Восточной империи - вплоть до начала VI в. н. э. Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям «свободных», то есть по преимуществу рабовладельческого класса. Их общественно- политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высокого поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества. Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок.625-547гг. до н.э.), а его продолжателями были Анаксимандр (ок.610-546гг. до н.э.) и Анаксимен (ок.585-525 гг. до н.э.). Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научных знаний - математических и естественнонаучных, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных. Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского периода Рима (II-I вв. до н. э.) и развивалась параллельно с греческой философией - во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (конец V - начало VI в. н. э.). Характерная особенность древнегреческой философии состоит прежде всего в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие в VII-IV вв. до н. э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока - в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки - математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке. Постепенно в античной философии возникает два основных типа философского мировоззрения - материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание философского развития во все последующее время. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления - диалектики и метафизики. V в. до н.э. был временем дальнейшего развития греческой науки и философии, которые по-прежнему оставались тесно связанными. В этот период дальнейшего развития античного общества и государства, происходившего в условиях ожесточенной классовой и политической борьбы, возникают также политические теории и публицистика. В целом античная философия имеет следующие особенности: * античная философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое управление обществом; * стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (ужас и преклонение перед Космосом, проявление энтузиазма до этого всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира); * на поздних этапах -- смешение космоцентризма и антропоцентризма (в базе которого были трудности человека); * допускалось существование богов; * древнегреческие боги были частью природы и близки людям; * человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; * были заложены два направления в философии -- идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления попеременно доминировали: в досократический период -- материалистическое, в классический -- имели однообразное влияние, в эллинистический -- материалистическое, в римский -- идеалистическое. В античной философии в согласовании с пониманием Космоса понимается и природа человека. Человек - микрокосмос, в согласовании с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разума человека, его мышления). В качестве принципиального вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, сплетенная с постижением и Космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии меж человеком и Космосом. С этим связана таковая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло - итог незнаний. конкретно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который видит окружающий мир, размышляет об окружающем мире. 2. Общая характеристика основных периодов развития античной философии античная философия мыслитель Античная философия в собственном развитии прошла четыре главных этапа (это одна из более распространенных периодизаций этого периода): * досократический - зарождение и формирование философии; * классический (сократический) - зрелость и расцвет; * эллинистический - закат; * римский - период упадка и смерти античной философии. Представители первого периода: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) ; атомисты (Демокрит, Левкипп); элейская школа; Гераклит Эфесский и пр. Главные трудности, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Способ философствования -- декларирование собственных взглядов, перевоплощение их в догму. Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон, Аристотель. Философы этого периода также пробовали объяснить сущность природы и Космоса, но сделали это глубже "досократиков": * меньше уделяли внимания поиску первоначала; * выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего; * допускали роль богов и идей в разработке природы и Космоса; * положили начало спору меж материализмом и идеализмом; * показали энтузиазм к проблеме человека, общества, страны; * от декларативно-догматического способа философствования перешли к диалогическо-доказательственному; * внесли вклад в развитие логики. Для эллинистического периода типично: распространение антиобщественной философии киников; зарождение стоического направления философии; деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; философия Эпикура и пр. Отличительные черты эллинистической философии: * кризис античных моральных и философских ценностей; * понижение ужаса перед богами и другими сверхъестественными силами, уважения к ним; * отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; * поиск физической и духовной опоры в самом себе; * рвение к отрешению от реальности. более известными философами римского периода являлись: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранешние христиане. Для философии римского периода было типично: * взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий; * фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну -- античную философию; * влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.); * маленькое внимание к проблемам окружающей природы; * завышенное внимание к проблемам человека, общества и государства; * расцвет эстетики; * расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности; * преобладание идеализма над материализмом; * все более нередкое объяснение явлений окружающего мира волей богов; * завышенное внимание к проблеме погибели и загробной жизни; * рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей; * постепенное слияние античной и христианской философий, их перевоплощение в средневековую теологическую философию. 3. Современная значимость проблем, поставленных античными мыслителями Совокупную проблематику античной философии можно тематически определить следующим образом: космология (натурфилософы), в ее контексте тотальность реального виделась как “physis” (природа) и как космос (порядок), основной вопрос при этом: «Как возник космос?»; мораль (софисты) была определяющей темой в познании человека и его специфических способностей; метафизика (Платон) декларирует существование интеллигибельной реальности, утверждает, что реальность и бытие неоднородны, причем мир идей выше чувственного; методология (Платон, Аристотель) разрабатывает проблематику генезиса и природы познания, при этом метод рационального поиска понимается как выражение правил адекватного мышления; эстетика разрабатывается как сфера решения проблемы искусства и прекрасного самого по себе; проблематика протоаристотелевской философии может быть сгруппирована как иерархия обобщающих проблем: физика (онтология-теология-физика-космология), логика (гносеология), этика; в завершение эпохи античной философии формируются мистико-религиозные проблемы, они характерны для христианского периода греческой философии. Необходимо отметить, что в русле античной способности воспринимать этот мир философски теоретическая философская мысль представляется наиболее важной для последующего становления философского познания. По крайней мере, доктрина философии как жизни в настоящее время претерпела существенное изменение: философия - это уже не просто жизнь, а жизнь именно в познании. Разумеется, что сохраняют свое значение и элементы практической философии, развивающие идеи античной практической философии: идеи этики, политики, риторики, теории государства и права. Таким образом, именно теорию можно считать тем философским открытием античности, которое определило не только мышление современного человека, но и его жизнь. И без сомнения, «обратное влияние» механизмов познания, порожденных древнегреческим сознанием, очень сильно сказалось на самой структуре сознательной жизни человека. Античная философия является "школой философского мышления для всех последующих времен", поскольку в ее многообразных формах уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений. Этика античности обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: "Человек есть мера всех вещей"·. Не случайно, поэтому, преобладание натуралистической ориентации в нравственных исканиях античных мудрецов. Кроме того, важнейшей особенностью их этической позиции была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Разум "правит миром" античной этики, его первостепенное значение (в любом конкретном моральном выборе и в выборе правильного жизненного пути) сомнению не подвергается. Еще одна характеристика античного мировоззрения стремление к гармонии (гармонии внутри человеческой души и гармонии ее с миром), принимавшее в зависимости от тех или других социокультурных обстоятельств различные формы воплощения. 4.Космоцентризм ранней античной философии Космоцентризм - это тип мировоззрения, который ставит космос, природу в центр построения системы мировоззрения. Особенностью греческой философии, особенно в ранний период ее развития, было стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не зря первых греческих философов называли "физиками" (от греческого phusis - природа). К человеку относились как к части мира, к природе, к космосу, как к разновидности микромира. В этот период были придуманы интересные представления о бытии, первооснове, движении, познании, которые определили основные направления философской мысли на достаточно длительный последующий период. В VI-I вв. до н.э. в Древней Греции наблюдался бурный расцвет культуры и философии. В этот период возник новый, немифологический образ мышления, новая картина мира, центральным элементом которой было учение о космосе. Космос состоит из земли, человека и небесных небесных тел. Она закрыта, имеет сферическую форму и в ней есть постоянный цикл - все рождается, течет и изменяется. Никто не знает, откуда она берется и куда возвращается. Космоцентризм - первый этап развития древней философии, его часто называют сократовским. В то же время и пифагорейцы, и представители милетической и элийской школ выступают в качестве философов, потому что они стремятся познать Вселенную и внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор совершают значительный переход от мифологии к философии, потому что они стремятся объяснить мир с самого начала (вода, воздух, число, огонь и т.д.). В то же время, что их объединяет с мифологической традицией, так это то, что все они, с различными оговорками, не только признают бытие как проявление бесконечно-духовного первичного, но и рассматривают его как живое, эволюционирующее существо. Более того, они обычно не доказывают свои утверждения, а выражают их, как, например, Гераклит.Это, однако, принципиально важный этап в становлении философии как сферы рационального осмысления основ мироздания, стремления проникать сквозь видимое в невидимое, начало разграничения феномена и сущности, бытия и небытия. Так происходит формирование философской категориальной системы. Следует отметить важность первых космоцентрических философских концепций, потому что самое сложное - это начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии с греками было революцией в интеллектуальной и философской культуре, которая оказала влияние на все последующие события в истории. Они первыми осознали фундаментальную проблему, задались вопросом о происхождении и провели различие между сенсорными и когнитивными реалиями. Космоцентрические идеи: Космос - живое, воплощенное, умное и красивое существо; Человек - это маленький космос/микрокосмос, напоминающий большой космос/микрокосмос; В древности не существовало понятия личности, человек был обязан развивать и тело, и ум; Развитие ума означало большой интерес к обучению и нравственности; И мир, и люди прекрасны, поэтому люди обязаны создавать прекрасное; В космосе существуют вечные законы, в человеческой жизни они проявляются как судьба, которую нельзя изменить; Все предопределено; Человек должен вести себя как герой, но только судьба знает, когда он умрет. Философия Древней Греции, рожденная желанием понять таинственный космос, задавала вопросы о конечных основах природного мира, его структуре, природе, и таким образом стала школой философии будущего мышления. Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и особенностью постановки вопроса, который имел фундаментально философский и идеологический характер и тем самым определял на протяжении веков дальнейшее развитие греческой, а затем и европейской и мировой философской культуры. Греки открыли природу как объект философии и впервые оставили открытым вопрос о ее происхождении. Здесь важен был не столько тип выбранных инициалов - вода, воздух, огонь, - сколько форма, в которой задавались вопросы. После открытия природы было легче задать вопрос о человеке, чем о Боге. Таким образом, антропологический поворот в сократовской философии был подготовлен космоцентризмом, точно так же, как сократовский антропоцентризм подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля. Гераклит Эфесский: "Все течет, все меняется, нельзя дважды ступить в одну и ту же реку". Платон: "Мудрость приносит три плода: дар хорошо мыслить, дар хорошо говорить, дар хорошо себя вести". Аристотель: "Мудрость - это та наука, которая желательна ради своей собственной выгоды и ради знания, а не та, которая желательна ради выгоды, которую от нее можно получить". Вильгельм Виндельбанд: "Правда - это обычная мысль. Таким образом, философия Сократа - это не самовыражение и созерцание, это не учение и обучение, а общий поиск, серьезный разговор. Его необходимой формой является диалог. Там, где два человека обмениваются мнениями, появляется сила, которая заставляет их знать правду, некая высшая необходимость, отличная от той, которая привела каждого из них к своему мнению в ходе жизненных обстоятельств. Раньше каждый из них мог иметь только те взгляды, которые развивались как необходимый продукт всей его жизни; теперь, в поисках взгляда, который имел бы смысл для обоих, они приходят к выводу, что, помимо произвольного возникновения взглядов, существует обязательное правило, которому они должны подчиняться, если они хотят найти истину. В этой диалогической философии нормативный закон проникает в сознание участников, чье послушание или непослушание является мерилом истины произвольно сформированных представлений". Заключение Обозревая общую историю античной философии, мы приходим к одному непреложному выводу, который не делается у многих исследователей только потому, что большинство излагателей заканчивает период античной философии Аристотелем с игнорированием последующей философии, а эта последующая античная философия заняла ещё почти целое тысячелетие. Но какой же вывод мы должны делать, если иметь ввиду не только первые два века античной философии, но и всё её тысячелетнее существование? А) Вывод этот заключается в том, что античная философия началась с мифологии и кончилась тоже мифологией. Но та мифология, которая была вначале, была мифологией, нерасчлененной в идеологических понятиях, была полностью слитной в этом отношении, была мифологией дорефлективной. В связи с наступлением эпохи рефлективного мышления (а это эпоха началась в связи с разделением умственного и физического труда, т. е. в связи только с рабовладельческой формацией) мифология в качестве цельной и нераздельной уже стала трактоваться в античности как преодоленный и уже архаический период. В связи с этим античное сознание уже шло от мифа к логосу, т. е. от единого и целостного чувственно-материального космоса к его построению на основах разума. Б) Однако отдельные элементы, из которых состоял древний миф, в конце концов тоже приходили к своему исчерпанию, и возникала потребность снова объединить все эти отдельные моменты мифа, но объединить их уже на основе разума. А так как миф весь состоял из противоречий, совмещаемых в одно целое, то новое совмещение этих противоречий, а именно совмещение на основе разума, необходимым образом становилось диалектикой, а с исчерпанием этой диалектики наступал конец и самой античной философии. В) Таким образом, античная философия началась с дорефлективной мифологии, которую она преодолевала путём рефлексии, и кончилась уже мифологией рефлективной, т.е. диалектикой. Идеальное и материальное, общее и единичное, ум и душа, душа и тело - все эти пары противоположностей, создавшие собою тематику всей античной философии, в конце этой последней стали диалектически преодолеваться, почему античная философия и кончилась диалектикой мифа. Поэтому необходимо сказать, что античная философия началась с мифологии и кончилась мифологией. Но при этом необходимо строжайше установить, что путь от первобытной, дорефлективной мифологии к рефлективной мифологии периода высшей античной цивилизации проходил через разные этапы того, что иначе и нельзя назвать как диалектикой. При этом, несмотря на мифологическую подоплеку, античная философия проходила через ряд тончайших диалектических этапов и в конце концов пришла тоже к высшему торжеству разума в виде строжайше и систематически построенной диалектики. С исчерпанием исходной мифологии была исчерпана и вся построенная на ней диалектика, а с исчерпанием диалектики погибла и вся античная мифология. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асмус В.Ф., Античная философия, Москва «Высшая школа», 1976 г. с 3-17 2. Богомолов А.С., Античная философия, Московский Университет, 1985г. 3. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П., Философия: учебник для вузов. -М.:ЮНИТИ, 2000 г. 4. Бучило Н.Ф., Кириллов В.И. и др. Философия в двух частях. Философия в двух частях. Часть 1: История философии. - Философия в двух частях: История философии, М.: Юрист, 2003. 5.Малышевский А.Ф., Карпунин В.А., Пигров К.С. - История философии. - М.: Просвещение, 2003. 6. Лосев А.Ф., История античной философии, -М.: Черо, 1998 г., с 3-4 |