психология народов. План Введение Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья 1 Американцы 2 Англичане 3 Немцы 4 Французы 5 Испанцы 6Арабы 7 Японцы
Скачать 464.58 Kb.
|
1.6 Арабы Арабы — представители двадцати двух государств Ближнего и Среднего Востока, имеющие общие этнические корни и сходную психологию. Они являются жизнерадостными и веселыми людьми, отличающимися наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вместе с тем им очень часто недостает инициативности и предприимчивости, а недальновидность, беззаботность и беспечность по отношению к будущему порождает немало трудностей в их жизни. Трудолюбие — отличительная черта подавляющей части населения арабских государств. Арабы напряженно работают в жару и в холод, в жидкой грязи и на сухом поле, нередко полуголодные. И здравый смысл, и опыт, и унаследованный от предков инстинкт требовали от них большого старания. Вместе с тем арабы никогда не получачи удовлетворения от своей работы, поскольку труд для них всегда был тяжкой повинностью. Поэтому их трудолюбие имеет свою специфику. Труд не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью, как и у других народов, длительное время находившихся под колониальным господством. Исключительно тяжелые условия жизни в то же время приучили арабов спокойно переносить трудности и лишения, закрепляли у них такие качества национального характера, как неприхотливость, умеренность, быструю приспособляемость к любым условиям и терпеливость. Кроме того, для них свойственны необычайное жизнелюбие, миролюбие, незлопамятность, общительность, гостеприимство, чувство юмора. Под воздействием арабского языка, для которого свойственны лексические и синтаксические повторы, гиперболы, метафоры, особое ритмико-интонационное построение речи, у арабов вырабатывалась склонность к преувеличению в оценке результатов восприятия окружающей действительности, не столько логическое осмысливание получаемой информации, сколько повышенное внимание к форме изложения, стилю речи, красноречию говорящего. Они не любят строгой логики и объективных доказательств, а больше всего ценят афористичность, многообразие впечатлений. Для них свойственны повышенная сила реактивности, бурный характер поступков, импульсивность, порывистость, несдержанность. Мусульманская доктрина, ее нравственность, насаждаемая веками среди арабов, всегда исходили из абсолютного значения для людей норм морали, установленных Кораном. Последние, оторванные от конкретно-исторических условий общественного развития и потребностей людей, объявлялись вечными и неизменными. Нравственным идеалом ислама является вечно кающийся грешник, стремящийся своими молитвами и благочестивым поведением снискать милость всевышнего. Поэтому арабам с детства внушалось, что небу наиболее угоден богобоязненный, обиженный судьбой человек. Вот почему в соответствии с подобным нравственным идеалом арабам на протяжении многих веков прививались униженность, покорность, смирение, раболепие, умеренность, неприхотливость, приспособляемость, терпеливость. В то же время результатом влияния мусульманской религии стало широкое распространение среди арабов различного рода суеверий и предрассудков, которые и по сей день вносят чрезмерную настороженность, подозрительность в восприятие и осмысление окружающего. Иерархическая система подчинения, насаждавшаяся правящими кругами среди арабов, выработала определенные нормы взаимоотношений между людьми. Высокомерие, грубость, а зачастую и рукоприкладство, являются обычной практикой высших по отношению к низшим. Отношение же низшего к высшему всегда отличается подобострастием в речи и манере поведения. Вместе с тем араб, привыкший покорно переносить несправедливость со стороны вышестоящих, очень чувствителен в отношениях с себе равными, проявляет высокую степень эмоциональной возбудимости, а часто и экспансивности, отстаивая вопросы чести и личного достоинства. В своей повседневной жизни арабы постоянно соизмеряют слова и поступки с реакцией на них окружающих, стремятся «сохранить лицо». В целом в процессе межличностного общения и взаимодействия арабы миролюбивы, любознательны, приветливы, легко идут на взаимный контакт, стремятся всемерно способствовать продолжению взаимоотношений с понравившимися им людьми. Они не таят своих истинных чувств по отношению к собеседнику или иностранцу, если последние им нравятся, а общение с ними приносит удовлетворение и способствует личностному развитию. «Сгладить плохое начало трудно, а между тем арабы составляют мнение о человеке по наружному виду, на который мы не обращаем внимание. Добейтесь доверия араба и удерживайте его. Укрепляйте престиж араба деред другими за свой счет. Никогда не критикуйте тех планов, которые он захочет продолжить. Всегда одобряйте их, а похвалив, изменяйте эти планы мало-помалу, заставляя незаметно его самого вносить новые предложения до тех пор, пока эти планы не будут совпадать с вашими собственными. Нередко вам придется участвовать в дискуссиях на религиозные темы. Говорите о ваших убеждениях что угодно, но избегайте критиковать их взгляды. Весь секрет обхождения с арабами заключается в непрерывном их изучении. Будьте всегда настороже, никогда не говорите ненужных вещей, следите все время за тем, что происходит, доискивайтесь действительных причин событий. «Культурная дистанция» между беседующими арабами обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседующие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии. При первом знакомстве ваш арабский собеседник выражает вам радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции: среди арабов господствует мнение, что только такое поведение достойно мусульманина. Последующая беседа может проходить менее гладко. Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов «да» или «нет». Арабское понимание этикета запрещает собеседнику прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным, арабы во время беседы избегают также суетливости, поспешности. Арабские собеседники всегда стремятся «сохранить лицо» — и свое, и собеседника. Считается необходимым оставить возможность для последующих контактов . 1.7 Японцы Япония — островное государство Азиатско-Тихоокеанского региона вплоть до середины XIX в. представляла собой замкнутое и деспотическое по своей природе общество, в котором, с одной стороны, присутствовала диктатура феодальных правителей-сегунов, по своему усмотрению решавших все вопросы жизни и деятельности людей, а с другой, — налицо была императорская власть, сохраняющаяся и поныне, слабая и практически символичная. В результате это породило у японцев своеобразные особенности национальной психологии — подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в группах принадлежности, жесткость по отношению к слабому, равнодушие к чужим страданиям, отсутствие принципиальности. Многие годы царившие в стране феодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство сословия самураев, обрекали простой народ на каторжный труд, бесправие и страдания, которые к тому же усугублялись регулярно постигавшими Японию громадными стихийными бедствиями. Недостаток плодородной земли, сложные климатические условия, рост населения и его эксплуатации заставляли японцев напряженно трудиться, выискивать формы и средства деятельности, обеспечивающие хотя бы минимальные возможности для существования. В результате в национальном характере народа сформировались такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство, педантизм в достижении поставленных целей, внутренняя самодисциплина, стойкость к трудностям. «Невозможно понять поведение народа, не уяснив своеобразия его мышления», — гласит японская пословица. Многие исследователи отмечают в мышлении японцев единство, казалось бы, несоединимых сторон: приверженности к абстракциям, проницательности, изобретательности, рационализма и одновременно медлительности мыслительных операций, неуверенности в себе, малоинициативности. В различных видах деятельности данные качества интеллекта проявляются по-разному, что позволяет человеку достичь подчас значительных результатов. Так, например, не следует относить японца-коммерсанта к числу малоинициативных людей. В торговле он, как известно, во многом преуспевает Долгие годы японцы воспитывались на постулатах религиозной мифологии, утверждавшей «божественное» происхождение японской нации и императорской власти, «превосходство» японцев над другими народами. Под влиянием господствующих классов религиозные учения — синтоизм и буддизм, а также конфуцианство формировали наиболее устойчивые стороны национального самосознания населения страны, широко проявлявшиеся в прошлом и имеющие место и сегодня: приверженность к «культу предков», чувство этнической исключительности, ярый национализм, вероломство по отношению к другим народам. Веками в Японии утверждалась психология подчинения индивидуума коллективу. Столетия он был полностью подвластен сначала феодалу, потом императору, сегодня — главе фирмы, в которой служит. Японец привык надрываться «во имя...» И неудивительно — никто не бунтует ни против чего! Его покорность и дисциплинированность достигают одиозных размеров. Японец не соотносит себя с такими характеристиками, как профессия, должность, место жительства и т.п., а связывает свое существование с той группой, вкоторую включен. Он не может воспринимать себя вне последней (при знакомстве обычно указывая организацию, в которой работает), членом которой он является. Большинство видов деятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой путешествуют, группами учатся, группами участвуют в праздниках и демонстрациях. Поведение каждого члена группы в первую очередь ориентировано на то, чтобы вписаться в действие группы и при этом быть ей наиболее полезным. Самыми ценными качествами членов группы являются умение во главу угла ставить интересы коллектива, желание и стремление быть ему полезным. Нет для японца более жестокой кары, чем оказаться выброшенным из группы в чужой мир, простирающийся за ее пределами. И такое наказание может последовать не за кражу или хулиганство, а за поступок, который представляет собой измену интересам группы. В Японии человек, общаясь с людьми, включенными в ту же группу, обязательно ставит себя на более низкую ступень. Может создаться впечатление, что у него нет гордости и чувства собственного достоинства, но это не так. Гордость у японцев связана с их назначением, чувством долга и социальной позицией. Японцы — люди другой культуры. Все, что вы делаете, имеет для них значение. Не садитесь, если вас не пригласили. Не смотрите по сторонам, так как нельзя, по их представлениям, казаться рассеянным. Каждый штрих вашей внешности и поведения повлияет на отношение к вам. С другой стороны, сами они могут общаться без слов. И в этом нет ничего мистического. Японцы так обременены правилами и условностями, что подчас просто не способны сказать что-либо. Из учтивости гостю в Японии часто приходится догадываться о событии по контексту, по жестам, по своим ощущениям, потому что хозяин не может своими словами выразить свое чувство. Любая речь в этом случае неприлична. Японцы считают всех иностранцев ниже себя. Они с вами вежливы, понимая, что вы не виноваты в том, что не родились их соплеменником, но все равно думают о вас как о совершенно чужих и абсолютно не равных им людях. У большинства живущих в Японии иностранцев возникает смешанное чувство. Японцы во многом чудесный народ: работящие, умные, с юмором. Но они также самые отчаянные расисты, причем настолько, что считают расистами всех прочих. Они буквально напичканы предрассудками и считают, что все такие. После того, как иностранец прожил в Японии какое-то время, у него не хватает сил смотреть на то, что происходит вокруг. Ему трудно понять, почему женщина вечером переходит на другую сторону улицы, завидев иностранца; почему стюардесса, не зная, что вы понимаете язык, спрашивает пассажиров, не возражают ли они, если их посадят с иностранцем. 2. Краткая характеристика славянского национального характера Основными чертами славян издавна считались их впечатлительность, нервная подвижность, живость характера, непостоянство и вместе с тем терпеливость, меланхоличность, чувствительность. Таким образом, у славян была более развита эмоциональная сфера, что сближает их с романскими народами. Наиболее слабой стороной славянского характера является воля, и в этом отношении славяне представляют противоположность германской группе народов. Русские, впитав финский и славянский Элементы, получили сильную подвижность и инициативность. Украинцы в меньшей степени унаследовали черты, присущие финнам, и больше сохранили природный славянский ум и чувства. Таким образом, украинец оказался более идеальным, а русский - более практичным. Украинцы более подвижны, более склонны к размышлению, но менее деятельны, их чувства тоньше и глубже. Различия между славянскими народами обусловлены их разными историческими судьбами. Так, опустошение Киевской Руси татаро-монголами вынудило население Приднепровья в Х11-Х1У вв. передвигаться в более безопасные места. Население расселилось в двух основных направлениях - па северо-восток и запад. Переселение на северо-восток способствовало дальнейшему ассимилированию с финнами. Другое направление переселения древнерусского населения - в глубь Галиции и Польши, что способствовало образованию украинской нации. Пребывание на Западе длилось два-три столетия. С XV в. происходит обратное заселение Приднепровья. Вернувшись на родину, потомки жителей Киевской Руси застали здесь потомков прежних кочевников, чем объясняется наличие незначительного тюркского элемента в украинском типе. Белорусы являются потомками славянских племен кривичей и дреговичей, ближайшими соседями которых с запада были эсты, латыши и литовцы. С середины XIII в. территория, заселенная этими славянскими племенами, подпадает сначала под власть Литовского, а затем Польско-Литовского государства, что в определенной степени отразилось на националыюм типе белорусов. К славянам относятся крупные группы людей, которые селились на берегах рек и в дремучих лесах. Современные славяне делятся на три группы: восточных, западных и южных. Каждая из этих народностей с течением истории приобрела своеобразные черты соседних племен. Объединяет всех славян схожие признаки их речи и образа жизни, культурных традиций и верований. Силой и мужеством древних славян восхищались их враги, которые оставили многочисленные свидетельства об этом. До сих пор нет одного мнения, на какой территории зародились славянские племена, и какую этимологию имеет значение слова «славяне». Многие ученые утверждают, что благодаря достаточно спокойному характеру славян, этот народ постоянно подвергался непрерывным атакам вражеских племен. А это значит, что славян часто брали в плен или взимали с них дань. Поэтому считается, что понятие «славяне» берет начало от «slave» - раб. Однако многочисленные свидетельства историков и археологов позволяют опровергнуть эту точку зрения. Ведь славяне были очень мужественными людьми, которые проявляли бесстрашие в битве и предпочитали умереть, чем попасть в плен. Такая стойкость характера свойственна, как мужчинам, так и женщинам. В летописях и хрониках можно обнаружить данные о том, что на полях самых жестоких битв находили тела прекрасных славянок, которые тоже боролись за свое отечество. Древние греки именовали эти племена «склавины», что имеет общие корни со словами «омываю» или «очищаю». Но, скорее всего разгадка кроется в самом народе, который общался по средствам живой и понятной речи. Поэтому именно лексема «слово» и легла в основу названия «славяне». Если говорить о жизни славян, то зачастую они проживали отдельными племенами, которые носили родовой характер. И только когда над их землями нависала угроза, славяне объединялись. Военного дела славяне не знали, поэтому в бою всегда были непредсказуемы. Перед хорошо вооруженными и оснащенными войсками противника, славянская армия выглядела достаточно скромно. Они никогда не носили доспехи, а порой в бой шли в одних штанах, что очень удивляло и римлян и греков. Однако славянские племена на своей территории были практически непобедимы. Только они прекрасно знали местность, умели читать следы и по-звериному кричать, только славяне могли надежно спрятаться под водой или в густом лесу. Крепкие и выносливые, рослые и сильные славяне никогда не сдавались и стойко переносили все тяготы своей жизни. Если говорить о семейном укладе, то славяне отличались благопристойностью, целомудрием и верностью. Даже, когда умирал муж, здоровая и крепкая жена должна была отправиться за ним. Женщина в доме всегда выполняла самую тяжелую и грязную работу, она вела все хозяйство и воспитывала детей. Каждый мальчик в семье с малых лет готовился стать воином. Среди основных черт характера славян можно назвать доброту и искренность, дружелюбность и гостеприимство, милосердие и стремление жить в мире. Славяне никогда не закрывали свои жилища, ведь в любой момент мог придти уставший с дороги путник, который бы обязательно нашел не столе еду и питье. В разных областях поселения славяне имели свои особенности. Без сомнений одно - все славяне были язычниками. Славянская кухня состояла только из свежих продуктов растительного происхождения, а одежда их была проста и красива. Славяне с течением времени ассимилировали с другими народами, однако неповторимые особенности древних племен существуют до сих пор. Заключение Изучая национальный характер, необходимо иметь в виду следующие моменты. Во-первых, любой национальный характер противоречив. Как целостное образование, он совмещает в себе пары противоположностей — добро и зло, трудолюбие и леность, свободолюбие и раболепие, смирение и бунт, жесткость и сострадание и т. д. Вычленение одних черт вовсе не исключает существование других компонентов, способных нейтрализовать парный компонент. Раскрыть негативные и усилить позитивные черты психологии народа — значит раскрыть его наиболее значимые социально-психологические черты. Но ни одна из них, взятая сама по себе, не является абсолютно уникальной. Уникальна структура психологических особенностей нации, характер взаимосвязи между элементами. Все элементы, входящие в эту структуру, являются общими, присущими не только данному народу, но и многим другим. Но вот приоритет тех или иных черт, свойств, качеств, степень их выраженности может колебаться в довольно широком диапазоне. Поэтому речь идет о доминировании, но не безраздельном господстве тех или иных черт. Анализ психологического склада нации должен включать основные психологические черты нации, доминирующие черты, т. е. присущие наиболее многочисленным группам в пределах нации, степень однородности (гомогенности) или разнородности (гетерогенности) психических черт в пределах нации. Психический склад нации включает как относительно устойчивые, так и временные черты, а политическая ситуация может усилить или, напротив, ослабить степень их проявления. В рамках национального характера можно говорить и о специфичности психических черт слоев, групп, прослоек, региональных и профессиональных образований. Такой подход и усложняет анализ, но делает его более объективным. Во-вторых, опрометчиво искать причину и видеть «вину» исключительно национального характера в доминировании тех или иных политико-культурных традиций. Он таков, каким его делают история, определенная биогенетическая предрасположенность, географические факторы, характер социально-политического строя, влияющие на нрав, привычки, манеры, способ мышления, поведения индивидов. Не отвергая наличие природных, генетически обусловленных различий в содержании психических процессов представителей различных национальностей и всей нации в целом, отметим, что в формировании склонностей, интересов, ценностных ориентации, стереотипов мышления и поведения не меньшее значение имеют социально-политические и культурные факторы. Те или иные черты усваиваются и вырабатываются в процессе взаимодействия с политической системой, другими людьми. Таким образом, национальный характер, будучи продуктом налагающихся друг на друга историко-культурных пластов, формируется в большей степени под влиянием политических отношений прошлого. Он оказывает непосредственное воздействие на политическое поведение людей и опосредованное на политическую систему, обусловливая направление, характер, темп ее трансформаций. В переломные, кризисные периоды национальный характер в значительной степени определяет стиль политического поведения нации. В-третьих, национальный характер неправомерно оценивать по шкале «плохой — хороший», «развитый — неразвитый» и т. д. Даже если экспериментальным путем возможно выявить степень распространенности в нем тех или иных качеств в сравнении с другими национальными характерами. Подобные попытки обречены на неудачу или неадекватное представление о национальном характере. Между тем сегодня, как и во времена Н.А. Добролюбова, порой высказываются два противоположных мнения о русском народе. «Одни думают, — писал Н.А. Добролюбов, — что русский человек сам по себе ни на что не годится, а другие готовы сказать, что у нас — что ни мужик, то гений» . Испанский моралист XVII века Бальтасар Грасиан справедливо заметил: каждому народу, «даже весьма просвещенному», народу с позитивными чертами, «свойствен какой-либо природный недостаток», который «соседи обычно подмечают... со смехом либо со злорадством». А посему каждый народ «свой грех да памятует, а не тыкает другому его грех» . В-четвертых, национальный характер не есть величина абсолютно постоянная. Он меняется, хотя и медленно. Идея об изменении психики вызывалась Ч. Дарвином, Г. Спенсером. Современные психологи, антропологи, этнографы на конкретных фактах доказали, что строение сознания изменяется с историей. В 30-е годы тезис об историческом характере человеческой психики экспериментально доказали отечественные психологи Л.С. Выготский, А.В. Лурия. Теоретически и практически неправомерно утверждение о принципиальной незыблемости каких-либо свойств национального характера. Черты, которые мы воспринимаем как специфические особенности национальной психики, в немалой степени являются продуктами определенных исторических условий и культурных влияний. Они производны от истории, социально-политических условий и изменяются вместе с ними. Как подчеркивал Г.Г. Шпет, «было бы совершенно превратным» понимание этнической психологии как «объяснительной» науки по отношению к истории. С другой стороны, история также «только «случайно» может объяснить те или иные явления народного духа, хотя, несомненно, именно история «создает предметную ориентировку душевных переживаний человечества», она «устанавливает вехи, обозначающие путь духа». А посему менее односторонним и ошибочным является утверждение о том, что «развитие духа "объясняется" его историей». С изменением тех или иных свойств, качеств национального характера, с определенным временным интервалом, меняются и соответствующие стереотипы о нем. Примеров, подтверждающих эту мысль, довольно много. Так, в начале XVIII века в Европе многие считали, что англичане склонны к революционным, радикальным переменам, тогда как французы казались весьма консервативным, «нерешительным» народом. Однако сто лет спустя мнение диаметрально изменилось: англичане слывут нацией консервативной, со стойкими традициями стабильной демократии, а французы ощущают свое несоответствие «атлантической» модели общественной эволюции, под которой подразумевается прежде всего ее англоамериканская ветвь, из-за наличия определенного этатистского компонента в политической истории, традиции. Или, скажем, в начале XIX века немцев считали (и они сами разделяли это мнение) непрактичным народом, склонным к философии, музыке, поэзии, но мало способным к технике, предпринимательству. Но произошел промышленный переворот в Германии, и в немецком национальном характере сформировались новые черты, а стереотип о неспособности немцев к предпринимательству стал безнадежным анахронизмом. Э. Фромм указывал на то, что европейский характер эволюционировал от «авторитарного, одержимого, накопительского» к «рыночному» с такими ведущими ценностями, как богатство, дело, хозяйство, мастерство, профессионализм. Сказанное не отрицает генетическую предрасположенность, социальный генотип этноса. В своих сущностных чертах он остается, но функционирует по-разному в разных исторических, политических, культурных контекстах. Политолог Е. Вятр приводит классификацию основных факторов, влияющих на трансформацию впсихическом складе наций, выделяя следующие компоненты: • элементы исторического наследия, опыт прошлого, закрепленный в памяти живущих поколений, а также в исторических документах, литературе, памятниках; • совокупность условий, в которых существует нация, в первую очередь характер функционирования экономических и политических институтов, а также взаимоотношения различных социальных групп между собой и с институтами власти; • совокупность действий, сознательно предпринимаемых для формирования психологического склада нации. Это воспитательная, идеологическая деятельность государства, других общественно-политических сил, а также воспитательное воздействие в рамках малых общественных групп (семья, соседи, товарищи, коллеги и т. д.). В-пятых, необходимо учитывать относительность любых этнопсихологических характеристик. Те или иные суждения относительно национальных особенностей, высказанные в форме абстрактных мнений вообще, без указаний того, с кем сравнивается данный национальный характер, порождают только недоразумения. Скажем, такое качество русских, как максимализм. По сравнению с кем русские выглядят максималистами? Правильно ли такое утверждение? И да, и нет. Если считать, что абсолютно все русские максималисты, то это утверждение неверно. Однако в нем содержится доля истины в том смысле, что среди русских максималистов гораздо больше, чем, скажем, среди американцев. Ниже мы проведем сравнительный анализ русского национального характера с западноевропейским, поскольку «вся ткань русской природы иная, чем ткань природы западной» (Н. Бердяев). При этом необходимо помнить о том, что сами европейцы, в отличие от нашего видения Запада, не считают западноевропейский характер «монистическим» и проводят различие между англо-американской и континентально-европейской, католической и протестантской его разновидностями. Ясно, что одних только этнопсихологических характеристик не достаточно для объяснения политических тенденций, традиций из-за шаткости, ненадежности опытной базы, значительности элемента подразумеваемости. Вместе с тем, этнопсихо-логические компоненты должны изучаться, ибо они способны не многое объяснить в реалиях как прошлого, так и настоящего. Список использованных источников 1. Ольшанский, Д. В. Основы политической психологии/Д.В. Ольшанский — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с. 2 .Крысько, В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций / В. Г. Крысько Спб.: Ооо нестор, 2005. 316 с. 3. Семенова, М. Мы – славяне/М. Семенова 1997, С. - Петербург, Азбука - Терра. 324 с. 4. Бережа «Славяне и традиции» www.bereja.com 5.http://www.agmi.ru/category/istoriya_rossii/usloviya_zhizni_i_nacionalnyi_harakter.phtml. |