Главная страница
Навигация по странице:

  • Возникновение и развитие Согдийского государства

  • Развитие и расширение территорий Согдийского государства

  • Особенности Согдийской культуры и торговли

  • Согдийское государство в истории Центральной Азии

  • Список литературы

  • согдиана. согд. План Введение Возникновение и развитие Согдийского государства Развитие и расширение территорий Согдийского государства Особенности Согдийской культуры и торговли Согдийское государство в истории Центральной Азии Заключение Список литературы Введение


    Скачать 113.39 Kb.
    НазваниеПлан Введение Возникновение и развитие Согдийского государства Развитие и расширение территорий Согдийского государства Особенности Согдийской культуры и торговли Согдийское государство в истории Центральной Азии Заключение Список литературы Введение
    Анкорсогдиана
    Дата18.05.2022
    Размер113.39 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файласогд.rtf
    ТипДокументы
    #536265



    План
    Введение

    1. Возникновение и развитие Согдийского государства

    2. Развитие и расширение территорий Согдийского государства

    3. Особенности Согдийской культуры и торговли

    4. Согдийское государство в истории Центральной Азии

    Заключение

    Список литературы


    Введение
    Согдиа́на (также Согд; авест. Gāum yim suγδō.šaiianəm, «Осёдлое поселение, обиталище согдийцев»; др.-перс. Suguda-; др.-греч. Σογδιανή; перс. سغد‎ — Sōġd; тадж. Суғд — Sughd) — распространённое греческое название области Сугуда — провинции империи Ахеменидов, девятнадцатая в списке царя Дария Великого на скале Бехистун, занимала территорию современных Таджикистана (кроме Памира), южного Узбекистана (включая Самарканд и Бухару) и северного Афганистана.

    Первое упоминание о древней Согдиане встречаются в священной книге зароастризма - Авесте, а также в Ахеменидских источниках, в надписях царей Дария и Ксеркса. По свидетельству этих источников, среди сатрапий (области) Ахеменидской империи упоминается провинция под названием "Сугуда". Ссылаясь на эти надписи, исследователи считают, что "ее непосредственными соседями были Бактрия, Хорезм и на севере восточно-иранские племена - саки. В Авесте "Сугда" приводится для обозначения Согдианы как страны и как народности.

    Сюань-Цзяна который посетил город в 629 г. н.э. соответствует восторженным свидетельствам исламских географов. В связи с этим, нельзя забывать, что Согдиана, особенно города Самарканд и Бухара, стали местом персидско-таджикского возрождения литературы и культуры в IX-X вв. Существенна роль, которую играл согдийский элемент, видна в согдийских заимствованиях в персидско-таджикском языке, которые встречаются в литературных трудах раннего классического периода.


    Возникновение и развитие Согдийского государства
    В VIII - VII вв. до н. э. образуется древнее Согдийское государство со столицей Самарканд. История сохранила много легенд и версий о названии города. Наиболее распространенные из них ассоциируются с определением слова "Самария" как "места сходки", "собрания", "сбора торгового люда". Одна из легенд связывает название города с мифическим правителем Самаром. Как рассказывается в "Сахарной книге об истории Самарканда" (сокращенно - Кандия), этот правитель после долгих поисков нашел прекрасное место, в котором ему особенно понравились вода и воздух. "Он приказал вырыть колодец, и землю из него извлечь. Кругом была хорошая земля, вскоре вокруг собралось немало людей и сложился город". Греческое название Мараканды является передачей названия Самарканда. Ученый энциклопедист Востока Абу Райхан Беруни приводит его тюркскую версию: "Семизкент" - "жирный, богатый город".

    В центре Самарканда для военной элиты был возведен грандиозный акрополь, одинаково прочно защищенный как с внешнего фаса, так и со стороны кварталов горожан. Именно о таком обществе сообщают священные гимны Авесты, в которых общество возглавляют могучие мужи, "ратха-эштар" - "стоящие на колесницах". Согд в ней упоминается страной, сотворенной Ахурамаздой сразу же за первостраной "Арийским простором". За ней упоминаются Бахди (Бактрия) и Моуру (Маргиана)1.

    Античные авторы описывают Согд этого времени как крупное владение, связанное с кочевыми народами "саками, которые за Согдом", и "заяксартскими турами". Историки говорят о сложении древнего бактрийского царства и союзе с ним древнего Согда. Но наиболее тесным был союз с южными владениями - Бактрией, Афганистаном, Индией. Согд входит вместе с Бактрией в одну ахеменидскую сатрапию, известную как область, поставлявшую для царских дворцов Персиды золото и лазурит. Открываются торговые пути на юг. Самарканд в это время обносится могучей системой оборонительных сооружений с внутристенными галереями и бойницами. Ядром города остается его военно-административный центр - акрополь. В самом городе вырастают монументальные жилые комплексы, появляются кварталы ремесленников, формируется сложная система каналов, снабжавших водой поселения и город.

    Изучение Согдианы началось во второй половине XIX в., и особенно усилилось в начале XX столетия. В 1904 г. через два года после первой немецкой Турфанской экспедиции в Центральной Азии, В.Ф. Мюллер отвечающий за идентификацию или расшифровка различных рукописей, найденных экспедиций, опубликовал статью под названием "Часть рукописей сохранившихся сочинений из Турфана". Она содержала первых манихейских рукописей, изучаемых западными учеными. Среди них, манихейских отрывок, который, как утверждал Мюллер, был написан на неизвестном иранском языке, относящееся к пехлави, хотя отличавщимся от него.
    Развитие и расширение территорий Согдийского государства
    На территории Согда находились города Мараканда (Самарканд), Кирополь и др. В VI-IV вв. до н. э. входил в древнеперсидскую Ахеменидскую державу. Вместе с Парфией, Хорезмом и Арейей Согд был включен в ее 11-ю сатрапию. Население Согда платило значительные налоги серебром, поставляло драгоценные камни, предоставляло в распоряжение персидских царей крупные воинские контингенты. В 329—328 до н. э. население Согда во главе со Спитаменом (убит в 328 до н. э.) оказало упорное сопротивление Александру Македонскому. После смерти Александра Македонского (323 до н. э.) Согд входил в царство Селевкидов, в III в. до н. э. — в Греко-Бактрийское царство, а в первые века н. э. — в Кушанское царство. В конце IV—V вв. н. э. был покорен эфталитами, в VI—VII вв. — Тюркским каганатом. В конце VII — начале VIII вв. завоёван арабами. С IV до VIII вв. на территории Согда существовало множество автономных княжеств (важнейшее — Самаркандское). Согд играл видную роль в экономической и культурной жизни Востока. Купцы из Согда держали в своих руках торговлю шёлком. Торгово-земледельческие колонии Согда существовали на всех основных караванных путях от Монголии и Китая до Мерва. согдийский государство шелковый путь

    Ко времени начала арабских завоеваний Казахстан и большая часть Средней Азии находились под властью Западнотюркского каганата. Первостепенное место в борьбе против арабов занимали пришедшие к власти в Жетысу тюргеши, родоначальником династии которых был Уч-элик-каган (699—706). Он изгнал из Жетысу (Семиречья) Боришада и установил свою власть на землях от Ташкента до Турфана и Бешбалыка.

    Главную ставку он учредил в городе Суябе на реке Чу. Вторая ставка находилась в городе Кунгуте на р. Или. Уч-элик разделил страну на 20 тутукств (уделов), по семь тысяч воинов в каждом.

    В 705 г. арабы от тактики набегов перешли к захвату областей к востоку от

    Амударьи — Мавераннахра. Наместник Хорасана Ку-тейба ибн Муслим, захватив Балх, в 706 г. двинулся на Пайкенд (близ Бухары). Тюргеши пришли на помощь согдийцам. Объединенные силы тюрок и согдийцев нанесли серьезное поражение арабским войскам. Лишь обманным путем Кутейбе ибн Муслиму удалось столкнуть союзников между собой и вырваться из окружения. В 709 г. Кутейба снова отправился в Мавераннахр и достиг окрестностей Бухары. Тюрко-согдийская коалиция нанесла ощутимые удары арабскому войску. Снова, используя тактику обмана, Кутейба вынудил согдийского царя Тархуна отказаться от помощи тюрок, в результате чего арабские войска сумели занять Бухару.

    Особенности Согдийской культуры и торговли
    В V-VII вв. интенсивная согдийская колонизация в долинах рек Талас («страна Аргу» тюркских источников), Чу и Или привела к созданию там десятков городов и укрепленных поселков. Основной приток согдийцев в Семиречье, особенно в Чуйскую долину, приходится на VII-VIII вв. Поселения этого времени частично вскрыты раскопками, в особенности, исследованиями ведущего казахстанского археолога К.М. Байпакова. Это были большие города, не уступавшие по размерам большинству раннесредневековых городов Средней Азии. Их центральная часть состояла из цитадели и плотно застроенного шахристана. К шахристану примыкал рабад (ремесленно-торговое предместье) и обнесенная стенами территория усадебной застройки; укрепленные усадьбы кешки, окруженные садами и виноградниками, отстояли друг от друга на 50-100 м. Прилегающая местность, составлявшая пахотные земли жителей города, также была обнесена валами. Только в Чуйской долине в V1-VIII вв. существовало не менее 18 крупных городов и большое число мелких поселений, основанных и населенных согдийцами, тюрками, сирийцами, персами. Первое описание городов Семиречья и их населения принадлежит китайскому путешественнику Сюань Цзану, посетившему страну в 630 г.: «Пройдя более 500 ли на северо-запад от прозрачного озера (Иссык-Куль), прибыли в город Суй-е (Суяб). Этот город в окружности 6-7 ли. В нем смешанно живут торговцы из разных стран и ху (согдийцы). Земли пригодны для возделывания красного проса и винограда. Леса здесь редки, климат ветренный и холодный. Люди одеваются в тканые шерстяные одежды. Прямо на западе от Суйе находятся несколько десятков одиночных городов, и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все подчиняются тюркам» Теми же словами характеризует путешественник другой крупный город Талас. Путешественник резюмирует свои наблюдения: «Страна от города Суяба до княжества Кушания называется Согд, ее население также носит это имя» Как очевидно, Сюань Цзан, показавший себя весьма тонким наблюдателем, не находил этнического различия между частью населения семиреченских городов и собственно Согда. Описав одежду, внешний вид и письменность согдийцев, Сюань Цзан не слишком лестно отзывается об их обычаях торговая предприимчивость, погоня за наживой претили буддийскому монаху, проповедовавшему отрешенность от мирской суеты. Однако паломник не преминул отметить одно чрезвычайно важное обстоятельство, сразу же вводящее его читателя в круг повседневной жизни согдийских поселенцев: «Тех, кто возделывает поля и тех, кто преследует выгоду (т.е.ремесленников и купцов) поровну» Это свидетельство явно указывает не только на торгово-ремесленный, но и на аграрный характер согдийских городов, что подтверждается и археологическими наблюдениями.
    Согдийское государство в истории Центральной Азии
    Плодородная Согдиана, пределы которой античные авторы определяли как территорию от священного Окса (Амударьи) на западе до "Жемчужной реки" Яксарта (Сырдарьи) на востоке, в гимнах древнейшей мировой религии зороастризма Авесте воспевается как "изобильная страна согдийцев, богатая людьми и стадами". Согдиана привлекала сюда человека еще в далекие времена древнекаменного века - палеолита. На склоне одного из горных отрогов у перевала Тахтакарача, в живописной долине Аманкутана, южнее Самарканда, открыт карстовый грот с гирляндами сталактитов. Он оказался жилищем первобытного человека мустьерской эпохи, 100-40 тыс. лет тому назад охотившегося на азиатских муфлонов, маралов, косуль, бурых медведей и других животных, водившихся в горах золотонесущей реки Зарафшан.

    В начале VIII в. Согдиану завоевали арабы. Для раннего исламского периода, когда согдийский язык был еще живым, открытия из замка на горе Муг в Верхнем Зарафшане имеют большое значение. Эти ценнейшие источники состоящие из 88 документов дешифрованы и изданы в четырех книгах. Согласно им и другим источникам согдийские эмигранты, которые отправились на восток, как торговцы, устроили ряд колоний вдоль Великого шёлкового пути. Действительно, возникла согдийская дорога из Самарканда до Китайской стены. Вышеназванные материалы показывают степень согдийской культурой экспансии от Самарканда до Хумдана, и от Карабалсагуна до Ладака. Это распространение побудила Пеллиота сказать, что в течении первого тысячелетия христианской эры согдийский язык был языком общения в Центральной Азии. Этот язык был средством цивилизации между Западом и Востоком. Его цивилизационное влияние, в контакте с тюрками Центральной Азии, имело место и на западе и на востоке Туркестана. На основе согдийской письменности тюрки создали свою письменность и перевели с согдийского на тюркский (уйгурский) религиозную литературу. После завоевания арабами Средней Азии согдийцы, согдийский язык и культура стали предпосылкой для возникновения новой таджикской культуры и Национального Эхье (Возрождения). Согдийский язык перестал употребляться в качестве литературного языка примерно в конце десятого века, когда он встретился с конкуренцией персидско-таджикского языка. Источники подтверждают, что в рустаках (селениях) Бухары и Самарканда в X веке, во время правления

    таджикской династии Саманидов говорили еще по-согдийски. Согдийский, как разговорный язык в верховьях Зарафшана существовал до XVII-XVIII вв., а диалект, на котором до сих пор говорят в долине реки Ягноб, притоке Зарафшана, является прямым потомком согдийского языка.
    Заключение
    Первое упоминание о древней Согдиане встречаются в священной книге зароастризма - Авесте, а также в Ахеменидских источниках, в надписях царей Дария и Ксеркса. По свидетельству этих источников, среди сатрапий (области) Ахеменидской империи упоминается провинция под названием "Сугуда". Ссылаясь на эти надписи, исследователи считают, что "ее непосредственными соседями были Бактрия, Хорезм и на севере восточно-иранские племена - саки. В Авесте "Сугда" приводится для обозначения Согдианы как страны и как народности.

    В 1 тыс.н.э. мы видим уже уникальный согдийский феномен цивилизации во всем блеске развития и международного сотрудничества. В этот период согдийцы несут посредством торговых путей свои материальные и духовные ценности, помогают восприятию их ранними тюркскими племенами и политическими образованиями Центральной Азии. Но во многих исторических исследованиях последнего времени, цивилизаторская роль согдийцев незаслуженно замалчивается или умышленно преуменьшается. Воздавая должное этому талантливому и трудолюбивому народу, своего рода финикийцам Центральной Азии, много сделавшим для прогресса ряда народов, особенно вдоль трасс Великого шёлкового пути, предлагаем назвать раннесредневековый период истории Великого шёлкового пути - согдийским этапом.


    Список литературы
    1. История кыргызской ССР, 1990, №7

    2. КожомбердиевИ. Памятники на территории Кыргызстана, 2002, №6

    3. Плоских В., Мокрынин В., История кыргызов и Кыргызстана, 2007,№9

    4. Газиев А. На берегах Яксарта, Ф., 1990

    5. Заднепровский Ю.А. Древнеземледельческая культура Ферганы, М., 1992

    6. Бартольд В.В. Кыргызы, Б.,2001

    7.Доронбекова История кыргызов и Кыгызстана, Б. 1993

    8. Осмонов Дж. История Кыргызстана Б. 2003



    1 КожомбердиевИ. Памятники на территории Кыргызстана, 1982, №6



    написать администратору сайта