Государство Платона. Платон
Скачать 19.19 Kb.
|
Платон. Биография По многим источникам Платон родился в 427 году до нашей эры в Афинах. В аристократическом роду, к которому принадлежал Платон – предком был афинский реформатор Солон. По поводу имени Платон ходит много мифов, которые во многом можно отнести к тому, что придумали уже после смерти Платона. Настоящее имя Платона – Аристокол, прозвище Платон философу дали по одним данным за широкую спину, по другим за широкий лоб, а по многим за полёт мысли платона, так как имя с греческого переводится как широта. В 407-408 году Платон познакомился с философом и выдающимся оратором Сократом. На основе его «диалогов» с афинянами Платон впоследствии напишет свои работы. После казни Сократа, которая была вызвана тем, что Сократ отрицал афинских богов и признавал существование одного бога – Платон отправляется в путешествие на Сиракузы. В Италии Платон стал советником тирана Дионисия и пытается на практике осуществить свою политическую утопию, но впоследствии обретает немилость властителя Сиракуз из-за своего вольного нрава и чуть не отправляется в рабство, однако его освобождают из него. В 387 году философ возвращается в Афины и основывает свою школу «Академия». После смерти правителя Сиракуз, Платон был приглашён уже сыном Дионисия для помощи в управлении регионом. Однако, уже и Дионисий Младший отвергает политические идеи Платона и держит его насильно, в качестве придворного философа. В итоге Платон сумел сбежать из заключения и окончательно остался в Афинах преподавать своим ученикам. По некоторым данным Платон умер в день своего рождения будучи уже в возрасте 81 года, принято считать, что это произошло в 347 году до нашей эры. Основные работы Платона. В основном, как сказано было ранее, Платон описывал свои труды в «диалогах», где было несколько действующих лиц, споривших друг с другом о процессе мироздания. Из таких работ стоит отметит: « Апология Сократа», «Пир», «Парменид», «Законы» и классика политологии и философии «Государство». Философия Платона. Философия Платона получила наибольшее выражение в учении о познании, а также политико-правовом направлении. Теория познания у Платона базируется на двух способах обретения знаний – посредством ощущений (вера, уподобление) и умом. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.); Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:«единого»;«ума»;«души». «Единое»:является основой всякого бытия;не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.);есть ничто;выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого). «Ум»: происходит от «единого»; разделен с «единым»;противоположен«единому»;является сущностью всех вещей;есть обобщение всего живого на земле. «Душа»:подвижная субстанция, которая объединяет и связывает »единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа человека (вещи) есть часть мировой души;душа бессмертна;при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;Истинные причины вещей Платон видит не в физической реальности, а в умопостигаемом мире и называет их «идеями»,или «эйдосами». Вещи материального мира могут меняться, рождаются и умирают, а вот их причины должны быть вечными и неизменными, должны выражать сущностьвещей. Главный тезис Платона заключается в том, что «…вещи можно видеть, но не мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть».Идеи представляют собой всеобщее, в отличие от единичных вещей – и только всеобщее, по мнению Платона, достойно познания. Этот принцип распространяется на все предметы исследования, но в своих диалогах Платон большое внимание уделяет рассмотрению сущности прекрасного. В диалоге «Гиппий Больший» описан спор о прекрасном между Сократом, представляющим точку зрения Платона, и софистом Гиппием, который изображен простоватым, даже глуповатым человеком. На вопрос: «Что такое прекрасное?», Гиппий приводит первый пришедший на ум частный случай и отвечает, что это прекрасная девушка. Сократ говорит, что тогда надо признать прекрасным и прекрасного коня, и прекрасную лиру и даже прекрасный горшок, но все эти вещи прекрасны лишь в относительном смысле. «Или ты не в состоянии вспомнить, что я спрашивал о прекрасном самом по себе, которое все, к чему бы оно ни присоединилось, делает прекрасным, – и камень, и дерево, и человека, и бога, и любое деяние, любое знание». Речь идет о таком прекрасном, которое «никогда, никому и нигде не могло бы показаться безобразным», о том, «что есть прекрасное для всех и всегда». Понятое в этом смысле прекрасное и есть идея, или вид, или эйдос. «Государство» Платона Особую роль в своей философии Платонуделил проблеме государства (что Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются: монархия – справедливая власть одного человека; тирания – несправедливая власть одного человека; аристократия – справедливая власть меньшинства; олигархия – несправедливая власть меньшинства; демократия – справедливая власть большинства; тимократия– несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану: все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники; работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях; философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; философы и воины не должны иметь частной собственности; жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; не существует брака, все жены и дети общие; допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены. |