история. История. По этой проблеме имелось и имеется немало гипотез. Исконные области древних этнических общностей славян, получившие наименования "прародины" славянских племён, определяются учёными до сих пор неоднозначно
Скачать 38.72 Kb.
|
Введение Для понимания процессов, которые привели к формированию единой древнерусской государственности, необходимо представлять территориальное расположение и динамику расселения славянских племён в догосударственный период, то есть выяснить вопросы территориально-географического порядка: где обитали "первославяне", с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений славянских племён. И здесь сразу встаёт важный вопрос о происхождении славян - времени и месте их формирования в древней индоевропейской среде. По этой проблеме имелось и имеется немало гипотез. Исконные области древних этнических общностей славян, получившие наименования "прародины" славянских племён, определяются учёными до сих пор неоднозначно. Отечественные историки в отражении данного вопроса отмечают сложность самого процесса происхождения славян. По их глубокому убеждению, первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определённой обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Таков общий путь этнического, культурного и языкового развития народов и наций. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного "пранарода" с его "праязыком" путём последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра ("прародины"), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племён к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию. При этом мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс - процесс дифференциации уже сложившихся ранее крупных этнических общностей. В ходе процесса формирования этноса славян племена постепенно и последовательно проходили определённые стадии своего культурного и языкового развития, определявшего их этнические особенности. Происхождение и расселение восточных славян На рубеже III - II тысячелетий до н.э. в период бронзового века, когда овладение металлическими орудиями труда и оружием обусловило быстрое развитие индоевропейских племён, они начали обособляться друг от друга и говорить на индоевропейских диалектах. Племена, пользовавшиеся славянским наречием индоевропейского языка, прекрасно понимали тогда своих соседей индоевропейцев - германские и балтийские племена. Близок был славянский диалект и иранским языкам, на которых говорили индоевропейцы, жившие к юго-востоку от будущих славян. Но где же обитали эти предки славян, кто был их ближайшими соседями? Установлено, что во II тысячелетии до н. э. предки славян, ещё не разделившихся на отдельные народы, обитали где-то между балтами, германцами, кельтами и иранцами. Балты жили к северо-западу от славян, германцы и кельты - на западе от них, на юго-востоке обитали индоиранские племена, а на юге юго-западе - греки, италики. В середине II тысячелетия до н. э. мы застаём предков славян, занимавшими огромную территорию Восточной Европы. Их центром по-прежнему остаются земли по реке Висле, но их миграция простирается уже до реки Одер на Западе и Днепра на Востоке. Южная граница этого расселения упирается в Карпатские горы, Дунай, северная часть доходит до реки Припяти. К середине II тысячелетия обозначился процесс консолидации осевших на своих местах родственных племён в большие этнические группы. Со второй половины II тысячелетия до н.э. единообразие праславянского мира нарушается. У европейских племён появляется бронзовое оружие, в их среде выделяются конные дружины. Всё это приводит к усилению их военной активности. Наступает эпоха войн, завоеваний, переселений. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. в Европе появляются новые общности, состоящие порой из разноязыких племён, идёт воздействие одних племён на другие. Новые группировки праславян в это время сосредоточиваются в двух местах. Одна из них располагается в северной половине Центральной Европы и очерчивает западную часть праславянского мира и какую-то часть кельтских и иллирийских племён. Эта группировка на долгие годы получила название венедов. В восточной части праславянского мира складывается группировка с центром в Среднем Поднепровье. Именно этот район нас интересует больше всего, так как именно здесь появились восточные славяне, и возникло государство Русь. Здесь пашенное земледелие становиться основным занятием праславян; в начале I тысячелетия до н. э. они уже овладевают выплавкой железа из болотной и озёрной руды. Это обстоятельство резко меняет их быт, позволяет успешнее осваивать природу; вести оборонительные и наступательные войны. С этого времени, с X - VII вв. до н. э., мы и начинаем говорить о той ветви славянского мира, которая после ряда изменений и исторических катаклизмов постепенно превращается в мир восточнославянских племён. В течение нескольких веков существовала балто-славянская общность. Балты занимали юго-восточное побережье Балтийского моря, доходили до верховьев Оки, а предки славян жили южнее - от Среднего Поднепровья и Припятского Полесья до бассейнов Вислы и Одера. Балты и славяне говорили на одном языке, были близки по традициям быта, хозяйства, у них были общие боги. В дальнейшем, отсоединившись друг от друга, балты и славяне являлись народами - двоюродными братьями. Многое в их жизни и языке напоминало о древней общности. Тесными были в это время контакты и взаимовлияния предков славян с североиранскими племенами, из которых позднее выделились постоянные соперники славян - скифы и сарматы. Не случайно в славянском языке появились такие заимствования из иранских языков, как "Бог", "топор", "кот" (небольшой загон, хлев) и др. Но пока это ещё единый мир. Он говорит на едином балто-славянском языке, пока ещё нет разделения на отдельные народы. К этому времени относится первое известное нам нашествие степняков-кочевников на поднепровсие земли. Конные племена киммерийцев обрушились на земледельцев Поднепровья. Противоборство продолжалось долгие годы. В VI - IV вв. до н. э. восточные земли славянской прародины подвергались новому нашествию и завоеванию со стороны скифов - иранских кочевых племён. Скифы передвигались большими конными массами, жили в кибитках. Именно в ту пору зарождаются племенные образования восточного славянства. В районе расселения земледельцев скифского времени в дальнейшем появится племя полян, давших начало Киеву. В период с 400 по 100 г. до н. э. на обширной территории между средним течением Одера и Припятским Полесьем и Поднепровьем население, говорившее уже по-славянски. С конца II в. до н. э. и до V в. н. э. на этой же территории живут наследники ранних славян. Они ставят свои селения на прибрежных возвышениях или среди труднопроходимых для врага заболоченных низин. Их дома деревянные, рубленые; разделение на отдельные горницы еще отсутствует, помещение одно, общее. К дому примыкают небольшие хозяйственные пристройки, навес. В центре дома стоит каменный или глинобитный очаг. Кое-где появляются уже печки, сложенные из камней и глины. Среди деревянных домов встречаются и большие полуземлянки с очагами, где население, возможно, жило в холодное зимнее время. Начиная со II в. до н. э. эти земли испытали новый натиск врагов. ИЗ низовьев Дона, из черноморских степей на север в Среднее Поднепровье продвинулись кочевые орды сарматов. И снова поднепровские жители частью ушли на север, разбрелись по лесам, а частью передвинулись к югу, где вместе со скифами противостояли нашествию. Мир и покой в славянских землях во II - V вв. дали свои плоды. Начиная с V в. на землях, где ещё раньше хозяйничали скифы и сарматы, в бассейнах Днепра и Днестра, сложился мощный союз восточнославянских племён под названием анты. Теперь к востоку от славян не было промежуточной прокладки со степью. Вплотную к ним подступали тюркоязычные племена, ставшие их извечным противником на долгие столетия. С V в. подъём в восточнославянских землях привёл к резкому увеличению славянского населения в районах Прикарпатья, лесостепи и степи, развитию мощных социальных процессов. Усиливалась роль племенных вождей, старейшин, вокруг них складывались дружины, зарождалось имущественное расслоение в некогда единой среде. Население, укрывшееся в северо-восточных лесах, начинает обратное переселение на юг, на свой древние исконные земли, в районы Среднего Поднепровья, в бассейны Днестра и Буга. Всё это и явилось основой для обозначившегося в V в. мощного движения восточнославянских племён в районы Подунавья, на Балканский полуостров, в пределы Византийской империи. Воинственные, хорошо вооруженные славянские дружины начинают предпринимать дальние рискованные военные предприятия. В ходе этого движения на юг славяне создают сильные военные союзы, объединяют свои дружины, формируют огромные речные и морские флотилии, на которых быстро передвигаются на дальние расстояния. Первые десятилетия VI в. стали триумфом славянского давления на Византию. Византийские авторы сообщают о постоянных набегах задунайских славенов, а также антов на владения империи. Они постоянно переходят Дунай, появляются в византийских провинциях Фракии и Иллирике, овладевают греческими городами и сёлами, захватывают жителей в плен и берут за них огромные выкупы. Славянская дружинная стихия заливает Подунавье и Северные Балканы, отдельные струи этого потока доходят до территории древней Спарты и до средиземноморских берегов. По существу, славяне начинают колонизацию византийских владений, расселяются в пределах империи, начинают там своё хозяйствование. Не имея сил сдержать этот неудержимый натиск силой, византийские власти откупаются от славянских нашествий территориями, богатыми дарами - золотом, дорогими ткаными, драгоценными сосудами, брали славянских вождей к себе на службу. Византийские авторы оставили в своих трудах немало сведений о своих северных соседях. Они описали, в частности, быт и нравы славян V - VII вв. 2. Общественные отношения восточных славян Накануне образования своей государственности древние славяне с VI по IX вв. заселили огромные пространства Русской равнины. Эту территорию распределили между собой военно - политические союзы племен. Среди них явно доминировали поляне, ильменские славяне, вятичи, северяне, древляне, дреговичи, радимичи, уличи, тиверцы, волыняне, бужане, кривичи, полочане, дулебы. Форма общественных отношений у славян этого времени соответствует термину "военная демократия". Структурно славянское сообщество подразделялось на племена, родовые общины (вервь и род) и на семьи. Племя представляло собой крупную этносоциальную организацию эпохи первобытнообщинного строя, состоявшую из фратрий и родов. Племя имело общность территории, самосознания, но элементы хозяйства, обычаев и культа в племени могли отличаться. В силу указанных социально - экономических условий племя не могло быть устойчивой организацией, особенно складывающейся государственности. Действительно, в источниках в VI - XII вв. называется разное количество древнерусских племен (от трех до четырнадцати). Род - коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Элементы хозяйства здесь также могли отличаться. Поэтому род также не являлся устойчивой организацией. Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимными моральными и экономическими обязательствами. Как устойчивое объединение семья возникает с разложением рода. Встречаются различные виды семей, например, маленькие и большие семьи. Экономически и социально малая семья еще не сформировалась. Вервь - семейная община, большая семья в Древней Руси. Вервь сформировалась в результате разложения рода. Экономически и социально могла выжить только большая семья. Вервь также трансформировалась в соседскую, территориальную общину Во главе такой семьи (верви) стоял старейший представитель этого сообщества, наиболее почитаемый "старец", "муж нарочитый" (позднее староста). Вервь состояла, как правило, из трех поколений Далее в верви стоял старший сын. Однако распоряжения старшего брата имели силу только при общем согласии младших, когда они видели, что брат поступает с ними "по - отечески". Считалось, что сыновей должно быть не менее трех. После сыновей шли племянники. По мере численного роста верви из нее обособлялись старшие сыновья. Поэтому недвижимое имущество (двор) оставалось в наследство младшему сыну. Вервь сплачивала круговая порука - единая материальная, социальная и моральная ответственность. Происхождение слова "вервь" интерпретируют по - разному. Одни связывают вервь с веревкой, которой отмеряли участок земли. Другие полагают, что вервь совпадает с расселением славян вдоль рек. Если посмотреть на территорию, заселенную этой общиной, получается нечто, похожее на веревку с узелками - семьями в ней. Наконец, существует версия, что слово "вервь" исходит из правил семейных отношений в этой общине. Есть мнение, что вервь отражала круговую поруку "связанных" друг с другом родственников. На территории будущего Древнерусского государства обитали и неславянские племена финно - угорской языковой семьи (чудь, весь, мордва), в пограничье индоевропейские аланы и роксоланы и различные тюркоязычные кочевники. Известно, что отношения с большинством соседей были достаточно мирные. Следовательно, можно говорить о сложном этническом составе сообщества на просторах "Великой Скифии", об изначальной полиэтнической сущности формирующегося государства. В VI - IX столетиях прослеживается до пятнадцати крупных межплеменных союзов. Например, племя вятичей заселяло территории от Поволжья до Дона и состояло из множества племен с одним и тем же названием. То же самое можно сказать о северянах, славян около озера Ильмень и т.д. Кроме объединения славянах в межплеменные союзы (считается, что всего было до двух сотен небольших славянских племен), можно констатировать наличие достаточно крупных объединений - протогосударств. Протогосударсва обладали некоторыми признаками государственности и эволюционировали в сторону формирования устойчивого политического образования, обладающего суверенитетом. Восточные источники VI - VIII вв. упоминают три политических центра: Славия - объединение славянских племен на севере (славия соотносится со славянами вокруг озера Ильмень). Возможным политическим центром ильменских славян было городище Руса. Легендарный князь Г остомысл (по новгородским летописным преданиям) заложил в Ильменьской земле Новгород (IX в.). Куявия - политическое объединение полян с центром в Киеве. По летописной легенде, князь Кий (V - VI вв.) основал городок Киев, где правил со своими братьями Щеком и Хоривом и сестрою Лыбедью. Политическое объединение полян стало одним из крупных социально - экономических центров, ядром будущего государства. Артания - политическое объединение нескольких славянских племен. Артания располагалась в Поволжье, но в отличие от Славии и Куявии не трансформировалась в государство. Упоминания об Артании немногочисленны и противоречивы. Итак, славяне VI - IX вв. представляли собой достаточно развитое, самоорганизующееся сообщество племен на таком уровне социально - экономического развития, которое достаточно для образования государства. 3. Религия восточных славян Славянское язычество — это целый комплекс верований, представлений, обрядов, который пришел из древнейших времен и в котором отразилась полнейшая зависимость древних людей от сил природы. Древние славяне представляли окружающий их мир населенным добрыми и злыми духами. Боги и духи находились везде: в дожде и в солнце, в лесу и под порогом дома, в воде и в земле. Одни помогали человеку в его производительной деятельности, другие, напротив, тормозили ее. Славяне старались со всеми найти общий язык, умилостивить одних и напугать других. Возникнув в глубокой древности, когда еще только начало формироваться человеческое сознание, славянское язычество не осталось окаменевшим, а развивалось вместе с первобытным обществом. Ученые отмечают 4 этапа в развитии славянского язычества: На первом этапе, который соответствует эпохе каменного века, славяне приносили жертвы «упырям» и «берегынам». «Упыри» — злые духи — это вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь, вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим на земле. «Упырям» противостояли добрые духи — «берегыны». Позднее, когда у древних славян совершился переход от кочевого к оседлому образу жизни, когда появилось земледелие, — зародился культ Рода и Рожаниц. Согласно поверьям древних славян, Род — это творец всей Вселенной. Он «вдувал» в людей жизнь, повелевал небом, дождем, огнем, посылал на землю молнии. Вместе с Родом выступали две Рожаницы — богини плодородия. Постепенно многие из функций Рода перешли в «ведение» других богов. У Рода появились «помощники» — Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Славянам он представлялся в виде молодого красивого юноши, который ездил по полям и селениям на белом коне и в белой мантии. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Его день отмечался 24 июня, а предшествовали празднику «русалии» — торжества, посвященные нимфам полей и вод. Весьма почитался славянами бог Волос (Велес) — покровитель скота и скотоводства. Поклонение этому богу возникло в период, когда древние славяне научились приручать диких животных. Считалось, что этот бог способствовал накоплению богатства. В VIII—IХ вв. складывается «божественная» картина, где каждому божеству есть свое место. Сварог — властелин неба, которому подчиняется вся Вселенная (сравним с Зевсом у древних греков). У Сварога было несколько детей. Сварожич, сын Сварога, — бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров. Дажьбог — сын (по другой версии — дочь) Сварога, олицетворяющий собой солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей светозарной колеснице Дажьбог совершает круговой объезд по небу. Хоре — божество, близко стоящее к Дажьбогу и непосредственно с ним связанное. Он представлялся белым конем, также совершающим свой бег над землей с востока на запад. Стрибог — бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, путники, моряки и т. п. Мокошь (Макошь) — покровительница женщин, женского рукоделия, а также торговли. Симаргл (Семаргл) представлялся священным крылатым псом. В назначении этого божества разобраться не удалось до конца. Ясно только, что он был божеством низшего порядка, крылатый пес, который охранял семена и посевы, считался богом подземного царства. 4.Со временем, когда военные походы заняли значительное место в жизни восточных славян, одним из самых почитаемых богов становится Перун — повелитель грома и молний, покровитель князя, дружинников и вообще военного дела. Постепенно Перун «захватывает» верховную власть над остальными языческими богами, «оттесняя» на второй план Сварога. За последним остается право покровительствовать ремесленникам, занимающимся обработкой металлов. В «Повести временных лет» под 980 г. говорится о том, что киевский князь Владимир Святославич, захватив Киев и начав в нем княжить, еще до крещения Руси поставил на Горе, недалеко от княжеского дворца, деревянные идолы богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симергла и Макоши. Однако среди богов не было Рода, Рожаниц, Сварога, Сварожича и Волоса. Ученые объясняют такой выбор князя тем, что языческий пантеон Владимира был предназначен для моления не простых людей, а киевской знати, которая проживала на Горе и предпочитала поклоняться своим богам. Языческая религия постепенно переставала быть связующим звеном между различными социальными группами в Киевской Руси. Рано или поздно она должна была уступить место другой религии, которая могла бы в той или иной мере удовлетворить интересы всех социальных прослоек. Из древности до нашего времени дошло много языческих праздников и обрядов. Новый год у славян начинался 1 января. Накануне Нового года отмечался праздник Коляды: молодые люди, ряженные в «шкуры», вывороченные тулупы, с рогами на голове, масками на лицах, с шутками, танцами и песнями ходили по дворам, поздравляли хозяев и получали хорошие гостинцы. И сегодня в некоторых местах сохранился этот обычай. Повсеместно отмечается Масленица как народный праздник проводов зимы. Дошел до сегодняшних дней и праздник в честь Ивана Купалы. Рождения, свадьбы, похороны сопровождались определенными обрядами, многие элементы которых и сегодня сохраняются в быту русских, украинцев, белорусов. Заключение Постоянно улучшающее хозяйство восточных славян, в конце концов, привело к тому, что отдельная семья, отдельный дом перестали нуждаться в помощи рода, сородичей. Так зарождалось право частного владения, частной собственности. В этих условиях резко возрастали власть и хозяйственные возможности племенных вождей, старейшин, племенной знати, воинов, окружавших вождей. Так зарождалось в славянской среде, а особенно явственно в районах Среднего Поднепровья, имущественное неравенство. Во многом этим процессам помогало развитие не только земледелия и скотоводства, но и ремёсла, рост городов, торговых связей, потому что здесь также создавались условия для дополнительного накопления общественного богатства, которое чаще попадало в руки имущих, углубляло имущественное различие между богатыми и бедными. Сложной, разнообразной с детально разработанными обычаями была религия восточных славян. Её истоки уходят в индоевропейские древние верования и ещё дальше к временам палеолита. Именно там, в глубинах древности зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и о её отношении к человеку, о своём месте в окружающем мире. Религия, существовавшая у разных народов до принятия ими христианства или ислама, называется язычеством. Список используемой литературы Данилов А.А., Косулина Л.Г.. История России. М.: Просвещение, 2000. - 336 с. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: справочник. 2-е изд. - М.: Флинта-Наука, 2001. - 215 с. Мансикка В. П. Религия восточных славян. - М.:ИМЛИ, 2005. - 365с. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России: учеб. - 2-е изд. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. -520 с. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. – М.: «Наука», 1964, с. 8. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1988. - 608 с. Сахаров А.Н., Буганов В.И.. История России с древнейших времён до конца XVII века. М.: Просвещение, 1995. - 304 с. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. – М.: «Наука», 1979, с. 29. Шокарев С.Ю. История России с древних времен и до конца 17в. /энциклопедия/ - М.: Артель, 2001. - 599 с. |