Главная страница
Навигация по странице:

  • ДОЛЯ.

  • МОДЕЛЬ.

  • 17. Расставьте все знаки препинания

  • С одной стороны (1) безмолвствовали горы, с другой стороны (2) шумело море. С одной стороны (3) автомобили полезны, а с другой стороны (4) всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде.

  • 19. Расставьте все знаки препинания

  • Как только солнце взошло (1) стало видно (2) что (3) если идти дальше (4) можно увязнуть в болоте (5) и лейтенант дал приказ остановиться. 21.

  • 24.

  • ВАРИАНТ 7. По мнению преданных своему делу мемологов, отправной


    Скачать 30.54 Kb.
    НазваниеПо мнению преданных своему делу мемологов, отправной
    Дата03.05.2023
    Размер30.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВАРИАНТ 7.docx
    ТипДокументы
    #1106594

    ВАРИАНТ 7

    1.  Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в четвертом предложении текста. Запишите это слово.
    В соцсетях и за их пределами общение с помощью мемов давно стало привычным, ведь они лаконичны и не без доли иронии способны передать всю палитру эмоций. Однако история мемов началась задолго до появления смартфонов и интернета. Во-первых, у мема греческие корни: в языке Аристотеля мем означал «подобие». […], по мнению преданных своему делу мемологов, отправной точкой в истории мема стала книга «Эгоистичный ген» английского ученого Ричарда Докинза. Тогда, во второй половине прошлого века, мем сменил свою научную прописку и перекочевал из области зоологии, где обозначал способность объекта к копированию самого себя, в социокультурный дискурс.

    С точки зрения лингвистики мемы можно назвать фразеологизмами или речевыми клише. Они выступают для носителя языка готовыми формулами, которыми он пользуется так же непринужденно, как копипастом.

    Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму. Но именно благодаря лени, которую мы предпочитаем называть бережливостью, появляются короткие готовые модели и устойчивые сочетания. А мемы  — это лишь новая форма, продиктованная эрой интернета и информационных технологий.

    Интернет-мемы  — зеркало современной жизни. Они отражают реалии, в которых мы существуем, и становятся свидетельствами исторических процессов, а это значит, что их вполне по праву можно назвать памятниками культуры наравне с берестяными грамотами и летописями. Меняется только формат. «Мемы уже стали определенным маркером культуры современности с ее клиповым мышлением, желанием получить информацию быстро и без особых усилий понять изображенное или написанное»,  — комментирует искусствовед Сергей Винокуров.

    2.  В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

     

    1)  ДОЛЯ. Участь, судьба. Счастливая доля.

    2)  ИСТОРИЯ. Рассказ, повествование. Истории из жизни обитателей зоопарка.

    3)  ТОЧКА. Предел, при котором наступает какое-нибудь явление. Точка кипения. Точка отсчёта.

    4)  ПРИРОДА. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Изучать природу. Природа Кавказа.

    5)  МОДЕЛЬ. Образец, тип, образцовый экземпляр чего-либо. Модель товара. Модель платья. Автомобиль новой модели. Составьте текст по предложенной модели.
    3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

     

    1)  Для текста научного и научно-популярного стилей характерно обилие научной терминологии, масса речевых клише, минимум экспрессивно-эмоциональной лексики.

    2)  Своеобразно проявляется в языке науки категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщенным. В научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица единственного числа «я». Его заменяют местоимением «мы» (авторское мы). Принято считать, что употребление местоимения «мы» создает атмосферу авторской скромности и объективности: «Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму».

    3)  Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.

    4)  Типичным для текста данного стиля является употребление именного сказуемого, что способствует созданию именного характера текста (Интернет-мемы  — зеркало современной жизни.).

    5)  Для текста характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в нём преобладают сложные предложения с различными типами союзов.
    4.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

     

    нет новостЕй

    согнУтый

    начАвшись

    кОрмящий

    пОчестей

    5.  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

     

    Позолоченные подсвечники, мраморные скульптуры и ИСКУСНАЯ роспись в залах музея позволяют совершить путешествие во времени.

    В общении с людьми со временем возможна переоценка ценностей: то, что раньше воспринималось как ОБОНЯНИЕ, становится неприятным.

    Представители PR-служб должны соблюдать ЭТИЧЕСКИЕ нормы.

    Кованые изделия отличает высокое качество, ЭСТЕТИЧНЫЙ вид и долговечность.

    В сочетании с тёмно-коричневым фасадом здания беседка выглядела очень ГАРМОНИЧНО.

    6.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

     

    Объектом исследования является процесс анализа, разбора произведений различных жанров в старшей школе.

    7.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

     

    к ВОСЬМИСОТОМУ году

    НАПОИВ чаем

    в ДВУХСТА экземплярах

    голос ЗВОНЧЕ

    стебли ГЕОРГИНОВ

    8.  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    Б)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    В)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

    Г)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    Д)  ошибка в построении сложного предложения

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    1)  Сравнивая слова «рад» и «отрада», надо учитывать, что исторически они происходят от разных корней.

    2)  Сразу по приезде приехавшие родственники к нам в гости поселились на даче.

    3)  Те, кто увлекается творчеством Булгакова, знают, что о романе «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей.

    4)  Иней ОДЕЛ все деревья в серебристые наряды, и всё вокруг заискрилось и заиграло на зимнем солнце, создавая ощущение праздника.

    5)  В обширном арсенале средств современной медицины железо остаётся неизменным компонентом при лечении малокровия как средство, которое улучшает состав крови.

    6)  Изучая растения средней полосы, обратите внимание на их отличие от растений других зон.

    7)  Благодаря нашего проводника поход оказался очень интересным.

    8)  Записывая формулу, должна быть повторена утверждённая комбинация знаков.

    9)  Я не заметил, что успел ли Сергей выйти до возвращения Николая Петровича.

    9.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     

    1)  ар..стократ, м..нистерство, д..визион

    2)  оз..ряться, просм..треть, м..рячок

    3)  зап..реть, д..ревья, выст..лить

    4)  выск..чка, г..ризонт, стр..тегия

    5)  расст..лается, пр..оритет, ум..ротворение

    10.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     

    1)  пр..возмочь, пр..дания (старины), пр..рываемый

    2)  не..говорчивый, бе..цельный, в..дремнуть

    3)  соб..ётся, супер..яркий, в..ётся

    4)  о..бойный (молоток), на..строчный, по..черкни

    5)  от..скать, под..тожить, с..змала

    11.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     

    1)  выносл..вый, рис..вать

    2)  подразум..вать, намер..ваться

    3)  раскра..вать, студенч..ство

    4)  милост..вый, юрод..вый

    5)  подмарг..вающий, дел..вой

    12.  Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

     

    1)  преобразу..мый, (боец) служ..т

    2)  дремл..шь, леч..шь

    3)  перекин..шь, вычита..мые

    4)  сломл..нный, (он)разыгрыва..т

    5)  (страны) гранич..т, шепч..щий (на ухо)

    13.  Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

     

    (Не)забываемое впечатление оставила гроза в деревне.

    (Не)смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии страха.

    Пословицы и поговорки имеют (не)только прямой, но и переносный смысл.

    Окна были (не)занавешены.

    Лебеди плавали, (не)замечая меня.

    14.  Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

     

    Все миряне заметили, что праздник  — БУДТО(БЫ) и не праздник, что всё ЧЕГО(ТО) недостаёт.

    Теперь если что мягкое попадётся, то буду КАК (НИБУДЬ) жевать, а твёрдое  — НИ(ЗА)ЧТО не откушу.

    Он видел её (В)СКОЛЬЗЬ ещё один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон КАКОЕ (ТО) толстое лицо.

    Эпиграммы сыпались (НА)СЧЁТ её мужа, который один во всём Париже (НИ)ЧЕГО не знал и не подозревал.

    (ОТ)ТОГО, какие аргументы представит на слушаниях адвокат, зависит решение суда (ПО)ЭТОМУ делу.

    15.  Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

     

    Не для того наш народ создал для нас и для наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощрё(1)ыми, гибкими, бесконечно разнообразными формами; не для того нам оставле(2)о в дар это бесце(3)ое сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампова(4)ых фраз.

    16.  Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

     

    1)  Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.

    2)  Все эти звуки были странно красивы грустны и казались началом чудесной сказки.

    3)  Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.

    4)  В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.

    5)  В гостиной слышался мерный звук старинных часов и чей-то невыразительный шёпот.

    17.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

     

    Ребята из нашего класса столпились около школьной ограды (1) что-то обсуждая (2) и я (3) заинтересованный (4) подошёл поближе.

    18.  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

     

    С одной стороны (1) безмолвствовали горы, с другой стороны (2) шумело море. С одной стороны (3) автомобили полезны, а с другой стороны (4) всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде.

    19.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

     

    Именно (1) в Ташкенте (2) от которого (3) остался на всю жизнь незабытый ужас холода (4) мы провели трудные годы эвакуации.

    20.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

     

    Как только солнце взошло (1) стало видно (2) что (3) если идти дальше (4) можно увязнуть в болоте (5) и лейтенант дал приказ остановиться.

    21.  Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

     

    1)  Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. 2) Два ряда тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. 3) Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. 4) Было тихо и темно, только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался в сетях паука. 5) Направо, в старом фруктовом саду, нехотя пела иволга, должно быть, тоже старая. 6) Передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. 7) На ней горел крест.

     

    (По А. П. Чехову)

    22.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

    Цифры укажите в порядке возрастания.

     

    1)  Можно рисовать где угодно и чем угодно: истинное творчество способно проявить себя в любых условиях.

    2)  Находясь в местах лишения свободы, человек невольно начинает испытывать тягу к самообразованию, к научному постижению окружающей реальности.

    3)  Творчество может дать человеку ощущение внутренней свободы, даже если тот в реальности лишён её.

    4)  Не так важно, что именно изображает художник: нечто вымышленное или реальность: гораздо важнее, чтобы душа и сердце, выплеснутые на бумагу, давали ощущение свободы.

    5)  Все, кто находится в местах лишения свободы, начинают рисовать.
    (1)Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. (2)Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. (3)И вот один из поразительных примеров.

    (4) Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. (5)Много лет она изображала быт, детали и комментировала свои рисунки.

    (6) Вот что она пишет маме:

    (7) «Я их рисовала для тебя, думая о тебе... (8)Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. (9)Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. (10)Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое  — то прошлое, которое

    неразрывно было связано с тобой, моя родная! (11)И единственное, что я могла придумать, это  — рисовать...»

    (12) И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада. (13)Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.

    (14) И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей убедительностью и внутренней свободой. (15)Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. (16)В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». (17)И по сей день я, глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.

    (18)Вот ещё одна история. (19)Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. (20)Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда,  — они были фантастическими. (21)Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. (22)Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь. (23)И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. (24)Он выжил благодаря творчеству.

    (25) Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова, будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. (26)Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.

    (27) И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской.

    (28) Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. (29)И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг  — тюремные решётки. (30)Поэтому роль искусства поистине велика. (31)И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инструментов. (32)Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему.

     

    (по Л.А. Тишкову*)

     

    *Леонид Александрович Тишков (род. в 1953 г.)  — российский художник-карикатурист, также работает в области книжной графики.

    23.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов в порядке возрастания.

     

    1)  В предложении 31 содержится вывод из предложения 30

    2)  Предложение 12 указывает на следствие того, о чём говорится в предложениях 7—11.

    3)  В предложениях 28—32 представлено рассуждение.

    4)  Предложение 26 раскрывает содержание высказывания в предложении 25.

    5)  В предложениях 4—5 представлено рассуждение.
    24.  Из предложения 27 выпишите антонимы, обозначающие признак.
    25.  Среди предложений 1—11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и однокоренного слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
    26.  Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

     

    «Л. Тишков, просто, кратко, но ярко и выразительно рассказывает нам истории известных людей. В лексике текста довольно часто встречаются (А)_____ («не было» в предложении 9, «прошлое» в предложении 10, «можно изображать» в предложении 28), а также такой троп, как (Б)_____ («тяжёлые испытания» в предложении 2, «серебряным штрихом» и «загадочную жизнь» в предложении 22, «искреннее и правдивое» [творчество] в предложении 32). Свои мысли и эмоции автору помогают раскрыть синтаксические средства выразительности: (В)_____ (предложения 5, 13, 14, 29, 31, 32) и (Г)_____ (предложения 1, 27, 28)».

     

    Список терминов:

    1)  вводные слова и предложения

    2)  эпитеты

    3)  парцелляция

    4)  восклицательные предложения

    5)  антонимы

    6)  синекдоха

    7)  ряды однородных членов предложения

    8)  анафора

    9)  лексические повторы

     

    27.  Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

    Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

    Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

    Объём сочинения  — не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


    написать администратору сайта