Философия. По мнению великого античного мудрецафилософа Сократа, когда душа
Скачать 21.65 Kb.
|
По мнению великого античного мудреца-философа Сократа, когда душа «туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему», то «сущее само по себе» человек познать не может. Почему? Сократ преподносит философию как упражнение в Смерти. Любовь к мудрости есть любовь к Смерти, а сама философия позиционируется как искусство умирания. Смерть это есть не что иное, как отделение души от тела, состояние, при котором душа существует сама по себе, и тело существует само по себе. А заботы философа большей своей частью обращены именно на душу, а не на тело. По мнению Сократа, тело мешает способности мышления. Тело являет собой подобие клетки, ограничивающей свободу познания души, является причиной ее невежества: "Тем, кто стремится к познанию, хорошо известно вот что: когда философия принимает под опеку их душу, душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве". Почему «душа истинного философа» бежит от «радостей, желаний, печалей и страхов»? Душа лучше всего мыслит, когда ей ничто не препятствует, будь то зрение, слух или боль. Ведь, даже по мысли поэтов, люди ничего не слышат и не видят точно. Таким образом, душа, отделенная от тела, одна устремляется к подлинному бытию, неотягощенная телесными чувствами. Для истинного понимания природы вещей тело не необходимо, прекрасное и доброе постигается с помощью какого-то иного чувства, отличного от связанных с телесной оболочкой зрением или осязанием. Стало быть, умирание, то есть процесс отделения души от тела, и есть идеальное условие для понимания истины, осознания природы вещей, для философии в ее чистом виде. А истинный философ обнаруживает себя прежде всего в том, что "освобождает душу от общения с телом в несравненно большей мере, чем любой другой из людей". Чтобы получить освобождение, к которому она стремится. Поскольку философия освобождает душу, выявляя до какой степени обманчиво зрение, обманчив слух и остальные чувства, убеждая отдалятся от них не пользоваться их службою, насколько лишь это возможно, и советуя душе сосредоточиваться и собираться в себе самой, верить только себе, мыслить о том, что существует само по себе, и не считать истинным ничего из того, что она с помощью другого исследует из других вещей, иначе говоря, из ощутимых и видимых, ибо то, что видит душа, умопостигаемо и безвидно. Душа, что "бежит от радостей, желаний, печалей и страхов, насколько это в ее силах, понимая, что, если кто сильно обрадован, или опечален, или испуган, или охвачен сильным желанием, он терпит не только обычное зло, какого и мог бы ожидать, -- например, заболевает или проматывается, потакая своим страстям, -- но и самое великое, самое крайнее из всех зол и даже не отдает себе в этом отчета". Так под самым крайним из всех зол понимается заточение себя в клетку невежества, потакание собственному телу, но не душе, боязнь смерти как разрушения плотской оболочки, а не радостное ожидание ее как перехода на более высокий уровень сознания. Сократ говорит своим ученикам, что человек, подверженный страстямбывает «сильно обрадован, или опечален, или испуган, или охвачен сильным желанием» и в итоге терпит не только «обычное зло, какого и мог бы ожидать» (например, заболевает или проматывается), но и «самое великое, самое крайнее из всех зол». О каком великом зле говорит Сократ? Сократ говорит о сильных эмоциях и чувствах, которые захватывают человека и формируют у него ложное представление о действительности. Чувственные данные могут дать начало лишь «мнению». 4. По какой причине «воздержаны и мужественны» те, кто «достойным образом стремится к познанию»? Другие же люди, далекие от философии, испытываю страх перед смертью, как перед явлением, неизвестным и пугающим. Мысль об отделении души от тела рождает страх в умах простых людей, заботящихся о теле больше, нежели о душе: "А если ты увидишь человека, которого близкая смерть огорчает, не свидетельствует ли это с достаточной убедительностью, что он любит не мудрость, а тело? А может, он окажется и любителем богатства, или любителем почестей, или того и другого разом". Философы, таким образом, названы самыми мужественными и свободными от страха людьми. Упражняясь в искусстве умирания, они с радостью принимают смерть как прозрение, как высшее благо для философа, стремящегося к этому всю жизнь. "Стало быть, все, кроме философов, мужественны от боязни, от страха", - так считает Сократ, воспевая философию как искусство умирания. По той причине, что они не лишают свою душу положенной доли в общении с божественным, чистым и единообразным. В то время, как разделяя представления и вкусы тела, душа неизбежно перенимает его правила и привычки, и уже никогда не прийти ей в Аид чистою — она всегда отходит, обремененная телом, и потому вскоре вновь попадает в иное тело и, точно посеянное зерно, пускает ростки. В этом отрывке описана сцена беседы Сократа с учениками пред казнью Сократа. Сократ спокоен и успокаивает своих учеников. Как вы думаете (на основе прочитанного), почему Сократ не боится смерти? В смерти Сократа обнаружилось особенно явным образом, что привычный порядок вещей, воспринимаемый в чувственном опыте, несовместим с пониманием бытия как блага. Вот почему жизнь подлинного философа есть непрерывное умирание для чувственного мира, для всех житейских интересов ради возрождения в истине через постоянное стремление к мудрости, которая венчается идеей высшего блага. Он считал, что философ после смерти станет идеальным духом, то есть намного лучше, чем при жизни. После смерти душа направится туда, где ей будет сродни и навсегда избавиться от человеческих бедствий. |