Почему мастер достоин покоя. Почему мастер достоин покоя, а Маргарита света, но почему Маргарита разделяет участь Мастера
Скачать 52.5 Kb.
|
Почему мастер достоин покоя, а Маргарита света, но почему Маргарита разделяет участь Мастера? А достоин ли покоя Мастер? Ведь каждый заключивший договор с Мефистофелем обрекает себя на муки вечные. Не является ли роман «Мастер и Маргарита» вторым «Фаустом»? В рамках предложенной темы хотел бы рассмотреть эти вопросы. И по порядку анализирую, имеющиеся данные, прийти к ответу на заданный мне вопрос. Начать я хочу с того, что разговаривая на Патриарших прудах с Михаилом Берлиозом и поэтом Бездомным, Воланд раскрывает символическую суть своего визита «… подтвердил профессор и пояснил: – Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист». В этом отрывке романа упоминается Римский папа Сильвестор 2 , который согласно легенде заключил договор с дьяволом. И является первым литературным «Фаустом»- человеком заключившим договор с дьяволом ради знаний. То есть в этом эпизоде Воланд упоминает первого «Фауста», а на самом деле ищет встречи с другим «Фаустом»- Мастером. Далее чтобы понять картину целиком хочу задать вопрос: «Кто же в действительности является автором романа о Понтии Пилате?». Мастер ли? «Пилатовские» главы трижды появляются в московских главах и каждый раз Рассказ передаётся новыми путями: рассказ Волонда, сон Ивана Бездомного, чтение Маргаритой рукописи Мастера. При этом по стилистике и сюжетной линии мы понимаем, что это один и тот же текст. Раз это один текст, то у него должен быть автор. Так кто же он? Если бы мы знали что Мастер контролировать сны или вещать устами Волонда, с которым формально он не встречался, то только тогда можно было бы предположить что автор романа Мастер. Но как мы знаем, по роману, Мастер не обладает магией. Значит, роман о Понтии Пилате написан не им. Так чему перу принадлежит сей роман? Кому под силу создать роман, который противоречит всему, и атеистической власти и учению Церкви и не только? У кого есть такая власть, чтобы через роман сводить людей с ума и заставлять их служить дьяволу? Только у самого дьявола, или в данном романе его называют Воланд. Эту точку зрения подтверждает и то, что в первых версия романа нет Мастера. Так почему Волонду так сильно нужен Мастер и в чем смысл его появления в романе? Михаил Афанасьевич Булгаков был рожден в священнической семье, где ему были заложены основы православного учения. Вот к ним мы и обратимся. По учению, в отличие от ангелов, у человека есть возможность выбора, и эта возможность дает человеку такой дар как творчество. Ангелы же лишены этой возможности, они служат, предстоят, карают, но не могут творить. Как говорил Иоанн Златоуст (архиепископ Константинопольский, богослов): « Не ангельское дело творить, ангельское дело – предстоять». Человек же созданный по подобию Божьему способен творить, ведь Бога называют и Творцом. И тут открывается интересная картина. Падшим ангелам, каковым является Воланд, нужны люди, которые бы, слушая их указы и советы, выполняли их волю. Таким человеком в романе является Мастер. Если мы вспомним разговор Мастера, к которому обратимся еще не раз, то там рассказывая про написание романа, Мастер описывает те чувства, которые пережил Бездомный при общении с Воландом. « Я открыл оконца и сидел во второй, совсем малюсенькой комнате, — гость стал отмеривать руками, — так... вот диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате — громадная комната, четырнадцать метров, — книги, книги и печка. Ах, какая у меня была обстановка! Необыкновенно пахнет сирень! И голова моя становилась легкой от утомления, и Пилат летел к концу. Белая мантия, красный подбой! Понимаю! — восклицал Иван. — Именно так! Пилат летел к концу». То есть написание романа Мастером это дьявольское наваждение. Получается что Мастер всего лишь инструмент (рупор) в руках Воланда. Так же если мы вспомним роман, то Мастер, условно не встречаясь с Волондом, укоряет Бездомного насчёт поведения с Волондом, так как будь-то сам его видел. «Гость сочувственно положил руку на плечо бедного поэта и сказал так: «Несчастный поэт! Но вы сами, голубчик, во всем виноваты. Нельзя было держать себя с ним столь развязно и даже нагловато. Вот вы и поплатились. И надо еще сказать спасибо, что все это обошлось вам сравнительно дешево». Да кто же он, наконец, такой? — в возбуждении потрясая кулаками, спросил Иван.…Ну, хорошо, — ответил гость и веско и раздельно сказал: — Вчера на Патриарших прудах вы встретились с сатаной.… Лишь только вы начали его описывать, — продолжал гость, — я уже стал догадываться, с кем вы вчера имели удовольствие беседовать. …Ну вот... ведь даже лицо, которое вы описывали... разные глаза, брови! (Также здесь Булгаков опять обращается к «Фаусту» Гете) Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы "Фауст" не слыхали?» Всё это только подтверждает, что Мастер виделся с Волондом. Учитывая приведенные выше аргументы, можем предположить, что первая встреча Мастера и Волонда произошла во время написания романа (Встреча была не личная, а духовная). Получается между дьяволом и Мастером была заключена сделка. Что же получил Мастер за свою услугу дьяволу и, причём тут Маргарита хотелось бы рассмотреть дальше. Мастер, работая в музее «чудесным» образом выигрывает 100 000 рублей по облигации. «Историк по образованию, он еще два года тому назад работал в одном из московских музеев, а кроме того, занимался переводами. …Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве. И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей. Вообразите мое изумление, — шептал гость в черной шапочке, — когда я сунул руку в корзину с грязным бельем и смотрю: на ней тот же номер, что и в газете! Облигацию, — пояснил он, — мне в музее дали». Это первая часть сделки с Волондом. В подтверждение этого мы видим такие символ, как грязное бельё (образ ритуальной нечистоты) и из записок ранних версий романа мы узнаем, что выигрышное число облигации начиналось с цифры 13(мистическая символика). Теперь перечислим все, что получил Мастер от дьявола за свою работу. Первое что дает Воланд Мастеру – свободу. Второе это средства на выполнение задачи. Потом он дарит ему такой дар как интуиция (что мы видим по разговору Мастера и Бездомного в больнице). Третий дар Волонда – Маргарита. Да, да Мастер любит Маргариту по-настоящему, и как Фаусту Мефистофель, Воланд дарит её Мастеру. Доказывают это те символы и события, которые окружают «любовь» Мастера и Маргариты. Один из символов это цветы, которые несла в руках Маргарита. « Тут глаза гостя широко открылись, и он продолжал шептать, глядя на луну: — Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. … Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам». Мы отчётливо видим, что автор максимально старается обратить наше внимание на то, что эти цветы играют важную символическую роль. Здесь у жёлтого цвета двойной смысл. Во Франции жёлтый цвет издавна считается символом женской супружеской измены. Также желтый цвет любят люди с психическими заболеваниями, например - шизофрения. Не случай дома для умалишенных красили в жёлтый цвет. Также сама Маргарита, рассуждая о той мучительной боли после «потери» Мастера, делает здравые выводы. « Я верую! — шептала Маргарита торжественно, — я верую! Что-то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука? Сознаюсь в том, что я лгала и обманывала и жила тайной жизнью, скрытой от людей, но все же нельзя за это наказывать так жестоко. Что-то случится непременно, потому что не бывает так, чтобы что-нибудь тянулось вечно… (то есть она понимает что согрешила, и дьявол, поймав её на крючок, использует в своих целях), Какой-то мужчина покосился на хорошо одетую женщину, привлеченный ее красотою и одиночеством. Он кашлянул и присел на кончик той же скамьи, на которой сидела Маргарита Николаевна. Набравшись духу, он заговорил: Определенно хорошая погода сегодня... Но Маргарита так мрачно поглядела на него, что он поднялся и ушел. "Вот и пример, — мысленно говорила Маргарита тому, кто владел ею (а владел ею Воланд), — почему, собственно, я прогнала этого мужчину? Мне скучно, а в этом ловеласе нет ничего дурного, разве только что глупое слово "определенно"? Почему я сижу, как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?" Она совсем запечалилась и понурилась». Разве может рассуждать так женщина, которая действительно влюблена? Я думаю, что нет. Интересно то, что эти размышления прерывает один из членов свиты Воланда – Азазелло (имя Азазель отводит нас к Книге Еноха. Именно в ней упоминается об этом, некогда сияющем ангеле. Но вследствие грехопадения, низвергнутым с небес вместе с другими. Считается, что среди войска падших ангелов он был самым бесстрашным, поэтому стал их предводителем и знаменосцем. Азазель научил людей пользоваться металлом, одновременно изготавливать из него великолепные украшения и оружие для войн и уничтожения друг друга. Он научил людей изготавливать зеркала и любоваться в них своим отражением. Женщин научил пользоваться косметикой для обольщения мужчин, тем самым научив их искусству обмана и совращения). Анализируя всё вышесказанное, можно прийти к выводу, что Маргарита не любит Мастера, и это всего лишь бесовское наведение, ведь умная женщина в нормальном состоянии не пошла бы на то, на что пошла Маргарита ради мастера. То есть Маргарита такой же инструмент Воланда, как и Мастер. Роль Маргариты - заставить Мастера выдать созданное им творение в мир людей. Интересной деталью является то, что Булгаков как бы раздвоил Фауста на двух героев своего произведения. Так мужество Фауста достаётся Маргарите, а знания Мастеру. Пришло время подвести итог. Достоин ли Мастер покоя? А нам ли об этом судить, ведь в мире романа это решение принял Бог. Я же не могу себя поставить на его место. Маргарита, по-моему, мнению, не достойна ни света, ни покоя. Потому что если бы Маргарита была достойна света, то Иешуа забрал бы её к себе, как забрал искупившего мучениями свой грех, Понтия Пилата, и как забрал Бог грешную, но тоже искупившую грех, Маргариту из «Фауста» Гете. Покой она так же не получит, ведь страдая таким сатанинским огненным чувством к мастеру она обречена на вечные муки. И тем самым она икупляет свой грех. Является ли роман подобием «Фауста»? В какой-то степени роман построен на великом произведении Гёте. Но является переосмыслением и отражением личного взгляда Михаила Афанасьевича Булгакова. На мой взгляд, у этого романа была другая задача. Михаил Афанасьевич хотел показать, насколько изменения, происходившие в стране, повлияли на человеческие души. Ведь если даже сравнить Воланда и Мефистофеля из «Фауста», становиться понятно, что Воланд намного сильнее Мефистофеля. И главные герои, согрешив, не искупили свои грехи, в отличие от героев «Фауста». Что же должно было произойти в стране, что самые «положительные» люди из числа её граждан, идут в ад на службу сатане-Волонду. |