Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность курсовой работы

  • Степень изученности темы исследования

  • Целью исследования

  • Объектом исследования

  • 1.1. Подходы к изучению возрастных особенностей развития личности в юношеском возрасте в современных психолого-педагогических исследованиях

  • 1.2. Подходы к изучению возрастных особенностей развития личности в юношеском возрасте в современных психолого-педагогических исследованиях

  • 1.3. Изучение особенностей личностно-смысловой сферы в юношеском возрасте

  • Вывод по главе 1

  • курсовая работа Жизненные ценности в юности. курсовая переделан. Почему опять скрываете тему 2


    Скачать 51.08 Kb.
    НазваниеПочему опять скрываете тему 2
    Анкоркурсовая работа Жизненные ценности в юности
    Дата10.06.2020
    Размер51.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая переделан.docx
    ТипЛитература
    #129340

    Оглавление


    Почему опять скрываете тему? 2

    Введение 2

    Глава 1.Теоретический анализ подходов к проблеме изучения ценностей и ценностных ориентаций в психологии в юношеском возрасте 5

    1.1. Подходы к изучению возрастных особенностей развития личности в юношеском возрасте в современных психолого-педагогических исследованиях 5

    1.2. Подходы к изучению возрастных особенностей развития личности в юношеском возрасте в современных психолого-педагогических исследованиях 11

    Одним из важных этапов созревания и развития человека является юность. Он характеризуется завершением физического, в частности полового созревания, достижения социальной зрелости. 11

    1.3. Изучение особенностей личностно-смысловой сферы в юношеском возрасте 16

    Вывод по главе 1 20

    Литература 22

    37.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы– М., 2010 25


    Почему опять скрываете тему?

    Введение


    Актуальность курсовой работы. Современное российское общество характеризуется процессом модернизации образования, который сопровождает переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Серьезные преобразования коснулись и общего образования, в котором системно-деятельностный подход становится определяющим. При этом важное место отводится ценностно-ориентированному нравственному воспитанию личности ребенка.

    Следует заметить, что интерес к проблеме ценностей и ценностный ориентаций, а также их определение имеет важное значение в переломные моменты истории. Что касается современной ситуации, то она ставит требования принятие каждый человеком ответственности за свою жизнь, за выбор определенной системы ценностей и ценностных ориентаций. Поэтому обращение к ценностям считается одной из главных черт нашего времени и самым важным принципом политики государства в области образования. При этом очень важной для изучения является проблема формирования ценностных ориентиров у школьников, являющаяся компонентом содержания образования.

    Так, сегодня перед школьным образованием стоит задача становления системы ценностей, опирающихся на историческую преемственность поколений, сохраняющих и развивающих традиции нашего государства. Актуальность изучении проблемы становления ценностных ориентиров в школьном возрасте, продиктована социальными запросами, которые предъявляет обществе к школе, а также необходимость в приобщении учащихся к системе общечеловеческих и специфически российских ценностей.

    Степень изученности темы исследования. Вопросы формирования ценностных ориентаций являются психолого-педагогической проблемой, которая отражается в теориях многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов, среди которых можно выделить Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.И. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божовича, А. Маслоу, К. Роджерса и др. Работы этих авторов раскрывают различные аспекты проблемы ценностных ориентаций, дают определение понятий, определяют структуру и виды ценностных ориентаций, рассматривают их степень развития и особенности становления.

    Целью исследования является изучение теоретических подходов к проблеме исследования ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

    В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:

    1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме изучения понятия ценностей и ценностных ориентаций в психологии.

    2.Изучить подходы к изучению возрастных особенностей развития личности в юношеском возрасте в современных психолого-педагогических исследованиях.

    3.Изучить особенности личностно-смысловой сферы в юношеском возрасте.

    4. Организовать исследование развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте.

    5. Проанализировать результаты исследования.

    Объектом исследования выступает формирование ценностных ориентаций личности.

    Предметом исследования является изучение ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

    В качестве методов исследования нами использовались метод теоретического анализа психологической, философской литературы и такие эмпирические методы как тестирование и количественный и качественный анализ полученных данных.

    Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.

    Глава 1.Теоретический анализ подходов к проблеме изучения ценностей и ценностных ориентаций в психологии в юношеском возрасте

    1.1. Подходы к изучению возрастных особенностей развития личности в юношеском возрасте в современных психолого-педагогических исследованиях


    Одной из сложных областей психологии представляется феноменология ценностей. Так, по мнению А. Маслоу, понятие ценностей представляет собой большой сундук, в котором хранятся различные и часто необъяснимые вещи. При этом разные авторы зачастую определяют прямо противоположные признаки данного понятия. Помимо этого, понятие ценностей входит так же в научный аппарат других наук, приносящих в психологию оттенки своих значений[26].

    Таким образом, определение ценностных ориентаций в справочной литературе заключается в изучении их как важных элементов внутренней структуры личности, которые закрепляются в жизненном опыте индивида совокупностью его переживаний и отделяют значимое и существенное для данной человека от несущественного и незначимого.

    Вся совокупность имеющихся ценностных ориентаций создает определенную ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственного того или иного типа поведения и деятельности, которая выражается в направленности потребностей и интересов.

    Болдырев Н.И указывал, что с социологической точки зрения ценностные ориентации представляют собой разделяемые индивидом социальные ценности, которые выступают как цели жизни и основные средства достижения этих целей. При этом ценностные ориентации создают высший уровень иерархической предрасположенности к тому или иному восприятию условий жизни и деятельности, а также поведению в долгосрочной перспективе [7].

    Леонтьев Д.А. говорил о том, чтос психологической точки зрения ценностные ориентации можно определить как понятие, которое выражает положительную или отрицательную значимость для человека предметов и явлений социальной действительности. Они показывают внутреннюю основу отношений человека к тем или иным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка [24].

    Следует заметить, что все эти определения по существу можно считать психологическими, так как они показывают не столько подход той или иной науки, сколько раскрывают разные аспекты ценностный явлений, отражая их многообразие.

    Сегодня существуют и новые подходы, которые раскрывают особенности связи между собой ценностных явлений. Так, такой исследователь как М.С. Каган, при определении специфики ценности, предлагает связывать ее с особым типом связи между субъектом и объектом, представляющим ценностное отношение Исследователь исходит из системного подхода к построению деятельности человека, в которой целостное описание заключается в изучении пяти необходимых и достаточных ее форм – познания, преобразования, художественного творчества, общения, ценностно-ориентационной деятельности или ценностного отношения [19].

    Место, которое занимает ценностное отношение в общей системе человеческой деятельности, определяется тем, что только в его рамках происходит выявление значения того или иного объекта для субъекта.

    Подходы зарубежной и отечественной психологии, которые сегодня существуют в понимании ценностей, синтезировал Д.А. Леонтьев, сведя все трактовки сущности ценностей к следующему:

    1. Ценности являются атрибутом чего-либо, а также представляют самостоятельное психологическое явление.

    2. Ценностями могут быть конкретные предметы либо абстрактные сущности.

    3. Ценности являются образованиями, которые имеют индивидуальную природу, наряду с возможностью иметь надиндивидуальную природу.

    4. Ценности могут выступать универсальными и абсолютными сущностями либо являться социальным явлением, отражающем черты жизнедеятельности социума и общественных отношений.

    5. Ценности считаются отчужденными от личности социальными регуляторами, которые действуют внутри при помощи механизма социального контроля, наряду с понимаем ценностей как внутреннего ориентира личности, являющегося собственной интенцией.

    6. Ценности представляют нормы стандартом и правил поведения, требующие однозначного понимания и полного соблюдения, одновременно с принятием ценностей как идеалов или моделей должного, однако не сводимых к однозначному предписанию, задавая только общую направленность деятельности, но не ее конкретные параметры [25].

    Формы существования ценностей выступают следующие:

    1. Общественные идеалы (социальные)

    2. Предметы воплощения этих идеалов (предметные)

    3. Мотивационные структуры личности (личностные)[5].

    Все эти формы ценностей могут перетекать одна в другую. Другим словами, общественные идеалы в процессе усвоения принимаются за модель поведения и побуждают личность к активности, в процессе которой происходит их предметное воплощение. Ценности, которые получили предметное воплощение, начинают выступать основой для выдвижения каких-либо общественных идеалов.

    Социальные ценности представляют собой идеальные объекты, так называемые общественные идеалы, которые задают критерии совершенства в той или иной области действительности, указывая на конечный ориентир для желательного состояния дел.

    М.В. Матюхина, Г.С. Михальчин, Н.Ф. Прокина говорят о том, что личностные ценности представляются как индивидуальная форма существования общественных идеалов, которые воплощаются в мотивах конкретного индивида[10].

    Следует отметить, что главное отличие личностных ценностей от социальных заключается в том, что социальные ценности не оказывают влияния на реальное поведение личности, а личностные представляя эмоционально освоенные идеалы, становятся внутренним регулятором собственной деятельности человека, его мотивацией[4].

    Принимая во внимание роль, которую занимают ценности в субъективном мире индивида, разработка средств и методов их диагностики также представляет важную проблему. Наибольший вклад внесли такие исследователи как Г. Оллпорт, М. Рокич, С. Шварц, К. Клахтон.

    Так, Г. Оллпорт сочетал теоретическое представление о ценностях с эмпирическим подходом к их изучению. Автор предполагал, что главная жизненная задача индивида заключается в необходимости упорядочить и систематизировать свои знания о мире. Такое стремление обозначается понятием когнитивной установки. Исследователь заключает, что каждый человек имеет когнитивную установку, однако ее наполнение зависит от тех ценностей, которых человек придерживается. При этом, понятие установки и ценности для исследователей не становятся синонимичными[29].

    Основываясь на классификации ценностей, которые были предложены Э. Шпрангером, Оллпорт выделяет несколько основных типов ценностей, среди которых – теоретические, экономические, эстетические, политические, социальные и религиозные. В соответствии с ним выделяется шесть основных типов личности. Так, экономический человек определяет значимость всех предметов с точки зрения их полезности. Эстетический считает высшими ценностями форму и гармонию, а для социального человека наиболее важными становятся любовь народа, тогда как политический предпочитает власть. Что касается религиозного человека, то для него смысл жизни заключается в единении с Богом. Однако каждый человек может иметь определенные ориентации на все типы ценностей в особой пропорции, когда один из них всегда будет доминирующим[29].

    Несколько другой подход изучения ценностных ориентаций представлен М. Рокичом, который предлагает понимать ценности как разновидность определенных убеждений личности. При этом ценностями могут быть абстрактные идеи, положительные или отрицательные, которые не имеют связи с определенным объектом или ситуацией, но выражают человеческие убеждения о типе поведения и предпочитаемых целях.

    Исследователь предполагает, что:

    • Общее количество значимых ценностей невелико;

    • Люди имеют сходные ценности, однако различаются их значимостью для каждого человека;

    • Все ценности организованы в системы;

    • Истоками ценностей человека являются догмы, которые прослеживаются в культуре, обществе, социальных институтах и личности;

    • Ценности влияют на феномены, которые становятся предметом исследования множества наук[8].

    М. Рокич в своей концепции предлагает разделять все ценности на терминальные и инструментальные. Терминальные ценности являются убеждениями, которые заключаются в понимании конечной цели индивидуального сочетания как того, к чему необходимо стремиться. Инструментальные ценности представляют собой убеждения в том, что определенный образ действий или свойств личности предпочтительнее в любой ситуации[8].

    Анализируя суждения людей, исследователь свел весь массив ценностей к 18 термальным и 18 инструментальным ценностям. Процедура измерения ценностных ориентаций заключается в ранжировании каждого списка ценностей[4].

    Следующим направлением изучения ценностей, является подходом К. Клакхона. Его целью было определение роли ценностей как фактора интеграции личности в данной культуре. Исследователь предлагает понимать ценности как осознаваемые или неосознаваемые, характерные для человека или для группы представления о желаемом, определяющие выбор целей, учитывая при этом возможные средства и способы действий.Такая трактовка ценностей связана с понятием ценностной ориентации, понимаемой как обобщенной концепции природы, места человека в ней, отношений человека к человеку, желательного и нежелательного в межличностных отношениях и отношении с окружающим миром в целом, определяя концепцию поведения человека[21].

    Таким образом, К. Клакхон предлагает понимать ценностные ориентации как систему бинарных оппозиций ценностных предпочтений. По своей сути они являются философскими абстракциями – предельными ступенями опыта человека и проявлениями его природы. При этом, ценностные доминанты культуры определяют один или другой полюс ценностной ориентации. Автор так же предлагает свой способ систематизации ценностей и соответствующий тест. Его идеи дальше были развиты в трудах Ф. Клакхона и Ф. Стродбека, которые сформулировали положение о существовании ограниченного количества общих человеческих проблем, к которым все люди во все времени ищут решение. При том, что разнообразие решения таких проблем так же ограничено, так как речь идет об определенных вариантах внутри ряда возможных решений. Так, выделялось пять основных типов общечеловеческих проблем, среди которых следующие:

    1. Отношение к человеческой натуре

    2. Отношение человека к природе и «сверхприродному»

    3. Отношение человека ко времени

    4. Направленность деятельности человека

    5. Отношение человека к другим людям[21]

    Буравлева Н. А отмечает, что каждая указанная проблема арсенала человеческого опыта, имеет определенный вариант ответов. Методика исследования ценностных ориентаций, разработанная исследователями, основывается на выборе из предлагаемых вариантов ответов, которые представляют собой описание определенных типов поведения. Это говорит о том, что ценностная ориентация операционализируется исследователями как конкретный выбор из ограниченного количества возможностей, которые существуют в жизни человека[8].

    Представленные концепции показывают разные варианты определения ценностных ориентаций. Некоторые из них заключаются в понимании ценностей как определенной иерархически организованной системы ведущих жизненных принципов, при этом установление соподчинения ценностей является функцией субъекта. Другие концепции заключают в исследовании ценностных ориентаций как определенных систем смыслов. Данное понимание предполагает способы дифференциации объектов внутри определенной группы или класса ценностей. Третьи концепции пытаются объединить оба подхода.

    Таким образом, ценностные ориентации являются психологическим феноменом, который исходит из социальных ценностей, представляя продукт их усвоения конкретным человеком. Функционирование ценностных ориентаций имеет когнитивный и мотивационный аспект. При этом они принимают участие в процессах восприятия и познания индивидом окружающего мира, играя важную роль в мотивации деятельности.


    1.2. Подходы к изучению возрастных особенностей развития личности в юношеском возрасте в современных психолого-педагогических исследованиях

    Одним из важных этапов созревания и развития человека является юность. Он характеризуется завершением физического, в частности полового созревания, достижения социальной зрелости.


    А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А Петровский указывают, что в этот период интеллектуальное развитие провоцирует бурный рост сознания и самосознания, что приводит к расширению сферы осознаваемого и углубления знаний о себе, людях и окружающем мире. Следствием этого является открытие внутреннего мира, а также изменение мотивации основных видов деятельности: т.е. виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра, начинают переходить на второй план, возникают новые виды деятельности, меняется их иерархия, начинается новая стадия психического развития [3].

    В данном возрасте, девушки и юноши стремятся мыслить логически, занимаются самоанализом и свободно размышляют на нравственные, политические, религиозные и др. темы.

    В юношеском возрасте важную роль занимает становление и развитие абстрактно-логического мышления, наблюдается интеллектуализация остальных познавательных процессов. Этот феномен, у юношей выступает более выражено, что связано со спецификой гендерных психических различий.

    Б.Г. Ананьев говорил о том, что быстрый рост сознания и самосознания, ведет к увеличению сферы осознаваемого, углублению знаний о себе, людях в целом и об окружающем мире. Результатом этого является изменение мотивации и ведущей деятельности[1].

    Дальнейшее развитие самосознания, определяет уровень требований юношей и девушек к самим себе и окружающим людям, усиление уровня их самокритичности, к повышению требований к моральному образу и нравственным качествам своего окружения. Последнее, свойственно девушкам.

    В самооценке юношеского возраста больше высказываний идет о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки, и юноши выделяют у себя эгоизм, грубость и вспыльчивость. Из положительных черт чаще всех встречаются такие самооценки: «верен другу», «не предаю друзей», «помогаю в трудных ситуациях», то есть выступают те качества, которые наиболее важны для установления контактов со сверстниками, или те, которые препятствуют этому (вспыльчивость, грубость, эгоизм).

    Л.И. Божовичвыделяет, что на фоне формирования самосознания происходит выраженная поло ролевое разграничение, то есть развитие характера мужского и женского поведения, что говорит о быстром перенимании юношами и девушками половых социальных стереотипов поведения[6].

    Н.И.Дереклеева указывает, что формирование коммуникативных способностей у девушек и юношей проявляется при контакте друг с другом. А именно проявляются такие умения, как: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания. Так же в этом возрасте развивается профессионально - личностное общение, происходит становление практических умений и навыков, что в дальнейшем может пригодиться в выбранной ими профессиональной деятельности[12].

    Поиск смысла жизни, происходит во время самоопределения и попытках разобраться в самом себе и в окружающем их мире, вследствие чего складывается мировоззрение, а также убеждения и взгляды. На данном этапе развития уже сформированы когнитивные и личностные положения мировоззрения. Если данный процесс будет протекать успешно, то сформированное ими мировоззрение будет глубоко и верно отражать объективный мир, каким он будет: истинным или ложным, религиозным или научным, материалистическим или идеалистическим, прогрессивным или реакционным, оптимистическим или пессимистическим, насколько личность сможет определить свою социальную ориентацию.

    М.В. Матюхина выделяет, что мотивация индивидов в юношеском возрасте зависит от высокого уровня сапознания, который позволяет обобщать и систематизировать знание о себе. Самовоспитание проходит через ряд психологических препятствий, свойственных данному возрастному периоду:

    1. Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании;

    2. Проявление чуткости и восприимчивости к нравственной оценке себя как личности, стремясь показать безразличие к оценке окружающих, т.к. намерены действовать по своему определенному плану.

    3. Стремятся к идеалам и принципиальности в более ответственных делах и проявляют беспринципность в менее, незначительных делах;

    4. Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание[10].

    Следовательно, формирование мировоззрения, является главным личностным новообразованием. Наряду с ними формируется самооценка, увеличивается стремление к самовоспитанию.

    В юношеском возрасте, групповое общение предполагает соревнование за место, которое ребенок в дальнейшем, будет занимать в обществе, его авторитет. Этот возраст характеризуется развитием товарищеских отношений, поиском дружбы, как прочной и глубокой эмоциональной привязанности. У юношей и девушек, на данном этапе развития, появляется четкое разграничение дружбы и товарищества. Возрастает вследствие повышения устойчивости интересов, предпочтений, и развитие интеллекта. Поэтому, наблюдается, что в старшем возрасте, девушки и юноши гораздо терпимей и пластичней, чем дети младшего возраста.

    Л.С. Выготскийпредполагал, что дружба - форма эмоциональной привязанности. В юношеском возрасте дружба характеризуется разновидностью форм: от обыкновенного совместного время препровождения, до глубокого самораскрытия своему другу.Дружба у старших школьников, в этом возрасте, выступает как первая и глубокая индивидуальная привязанность, которая зачастую включает более близкое и теплое чувство, такое, как любовь[11].

    Наиболее распространенной проблемой коммуникативного характера, в этом возрасте, является застенчивость. Зачастую, эта проблема вызвана глубинными личностными свойствами ребенка.

    Застенчивость, является самой встречаемой коммуникативной проблемой в юношеском возрасте. Зачастую, данная проблема вызвана глубинными личностными свойствами, например, неудачный опыт в развитии межличностных отношений с противоположным полом, неудачный опыт выступления на публике. Существуют различные способы побороть застенчивость и оказать большую терапевтическую помощь в юношеском возрасте - благоприятный внутри коллективный климат и интимная дружба.

    Н.Д. Зотовговорил о том, что трудности, связанные с коммуникацией, проявляющиеся в юношеском возрасте, особенно сильно оставляют свой отпечаток на дальнейшем развитии и формировании ребенка, как личности. Абсолютно недопустимо в данном возрасте, голубоокое вторжение во внутренний мир юноши или девушки, для которых коммуникативные качества исключительно важны[18].

    По мнению Зигмунда Фрейда, быстрый темп полового созревания юношей и девушек приводит к раздробленности чувственно-эротического и нежного влечения. Последнее особенно свойственно парням, у которых половое созревание и влияние стереотипа маскулинности преобладает над развитием тонких коммуникативных качеств. Юношеские мечтания о любви, которые, прежде всего, выражается в желании эмоционального контакта и понимания со стороны противоположенного пола, часто приводит к тому, что объект любви всегда идеализируется, вследствие того, на него не переносится чувственно-эротическое желание.

    Любовь понимается как высокий уровень интимности, по сравнению с дружбой, так как соотнесение духовного общения с сексуальной близостью допускает наибольшее самораскрытие, на которое способен юноша или девушка. Вследствие упрощения взаимоотношений между юношами и девушками, современный ритуал ухаживания отличается нормативной неопределенностью. Данная неопределенность создает у юношей и девушек определенную озабоченность ритуальной стороной ухаживания. Поэтому данная причина, вызывающая возникновение психо-сексуальных трудностей становится одной из основных причин одиночества юношей и девушек в этом возрасте[27].

    Юношеский возраст играет важную роль в формировании личности. В нем формируются все познавательные процессы, и идет установление контактов с окружающими людьми. Данный возраст очень важен, так как в нем идет завершение формирования черт личности, которые играют весомую роль на жизнь человека в будущем.



    1.3. Изучение особенностей личностно-смысловой сферы в юношеском возрасте


    Изучением личностно-смысловой сферы в период юношеского возраста занимаются многие исследователи. Проанализируем исследования таких авторов как И.П. Шапенкова, О.И. Близнецова, В.В. Завражнов.

    Так, И.П. Шапенкова, кандидат психологических наук, изучала ценностно-смысловую сферу личности обучающихся, которые обучаются в школе искусств. В рамках этого исследования, автор предлагает под ценностно-смысловой сферой понимать систему личностных смыслов и отношений к разным объектам и явлениям действительности, которая выступает как регулятор процессов жизнедеятельности, включая ряд структурных компонентов и содержательных характеристик[35].

    В своем исследовании автор использовала комплекс методов, среди которых анкетирование, беседы, включенное наблюдение. Что касается методик, которые она применяла в своем эмпирическом исследовании, то были выбраны такие как вербальный фрустрационный тест Л.Н. Собчик, экспересс-методику «Доминанта» В.А. Левина и С.Д. Дерябо, методику «Ценностные ориентации» М. Рокича и др.

    В результате своих исследований автор пришла к выводу, что ценностно-смысловая сфера у обучающихся в системе дополнительного образования, характеризуется разносторонностью содержания при более выраженной направленности на ценности самоосуществления, среди которых выделяется активная деятельность, интересная работа, творчество, счастливая семейная жизнь, свобода. Что касается ценностей обучающихся общеобразовательной школы, то у них преимущественно выделяются ценности витального существования, среди которых материальное благополучие, получение удовольствия, наличие верных друзей[35].

    Также автор провела исследование по выделению гендерных особенностей структурных компонентов и содержательных характеристик, которое показало различия в ценностно-смысловой сфере между юношами и девушками, когда у девушек наблюдается более развития и структурированная ценностно-смысловая сфера.

    В результате автор пришла к выводу о том, что задачи духовно-нравственного развития и воспитания в сфере формирования личностной культуры предполагают принятие обучающимися базовые национальные ценности, сформированные эстетические потребности, ценности и чувства А среди результатов индивидуальных достижений обучающихся выделяются их ценностные ориентации. Притом, что сегодняшние стандарты обучения направлены в первую очередь на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, которые предусматривают принятие школьниками моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей.

    Автор указывала, что развитие морального самосознания, принятие ценностных ориентаций обучающимися обеспечивается посредством следующих педагогических условий: во-первых, внедрение игровых форм организации учебной деятельности, способствующие развитию нравственных чувств в ситуациях ответственной зависимости, взаимного контроля и нравственного выбора; во-вторых, побуждение юношей к осмыслению и переживанию опыта восприятия литературных произведений, высказыванию рефлексивно-оценочных суждений; в-третьих, организация творческой деятельности обучающихся, направленной на самовыражение и проживание эмоциональных состояний героев литературных произведений посредством драматизации. Необходимым условием в формировании ценностных ориентаций в юношеском возрасте в процессе обучения исследователь назвала интегративные педагогические технологии (восприятия и осмысления произведений фольклора и искусства; осмысления нравственной нормы в коллективной деятельности и общении; осмысления нравственной ценности в проблемной ситуации) и методики (развития нравственных чувств; развития рефлексивной самооценки).

    Такой исследователь, Н.А. Буравлева при изучении ценностно-смысловой сферы личности как психического новообразования юношеского возраста, проводила пилотажное исследование. Такое исследование позволило выявить доминирующие ценности у обучающихся общеобразовательной школы[8].

    Среди методик, которые автор использовала в своем исследовании, применялись методика вербального фрустрационного теста Л.Н. Собчик, экспресс-методики «Доминанта» В. Ясвина, С. Дерябо, методику «Ценностные ориентации» М. Рокича, а также «Методики предельных смыслов» Д.А. Леонтьева.

    Анализ результатов исследования О.И. Близнецовой показывает, что для большинства респондентов характерна доминирующее значение для такой ценности как «материальное благо» (результаты вербального фрустрационного теста), «здоровья» (результаты по методике М. Рокича).

    Опираясь на проведенное исследование, автор приходит к выводу, что имеются проблемы диагностики ценностно-смысловой сферы личности, поскольку разные методики показывали различное преобладание ценностных ориентаций, когда одна и та же категория, занимала первые позиции по одной методике, а по другой – имела низкую значимость. В связи с этим автор разработала методику исследования, основанную на гипотетически выделенной структуре ценностно-смысловой сферы, опираясь на исследования Д.А. Леонтьева[8].

    Такой исследователь как В.В. Завражнов изучал социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте. Методики для исследования были выбраны общепринятые («Смысл жизненных ориентаций», «Доминанта», опрос и наблюдение). Опираясь на проведенную диагностику, автор разработал программу психолого-педагогической помощи студентам по развитию ценностно-смысловой сферы личности. Целью данной программы выступало создание условий для осознания и совершенствования системы ценностей и профессионально-личностных ориентаций у обучающихся, которые в дальнейшем станут необходимыми для личностного и профессионального роста[16].

    Автор пришел к выводу, что большую роль в осознании смысла нравственности и принятии ценностных ориентаций играют ролевые игры и групповые дискуссии. В последних происходит овладение умениями осуществлять моральный выбор в проблемной или конфликтной ситуации. Высказывая собственную точку зрения, обучающиеся определяются между взаимоисключающими в конкретных условиях нравственными ценностями, анализируют содержание ситуации, прогнозируют возможные последствия, особенности восприятия ситуации её участниками, выбирают вариант нравственного поведения для каждого участника ситуации, осознают предметный и нравственный результаты действий. Ценностный (отказ от пассивности, следование моральным принципам) и творческий (сознательный поиск выхода из кризиса) характер заданий, содержащих ситуации морального выбора, стимулирует учащихся к осознанию смысла нравственности.

    Вывод по главе 1


    В современной психологии существует два основных подхода: смыслориентированный и мотивационный, каждый со своим собственным взглядом на связь между значением и личными ценностями. При первом подходе личностные ценности - это осознание и восприятие человеком общих причин своего существования. Особое внимание уделяется необходимости понимания смысла - того, что предполагается или фактически должно быть выражено или указано - и решениям, которые определяют предпочтение его принятия или отклонения. В основе личных ценностей лежат значения - цели, цель, значение - которые были рассмотрены, реализованы и в конечном итоге усвоены субъектом. Таким образом, первоначальная реализация индивидом личных ценностей и их дальнейшее позиционирование, и ранжирование по шкале «признание и принятие» является предварительным условием и обязательным условием формирования ценности.

    Второй подход основан на идее индивидуальных ценностных ориентаций, которые формируют структуру личных значений. Исследуя человеческий поиск смысла жизни, Франкл рассматривает внутреннюю мотивационную ориентацию человека как движущую силу поведения и развития личности. В зарубежной психологии проблема ценностных ориентаций также рассматривается с точки зрения когнитивного диссонанса, решением которого, по мнению Фестингера, является перестройка системы ценностей. Гуманистические и экзистенциальные тенденции в психологии приняли тезис социального детерминизма ценностных ориентаций. Таким образом, Роджерс и Маслоу включали как социальные ценности, непосредственно переживаемые человеком, так и заимствованные, способствующие сохранению и улучшению состояния личности в структуре личности. Оллпорт видит источник большинства ценностей в доминирующих моральных нормах общества. Эта ориентация служит условием и средством формирования внутренних ценностей и целей. Мы придерживаемся аналогичного взгляда Д.А. Леонтьева, рассматривая личные ценности как источники и переносчики значимых личных значений в онтогенезе человека. Динамическое развитие систем личных значений и ценностных ориентаций, а также их функционирование взаимосвязаны и взаимозависимы.

    Проблема формирования личностно-ценностных ориентаций в период юности обуславливается важностью решения фундаментальных задач социального и личностного самоопределения человека. Важно понимать, что переход от подросткового к юношескому возрасту сопровождается резкими изменениями во внутренней позиции, которая заключается в том, что устремленность в будущее занимает основную позицию в направленности личности, при этом проблема дальнейшего жизненного пути становится центральной в поле внимания интересов и планов старшеклассников.

    Увеличение таких негативных социально-психологических явлений, как наркомания, криминализация среди юношеской среды, а также увеличение количества экстремистских или тоталитарных молодежных организаций, приводят к неустойчивости социального самосознания юношей и девушек. Поэтому на сегодняшний день существует необходимость изучения проблемы формирования ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.


    Литература


    1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания –СПб.: Питер, 2011. – 288 с.

    2. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учебн. Пособие / Г.М. Андреева – М.: Аспект Пресс, 2017. – 340 с.

    3. Асмолов, А.Г., Братусь, Б.С., Зейгарник, Б.В., Петровский, В.А. и др. О некоторых перспективах исследований смысловых образований личности/ А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А Петровский и др. // Вопросы психологии. – 2004. – № 4. – С. 35-37.

    4. Асташова, Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н. А. Асташова // Педагогика. – 2012. – № 8.

    5. Афанасенко И.В. Особенности ведущих ценностей и их взаимосвязь с интернальностью в юношеском и зрелом возрастах // Российский психологический журнал. 2016. №2.

    6. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна / Л.И. Божович – М.: Международная педагогическая академия, 2012.

    7. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1979.

    8. Буравлева Н. А. Ценностные ориентации студентов // Вестник ТГПУ. -2011. - № 6 (108). - С. 124-129

    9. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский – М., 2004. –120 с.

    10. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. Пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Г.С. Михальчин, Н.Ф. Прокина и др; Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2004. – 256 с.

    11. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЭКСМО – ПРЕСС, 2014.

    12. ДереклееваН.И. Учебно-методическая работа, воспитательнаяработа. /Н.И.Дереклеева– М.: ВАКО, 2008. – 352 с.

    13. Дубровина, И.В. и др. Психология: Учеб. для студентов сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., стереотип / И.В. Дубровина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2015

    14. Ерохин Д. О. Характер взаимодействия аудитории с информационной средой и формирование ценностных ориентаций // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 7. - С. 43-46

    15. Забродин, Ю.М., Сосновский, Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский. // Вопросы психологии. – 2005. – № 6. – С. 100-102.

    16. Завражнов, В.В. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова. // Молодой ученый. – 2017. – № 19 (153). – С. 265-267.

    17. Зотова, О.И. Направленность личности и социальная регуляция поведения / О.И. Зотова // Психология личности и образ жизни. – М.: Наука, 2007.

    18. Зотов, Н.Д. Нравственная активность личности: сущность и этапы становления / Н.Д. Зотов. – М., 2004. – 430 с.

    19. КаганМ.С.Человеческаядеятельность(Опытсистемногоанализа). М.:Политиздат, 1974. 328 с

    20. Карпушкина Т. В. Исследование ценностносмысловой сферы в юношеском возрасте // МНКО. 2014. №2 (45).

    21. Клакхон К. Развитие субъекта образования. Проблемы, подходы, методы исследования – М., 2013.

    22. КоджаспироваГ.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие.  М.: Гардарики, 2005.

    23. Кузнецова Е. Г. Личностные ценности: понятие, подходы к классификации // Вестник ОГУ. - 2010. - № 10 (116). - С. 20-24

    24. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. – СПб.: Питер, 2009

    25. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М., 2003

    26. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-e изд. Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

    27. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

    28. Олейникова А. В. Актуализация проблемы формирования ценностно-смысловых ориентаций в юношеском возрасте // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2011. №2.

    29. Олпорт Г. Основные положение психологии личности / Перевод Л.Трубицыной и Д.Леонтьева – М.: "Смысл", 2012

    30. Погорская, В.А. Содержание ценностно-смысловой сферы личности студентов в зависимости от уровня субъективного благополучия // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 2(5)

    31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питерком, 2005

    32. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 2004

    33. Серый, А.В. Ценностно-смысловая сфера личности: учеб. пособие / А.В. Серый М.С. Яницкий. - Кемерово, 1999

    34. Стародубова, Е.А. Эмоционально-нравственное развитие личности младшего школьника в современных условиях / Е.А. Стародубова // Интеграция образования. – 2007. – N 2. – С. 75-82

    35. ШапенковаИ.П. Изучение ценностно-смысловой сферы личности как психического новообразования юношеского возраста // Вестник НВГУ. 2012. №2.

    36. ШитяковаН.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях: Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2004. – 158 с.

    37. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы– М., 2010


    написать администратору сайта