история и философия науки. История и философия науки. Подготовил Мамедов Семён Александрович
Скачать 43.19 Kb.
|
История и философия науки. Подготовил: Мамедов Семён Александрович Вопросы: 3) Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание. 10) Генезис науки и проблемы периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле слова. 29) Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. 33) Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание. Знание не ограничивается областью науки, знание в той или иной форме существует вне науки. Появление научного знания не отменило и не сделало ненужными другие формы знания. Полная и всесторонняя демаркация - отделение науки от не научности - еще не увенчалась успехом. Любая форма общественного сознания - наука, философия, мифология, политика, религия и т.д. - соответствует определенным формам знания. Существуют также формы познания, которые имеют концептуальную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное познание - это процесс получения объективного, реального знания. Перед научным знанием стоит тройная задача, связанная с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного знания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению теорий и принципов, а периоды нормального развития науки, в течение которых знания углубляются и подробно описываются. Научное знание характеризуется объективностью, универсальностью и претендует на универсальную значимость. Проводя различие между научным знанием, основанным на рациональности, и ненаучным знанием, важно понимать, что ненаучное знание - это не чье-то изобретение или вымысел. Она вырабатывается в определенных интеллектуальных сообществах в соответствии с другими (нерационалистическими) нормами, устоями, имеет свои собственные ресурсы и средства познания. Ясно, что многие формы ненаучного знания старше, чем знания, признанные научными, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры различные формы знания, которые отличаются от классической научной модели и стандарта и приписываются "отделению" ненаучного знания, объединяются общим понятием - эзотеризмом. Выделяются следующие формы ненаучного знания: 1) ненаучный, понимаемый как бессистемное знание, которое не формализовано и не описано законами, противоречит существующей научной картине мира; 2) донаучный, выступающий в качестве прототипа, предпосылки научного; 3) Параноидальный - несовместим с существующим эпистемологическим стандартом. Широкий класс параноидальных знаний включает в себя изучение или рассуждение о явлениях, объяснение которых неубедительно с точки зрения научных критериев; 4) псевдонаучный - псевдонаука, которая намеренно использует спекуляции и предрассудки, является ошибочным знанием, часто представляет науку как дело посторонних. В качестве признаков лженауки выделяются безграмотный пафос, принципиальная нетерпимость к опровержению аргументов, а также самомнение. Псевдонаучное знание очень чувствительно к злобе дня, к сенсационности. Их особенность в том, что они не могут быть объединены парадигмой, они не могут обладать системностью, универсальностью. Они сосуществуют с научными знаниями местами и включениями. Считается, что псевдонаучное раскрывается и развивается через квазинаучные; 5) квазинаучное знание ищет сторонников и адептов, опираясь на методы насилия и принуждения. Как правило, она процветает в условиях строгой иерархической науки, где невозможна критика власть имущих, где строго проявляется идеологический режим. 6) антинаучный - утопический и намеренно искажающий представление о реальности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и методы исследования противоречат науке. Это похоже на подход с "противоположным знаком". Это связано с вечной необходимостью найти общее, легкодоступное "лекарство от всех болезней". В периоды социальной нестабильности возникает особый интерес и стремление к антинауке. Но даже если это явление довольно опасно, в принципе, избавиться от антинауки невозможно; 7) псевдонаучное знание - это интеллектуальная деятельность, которая спекулирует на наборе популярных теорий, например, историях о древних астронавтах, о снежном человеке. Уже на ранних этапах человеческой истории существовали повседневные практические знания, которые давали базовую информацию о природе и окружающей действительности. Она была основана на опыте повседневной жизни, который, однако, имеет фрагментарный, бессистемный характер, представляя собой простой набор информации. Как правило, люди обладают большим объемом повседневных знаний, которые формируются ежедневно в условиях базовых жизненных отношений и являются исходным слоем всех знаний. Аксиомы здравого смысла иногда противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки, настолько прочно внедряются в человеческое сознание, что становятся предрассудками и препятствиями, препятствующими прогрессу. Иногда, наоборот, наука долгим и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех утверждений, которые давно утвердились в среде повседневного знания. Последнее включает в себя здравый смысл, знаки, назидания, рецепты, личный опыт и традиции. Повседневное знание, хотя и исправляет истину, делает это бессистемно и без доказательств. Его особенность в том, что он используется человеком почти бессознательно и не требует каких-либо предварительных систем доказательств при его применении. Иногда знание повседневного опыта даже пропускает стадию артикуляции, а просто молча направляет действия субъекта. Его следующая особенность - принципиально ненаписанный персонаж. Те пословицы и поговорки, которые есть в фольклоре каждой этнической общности, лишь корректируют ее реальность, но никоим образом не предписывают теорию повседневного знания. Следует отметить, что ученый, использующий узкоспециализированный арсенал научных концепций и теорий для данной конкретной сферы реальности, всегда встроен даже в сферу неспециализированного повседневного опыта, который имеет универсальный характер. Для ученого, оставаясь ученым, он не перестает быть просто человеком. Иногда повседневное знание определяется путем указания на общие концепции здравого смысла или неспециализированный повседневный опыт, которые обеспечивают предварительное ориентировочное восприятие и понимание мира. В этом случае понятие здравого смысла получает дальнейшее определение. Исторически к первым формам человеческого познания относится познание игр, основанное на условно принятых правилах и целях. Это позволяет вам подняться над повседневным существованием, не заботясь о практической выгоде, и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми стандартами. В знании игры возможно сокрытие Правды, обман собеседника. Она носит образовательный и развивающий характер, раскрывает качества и способности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения. Особый вид знаний, который является достоянием индивида, - это личные знания. Это зависит от способностей конкретного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Коллективное знание, как правило, является осмысленным или трансперсональным и предполагает существование необходимой и общей системы концепций, методов, техник и правил для его построения. Личные знания, в которых человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, считаются необходимой и реальной составляющей знаний. Это подчеркивает очевидный факт, что наукой занимаются люди, и что искусству или познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику, это достигается только в общении с мастером. Особой формой ненаучного и внерационального знания является так называемая народная наука, которая теперь стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, знахаренок, экстрасенсов, а ранее была прерогативой шаманов, жрецов, старейшин кланов. Народная наука в своем зарождении проявила себя как феномен коллективного сознания. В эпоху господства классической науки она утратила статус интерсубъективности и прочно обосновалась на периферии, вдали от центра официальных экспериментальных и теоретических исследований. Народная наука, как правило, существует и передается от наставника к ученику в неписаном виде. Иногда вы можете выделить его конденсат в виде контрактов, знаков, инструкций, ритуалов и т.д. И, несмотря на то, что народная наука видит свое обширное и тонкое, по сравнению с быстрым рационалистическим взглядом, прозрение, ее часто обвиняют в необоснованных претензиях на то, что она права. В картине мира, предложенной народной наукой, цикл мощных элементов бытия имеет огромное значение. Природа выступает как "Дом человека", а последний, в свою очередь, как его органическая часть, через которую постоянно проходят силовые линии мирового цикла. Считается, что народные науки, с одной стороны, имеют дело с самыми базовыми, а с другой - с важнейшими областями человеческой деятельности, такими как: здравоохранение, сельское хозяйство, скотоводство, строительство. Символика выражена в них минимально. Генезис науки и проблемы периодизации ее истории. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Как особая форма знания — специфический тип духовного производства и социального института — наука возникла в Европе, в новое время, в XVI—XVII веках. в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации ранее унифицированных знаний на философию и науку. Она (сначала в форме естественных наук) начинает развиваться относительно независимо. Однако наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и, в свою очередь, влияет на ход практической деятельности, объективируется в ней, материализуется. Говоря о возникновении науки следует подчеркнуть следующее. В древности и Средневековье осуществлялось главным образом философское познание мира. Здесь понятия "философия", "знание", "наука" действительно совпадали: по сути, это было "триединое целое", которое еще не было разделено на свои части. Строго говоря, в рамках философии были объединены информация и знания о "первопричинах и универсальных принципах", об отдельных явлениях природы, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания, определенный набор логических (Аристотель) и математических (Евклид) знание было сформулировано, и так далее. Все это знание существовало в рамках единого целого (традиционно называемого философией) в виде его отдельных аспектов, граней. Иными словами, элементы, предпосылки, "ростки" будущей науки формировались в недрах другой духовной системы, но еще не выделялись из них как автономное, независимое целое. Указывая на важность древнегреческой философии в становлении науки, в частности, А. Уайтхед отмечает, что диалоги Платона содержат "первые четкие формулировки логики как особой науки. Однако, по словам Уайтхеда, Платон очень мало использовал этот метод "с точки зрения естественных наук". Аристотель создал целостную систему формальной логики, "Первую философию" и диалектический метод. Уайтхед обращает внимание на то, что, во-первых, греческий философ в своих работах широко использует общее понятие классификации (особенно важное для познания природы) и дает мастерский анализ сложности, связанной с взаимоотношениями различных классов объектов. Во-вторых, "он (Аристотель. - В. К.) он также применил свое теоретическое учение к огромному количеству материала, собранного путем непосредственного наблюдения в зоологии, физике и социологии. Мы можем найти в нем основы почти всех наших специфических наук (выделено НАМИ. - В. К.), как естественных, так и тех, которые связаны с деятельностью человеческого духа. Он заложил основы стремления к точному анализу каждой конкретной ситуации, что в конечном итоге привело к формированию современной европейской науки." Действительно, предпосылки науки сформировались в древневосточных цивилизациях - Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции в виде эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов, "основ" астрономии, этики, логики, математики и т.д. Следовательно, евклидова геометрия - это не наука вообще, а лишь одна из отраслей математики, которая (математика) также является лишь одной из наук, но не наукой как таковой. Причина такой ситуации, конечно, коренится не в том, что до нового времени не было таких великих ученых, как Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон и т.д., а в тех реальных социально—исторических, социокультурных факторах, которые еще не создали объективных условий для формирования наука как особая система знаний, своеобразный духовный феномен и социальный институт - в этом "интегральном триединстве". Таким образом, в древний и средневековый периоды существовали только элементы, предпосылки, "осколки" науки, но не сама наука в собственном смысле этого слова (как говорят "интегральная троица"), которая возникает только в новое время, в процессе отхода науки от традиционной философии. Как писал по этому поводу В. И. Вернадский, основой новой науки нашего времени являются "в основном творения XVII-XX веков, хотя некоторые эксперименты (имеются в виду математические и естественнонаучные знания древности. - В. К.) и его относительно успешные здания датируются веками... Современный научный аппарат был почти полностью создан за последние три столетия, но в него попали фрагменты научного аппарата прошлого." В конце XVI-начале XVII вв. в Нидерландах произошла буржуазная революция, сыгравшая важную роль в развитии новых, а именно капиталистических отношений (пришедших на смену феодальным) во многих европейских странах. В конце XIX века в Англии, самой промышленно развитой европейской стране, развивается буржуазная революция. Если в феодальном обществе научные знания формировались в виде "основ" "смиренным слугой церкви" (они были "растворены" в "эфире" религиозного сознания) и не допускались за границы, установленные верой, то зарождающийся новый класс — буржуазия — нужна была "чистокровная" наука, то есть такая система научных знаний, которая - в первую очередь для развития промышленности — изучала свойства физических тел и формы проявления природных сил. Буржуазные революции дали мощный толчок небывалому развитию промышленности и торговли, строительства, горного дела и военного дела, мореплавания и т.д. Развитие нового буржуазного общества приносит большие перемены не только в экономику, политику и социальные отношения, но и существенно меняет сознание людей. Наиболее важным фактором всех этих изменений является наука, и прежде всего экспериментальное математическое естествознание, которое происходит именно в XVII веке. она переживает период своего становления. Астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки постепенно развиваются в самостоятельные отрасли знания. В этой связи следует сказать, что понятия "Наука" и "Естествознание" были практически отождествлены в этот период (и даже позже), поскольку в становлении естественных наук (социальных наук, гуманитарных наук) темпы были несколько медленнее. Таким образом, для возникновения науки в XVI—XVII веках, помимо социально-экономических (становление капитализма и настоятельная необходимость роста его производительных сил), социальных (поворотный момент в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-спекулятивного образа мышления) условия, определенный уровень развития самих знаний, "запас" необходимого и достаточного количества фактов, которые подлежали бы описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому первыми возникают механика, астрономия и математика, где накопилось больше таких фактов. В отличие от философии, они образуют "первоначальное целое" единой науки как таковой, "Науки вообще". Отныне главной задачей познания было не "запутать противника аргументацией" (как у схоластов), а изучить — на основе реальных фактов — саму суть, объективную реальность. Таким образом, в отличие от традиционной (особенно схоластической) философии, формирующаяся наука нового времени радикально по-новому поставила вопросы о специфике научного знания и своеобразии его формирования, задачах познавательной деятельности и ее методах, месте и роли науки в жизни общества, необходимости господство человека над природой основано на знании ее законов. В общественной жизни начало формироваться новое мировоззрение, новая картина мира и стиль мышления, которые по сути разрушили прежнюю картину мироздания, формировавшуюся на протяжении многих веков, и привели к созданию "реально-натуралистической" концепции мироздания с ее ориентацией к механистическим и количественным методам. Описывая роль последнего в формировании научного знания, Галилей писал: "Я никогда не буду требовать от внешних тел ничего, кроме размера, чисел, количества движения, что, если бы мы удалили уши, языки, носы, остались бы только цифры, количество и движение. В связи с этим известно высказывание Галилея о том, что "книга вселенной написана на языке математики". Галилей впервые ввел в знания то, что стало отличительной чертой научного знания, — мысленный эксперимент, основанный на строгом количественном и математическом описании. Галилей "вбил" в сознание своего времени (запутавшегося в схоластических догмах) идею о том, что наука без ментальных построений, без идеализации, без абстракций, без "обобщающих решений", основанных на фактах, - это что угодно, только не наука. В. Гейзенберг выделил две отличительные черты нового метода Галилея: а) стремление каждый раз создавать новые точные эксперименты и создавать идеализированные явления; б) сравнение этих математических структур с математическими структурами, принятыми в качестве законов природы. П. Фейерабенд обратил внимание на инновационный характер методологических поисков Галилея, который подчеркивает, что в его (Галилео) деятельности обычный эмпирический опыт был заменен опытом, содержащим концептуальные элементы. В связи с новым стилем мышления, сложившимся в XVI-XVII веках, В. В. Ильин и А. Т. Калинкин указывают на следующие отличительные черты: "...отношение к природе как к самодостаточному естественному, "автоматическому" объекту, лишенному антропоморфно-символического элемента, данному в прямом действии и подлежащему к практическому развитию; отказ от принципа конкретности (наивно качественное телесно-физическое мышление античности и Средневековья); формирование принципа строгой количественной оценки (в социальной сфере — процесс формирования меркантилизма, ростовщичества, статистики и т.д., в научной сфере - с успехом изобретения, созданием измерительного прибора, жестко детерминированной типологизацией причин и следствий явлений реальность, устранение телеологических, организменных и анимистических категорий, введение причинности; инструменталистская интерпретация природы и ее атрибутов - пространства, времени, движения, причинности и т. д., которые механически объединяются вместе с онтологически базовыми формами, составляющими каждую вещь; образ геометризованной гомогенно-однородной реальности, управляемой едиными количественными законами; признание динамики универсального метода описания поведения окружающих явлений (не реальных моделей, а формальных геометрических схем и уравнений)." |