Главная страница

история и философия науки. История и философия науки. Подготовил Мамедов Семён Александрович


Скачать 43.19 Kb.
НазваниеПодготовил Мамедов Семён Александрович
Анкористория и философия науки
Дата11.12.2022
Размер43.19 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория и философия науки.docx
ТипДокументы
#839114
страница3 из 3
1   2   3

В XVII веке появилась синтетическая теория эволюции, в которой осуществлен синтез основных положений теории Дарвина. Были предложены теория, современная генетика и ряд новейших биологических обобщений. Наследственность как возможность передачи генетических изменений последующим поколениям была связана со степенью адаптации, которая позволяет окружающей среде нормально функционировать. окружающая среда. В аппарате наследственности могут происходить случайные изменения – мутации или рекомбинация, предполагающая перестройку наследственного аппарата родителей. По определению. периоды истории интенсивность мутационных изменений возрастает, большинство из этих изменений приводят к гибели организма или придают ему свойства, нейтральные по отношению к адаптации в данной среде, и лишь очень небольшая часть приобретает новые свойства и становится предком нового вида. Это фиксирует второй фактор эволюции - изменчивость. Современная научная картина мира объединяет естественные науки и философские знания в единое полотно идей, пытаясь сформировать целостное представление о принципах и законах мироздания.

33) Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

Понятие institutum– от лат. установление, устройство. Институт - это явление сверхиндивидуального уровня, его нормы и ценности преобладают над индивидами, действующими в его рамках. Основоположником институционального подхода в науке был американский социолог Роберт Мертон. Институционализм предполагает формализацию всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений к формированию организованных структур, предполагающих иерархию, регулирование власти и регламентацию. Процесс институционализации науки свидетельствует о ее независимости, об официальном признании роли науки в системе общественного разделения труда.
Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную структуру и включает в себя следующие компоненты: краткое изложение знаний и их носителей; Конкретные когнитивные цели и задачи; Конкретные функции; Специфические средства познания; Формы контроля, экспертизы и оценки научных результатов; Определенные штрафы.
Э. Дюркгейм подчеркивал принудительный характер институционализма по отношению к индивидуальному субъекту. Т. Парсонс указывал, что институт - это стабильный комплекс задач, которые распределены в нем, что обеспечивает стабильный поток коммуникации между различными социальными субъектами. М. Вебер подчеркивал, что институт также является формой объединения индивидов, способ их включения в коллективную деятельность, участие в социальной активности.
Способы организации и взаимодействия ученых менялись в ходе исторического развития науки. В древнем и средневековом обществе невозможно говорить о науке в ее институциональном значении, поскольку в то время она не существовала как социальный институт. Как социальный институт, наука зародилась в Западной Европе в XVI-XVIII веках. из-за необходимости обслуживать зарождающееся капиталистическое производство. В системе общественного разделения труда он должен был выполнять определенные функции: отвечать за формирование теоретических знаний.

Институционализация науки в Западной Европе была связана с университетами. Они должны были не только передавать систему знаний, но и готовить людей, способных к интеллектуальному труду и профессиональной научной деятельности.

В настоящее время научные сообщества функционируют в статусе научных институтов. Эта концепция была выдвинута М. Полани, хотя ее аналоги ("Республика ученых", "Научная школа", "невидимый колледж" и т.д.) имели давнее происхождение. Научное сообщество можно понимать по-разному: как сообщество всех ученых, как национальное научное сообщество, как сообщество специалистов в определенной области знаний или просто как группу исследователей, решающих определенную научную проблему. Современные ученые считают, что научное сообщество - это не единая структура, а "гранулированная среда". Все необходимое для развития научных знаний происходит внутри "гранулы" - сплоченной научной группы, которая коллективно создает новые знания, а затем утверждает их в борьбе с другими подобными группами.
Роль научного сообщества заключается в следующем:

1) представители этого сообщества едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области.

2) для них характерен универсализм, при котором ученые руководствуются общими критериями и правилами достоверности и доказательности знаний.

3) эта концепция отражает коллективный характер накопления знаний, который создает коллективный объект знания.

4) члены научного сообщества придерживаются определенной парадигмы – модели постановки и решения научных проблем.
Другим институциональным элементом науки являются научные школы. Это организованная научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и, как правило, возглавляемая личностью выдающегося ученого. Существуют классические и современные научные школы. Первые возникли на базе университетов. Расцвет их деятельности пришелся на 2. половину XIX века. В начале. В ХХ веке они были заменены современными, которые, в отличие от классических научных школ, ослабили функции преподавания и ориентировались на запланированные научные программы в рамках определенной научной дисциплины.
Следующим этапом в развитии институциональных форм науки стало функционирование исследовательских коллективов на междисциплинарной основе. Междисциплинарность имеет то преимущество, что стирает строгие границы между дисциплинами и обеспечивает появление новых открытий на пересечении различных областей знаний. В то же время мышление фокусируется на синтезе знаний, в отличие от дисциплинарного мышления об аналитичности. Чтобы эффективно решить поставленную задачу, члены междисциплинарной команды делятся на проблемные группы.
Другая институциональная форма формируется путем слияния научных школ. Именно так формируются научные направления. Несмотря на различия, научные сообщества, школы и исследовательские коллективы создают системы, обеспечивающие процесс формирования и развития новых знаний.
В современной социологии знания также выделяются "эпистемические сообщества". Это группы людей, работающих в ненаучных специализированных областях. Например, это промышленные лаборатории, где осуществляется синтез базовых и прикладных аспектов развития науки, а также интеграция специалистов разных профилей. Иногда говорят о появлении так называемых "гибридных" организаций ученых, в которых считается, что ученые переключаются с одного вида деятельности на другой. Образ "чистой науки" начинает уступать место ее следующему образу – науке, которая ставит себя на службу производству.

Развитие происходило не только в институциональных формах научной деятельности. Также были разработаны способы трансляции научных знаний.

Передача опыта и знаний имеет два аспекта: синхронный – координация деятельности людей в процессе их совместного существования и взаимодействия идиахронный – передача суммы знаний от поколения к поколению. Первому виду передачи было присвоено название коммуникация, второму – широковещание. Основным способом коммуникации является коррекция программ, известных двум сторонам, вещание - это передача программ, известных только одной стороне коммуникации.

Оба типа коммуникации используют язык как знаковую реальность. Он служит средством хранения и передачи информации. Люди вынуждены использовать экстрабиологические средства для воспроизведения своей социальной природы при смене поколений. Знак - это своеобразная сущность экстрабиологического социального кодирования, которое обеспечивает трансляцию всего, что необходимо обществу, но не может быть передано биокодом: язык функционирует как социальный ген.

До появления письменности трансляция знаний осуществлялась с помощью устной речи. Сущность письма определяется как вторичное явление, заменяющее устную речь. Письменность позволила связать прошлое, настоящее и будущее развитие человечества, сделать его вневременным. На начальных этапах общественного развития функция письма была возложена на особые социальные категории людей - книжников, жрецов. Появление письма свидетельствовало о переходе от варварства к цивилизации. Существует два типа письма: фонология и иероглифы. На обратной стороне письма находится чтение, которое выступает в качестве особого вида переводческой практики.

Наука о письме сформировалась в XVIII веке. Письменность считается необходимым условием научной объективности. Позитивисты пошли дальше, обосновывая необходимость создания единого унифицированного языка на основе языка физики.

Для трансляции знаний важны методы формализации и интерпретационные методы. Первые связаны с правом овладевать всеми возможными языками, ограничивать это законом. Второй – с утверждением, что это заставляет язык расширять свое семантическое поле.

Перевод научного знания предъявляет к языку требование быть нейтральным, отшлифовывать его, лишать индивидуальности и представлять как точное отражение бытия. Идеал такой системы выражен в мечте позитивистов о языке как копии мира. Но язык захвачен менталитетом. Язык образует сосуд традиций, обычаев, суеверий, впитывает в себя память о предках людей.

Языковой образ - это отражение естественного и искусственного мира. Это особенно заметно, когда тот или иной язык по историческим причинам становится широко распространенным в других регионах мира. Носители испанского языка, которые во время завоевания Америки оказались в новых природных и социально-экономических условиях, начали согласовывать с ними лексические значения своего языка.

Древнейший способ перевода знаний основан на теории номинального происхождения языка. По ее словам, любая сложная ситуация, такая как охота на диких животных, для ее успешного исхода требовала разделения особей на группы и их обеспечения с помощью частных операций. В психике первобытного человека сформировалась сильная рефлекторная связь между рабочей ситуацией и определенным звуком – именем.

Современный процесс трансляции научных знаний делится на три типа: личностно-номинальный, профессионально-номинальный и универсально-концептуальный.

Согласно личностно-именным правилам, человек присоединяется к общественной деятельности через вечное имя. Например, быть матерью, отцом, сыном, дочерью, старейшиной семьи, папой римским и т.д. - эти имена заставляют людей следовать программам этих социальных ролей.

Профессионально названные правила включают человека в социальную деятельность в соответствии с профессиональным компонентом, который он усваивает, подражая деятельности старших: учителя, ученика, врача, военного командира, слуги и т.д.

Универсальный концептуальный тип обеспечивает вхождение в жизнь и социальную активность в соответствии с универсальным компонентом. Опираясь на универсальный концептуальный тип, человек реализует себя, дает возможные выходы своим личностным качествам. Здесь он может говорить от имени любой профессии или любого личного имени.

Личный номинальный тип - самый старый, профессиональный тип мышления - традиционный тип культуры, более распространенный на Востоке, а Универсальный концептуальный тип - самый молодой, он характерен для европейского мышления.

Процесс трансляции научных знаний основан на коммуникационных технологиях, который проявляется в виде монолога, диалога, полилога. Существует контролируемый коммуникационный процесс, когда информация адресуется отдельным лицам, и ретинальный (латиноамериканский) процесс, когда информация отправляется набору вероятностных получателей. Также существует три типа коммуникационных стратегий - презентация (содержит сообщение о значимости конкретного предмета, процесса или события), манипуляция (предполагает передачу внешней цели выбранному субъекту и использует скрытые механизмы влияния) и конвенция (соглашение в социальных отношениях, когда субъекты выступают в качестве партнеров, помощники).

Способы трансляции научных знаний связаны с типом социальной системы. В традиционном обществе огромное место отводилось фигуре учителя, который доносил до своих учеников суть знаний, прежде всего по типу "делай, как я". Учитель нес символическую нагрузку, систему эталонных образцов, организующих многообразие знаний. Ученик должен понимать и идентифицировать значения и применять знания к своим собственным действиям.

В наше время информационные технологии оказывают значительное влияние на передачу научных знаний. Они превращают знания в информационный ресурс общества. К их преимуществам можно отнести огромный объем информации и высокую скорость ее перевода и обработки. В результате повышается уровень развития и образованности людей, повышается степень интеллектуализации общества. В то же время обилие информации и ее интерпретация затрудняют формирование единой научной картины мира. Моделирование процессов и явлений происходит без опоры на эмпирическую основу. Компьютерные технологии характеризуются анонимностью и безразличием, игровая компьютерная индустрия прививает прагматизм, разрушает моральные ценности.
1   2   3


написать администратору сайта